Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние — разработка технико-рабочего проекта. Для сложных объектов строительства — двухстадийное: технический проект и рабочие чер­ тежи .

Разработка рабочих чертежей для строительства предприятий производится в соответствии с утвержденным техническим проектом, для чего заказчик выдает проектной организации необходимые исход­ ные данные. При разработке рабочих чертежей производится уточ­ нение и детализация предусмотренных техническим проектом строи­ тельных объектов, в той степени, в которой это необходимо. В состав рабочих чертежей входят чертежи генерального плана, типовых и повторно применяемых технических проектов, зданий и сооруже­ ний, архитектурно-строительные чертежи планов этажей, фунда­ ментов, расстановки оборудования и т. д. Чертежи сложных нети­ повых временных сооружений включаются в состав рабочих черте­ жей по решению Министерства или совета министров союзной ре­ спублики.

Технический проект промышленного предприятия, здания или сооружения, кроме исходных технических и технологических данных, обеспечивающих производительность труда, включает в себя раздел «Организация и экономика производства и применение автоматизи­ рованных систем управления».

§ 59

Содержание сметно-финансового расчета проекта строительства и порядок его утверждения

В составе проектной документации большую роль играет сметная часть, поскольку смета является основным и неизменным докумен­ том на весь период строительства, на основе которого осуществляется планирование капитальных вложений, финансирование строитель­ ства и расчеты между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы.

Предварительно согласованная с подрядными и строительно­ монтажными организациями, смета на строительство предприятия, здания или сооружения, после утверждения стоимости строительства, является окончательной.

В состав сметной документации для определения сметной стои­ мости проектируемых предприятий входят: а) сводная смета, на осно­ вании которой определяется общая стоимость строительства пред­ приятия по техническому (или технико-рабочему) проекту; б) сметы на отдельные объекты, входящие в комплекс проектируемого предприя­ тия, и на отдельные виды строительных, специальных и общеплоща­ дочных работ (при этом сметный расчет составляется на основании укрупненных показателей или сметных норм); в) сметы затрат на приобретение оборудования, на стоимость работ по монтажу (для каждого объекта); г) сметные расчеты, с помощью которых опреде­

245


ляются отдельные виды затрат (компенсация в связи с изъятием земли под застройку, затраты по организации набора рабочих и т. д.); д) калькуляции стоимости монтажных работ и стоимости материа­ лов; е) сметы на проектные и изыскательские работы; ж) сметные расчеты стоимости научно-исследовательских и экспериментальных работ; з) сметная стоимость жилищно-гражданского строительства и др.

Стоимость строительства общих для групп предприятий объекти­ вов вспомогательных производств и хозяйств (подъездных железно­ дорожных путей и автомобильных дорог, сетей энергоснабжения, водоснабжения) распределяется между предприятиями-дольщи- ками.

Главной в сметной документации является сводная смета на ка­

питальное строительство, в которую входят

следующие разделы:

1.

Подготовка территории строительства.

назначения.

2.

Объекты основного . производственного

3.Объекты подсобного производственного и обслуживающего назначения.

4.Объекты энергетического хозяйства.

5- Объекты транспортного хозяйства и связи.

6.Внешние сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплофикации и газификации.

7.Благоустройство территории предприятия.

8.

Временные здания

и сооружения.

9-

Прочие работы и

затраты.

10.Содержание дирекции.

11.Подготовка эксплуатационных кадров.

12. Проектные и изыскательские работы.

В сводной смете предусматривается резерв средств на непред­ виденные работы и затраты: по техническому проекту (при двух­ стадийном проектировании)— 10%, по технико-рабочему проекту (при одностадийном проектировании) — 5%.

Всводной смете учитываются также затраты на долевое участие

встроительстве, возвратные суммы, стоимость демонтированного оборудования и подлежащих сносу зданий и сооружений с учетом расходов по демонтажу, затраты, связанные со сносом (переносом) домов и строений, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, и др.

