Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
судостроительной продукции высокой надежности при наименьших затратах. Необходимо добиваться создания специализированных за водов для централизованного изготовления агрегатов, узлов идеталей массового применения и снятия их с производства верфей и заводов судового машиностроения.
§ 45
Производственное кооперирование
Производственное кооперирование в социалистической промыш ленности представляет собой планово организованную производ ственную связь между предприятиями для совместного участия в со здании сложных изделий, например таких, как современное судно.
Кооперирование следует отличать от материально-технического снабжения, к которому относятся поставки сырья, материалов, полу фабрикатов, топлива и стандартных покупных изделий без учета конкретных потребителей и условий на поставку.
Вкапиталистической экономике кооперирование, как планово организационная связь между предприятиями, отсутствует. Суще ствующая там система производственных связей носит рыночный характер. Во время кризисов и депрессий эти связи между отдель ными капиталистическими фирмами, если они не входят в монопо листические объединения, как правило, нарушаются.
Врусском дореволюционном судостроении кооперирование было развито слабо. Широкое развитие оно получило только в советское время. И сейчас удельное значение стоимости выполняемых в по рядке кооперирования контрагентных поставок и монтажных работ
вобщих затратах по постройке судна является значительным и со ставляет 30—40% и более.
Всудостроении применяются различные виды кооперирования: а) внутрирайонное, когда организация производственных связей меж ду предприятиями осуществляется в рамках одного экономического района (например, Ленинградского,- Черноморского и др.); б) меж районное — при наличии связей между предприятиями нескольких экономических районов; в) внутриотраслевое, или межзаводское, кооперирование (М3К) (в одной судостроительной отрасли); г) меж отраслевое, связывающее предприятия различных отраслей, напри мер судостроительной и машиностроительной.
Эти формы кооперирования позволяют использовать большие экономические преимущества специализации производства.
Так, благодаря всестороннему развитию машиностроения судо строительные предприятия имеют возможность получать в порядке межотраслевого и межзаводского кооперирования все виды много численного судового оборудования й машин.
Показателями, характеризующими степень кооперирования, яв ляются: а) количество предприятий, кооперирующихся с конкретным заводом (раздельно по предприятиям-поставщикам и предприятиямзаказчикам); б) доля стоимости готовой продукции, полуфабрикатов
иизделий, поступающих в порядке кооперирования, в общей себе
198
стоимости постройки судна; в) соотношение различных видов коопе рирования (межрайонного, внутрирайонного, .межотраслевого, вну триотраслевого — межзаводского).
В судостроительной промышленности различают также коопери рование между предприятиями по характеру поставок или работ:
1.По производству заготовок. В судостроении и судовом маши ностроении применяют чугунное, стальное и цветное литье; широко используют различные виды поковок и штампованных металлических изделий. Все более широко применяют изделия из синтетических материалов. Тенденция развития такого кооперирования заключается
всосредоточении изготовления отдельных видов заготовок на круп ных специализированных предприятиях или в цехах машинострои тельных заводов.
2.По изготовлению судовой арматуры. Производство судовой арматуры занимает значительное место в общей трудоемкости по стройки судна. Значительная часть станочного оборудования судо строительных предприятий загружена изготовлением арматуры, по скольку потребность в ней возникает уже на первых этапах постройки судна и сохраняется до окончания его монтажа. Стандартизация и унификация судовой арматуры, создание специализированных арма турных предприятий и цехов позволили наладить крупносерийное ее, производство.
3.По поставкам судовых механизмов. Главные судовые энерге тические установки и различного рода электрооборудование обычно изготовляются на предприятиях машиностроительной и электро технической промышленности и поступают на судостроительные за воды по планам межотраслевого кооперирования. Вспомогательные судовые механизмы в значительной части производятся на предприя тиях судостроительной промышленности и являются объектом вну триотраслевого (межзаводского) кооперирования. В целях органи зации серийного производства судовых механизмов их группируют
по назначению (рулевые машины, механизмы машинно-котельных отделений, палубные механизмы и т. п.) и по принципу действия (поршневые, турбинные, дизельные). Это облегчает специализацию отдельных предприятий на изготовлении однотипных или родствен ных типов судовых механизмов.
