Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
дами поощряется у нас труд. Социалистический принцип — «от каж дого по его способностям, каждому по его труду» — является могучим стимулом на пути создания обилия материальных благ.
Одной из основных форм материального стимулирования работ ников промышленности, научно-исследовательских институтов и про ектно-конструкторских организаций, которая распространяется также и на судостроительную промышленность, является премиро вание за развитие и внедрение новой техники.
Размеры премий устанавливаются в зависимости от годового
экономического эффекта |
от применения новой |
техники (табл. |
13). |
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
Размеры премии в зависимости от годовой экономической эффективности |
|
||
Э к о н о м и ч е с к а я эффективность |
Р а з м е р ы |
п р е м и й |
|
за год, тыс. руб. |
|
До 10 |
6—25%, |
но |
не |
более 2 000 руб. |
||
10—20 |
5— 20%, |
» |
» |
» |
3 400 |
» |
20—50 |
4—17%, |
» |
» |
» |
6 000 |
» |
50—100 |
3—12%, |
» |
» |
» |
10 000 |
» |
100—500 |
2—10%, |
» |
» |
» |
35 000 |
» |
500—2000 |
1—7%, |
» |
» |
» |
80 000 |
» |
|
* |
|
|
|
|
|
2000—5000 |
0,7—4%, |
» |
» |
» |
150 000 |
» |
Свыше 5000 |
0,5—3%, |
» |
» |
» |
200 000 |
» |
За работы по созданию и внедрению новой техники премируются рабочие, руководящие инженерно-технические и научные работники и другие специалисты предприятий промышленности, научно-иссле довательских и проектно-конструкторских организаций, принимаю щие непосредственное участие в создании и внедрении новой техники. Кроме того, предусматривается премирование за передаваемые и ис пользуемые научно-технические разработки, защищенные автор скими свидетельствами или патентами на изобретение, причем суммы премий берутся в максимальных размерах по шкале экономической эффективности разработок.
188
К ч и с л у м е р о п р и я т и й п о с о з д а н и ю и в н е д р е н и ю н о в о й т е х н и к и , з а
в н е д р е н и е |
к о т о р ы х |
в ы п л а ч и в а е т с я |
п р е м и я , |
о т н о с и т с я |
р а з р а б о т к а |
|||||||
э ф ф е к т и в н ы х м е т о д о в о р г а н и з а ц и и |
|
п р о и з в о д с т в а |
и н а у ч н о й |
о р г а н и |
||||||||
з а ц и и |
т р у д а , |
п р е д у с м о т р е н н ы х |
в |
|
н а р о д н о х о з я й с т в е н н о м |
п л а н е |
и |
|||||
в у т в е р ж д е н н |
ы х в у с т а н о в л е н н о м |
|
п о р я д к е п л а н а х п о н о в о й т е х н и к е |
|||||||||
с о ю з н ы х |
р е с п у б л и к , |
г о с у д а р с т в е н н ы х о т р а с л е в ы х |
и п р о и з в о д с т в е н |
н ы х к о м и т е т о в , м и н и с т е р с т в , к р а й и с п о л к о м о в , о б л и с п о л к о м о в , п р е д
п р и я т и й и о р г а н и з а ц и й .
Предприятиям, использующим заимствованный опыт, премии за внедрение научно-технических разработок устанавливаются в раз мере до 50%-ной суммы премии, предусмотренной шкалой (а если они уже были премированы в своей отрасли, то в размере 20% от общей суммы премии). Премирование за передачу высококачественной ин формации, результаты которой используются в производстве, осу ществляется за счет экономии фонда заработной платы указанных организаций, в пределах 3% от этого фонда. Если заработки исполь зуются в интересах всей отрасли или многих предприятий, премии могут выплачиваться за счет централизованного фонда премирова ния по новой технике того министерства, на предприятиях которого внедряется научно-техническое достижение. Размеры средств, вы деляемых на премирование работников предприятий и организаций, передающих научно-технические разработки, а также сроки выплаты премий определяются в специальных договорах между предприя тиями, передающими и использующими документацию. Необходимо также указать, что имеется Постановление Совета Министров СССР
о вознаграждении авторов открытий, изобретателей и рационализа торов и о льготах для них, в котором говорится, что авторы открытий, получившие дипломы, изобретатели, получившие авторские свиде тельства, и рационализаторы, которым выданы удостоверения на рационализаторские предложения, имеют право на вознаграждение в соответствии с инструкцией о вознаграждении за открытия, изобре тения и рационализаторские предложения.
