Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

систем управления судном, гидроакустических станций, морских приборов, штурманского и навигационного оборудования.

В промышленности существуют три основных вида специализа­ ции: предметная, подетальная и технологическая, или стадийная. Имеется еще четвертый вид — специализация вспомогательного про­ изводства.

Предметная специализация — специализация предприятия по за­ конченной изготовлением продукции (по номенклатуре или по ас­ сортименту), например: судно, автомобиль, самолет, их отдельные

типы по размерам,

назначению.

позволяет широко использовать

Специализация

предприятия

в производстве стандартизацию,

унификацию и нормализацию.

Подетальная специализация — специализация предприятия по производству деталей, узлов, подшипников, шестерен, пружин, ре­ дукторов, арматуры и др.

Технологическая специализация (стадийная) означает организацию производства по технологическому принципу по стадиям: заготови­ тельной, обрабатывающей и сборочной, так как технологический про­ цесс создания любой машины состоит из этих стадий. Например, предприятие, специализирующееся на заготовительном производстве, изготовляет отливки, поковки, штамповки.

Предприятие машиностроительного профиля обычно занято обра­ боткой заготовок и сборкой. Однако имеются и специальные сбороч­ ные предприятия, которые заняты только сборкой, притом из деталей, изготовленных на другом предприятии.

Специализация вспомогательного производства включает в себя специализированные предприятия и цехи заводов по изготовлению инструмента, оснастки, крепежа, электродов и ремонта оборудования по видам и маркам.

В процессе технической реконструкции судостроительной про­ мышленности была осуществлена узкая специализация многих судо­ строительных предприятий, в частности переход от мелкосерийной к крупносерийной постройке судов в годы первых пятилеток и осо­ бенно в послевоенные годы. В настоящее время судостроение идет по пути дальнейшей специализации производства.

В судостроительной промышленности преобладает предметная и подетальная специализация. Признаком предметной специализации верфи является постройка закрепленных за ней планом типов судов, а на машиностроительных предприятиях — изготовление опре­ деленной номенклатуры машин, механизмов и судового оборудо­ вания.

На судостроительном заводе, располагающем корпусными, меха­ ническими, деревообделочными, достроечными, заготовительными и другими цехами, предметная специализация осуществляется по типам судов и по видам судовых машин и оборудования, изготовляемых как для собственных нужд, так и для других судостроительных пред­ приятий.

По мере расширения старых и строительства новых машинострои­ тельных заводов, специализирующихся на изготовлении унифициро­

13 С. П. Логинов .

193


ванных судовых механизмов и оборудования уровень специализации в судостроении будет возрастать.

Специализация верфей, заводов и машиностроительных произ­ водств преследует общую цель — создание условий для эффектив­ ного крупносерийного производства.

Специализация судостроительных предприятий развивается в на­ правлении ограничения числа типов одновременно строящихся су­ дов, создания в пределах судостроительного района специализиро­ ванных вспомогательных производств, например по малярно-изоля­ ционным работам, изготовлению стандартных и нормализованных или унифицированных механизмов, деталей трубопроводов, дельных вещей, мебели и инструмента. Специализация отдельных видов вспо­ могательных производств будет сопровождаться подчинением их основному производству. Это даст возможность повысить роль спе­ циализированных цехов завода и вновь создаваемых специализиро­ ванных предприятий, внедрить средства механизации и автомати­ зации, а также усовершенствовать управление производством.

Постройка судов определенных типов на специализированных верфях позволяет установить определенный производственный про­ филь для каждого предприятия.

При выборе типов судов исходят из потребностей народного хозяй­ ства. На основе научно-экономических исследований в перспективном плане развития флота для улучшения качества, снижения себестои­ мости, сокращения сроков постройки судов и уменьшения затрат по их эксплуатации предусмотрены: типизация судов — сокращение числа типов с повышением серийности их постройки, унификация типоразмеров судовых механизмов с установлением мощиостных ря­ дов, стандартизация судового оборудования, систем, устройств, дельных вещей и т. п.

