Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дами поощряется у нас труд. Социалистический принцип — «от каж­ дого по его способностям, каждому по его труду» — является могучим стимулом на пути создания обилия материальных благ.

Одной из основных форм материального стимулирования работ­ ников промышленности, научно-исследовательских институтов и про­ ектно-конструкторских организаций, которая распространяется также и на судостроительную промышленность, является премиро­ вание за развитие и внедрение новой техники.

Размеры премий устанавливаются в зависимости от годового

экономического эффекта

от применения новой

техники (табл.

13).

 

 

Т а б л и ц а

13

Размеры премии в зависимости от годовой экономической эффективности

 

Э к о н о м и ч е с к а я эффективность

Р а з м е р ы

п р е м и й

 

за год, тыс. руб.

 

До 10

6—25%,

но

не

более 2 000 руб.

10—20

520%,

»

»

»

3 400

»

20—50

4—17%,

»

»

»

6 000

»

50—100

3—12%,

»

»

»

10 000

»

100—500

2—10%,

»

»

»

35 000

»

500—2000

1—7%,

»

»

»

80 000

»

 

*

 

 

 

 

 

2000—5000

0,7—4%,

»

»

»

150 000

»

Свыше 5000

0,5—3%,

»

»

»

200 000

»

За работы по созданию и внедрению новой техники премируются рабочие, руководящие инженерно-технические и научные работники и другие специалисты предприятий промышленности, научно-иссле­ довательских и проектно-конструкторских организаций, принимаю­ щие непосредственное участие в создании и внедрении новой техники. Кроме того, предусматривается премирование за передаваемые и ис­ пользуемые научно-технические разработки, защищенные автор­ скими свидетельствами или патентами на изобретение, причем суммы премий берутся в максимальных размерах по шкале экономической эффективности разработок.

188


К ч и с л у м е р о п р и я т и й п о с о з д а н и ю и в н е д р е н и ю н о в о й т е х н и к и , з а

в н е д р е н и е

к о т о р ы х

в ы п л а ч и в а е т с я

п р е м и я ,

о т н о с и т с я

р а з р а б о т к а

э ф ф е к т и в н ы х м е т о д о в о р г а н и з а ц и и

 

п р о и з в о д с т в а

и н а у ч н о й

о р г а н и ­

з а ц и и

т р у д а ,

п р е д у с м о т р е н н ы х

в

 

н а р о д н о х о з я й с т в е н н о м

п л а н е

и

в у т в е р ж д е н н

ы х в у с т а н о в л е н н о м

 

п о р я д к е п л а н а х п о н о в о й т е х н и к е

с о ю з н ы х

р е с п у б л и к ,

г о с у д а р с т в е н н ы х о т р а с л е в ы х

и п р о и з в о д с т в е н ­

н ы х к о м и т е т о в , м и н и с т е р с т в , к р а й и с п о л к о м о в , о б л и с п о л к о м о в , п р е д ­

п р и я т и й и о р г а н и з а ц и й .

Предприятиям, использующим заимствованный опыт, премии за внедрение научно-технических разработок устанавливаются в раз­ мере до 50%-ной суммы премии, предусмотренной шкалой (а если они уже были премированы в своей отрасли, то в размере 20% от общей суммы премии). Премирование за передачу высококачественной ин­ формации, результаты которой используются в производстве, осу­ ществляется за счет экономии фонда заработной платы указанных организаций, в пределах 3% от этого фонда. Если заработки исполь­ зуются в интересах всей отрасли или многих предприятий, премии могут выплачиваться за счет централизованного фонда премирова­ ния по новой технике того министерства, на предприятиях которого внедряется научно-техническое достижение. Размеры средств, вы­ деляемых на премирование работников предприятий и организаций, передающих научно-технические разработки, а также сроки выплаты премий определяются в специальных договорах между предприя­ тиями, передающими и использующими документацию. Необходимо также указать, что имеется Постановление Совета Министров СССР

о вознаграждении авторов открытий, изобретателей и рационализа­ торов и о льготах для них, в котором говорится, что авторы открытий, получившие дипломы, изобретатели, получившие авторские свиде­ тельства, и рационализаторы, которым выданы удостоверения на рационализаторские предложения, имеют право на вознаграждение в соответствии с инструкцией о вознаграждении за открытия, изобре­ тения и рационализаторские предложения.