Для повышения материальной заинтересованности рабочих в сни жении трудоемкости производства и в освоении новых норм выра ботки и норм обслуживания на основе новых организационно-техни ческих мероприятий, заводам разрешается использовать часть средств от полученной при этом экономии для дополнительной оплаты труда рабочих, а также для премирования мастеров и других инженернотехнических работников, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении таких организационно-технических меро приятий.
При использовании системы премирования работников сохра няется действующий порядок премирования рабочих, ИТР и слу жащих за создание и внедрение новой техники; поставку продукции на экспорт; выпуск предметов народного потребления из отходов производства; лучшие результаты работы по итогам социалистиче ского соревнования.
В а ж н е й ш и м |
к р и т е р и е м |
о ц е н к и |
д е я т е л ь н о с т и |
п р е д п р и я т и й |
с т а |
|||
н о в и т с я |
у р о в е н ь |
в ы п о л н е н и я |
п я т и л е т н е г о |
п л а н а |
с п о г о д о в о й |
р а з |
189
бивкой. Премирование производится за достижение более высоких годовых показателей по реализации (оплаченного товарного выпуска) или прибыли и рентабельности, чем это было предусмотрено пятилет ним планом, а по росту производительности за каждый процент пре вышения плана устанавливается норматив отчисления, равный 0,5% от фонда заработной платы персонала предприятия.
Контрольные вопросы
1. Значение научно-технического прогресса в повышении эффективности производства.
2. Основные направления технического прогресса в судостроении.
3. Экономическое значение новой технологии постройки и спуска судов.
4.Основные направления механизации и автоматизации судокорпусиых работ.
5.Применение синтетических материалов в судостроении.
6.Показатели уровня механизации и автоматизации на судостроительном предприятии и методика их расчета.
7.Главнейшие типы строящихся судов в девятой пятилетке.
8. |
Метод определения экономической эффективности новой техники. |
' 9. |
Содержание и метод составления плана технического прогресса. |
10. |
Стимулирование развития и внедрения новой техники |
Г Л А В А
КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
§ 42
Концентрация производства и ее экономическое значение
Под концентрацией производства следует понимать процесс его укрупнения, сосредоточение изготовления продукции на более круп ных предприятиях. Крупное производство создает благоприятные условия для внедрения высокопроизводительного оборудования и наиболее совершенной организации производства (поточных методов, комплексной механизации и автоматизации производственных про цессов); обеспечивает экономное расходование материалов, сырья и топлива; сокращает размер постоянных расходов на единицу выпу скаемой продукции; способствует организации мощных исследова тельских лабораторий и конструкторских бюро и т. д.
190
Судостроительная промышленность дореволюционной России от личалась высокой концентрацией производства; в ее составе нахо дились такие крупные заводы, как Балтийский, Ижорский, Франко русский, «Наваль», Сормовский и др.
За годы Советской власти большая часть судостроительных пред приятий подверглась коренной реконструкции, а также были по строены новые заводы, которые обеспечили высокий уровень кон центрации.
В социалистической промышленности концентрация производ ства основывается на общественной собственности на средства произ водства и плановом характере развития. Сосредоточение управления промышленностью в руках государства, постройка новых крупных предприятий обеспечили осуществление в плановом порядке высокой концентрации производства во всех отраслях народного хозяйства и в судостроительной-промышленности, в частности.
