Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судостроительной продукции высокой надежности при наименьших затратах. Необходимо добиваться создания специализированных за­ водов для централизованного изготовления агрегатов, узлов идеталей массового применения и снятия их с производства верфей и заводов судового машиностроения.

§ 45

Производственное кооперирование

Производственное кооперирование в социалистической промыш­ ленности представляет собой планово организованную производ­ ственную связь между предприятиями для совместного участия в со­ здании сложных изделий, например таких, как современное судно.

Кооперирование следует отличать от материально-технического снабжения, к которому относятся поставки сырья, материалов, полу­ фабрикатов, топлива и стандартных покупных изделий без учета конкретных потребителей и условий на поставку.

Вкапиталистической экономике кооперирование, как планово организационная связь между предприятиями, отсутствует. Суще­ ствующая там система производственных связей носит рыночный характер. Во время кризисов и депрессий эти связи между отдель­ ными капиталистическими фирмами, если они не входят в монопо­ листические объединения, как правило, нарушаются.

Врусском дореволюционном судостроении кооперирование было развито слабо. Широкое развитие оно получило только в советское время. И сейчас удельное значение стоимости выполняемых в по­ рядке кооперирования контрагентных поставок и монтажных работ

вобщих затратах по постройке судна является значительным и со­ ставляет 30—40% и более.

Всудостроении применяются различные виды кооперирования: а) внутрирайонное, когда организация производственных связей меж­ ду предприятиями осуществляется в рамках одного экономического района (например, Ленинградского,- Черноморского и др.); б) меж­ районное — при наличии связей между предприятиями нескольких экономических районов; в) внутриотраслевое, или межзаводское, кооперирование (М3К) (в одной судостроительной отрасли); г) меж­ отраслевое, связывающее предприятия различных отраслей, напри­ мер судостроительной и машиностроительной.

Эти формы кооперирования позволяют использовать большие экономические преимущества специализации производства.

Так, благодаря всестороннему развитию машиностроения судо­ строительные предприятия имеют возможность получать в порядке межотраслевого и межзаводского кооперирования все виды много­ численного судового оборудования й машин.

Показателями, характеризующими степень кооперирования, яв­ ляются: а) количество предприятий, кооперирующихся с конкретным заводом (раздельно по предприятиям-поставщикам и предприятиямзаказчикам); б) доля стоимости готовой продукции, полуфабрикатов

иизделий, поступающих в порядке кооперирования, в общей себе­

198


стоимости постройки судна; в) соотношение различных видов коопе­ рирования (межрайонного, внутрирайонного, .межотраслевого, вну­ триотраслевого — межзаводского).

В судостроительной промышленности различают также коопери­ рование между предприятиями по характеру поставок или работ:

1.По производству заготовок. В судостроении и судовом маши­ ностроении применяют чугунное, стальное и цветное литье; широко используют различные виды поковок и штампованных металлических изделий. Все более широко применяют изделия из синтетических материалов. Тенденция развития такого кооперирования заключается

всосредоточении изготовления отдельных видов заготовок на круп­ ных специализированных предприятиях или в цехах машинострои­ тельных заводов.

2.По изготовлению судовой арматуры. Производство судовой арматуры занимает значительное место в общей трудоемкости по­ стройки судна. Значительная часть станочного оборудования судо­ строительных предприятий загружена изготовлением арматуры, по­ скольку потребность в ней возникает уже на первых этапах постройки судна и сохраняется до окончания его монтажа. Стандартизация и унификация судовой арматуры, создание специализированных арма­ турных предприятий и цехов позволили наладить крупносерийное ее, производство.

3.По поставкам судовых механизмов. Главные судовые энерге­ тические установки и различного рода электрооборудование обычно изготовляются на предприятиях машиностроительной и электро­ технической промышленности и поступают на судостроительные за­ воды по планам межотраслевого кооперирования. Вспомогательные судовые механизмы в значительной части производятся на предприя­ тиях судостроительной промышленности и являются объектом вну­ триотраслевого (межзаводского) кооперирования. В целях органи­ зации серийного производства судовых механизмов их группируют

по назначению (рулевые машины, механизмы машинно-котельных отделений, палубные механизмы и т. п.) и по принципу действия (поршневые, турбинные, дизельные). Это облегчает специализацию отдельных предприятий на изготовлении однотипных или родствен­ ных типов судовых механизмов.

4. По постройке корпуса. На практике загрузка корпусных це­ хов верфи обычно обусловливается стапельным расписанием. При постройке судов с длительным стапельным периодом производствен­ ные мощности этих цехов могут оказаться загруженными непол­ ностью. Поэтому серийное изготовление секций и блоков для других судостроительных предприятий в порядке кооперирования может повысить использование . производственных мощностей корпусных цехов верфи.

