Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельно небольшие судоремонтные заводы были приспособлены для нужд военного времени. На этих заводах строились и переоборудо­ вались не только военные, но и гражданские суда. Только за три месяца 1941 г. Мурманский завод отремонтировал и переоборудовал 32 судна. Кроме отечественных, завод ремонтировал английские и американские суда, участвующие в перевозках военных грузов. Не располагая доковыми средствами, некоторые суда ремонтировали на плаву, пользуясь приливно-отливными течениями. Качество ра­ боты Мурманского завода было настолько высоким, что суда, придя

в

США, получали разрешение американского Ллойда находиться

в

эксплуатации без каких-либо дополнительных переделок.

Не менее важную работу по ремонту судов проводил завод «Крас­ ная кузница» в Архангельске, который в 1942 г. перешел на ремонт военных кораблей. В 1943 г. по заданию правительства этот завод строил металлические сухогрузные баржи грузоподъемностью 500 т. Кроме того, было изготовлено 6 единиц секционных барж для Кас­ пийского моря. В 1944 г. завод перешел на постройку поточно-по­ зиционным методом барж грузоподъемностью 1000 т. За годы войны Мурманский и Архангельский судоремонтные заводы переоборудо­ вали и отремонтировали более 800 транспортных и военных судов.

После того как наши войска оставили Севастополь, командование Черноморского флота организовало ремонтные базы в Поти и в устье рек Цивы и Хоби. Здесь были построены причалы, склады, укрытия. В Батуми флоту был передан во временное пользование небольшой механический завод. Для обеспечения корпусных ремонтных работ торговый порт передал заводу небольшой слип для подъема судов водоизмещением до 600 т.

В результате героических усилий советского народа и его доб­ лестных вооруженных сил была достигнута всемирно-историческая победа, в которую советские судостроители внесли свою долю.

§ 3

Развитие судостроительной промышленности СССР в послевоенный период

За время Великой Отечественной войны морской флот Совет­ ского Союза понес тяжелые потери. Погибло около половины довоен­ ного состава транспортного и промыслового флота.

В числе основных задач было намечено восстановление тоннажа морского и речного флота, а также разрушенных оккупантами судо­ строительных заводов и предусмотрено дальнейшее развитие оте­ чественного судостроения.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил закон о пяти­ летием плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946— 1950 гг.

К концу первой послевоенной пятилетки морской флот значи­ тельно' пополнился транспортными судами разных типов. Речной флот получил большое количество самоходных и несамоходных судов. Завершение работ по превращению Северного морского пути в

23


нормально действующую судоходную магистраль потребовало создания мощных линейных ледоколов и транспортных судов ледокольного типа. Промысловый флот пополнился большими траулерами и зна­ чительным количеством других транспортных судов, рефрижератор­ ных и промысловых баз. Полностью восстанавливаются судострои­ тельные заводы и кооперированные с ними предприятия, разрушенные во время войны, в том числе судостроительные заводы Ленинграда, Николаева и др. Строятся новые судостроительные и судоремонтные предприятия.

После окончания второй мировой войны образовалась система стран социалистического содружества. Создались благоприятные условия для делового сотрудничества в промышленном производстве,

вразвитии торговли и перевозок.

Всвязи с расширением экономических связей, ростом морского грузооборота в каботажных перевозках, развитием взаимовыгодной торговли с братскими социалистическими странами и странами, осво­ бодившимися от колониальной зависимости, потребовалось резкое увеличение советского морского и речного флота. Эта задача решалась путем развития гражданского судостроения на отечественных заводах и привлечения судостроительной промышленности социалистических стран, быстро освоивших транспортное и промысловое судостроение.

Данные, характеризующие динамику развития судостроительной промышленности СССР за последние два десятилетия, приведены в табл. 1.

За последние годы судостроительная промышленность освоила постройку ряда крупных морских и речных судов, среди которых заслуживают внимания следующие.