При проектировании судостроительных заводов, как и при дру­ гих видах расходования государственных средств, необходимо стре­ миться к удешевлению работ.

Основными мероприятиями по удешевлению капитального строи­

тельства на всех его стадиях являются: а) удешевление изыскатель­ ских и проектных работ; б) сосредоточение работ и финансирования на основных объектах капитального строительства; в) более широкое использование в строительстве местных строительных материалов, железобетона, пластических масс взамен металла и дерева; г) приме­ нение средств механизации строительных работ и повышение их качества; д) снижение накладных расходов.

246


Порядок утверждения и переутверждения проектов по стройкам сметной стоимостью до 25 млн. руб. устанавливается министер­ ством.

Технические проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений сметной стоимостью до 50 млн. руб. утверждаются Министерством в соответствующем порядке. Технические проекты наиболее крупных предприятий и сооружений стоимостью свыше 50 млн. руб. утверждаются Советом Министров СССР по представ­ лению Министерства. Перечень этих строек ежегодно представ­ ляется в Совет Министров СССР Госпланом и Госстроем СССР.

Союзным министерствам и советам министров союзных респуб­ лик представлено право в случае необходимости поручать одновре­ менную разработку нескольких вариантов технических проектов или частей проектов различным проектным организациям для выбора оптимальных проектных решений.

Кроме того, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР

предусмотрены меры по экономическому стимулированию. Уста­ новлены премии Совета Министров СССР для поощрения коллекти­ вов работников, непосредственно участвующих в разработке выдаю­ щихся проектов и в строительстве по этим проектам предприятий, зданий, сооружений, в планировке и застройке городов и т. п. Повы­ шена заработная плата инженерно-технических работников строи­ тельных и монтажных организаций. Установлено премирование работ­ ников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства.

Финансирование капитального строительства в судостроительной промышленности осуществляется за счет централизованных и нецен­ трализованных источников. К централизованным источникам отно­ сятся средства государственного бюджета и Министерства, получае­ мые в виде отчислений из свободного остатка прибыли подведомст­ венных предприятий и распределяемые в централизованном порядке. К нецентрализованным — амортизационные отчисления предприя­ тия, средства фонда развития производства и кредиты банка.

За счет нецентрализованных средств осуществляются мероприя­ тия по совершенствованию производства: замена устаревшего и мало­ производительного оборудования, внедрение новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранение «узких мест» производства и др.

Директорам предприятий предоставляется право утверждать планы капитального строительства, соответствующие сметно­ финансовые расчеты и титульные списки на строительство всех объек­ тов за счет средств фонда развития производства, а также на строи­ тельство жилых домов и объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства (кроме дворцов культуры, клубов, стадио­ нов и плавательных бассейнов) за счет централизованных капиталь­ ных вложений. Кроме того, директора предприятий по согласованию с заводским комитетом профсоюза утверждают титульные списки на строительство объектов по обеспечению охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

247


§ 60

Способы выполнения работ по капитальному строительству

Работы по капитальному строительству и реконструкции основ­ ных фондов предприятия выполняются по подрядным договорам со строительно-монтажными организациями. В отдельных случаях, когда это экономически целесообразно, применяют хозяйственный способ, для чего отделы капитального строительства предприятий

создают строительные бригады.

строительные организации —

В настоящее время все крупные

строительные тресты и строительные

конторы — находятся в веде­

нии ряда строительных министерств

и управлений. Большинство

строительных работ в судостроении выполняют эти специализиро­ ванные строительные организации на правах подрядных работ. Такой способ производства работ по капитальному строительству наиболее эффективен. Он позволяет использовать опыт в строитель­ стве, широко применять строительные машины и механизмы, рацио­ нально расставлять квалифицированные кадры строителей. При этом повышается качество работ и производительность труда.