Применение кооперирования в корпусостроении возможно не только внутри судостроительной отрасли, но и с другими отраслями промышленности (например, кооперирование с металлургической промышленностью по изготовлению секций судов на металлурги­

199


ческих предприятиях). Так, для ленинградских судостроительных заводов, при определенных условиях, целесообразно было бы изго­ товлять некоторые секции или отдельные конструкции корпусов на Череповецком металлургическом комбинате. Хорошие перспективы для этого появились с вступлением в строй Волго-Балтийского ка­ нала. Практика мирового судостроения подтверждает возможность данной формы кооперирования. Например, в США в период осуще­ ствления большой судостроительной программы военного времени (1939—1944 гг.), судовые конструкции изготовлялись на металлурги­ ческих заводах Бирмингема и доставлялись водным путем и авто­ транспортом на судостроительные предприятия, расположенные в Но­ вом Орлеане, на расстоянии 360 миль. Кооперирование судострои­ тельных заводов с металлургическими предприятиями исключает перевозку той части материалов, которая идет в отходы при изго­ товлении секций и конструкций (отходы иногда достигают 20% от общего веса потребляемого з судостроении металла). Аналогично этому может успешно осуществляться поставка некоторых видов судового оборудования, смонтированного в блоках.

5. Кооперирование в области различных монтажных работ между судостроительными и специализированными монтажными предприя­ тиями по видам судового оборудования (монтаж механического и электромеханического оборудования, приборов, средств связи). На таких специализированных предприятиях накапливается опыт по монтажу сложного оборудования, концентрируются квалифициро­ ванные кадры монтажников, что способствует сокращению сроков монтажных работ .на судостроительных заводах. В. отдельных слу­ чаях поставщики осуществляют ответственное руководство по мон­ тажу своего оборудования непосредственно на судах. Такие работы называются шефмонтажными.

6. Кооперирование в области совместной постройки судов между двумя (или несколькими) судостроительными предприятиями, харак­ теризуется перемещением судна в процессе постройки с одного пред­ приятия на другое. Например, корпус строят на одном предприятии, а монтаж и достройку производят на другом. Такое кооперирование возможно, когда одно предприятие обладает мощными стапельными средствами и корпусными цехами, а другое — более развитыми мощ­ ностями по монтажу и достройке судов.

Совместную постройку судна можно осуществлять также в виде так называемой разборной постройки, в два этапа: на первом этапе будет производиться полное изготовление и пробный монтаж судна с последующей разборкой и отправкой к месту достройки, на втором — окончательная сборка, спуск на воду и испытание. Несмотря на по­ вторение операций в сборке и монтаже, разборный метод в ряде случаев при серийной постройке оказывается экономически целе­ сообразнее. Поставки судов в разобранном виде осуществляются главным образом в районы, не располагающие судостроительными мощностями, но имеющими потребность в судах.

Экономическое значение кооперирования состоит в том, что по­ ставки, получаемые судостроительными предприятиями, при этом

2оо


ТАНКЕР С ПАРОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ

s

CU

сО)

о

о

я

д

о

«

а

g

*

Д

Оси

Sси а>

с

о

о

X

н

о

*

Д

к

g o rt

« н о .

I

£

Д

□а

bs то

 

Д

О

 

Д

 

 

с о

3

га

 

 

.

я

т

 

 

 

 

 

то3 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а, ь со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>>я 2

а

 

 

t ,

 

 

о

 

 

 

н я м

 

 

 

 

 

 

 

Да;

 

 

 

 

I » о к

 

Ü Я)

 

 

S

 

Д

 

m

 

 

 

 

 

О

X

 

*

°

„аЗ Q с о д

 

 

н 2 с

 

 

 

 

 

►*. w

 

Е

 

я 2 mд e?

 

га

 

Я

 

IO®

1 »

 

 

 

 

и X

 

а .

 

2

О

 

 

ш ѵо

X

 

 

 

 

 

s

 

«ООЗ

 

н n

г=( Н

 

 

 

 

 

 

 

a

 

«к CU

 

 

 

 

 

Ю

н

 

*S- О

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

и t о

 

 

 

 

 

 

я о 2

 

Д

“ * К SU

<D

f=f

 

 

о

 

Ч--

 

 

 

 

sf >» я соS о

 

 

 

 

 

 

с

о

 

 

 

я

 

 

 

А§ _-Э о §

 

О

 

 

 

 

а н н а

§ э

 

ш

 

 

 

 

 

 

С Sffl Q.O

О

 

о

 

 

 

си

 

 

 

 

о "

 

U

 

Сик

 

 

0 э Е

 

 

 

Е-

 

 

 

1 Я! і

5 1

о о

 

 

 

К Я

 

 

 

 

 

 

 

 

а з

 

 

 

 

а, g

 

 

 

г>■»я

 

 

 

 

 

 

 

4)

Л

е=С

 

 

 

я я ^

°

 

Д

 

 

 

 

ТОо

 

 

 

 

~a

^

О

 

 

 

 

 

я 2

I

 

 

 

 

 

 

с с

 

| |

 

 

 