Концентрация производства в отечественной промышленности происходит по трем основным направлениям: 1) совмещение разно родных по технологии производств на одном предприятии универ сального характера; 2) изготовление однородной продукции на спе циализированном предприятии; 3) комбинирование взаимосвязных производств на одном предприятии или в объединении.
В судостроительной промышленности развитие промышленных предприятий в основном идет по второму направлению, хотя имеются предприятия, которые унаследовали разнородность цехов с доре волюционных времен. Их продукция предназначается для удовле творения собственных потребностей или для межзаводского коопери рования.
Размер предприятия, мощность судостроительных сооружений (стапелей, доков., достроечных бассейнов), грузоподъемность крано вых средств, размер производственной площади, характер и мощ ность производственного оборудования определяются программой выпуска судов данного типа.
Специализированные верфи во многих случаях могут быть зна чительно меньше по размеру, чем комплексные заводы с той же про изводственной программой. Развитие специализированных предприя тий типа судостроительной верфи и завода судового машиностроения приводит к некоторому увеличению числа относительно средних пред приятий, которые также создаются на современной технической ос
нове, с применением прогрессивных |
технологических процессов. |
В советском судостроении крупные |
предприятия сочетаются со |
средними при сохранении общего высокого уровня концентрации по отрасли.
§ 43
Специализация производства и ее виды
Развитие современного производства основывается на обществен ном разделении труда, которое ведет к увеличению числа самостоя тельных отраслей промышленности. В работе «Развитие капитализма
191
В России» В. И. Ленин писал: «Промышленность обрабатывающая отделяется от добывающей, и каждая из них подразделяется на мелкие виды и подвиды, производящие в форме товара особые продукты и обменивающие их со всеми другими производствами. Развитие товар ного хозяйства ведет таким образом к увеличению числа отдельных и самостоятельных отраслей промышленности» Р
Специализация промышленности — обособление или выделение отраслей, выпускающих продукцию ограниченной номенклатуры (нлн части продукции), оснащенных соответствующим оборудованием и имеющих определенный технологический процесс и специализиро ванные кадры.
Специализация предприятия—■увеличение однородности выпу скаемой продукции.
Специализация в социалистической промышленности является одной из форм организации производства-, основанной на обществен ном разделении труда.
В. И. Ленин говорил, что специализация общественного труда «по самому существу своему, бесконечна — точно также, как и раз витие техники. Для того, чтобы повысилась производительность чело веческого труда, направленного, например, на изготовление какойнибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вы зывающим) применение машин и т. п.» 2.
Увеличение выпуска однородной продукции сопровождается ши рокой стандартизацией и нормализацией выпускаемых изделий, уни фикацией узлов и деталей, типизацией технологических процессов, что способствует росту производительности труда, а также сокраще нию затрат на разработку, проектирование и создание новых видов изделий и ведет к повышению общей эффективности производства.
В Директивах XXIV съезда КПСС по развитию народного хозяй ства записано, что необходимо совершенствовать структуру произ водства, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, расширять специализацию и кооперирование производства.
По однородности выпускаемой продукции, общности технологи ческих процессов и организации производства предприятия судо строительной отрасли распределяются по группам: а) судостроение — постройка судов всех типов и назначений; ремонт судов и их модер низация; б) судовое машиностроение — производство вспомогатель ных машин, механизмов и котлов, валопроводов, движителей, тепло обменных аппаратов, арматуры, дельных вещей и устройств; в) су довая электротехника и радиотехника —■производство и монтаж электротехнического оборудования кондиционирования воздуха, рас пределительных щитов, электровентиляторов, различного рода элек тро-и радиоаппаратуры; г) судовое приборостроение — изготовление
1 Л е н и н |
В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 3, с. 21. |
|
г Л ё н и н |
В. И. По |
поводу так называемого вопроса о рынках. — Поли, |
собр. соч. Изд. |
5-е, т. 1, с. |
95. |
192