Для повышения материальной заинтересованности рабочих в сни­ жении трудоемкости производства и в освоении новых норм выра­ ботки и норм обслуживания на основе новых организационно-техни­ ческих мероприятий, заводам разрешается использовать часть средств от полученной при этом экономии для дополнительной оплаты труда рабочих, а также для премирования мастеров и других инженернотехнических работников, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении таких организационно-технических меро­ приятий.

При использовании системы премирования работников сохра­ няется действующий порядок премирования рабочих, ИТР и слу­ жащих за создание и внедрение новой техники; поставку продукции на экспорт; выпуск предметов народного потребления из отходов производства; лучшие результаты работы по итогам социалистиче­ ского соревнования.

В а ж н е й ш и м

к р и т е р и е м

о ц е н к и

д е я т е л ь н о с т и

п р е д п р и я т и й

с т а ­

н о в и т с я

у р о в е н ь

в ы п о л н е н и я

п я т и л е т н е г о

п л а н а

с п о г о д о в о й

р а з ­

189


бивкой. Премирование производится за достижение более высоких годовых показателей по реализации (оплаченного товарного выпуска) или прибыли и рентабельности, чем это было предусмотрено пятилет­ ним планом, а по росту производительности за каждый процент пре­ вышения плана устанавливается норматив отчисления, равный 0,5% от фонда заработной платы персонала предприятия.

Контрольные вопросы

1. Значение научно-технического прогресса в повышении эффективности производства.

2. Основные направления технического прогресса в судостроении.

3. Экономическое значение новой технологии постройки и спуска судов.

4.Основные направления механизации и автоматизации судокорпусиых работ.

5.Применение синтетических материалов в судостроении.

6.Показатели уровня механизации и автоматизации на судостроительном предприятии и методика их расчета.

7.Главнейшие типы строящихся судов в девятой пятилетке.

8.

Метод определения экономической эффективности новой техники.

' 9.

Содержание и метод составления плана технического прогресса.

10.

Стимулирование развития и внедрения новой техники

Г Л А В А

КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 42

Концентрация производства и ее экономическое значение

Под концентрацией производства следует понимать процесс его укрупнения, сосредоточение изготовления продукции на более круп­ ных предприятиях. Крупное производство создает благоприятные условия для внедрения высокопроизводительного оборудования и наиболее совершенной организации производства (поточных методов, комплексной механизации и автоматизации производственных про­ цессов); обеспечивает экономное расходование материалов, сырья и топлива; сокращает размер постоянных расходов на единицу выпу­ скаемой продукции; способствует организации мощных исследова­ тельских лабораторий и конструкторских бюро и т. д.

190

Судостроительная промышленность дореволюционной России от­ личалась высокой концентрацией производства; в ее составе нахо­ дились такие крупные заводы, как Балтийский, Ижорский, Франко­ русский, «Наваль», Сормовский и др.

За годы Советской власти большая часть судостроительных пред­ приятий подверглась коренной реконструкции, а также были по­ строены новые заводы, которые обеспечили высокий уровень кон­ центрации.

В социалистической промышленности концентрация производ­ ства основывается на общественной собственности на средства произ­ водства и плановом характере развития. Сосредоточение управления промышленностью в руках государства, постройка новых крупных предприятий обеспечили осуществление в плановом порядке высокой концентрации производства во всех отраслях народного хозяйства и в судостроительной-промышленности, в частности.