 

 

43 Ч

 

то m

 

Я

FC

 

 

Д

 

 

 

шОI

і:

 

си -

С

О

 

 

 

 

 

 

2 д

 

а>

S

 

 

 

 

 

 

 

s 3 г аО g g и

 

2 tt- = o S 5 s §Ь-

 

то3

 

г- fc о°ьсс 0.3

л

 

S С

 

^ га « о , , и я е

 

С Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

_J*

 

 

А

 

то

 

 

 

с

! « 5

5&Й 3

5

и н к

 

 

 

 

 

 

І а *

3

о

S

 

 

я о

O H

«

 

 

 

 

ь-&

 

 

 

 

 

s ч д

S s §

Е

 

 

 

 

 

 

 

о д

д

 

 

 

 

со о

Я

 

- я Я

 

 

 

к

**•

rtI I—■

S

 

 

д

 

 

£ g .“

 

Д

 

Я

сц

ZTо

-

 

о 3

И

м -

 

Си Д

 

0.5 £

 

 

 

S

s

 

 

s

 

g- s

g IS

о F н

S g s

 

* £»я

в

2

 

а

 

я а

<

É4, ш

I

то

 

 

 

Bg.

 

 

2§■

то*

а.® С

 

с

 

 

о.§

К ®н

 

Д

э

 

 

t>>oд

a s

 

 

н

 

 

 

3 §

®и -

3 я

 

 

 

 

9- о. я

 

 

О

н

 

 

с

я о

 

 

д g

СI яд кси

5 Й

 

 

Д и

 

 

^ Н X

 

 

си. .

а

 

 

д'

о £

 

 

 

 

д 3

 

 

 

 

 

 

 

ä g

 

 

к Й д \о Я К е

 

 

 

 

Uси

си о

 

 

 

 

 

_

 

 

 

hs* нss

 

 

 

ч >■

 

 

 

 

н § <и

 

е-<

 

я о

 

ч я

я д о Ц

.^

 

 

 

Д

4) о*

а

 

 

 

д Я

 

 

а

 

 

Ф и я 5 с

то

 

 

 

 

 

 

 

я я со

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

ЕА

 

а§ *s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

^

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

е- о

 

 

 

 

 

 

 

X £*.£

а и

 

н s ? ь

 

 

 

си о

 

I

 

 

нК

 

 

 

ТО СО

 

 

 

 

. с

д

 

Ч о о-Я 5

=

то

з

 

 

 

 

я л

 

 

 

 

£ г

д

 

 

 

 

. - „ C o g s

 

 

 

 

w

а: е

и»

с s

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o-'S ЙE-«

 

 

 

 

 

Я

Я я g g О я 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р и с . 9. Примерная схема производственного кооперирования при постройке танкера.

201


принимают вид контрагентской продукции и представляют собой самостоятельную статью в калькуляции себестоимости.

Кооперированные поставки по важнейшим проектам судов опре­ деляются проектными организациями в виде заказных ведомостей, утверждаются правительством и реализуются заводами-строителями. Заводы, заключившие договоры с поставщиками оборудования, аппа­ ратуры, приборов, следят за своевременной их поставкой.

Роль планового кооперирования социалистических предприятий, так же как и специализации, возрастает с расширением масштабов производства, повышением использования производственных мощ­ ностей и приводит к улучшению экономических показателей произ­ водственной деятельности предприятий.

Примерная схема производственного кооперирования в судострое­ нии показана на рис. 9.

§ 46

Планирование специализации и кооперирования

Специализацию и кооперирование отраслей промышленности и от­ дельных предприятий планируют исходя из конкретных условий. Формы специализации и кооперирования подбирают такие, которые позволяли бы получать наиболее высокие экономические и техни­ ческие показатели производства. При этом подсчитывают экономию общественного труда в масштабе всего народного хозяйства и от­ расли.

План специализации и кооперирования в судостроении является органической частью производственной программы, он тесно связан с планами развития и внедрения новой техники, капитального строи­ тельства, а также материально-технического снабжения. В совре­ менных условиях планирование специализации и кооперирования приобрело особо важное значение.

Планы развития специализации и кооперирования судострои­ тельной промышленности разрабатываются Министерством и находят свое отражение в утверждаемых правительством планах по судо­ строению.

Исходной базой планирования с п е ц и а л и з а ц и и предприя­ тий судостроительной промышленности является потребность народ­ ного хозяйства в судах и плавучих сооружениях.

Специализацию судостроительных предприятий на предстоящий плановый период устанавливают при разработке перспективной про­ изводственной программы. При этом детально изучают производ­ ственные мощности предприятий, их технико-экономические показа­ тели при постройке судов различных типов, учитывают производ­ ственный опыт.

Развитие и совершенствование типов судов в отечественном судо­ строении происходит непрерывно. Качественные показатели их все время возрастают. В судостроительной промышленности осуще­ ствляется специализация предприятий по групповому признаку —

202