4. По постройке корпуса. На практике загрузка корпусных це хов верфи обычно обусловливается стапельным расписанием. При постройке судов с длительным стапельным периодом производствен ные мощности этих цехов могут оказаться загруженными непол ностью. Поэтому серийное изготовление секций и блоков для других судостроительных предприятий в порядке кооперирования может повысить использование . производственных мощностей корпусных цехов верфи.
Применение кооперирования в корпусостроении возможно не только внутри судостроительной отрасли, но и с другими отраслями промышленности (например, кооперирование с металлургической промышленностью по изготовлению секций судов на металлурги
199
ческих предприятиях). Так, для ленинградских судостроительных заводов, при определенных условиях, целесообразно было бы изго товлять некоторые секции или отдельные конструкции корпусов на Череповецком металлургическом комбинате. Хорошие перспективы для этого появились с вступлением в строй Волго-Балтийского ка нала. Практика мирового судостроения подтверждает возможность данной формы кооперирования. Например, в США в период осуще ствления большой судостроительной программы военного времени (1939—1944 гг.), судовые конструкции изготовлялись на металлурги ческих заводах Бирмингема и доставлялись водным путем и авто транспортом на судостроительные предприятия, расположенные в Но вом Орлеане, на расстоянии 360 миль. Кооперирование судострои тельных заводов с металлургическими предприятиями исключает перевозку той части материалов, которая идет в отходы при изго товлении секций и конструкций (отходы иногда достигают 20% от общего веса потребляемого з судостроении металла). Аналогично этому может успешно осуществляться поставка некоторых видов судового оборудования, смонтированного в блоках.
5. Кооперирование в области различных монтажных работ между судостроительными и специализированными монтажными предприя тиями по видам судового оборудования (монтаж механического и электромеханического оборудования, приборов, средств связи). На таких специализированных предприятиях накапливается опыт по монтажу сложного оборудования, концентрируются квалифициро ванные кадры монтажников, что способствует сокращению сроков монтажных работ .на судостроительных заводах. В. отдельных слу чаях поставщики осуществляют ответственное руководство по мон тажу своего оборудования непосредственно на судах. Такие работы называются шефмонтажными.
6. Кооперирование в области совместной постройки судов между двумя (или несколькими) судостроительными предприятиями, харак теризуется перемещением судна в процессе постройки с одного пред приятия на другое. Например, корпус строят на одном предприятии, а монтаж и достройку производят на другом. Такое кооперирование возможно, когда одно предприятие обладает мощными стапельными средствами и корпусными цехами, а другое — более развитыми мощ ностями по монтажу и достройке судов.
Совместную постройку судна можно осуществлять также в виде так называемой разборной постройки, в два этапа: на первом этапе будет производиться полное изготовление и пробный монтаж судна с последующей разборкой и отправкой к месту достройки, на втором — окончательная сборка, спуск на воду и испытание. Несмотря на по вторение операций в сборке и монтаже, разборный метод в ряде случаев при серийной постройке оказывается экономически целе сообразнее. Поставки судов в разобранном виде осуществляются главным образом в районы, не располагающие судостроительными мощностями, но имеющими потребность в судах.