Концентрация производства в отечественной промышленности происходит по трем основным направлениям: 1) совмещение разно­ родных по технологии производств на одном предприятии универ­ сального характера; 2) изготовление однородной продукции на спе­ циализированном предприятии; 3) комбинирование взаимосвязных производств на одном предприятии или в объединении.

В судостроительной промышленности развитие промышленных предприятий в основном идет по второму направлению, хотя имеются предприятия, которые унаследовали разнородность цехов с доре­ волюционных времен. Их продукция предназначается для удовле­ творения собственных потребностей или для межзаводского коопери­ рования.

Размер предприятия, мощность судостроительных сооружений (стапелей, доков., достроечных бассейнов), грузоподъемность крано­ вых средств, размер производственной площади, характер и мощ­ ность производственного оборудования определяются программой выпуска судов данного типа.

Специализированные верфи во многих случаях могут быть зна­ чительно меньше по размеру, чем комплексные заводы с той же про­ изводственной программой. Развитие специализированных предприя­ тий типа судостроительной верфи и завода судового машиностроения приводит к некоторому увеличению числа относительно средних пред­ приятий, которые также создаются на современной технической ос­

нове, с применением прогрессивных

технологических процессов.

В советском судостроении крупные

предприятия сочетаются со

средними при сохранении общего высокого уровня концентрации по отрасли.

§ 43

Специализация производства и ее виды

Развитие современного производства основывается на обществен­ ном разделении труда, которое ведет к увеличению числа самостоя­ тельных отраслей промышленности. В работе «Развитие капитализма

191


В России» В. И. Ленин писал: «Промышленность обрабатывающая отделяется от добывающей, и каждая из них подразделяется на мелкие виды и подвиды, производящие в форме товара особые продукты и обменивающие их со всеми другими производствами. Развитие товар­ ного хозяйства ведет таким образом к увеличению числа отдельных и самостоятельных отраслей промышленности» Р

Специализация промышленности — обособление или выделение отраслей, выпускающих продукцию ограниченной номенклатуры (нлн части продукции), оснащенных соответствующим оборудованием и имеющих определенный технологический процесс и специализиро­ ванные кадры.

Специализация предприятия—■увеличение однородности выпу­ скаемой продукции.

Специализация в социалистической промышленности является одной из форм организации производства-, основанной на обществен­ ном разделении труда.

В. И. Ленин говорил, что специализация общественного труда «по самому существу своему, бесконечна — точно также, как и раз­ витие техники. Для того, чтобы повысилась производительность чело­ веческого труда, направленного, например, на изготовление какойнибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вы­ зывающим) применение машин и т. п.» 2.

Увеличение выпуска однородной продукции сопровождается ши­ рокой стандартизацией и нормализацией выпускаемых изделий, уни­ фикацией узлов и деталей, типизацией технологических процессов, что способствует росту производительности труда, а также сокраще­ нию затрат на разработку, проектирование и создание новых видов изделий и ведет к повышению общей эффективности производства.

В Директивах XXIV съезда КПСС по развитию народного хозяй­ ства записано, что необходимо совершенствовать структуру произ­ водства, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, расширять специализацию и кооперирование производства.

По однородности выпускаемой продукции, общности технологи­ ческих процессов и организации производства предприятия судо­ строительной отрасли распределяются по группам: а) судостроение — постройка судов всех типов и назначений; ремонт судов и их модер­ низация; б) судовое машиностроение — производство вспомогатель­ ных машин, механизмов и котлов, валопроводов, движителей, тепло­ обменных аппаратов, арматуры, дельных вещей и устройств; в) су­ довая электротехника и радиотехника —■производство и монтаж электротехнического оборудования кондиционирования воздуха, рас­ пределительных щитов, электровентиляторов, различного рода элек­ тро-и радиоаппаратуры; г) судовое приборостроение — изготовление

1 Л е н и н

В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 3, с. 21.

г Л ё н и н

В. И. По

поводу так называемого вопроса о рынках. — Поли,

собр. соч. Изд.

5-е, т. 1, с.

95.

192