Хозяйственным способом в судостроении ведутся лишь те работы, которыетесно связаны сдействующим производством, например работы по расширению действующих цехов, или другие, характеризующиеся небольшим объемом и находящиеся в разных местах предприятия.

Подрядные организации, осуществляющие строительство, рекон­ струкцию, а также капитальный ремонт основных фондов в соответ­ ствии с утвержденными планами, титульными списками и проектно­ сметной документацией, обеспечивают своевременный ввод в дей­ ствие основных фондов, а заказчик обеспечивает освоение в нор­ мативные сроки производственных мощностей и быстрейший ввод в действие приобретенного оборудования.

Для разработки проектно-сметной документации предприятию предоставлено право заключать договоры с проектными организа­ циями, а также привлекать своих специалистов для составления про­ ектов реконструкции цехов, участков или для изменения техноло­ гических процессов с оплатой их труда в порядке, установленном для соответствующих категорий работников проектных организаций.

Основное место в планировании капитального строительства за­ нимает составление титульных списков, в которых приводятся: перечень объектов капитального строительства, их краткая техни­ ческая характеристика (назначение, проектная мощность, площадь), сметная стоимость, сроки строительства и ввода в эксплуатацию основ­ ных фондов и производственных мощностей по каждому объекту.

Утверждение титульных списков является необходимой предпо­ сылкой для финансирования и осуществления капитальных работ. На основании титульных списков составляется план строительно­ монтажных работ, в котором определяется физический объем и стои­ мость работ с распределением ее по строительству, монтажу метал­ локонструкций и оборудованию.

248


Головные проектные организации созданы по отраслям и под­ отраслям народного хозяйства. Они осуществляют технологическое проектирование предприятий с привлечением специализированных проектных организаций для обеспечения комплексного проектиро­ вания. Специализированные организации выполняют задания голов­ ной организации, разрабатывают отдельные части комплексного проекта на правах субподрядчиков, например строительную часть, санитарно-техническую, теплоэнергетическую и т. п.

Специализированные проектные организации по строительному проектированию подчинены Госстрою СССР, а головные проектные организации по отраслям и подотраслям промышленности — мини­ стерствам и ведомствам.

В задачу головных проектных организаций входит обеспечение единой технической'политики в проектировании объектов соответ­ ствующей отрасли промышленности и ее подотраслей, повышение технического уровня производства и строительства, оказание техни­ ческой помощи проектным организациям родственного профиля.

Наряду с разработкой проектов судостроительных и судоремонт­ ных предприятий головная организация анализирует состояние и развитие судостроительной промышленности; участвует в разра­ ботке перспективных планов технико-экономических нормативов; организует издание нормативных и методических материалов, типо­ вых проектов, изучение и внедрение передового отечественного и зару­ бежного опыта проектирования и т. д. Вместе с тем, головные проект­ ные организации осуществляют связь с родственными научно-иссле­ довательскими организациями и промышленными предприятиями в целях внедрения в производство предусмотренных в проектах новых технологических процессов и оборудования.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 28 мая 1969 г. № 389 предложил Госплану, Академии наук и Госстрою

СССР, министерствам и советам министров союзных республик обес­

печить окончание разработки генеральной схемы развития

и

разме­

щения производительных

сил СССР по экономическим

районам

и союзным республикам до

1980 г. .

 

пере­

Начиная с 1970 г. строительно-монтажные организации

ведены на новую систему планирования и экономического стимули­ рования. Расчеты заказчика со строительными организациями про­ изводятся за полностью законченные строительством объекты или этапы работ, без промежуточных платежей.

Контрольные вопросы

1. Значение схемы развития и размещения судостроительных предприятий

вперспективном периоде для капитального строительства.

2.Значение и содержание технико-экономического обоснования для планиро­ вания капитального строительства.

3. Планирование капитального строительства в судостроении.

4. Выбор площадки для строительства судостроительного предприятия.

5.Показатели экономической эффективности капитальных вложений в строи­ тельство.

6.Способы выполнения работ по капитальному строительству.

249