Экономическое значение кооперирования состоит в том, что по ставки, получаемые судостроительными предприятиями, при этом
2оо
ТАНКЕР С ПАРОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ
s
CU
сО)
о
о
я
д
о
«
а
g
*
Д
Оси
Sси а>
с
о
о
X
н
о
*
Д
к |
.г |
g o rt |
||
« н о . |
I |
£ |
Д |
|
□а |
bs то |
|
Д |
О |
|
Д |
|||
|
|
с о |
3 |
га |
|
|
. |
я |
т |
|
|
|
|
|
то3 3 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
а, ь со |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
>>я 2 |
а |
|
|
t , |
|
|||
|
о |
|
|
|
н я м |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Да; |
|
|
|
|
I —» о к |
|||||
|
Ü Я) |
|
|
S |
|
Д |
|
m |
|
|
|
|
|
|
О |
X |
|
* |
° |
„аЗ Q с о д |
|||||||
|
|
н 2 с |
|
|
|
|
|
— |
►*. w |
||||
|
Е |
|
я 2 mд e? |
||||||||||
|
га |
|
Я |
|
IO® |
1 » |
|
||||||
|
„ |
|
|
и X |
|
а . |
|
2 |
О |
|
=С |
||
|
ш ѵо |
X |
|
|
|
|
|
s |
|||||
|
«ООЗ |
|
н n |
г=( Н |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
a |
|
«к CU |
|||||
|
|
|
|
|
Ю |
н |
|
*S- О |
|||||
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
и t о |
|||
|
|
|
|
|
|
я о 2 |
|||||||
|
Д |
“ * К SU |
<D |
f=f |
-а |
|
|
о |
|||||
|
Ч-- |
|
|
|
|
sf >» я соS о |
|||||||
|
|
|
|
|
|
с |
о |
|
|
|
я |
|
|
|
А§ _-Э о § |
|
О |
|
|
|
|||||||
|
а н н а |
§ э |
|
ш |
|
|
|
|
|||||
|
|
С Sffl Q.O |
О |
|
о |
|
|
||||||
|
си |
|
|
|
|
о " |
|
U |
|
Сик |
|
||
|
0 э Е |
|
|
|
Е- |
|
|
||||||
|
1 Я! і |
5 1 |
о о |
|
|
||||||||
|
К Я |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
а з |
|
|
|
||||
|
а, g |
|
|
|
г>■»я |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
4) |
Л |
е=С |
||||||
|
|
|
я я ^ |
° |
|
Д |
|||||||
|
|
|
|
ТОо |
|
|
|
|
~a |
^ |
О |
||
|
|
|
|
|
я 2 |
I |
|
|
|||||
|
|
|
|
с с |
|
| | |
|
|
|
|
|||
|
43 Ч |
|
то m |
|
Я |
FC |
|
|
Д |
||||
|
|
|
шОI |
і: |
|||||||||
|
си - |
С |
О |
|
|
|
|
|
|
2 д |
|||
|
а> |
S |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
s 3 г аО g g и |
||||||||||||
|
2 tt- = o S 5 s §Ь- |
||||||||||||
|
то3 |
|
г- fc о°ьсс 0.3 |
л |
|||||||||
|
S С |
|
^ га « о , , и я е |
||||||||||
|
С Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
О |
_J* |
|
|
А |
|
то |
|
|
|
с |
! « 5 |
|
5&Й 3 |
5 |
и н к |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
І а * |
|||||||
3 |
о |
S |
|
|
я о |
O H |
« |
|
|
||||
|
|
ь-& |
|
|
|
|
|
s ч д |
|||||
S s § |
Е |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
о д |
д |
|
|
|
|
||||||
со о |
Я |
|
- я Я |
|
|
|
к |
**• |
rtI I—■ |
||||
S |
|
|
д |
|
|
£ g .“ |
|
Д |
|||||
|
Я |
сц |
ZTо |
- |
|
о 3 |
|||||||
И |
м - |
|
Си Д |
|
0.5 £ |
|
|||||||
|
|
S |
s |
|
|
s |
|
g- s |
|||||
g IS |
о F н |
S g s |
|
||||||||||
* £»я |
в |
2 |
|
а |
|
я а |
|||||||
< |
É4, ш |
I |
то |
|
|
|
Bg. |
||||||
|
|
2§■ |
то* |
а.® С |
|
с |
|||||||
|
|
о.§ |
К ®н |
|
Д |
э |
|||||||
|
|
t>>oд |
a s |
|
|
н |
|
||||||
|
|
3 § |
®и - |
3 я |
|||||||||
|
|
|
|
9- о. я |
|||||||||
|
|
О |
н |
|
|
с |
я о |
||||||
|
|
д g |
&§ |
СI яд кси |
5 Й |
||||||||
|
|
Д и |
|
|
^ Н X |
||||||||
|
|
си. . |
а |
|
|
д' |
о £ |
|
|
||||
|
|
д 3 |
|
|
|
|
|
|
|
ä g |
|||
|
|
к Й д \о Я К е |
|
|
|||||||||
|
|
Uси |
си о |
|
|
|
|
|
_ |
|
|||
|
|
hs* нss |
|
||||||||||
|
|
ч >■ |
|
||||||||||
|
|
|
н § <и |
|
е-< |
|
я о |
|
|||||
ч я |
я д о Ц |
.^ |
|
|
|