При закреплении типов судов за судостроительными предприя­ тиями и определении их специализации учитывают следующие основ­ ные производственно-технические характеристики: а) возможности стапелей (размеры стапелей, доков или иных построечных мест, макси­ мально допустимую нагрузку на спусковые устройства); б) мощность и характер корпусообрабатывающего оборудования; в) размеры про­ изводственных площадей, используемых для достапельной сборки секций и блоков, а также грузоподъемность кранового оборудования на местах предварительной сборки; г) условия достройки судов на плаву (размеры и глубина примыкающей акватории, грузоподъем­ ность-крановых средств, применяемых для работ в достроечном бас­ сейне).

При сосредоточении изготовления однородных изделий на огра­ ниченном числе предприятий повышается серийность их производ­ ства, что позволяет шире применять современную прогрессивную технологию, средства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; создаются лучшие условия для внедре­ ния передовых методов управления производством и его планиро­ вания с использованием экономико-математических методов и элек­ тронной вычислительной техники, более широкого применения авто-

194


матизированного оборудования в основных процессах корпусного производства — в резке металла, сварке корпусных конструкций и т. п.; упрощается нормирование расхода материальных ресурсов; сокращается объем плановой и технической документации.

На верфях установку и монтаж судового оборудования осуще­ ствляют специализированные монтажные бригады. В цехах предвари­ тельно изготовляют монтажные узлы в целях сокращения объема достроечных работ непосредственно на судах. Все это значительно ускоряет, а следовательно и удешевляет, процессы наладки механиз­ мов и систем и испытания судов.

' Таким образом, специализация коренным образом изменяет ме­ тоды организации и технологию судостроения; она позволяет эффек­ тивно применять поточные методы производства, что особенно важно при крупносерийной постройке судов. Крупносерийное производство обеспечивает стабильность и ритмичность производственного цикла на судостроительном предприятии и, следовательно, облегчает работу материально-технической службы по обеспечению завода необходи­ мыми материалами и полуфабрикатами, позволяет более широко их унифицировать, что создает условия для ограничения числа заво- дов-поставщиков для лучшей организации и планирования мате­ риально-технического снабжения.

В отличие от верфей, на предприятиях судового машиностроения тип судна (для которого производится продукция) не может являться признаком специализации производства, так как даже самое неболь­ шое морское самоходное судно комплектуется машинами и обору­ дованием многих наименований. Поэтому признаком предметной специализации для предприятия судового машиностроения является характер, назначение судового оборудования, а задачей специали­ зированного предприятия — изготовление оборудования одного или нескольких видов независимо от типа судов, для которых это обору­ дование будет предназначаться.

В советском судостроении наблюдается формирование специали­ зированных крупных заводов по изготовлению определенных типов энергетических установок и оборудования, например, заводы для производства мощных газотурбинных установок (ГТУ) для судов пер­ спективной постройки.

Предприятия судового машиностроения специализируются с уче­ том следующих показателей: а) характера и мощности станочного оборудования; б) размеров сборочных площадей и грузоподъемности кранов, производительности основного оборудования заготовитель­ ных (литейных, кузнечных) цехов; в) характеристики стендов для испытаний машин.

При специализации верфей и комплексных заводов важное зна­ чение имеют производственный опыт и квалификация рабочих и инженерно-технических работников.

В дальнейшем развитие специализации предполагается в направ­ лении создания новых специализированных предприятий по по­ стройке судов, судовых энергетических установок, оборудования, систем и устройств с приданием им конструкторских бюро и научных

13*

-

195


лабораторий. Высвобожденные от несвойственных им многономен­ клатурных заказов, эти предприятия будут иметь более высокие эко­ номические технологические и технические результаты.

§ 44

Показатели уровня специализации и ее экономическая эффективность

Для оценки уровня специализации в судостроении и судовом ма­ шиностроении по отрасли, и по отдельному предприятию можно при­ менять следующие основные показатели:

1.

Удельное значение судостроительных заказов по валовой про­

дукции или по трудоемкости в общем объеме производства отрасли

или предприятия, характеризующее уровень специализации'

и

степень

однородности производства:

 

 

П0

 

 

Пос + Пп 100,

 

где Лос — продукция основная (в отпускных ценах или в единицах

трудоемкости); Яп— прочая продукция.

 

2.