Большая серия сухогрузных судов типа «Ленинский комсомол» дедвейтом 16 200 т. Паротурбинная установка 13 000 л. с. обеспе­ чивает им скорость хода около 19 уз. На одном из судов этой серии («Парижская коммуна») установлена крупнейшая из применявшихся на транспортных судах газотурбинная установка мощностью 13000л. с. с гребным винтом регулируемого шага (ВРШ). Серия сухогрузных судов дедвейтом 13 000 т типа «Полтава» и «Бежица», которые от­ носятся к так называемым «открытым» судам; раскрытие палубы над грузовыми трюмами у них от 70 до 75%, что в конечном счете поз­ воляет сократить время стоянки под грузовыми операциями вдвое. Грузовое устройство этих судов состоит из 13 кранов грузоподъем­ ностью по 5 т. На судне типа «Бежица» установлен малооборотный дизель мощностью 8750 э. л. с.; скорость хода судна 16,7 уз. Серия сухогрузных судов типа «Феодосия» дедвейтом 15 800 т, снабженных дизельной энергетической установкой мощностью 13 500 э. л. с., которая обеспечивает скорость хода 19,2 уз.

Представляют интерес суда для перевозки навалочных грузов дедвейтом 35 800 т типа «Риголетто», поступающие на экспорт (Шве­ ция, Норвегия, ФРГ и др.); ледово-транспортные суда типа «Ангуема» дедвейтом 9300 т с дизель-электрической установкой мощ-

24


 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

Развитие судостроительной промышленности СССР

 

в послевоенный период (в % к

I960 г.)

 

 

 

 

 

Годы

 

 

П оказатель

1950

1955

1960

1965

1970

 

Вся продукция

100

185

293

474

746

Морское судостроение

100

918

1747

3703

7393

Выработка на. одного ра-

100

143

193

228

310

ботающего

ностью 7200 л. с. Из судов для перевозки лесных грузов была по­ строена серия лесовозов типа «Павлин Виноградов» дедвейтом 5790 т

сгазотурбинной установкой и с СПГГ мощностью 4000 л. с. и типа «Вытегралес» .дедвейтом 5900 т с дизельной установкой мощностью 5200 э. л. с., с крановым оборудованием и большим раскрытием трю­ мов. Из сухогрузных судов следует отметить также производственно­ транспортные рефрижераторы типа «Актюбинск» дедвейтом 5840 т

сдизель-электрической установкой мощностью 7200 л. с. и скоростью хода 16 уз, типа «Севастополь» дедвейтом 4270 т, типа «Сибирь» и др.

Кчислу достижений советского судостроения следует отнести

постройку танкеров. Танкеры грузоподъемностью 10 000 т типа «Казбек» строились одновременно на трех заводах. Было построено свыше 60 единиц этой серии с дизельной установкой, мощностью 4000 э. л. с. и скоростью хода 13 уз. После модернизации этих тан­ керов было построено еще 10 единиц. Важным этапом советского судостроения явилось строительство крупнотоннажных танкеров типа «Прага» водоизмещением 40 000 т и дедвейтом 27 000 т с паро­ турбинными энергетическими установками мощностью 19 000 л. с. и скоростью хода 18,5 уз. Дальнейшим развитием советского танкеростроения явился танкер типа «София» водоизмещением 62 000 т; дедвейтом 49 000 т с такой же энергетической установкой и скоростью хода 16,5 уз.

При постройке большегрузных танкеров был использован ряд новых технических решений, в частности применена сталь повышен­ ной прочности, принята бульбовая форма носа, установлены мощные грузовые насосы и т. д. Все технические усовершенствования повы­ сили экономическую эффективность этих .танкеров в эксплуатации.