||||||||
Д |
4) о* |
а |
|
||||||||||
|
|
д Я |
|
|
а |
|
|
||||||
Ф и я 5 с |
то |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
я я со |
|
|
||||||||||
|
|
|
со |
>» |
|
|
|
|
|
ЕА |
|
а§ *s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Я |
^ |
|
|
Р |
||
|
|
|
|
|
|
|
е- о |
|
|
|
|
||
|
|
|
X £*.£ |
а и |
|
н s ? ь |
|||||||
|
|
|
си о |
|
|||||||||
I |
S» |
|
|
нК |
|
|
|
ТО СО |
|||||
|
|
|
|
. с |
1нд |
|
Ч о о-Я 5 |
||||||
= |
то |
з |
|
|
|
|
я л |
|
|
|
|
||
£ г |
д |
|
|
|
|
. - „ C o g s |
|||||||
|
|
|
|
w |
а: е |
и» |
с s |
||||||
|
|
|
|
|
|
ж |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
o-'S ЙE-« |
|
|||||||
|
|
|
|
Я |
Я я g g О я 3 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р и с . 9. Примерная схема производственного кооперирования при постройке танкера.
201
принимают вид контрагентской продукции и представляют собой самостоятельную статью в калькуляции себестоимости.
Кооперированные поставки по важнейшим проектам судов опре деляются проектными организациями в виде заказных ведомостей, утверждаются правительством и реализуются заводами-строителями. Заводы, заключившие договоры с поставщиками оборудования, аппа ратуры, приборов, следят за своевременной их поставкой.
Роль планового кооперирования социалистических предприятий, так же как и специализации, возрастает с расширением масштабов производства, повышением использования производственных мощ ностей и приводит к улучшению экономических показателей произ водственной деятельности предприятий.
Примерная схема производственного кооперирования в судострое нии показана на рис. 9.
§ 46
Планирование специализации и кооперирования
Специализацию и кооперирование отраслей промышленности и от дельных предприятий планируют исходя из конкретных условий. Формы специализации и кооперирования подбирают такие, которые позволяли бы получать наиболее высокие экономические и техни ческие показатели производства. При этом подсчитывают экономию общественного труда в масштабе всего народного хозяйства и от расли.
План специализации и кооперирования в судостроении является органической частью производственной программы, он тесно связан с планами развития и внедрения новой техники, капитального строи тельства, а также материально-технического снабжения. В совре менных условиях планирование специализации и кооперирования приобрело особо важное значение.
Планы развития специализации и кооперирования судострои тельной промышленности разрабатываются Министерством и находят свое отражение в утверждаемых правительством планах по судо строению.
Исходной базой планирования с п е ц и а л и з а ц и и предприя тий судостроительной промышленности является потребность народ ного хозяйства в судах и плавучих сооружениях.
Специализацию судостроительных предприятий на предстоящий плановый период устанавливают при разработке перспективной про изводственной программы. При этом детально изучают производ ственные мощности предприятий, их технико-экономические показа тели при постройке судов различных типов, учитывают производ ственный опыт.
Развитие и совершенствование типов судов в отечественном судо строении происходит непрерывно. Качественные показатели их все время возрастают. В судостроительной промышленности осуще ствляется специализация предприятий по групповому признаку —
202