Количество типов судов, типоразмеров судового энергетиче­

ского оборудования или групп более мелких изделий, одновременно находящихся в производстве на одном предприятии. Чем меньше ти­ пов судов, или технологически однородных групп машин, или обору­ дования выпускает судостроительный завод, тем выше уровень его специализации. Так, если один завод выпускает танкеры, буксиры и плавучие рыбоконсервные заводы, а второй — рыбоморозильные траулеры трех или более типов, различающихся только по грузо­ подъемности и скорости хода, то удельное значение специализации на втором заводе является более высоким в связи с конструктивной однотипностью и технологической однородностью выпускаемой про­ дукции.

Для характеристики уровня специализации внутри судострои­ тельного предприятия, кроме приведенных общих, можно исполь­ зовать некоторые частные показатели, как например, количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий, удельное значение передовых технологических методов и. прогрессивного оборудования и др.

Специализированное производство в судостроении и судовом ма­ шиностроении по сравнению с универсальным производством имеет повышенную экономическую эффективность, которая определяется:

а) увеличением объема производства при полном использовании оборудования и других мощностей; б) снижением трудоемкости и повышением производительности труда; в) уменьшением себестои­ мости постройки судна; г) сокращением производственного цикла, что в свою очередь снижает затраты на постройку судна и накладные расходы; д) улучшением качества изделий; е) возможностью более широкого использования достижений современной науки и техники и передового опыта других предприятий; ж) повышением уровня

196


механизации производствённых процессов, благодаря чему рабочие освобождаются от тяжелого физического труда и т. д.

Ниже приведены примеры, показывающие, насколько существен­ ным резервом для снижения трудоемкости и себестоимости является увеличение серийности выпускаемой продукции на специализиро­ ванных предприятиях. Если трудоемкость изготовления головного танкера грузоподъемностью 7000 т принять за 100%, то трудоемкость, например, 30-го судна составит только 44% от нее. При большей серийности постройки экономическая эффективность еще более воз­ растет. При постройке 120-го буксира, например, мощностью 800 л. с. трудоемкость работ снизилась до 29%. Приблизительно так же умень­ шается себестоимость постройки других типов судов, что позволяет снизить расходы по эксплуатации, так как уменьшаются отчисления на амортизацию судна, которые составляют значительный процент этих расходов.

Массовое производство комплектующих изделий на специализиро­ ванном предприятии или в цехах заводов обеспечивает высокий эко­ номический эффект, позволяя окупать в короткое время капиталь­ ные затраты по подготовлению оборудования и оснастки. Например, 1 т фланцев, выпущенных специализированным заводом, находя­ щимся в Приморском крае, составляла 1700 руб., а расходы на пере­ возку их в Ленинград по железной дороге были равны 100 'руб. за 1 т. В то же время производство этих фланцев на неспециализиро­ ванном предприятии в Ленинграде для нужд ленинградских заводов обходилось в 2500 руб. за 1 т, что было крайне невыгодно.

Углубление специализации в судостроении и проведение других рациональных мер значительно повысили экономическую эффектив­ ность производства на многих участках судового машиностроения. Например, трудоемкость изготовления судовых паровых котлов сни­ зилась в 4 раза, вспомогательных судовых механизмов — в 2—3 раза, а судовой арматуры — в 4—6 раз. Себестоимость главных судовых двигателей, изготовляемых крупными сериями, снизилась в не­ сколько раз по сравнению с себестоимостью в условиях мелкосерий­ ного производства, а себестоимость вспомогательных механизмов в 3—4 раза, насосов — в 2,8 раза, компрессоров в 2—2,5 раза.

Специализированное изготовление судового оборудования яв­ ляется значительно более эффективным, чем изготовление его на верфи для собственных нужд. Экономия от снижения себестоимости судового оборудования при специализированном серийном произ­ водстве в значительной степени превышает дополнительные затраты на перевозку изделий, поставляемых в порядке кооперирования, В связи с этим изготовление отдельных видов судового оборудования рулевых машин, гидравлических механизмов, турбонасосов, шпилейі лебедок, гребных валов, судовой мебели, дельных вещей (иллюмина­ торов, дверей, крышек, арматуры) и т. д. — должно все более со­ средоточиваться на заводах, имеющих специализированные цехи или участки.

Дальнейшая специализация предприятий имеет целью получение наибольшей экономической эффективности и повышение выпуска

197