Одновременно строятся танкеры меньшей грузоподъемности типа «Великий Октябрь» водоизмещением 21 000 т, дедвейтом 15 200 т, с малооборотным двигателем внутреннего сгорания мощностью 9900 э. л. с., обеспечивающим скорость хода судна 16,6 уз, а также танкеры для Каспийского моря типа «Мангышлак» дедвейтом 12 000 т с двигателями внутреннего сгорания мощностью 5000 э. л. с. и ско­ ростью хода 13 уз и др.

Рассматривая важнейшие типы гражданских судов, следует оста­ новиться на постройке промысловых и транспортных судов для

25


рыбной промышленности. Выход рыболовного промысла на морские просторы, задача — увеличить по сравнению с предвоенными годами добычу рыбы и морепродуктов, поставленная перед отечественной рыбной промышленностью, потребовали и новых типов судов.

Крупная серия морозильных траулеров типа «Маяковский» водоизмещением 3800 т и мощностью главного двигателя 2000 э. л. с. пополнила рыболовный флот и сыграла важную роль в увеличении добычи и переработки рыбной продукции. Суда этого типа в процессе постройки модернизировались, винты фиксированного шага заме­ нялись ВРШ, совершенствовались их траловые схемы, повышались скорости выбирания и траления, увеличивалась производственная мощность цеха обработки рыбы, улучшалась обитаемость жилых помещений и т. д. В последующие годы были построены китобой­ ные базы «Советская Украина», а затем «Советская Россия» водоиз­ мещением 44 900 т и мощностью главной энергетической установки 15 000 л. с. Эти суда как бы совмещают в себе танкер грузоподъем­ ностью 20 000 т жидкого груза и сухогруз 10 000 т. Судно имеет оборудование для обработки, хранения и транспортировки 5000 т мороженой продукции, перерабатывающий завод площадью 4100 м2 с поточными линиями. Построена также серия плавучих рыбокон­ сервных заводов типа «Андрей Захаров» водоизмещением 15 300 т и мощностью главной энергетической установки 4000 э. л. с. Такие суда предназначены для переработки на месте всего улова, постав­ ляемого добывающим флотом, с последующей доставкой его транс­ портными судами на базы. В 1971 г. построена рыбопромысловая база «Восток» водоизмещением 43 400 т с паротурбинной установ­ кой мощностью 2x13 000 л. с., скоростью хода 19 уз. Судно несет на борту 14 рыбодобывающих судов (РДС) и два вертолета, располагает значительным числом перерабатывающих цехов, имею­ щих суточную производительность 300 т, консервным заводом и реф­ рижераторными цехами для хранения мороженой продукции. Строит­ ся серия перерабатывающих плавучих заводов для Дальнего Вос­

тока

типа «Пятидесятилетие СССР»

водоизмещением 28 000 т.

В связи с развитием рыболовства,

ростом технической

оснащен­

ности

и повышением эффективности

судов использования

присту­

пили к постройке серии научно-промысловых судов, например типа «Академик Книпович», которые предназначаются для проведения комплексных рыбохозяйственных исследований и оснащаются лабо­ раториями и соответствующим оборудованием.'

Хотя постройка пассажирских и грузопассажирских судов не получила у нас такого же размаха, следует все же отметить постройку серии пассажирских судов типа «Киргизстан» на 250 пассажирских мест с дизельной энергетической установкой мощностью 4000 л. с. и скоростью хода 16,5 уз.

Другим направлением развития, связанным с резким повыше­ нием скорости, явилось проектирование и постройка судов с новыми принципами движения — судов на подводных крыльях и на воздуш­ ной подушке. От постройки речных судов типа «Ракета» и «Метеор» на подводных крыльях судостроители перешли к постройке морских

26


О*

со

Cf

К

ч

ѵо

со

н

 

 

й

 

 

со

 

 

UD

 

 

а>

 

 

1

тоннажу

 

1967 г.

и его

т

 

количеству судов

СССР), брутто per.

1966 г. 1

СССР по

Регистра

 

морского флота

(по данным

1965 г.

Развитие

 

 

КолнчеБрутто Колнче- 1 Брутто 1 Количе­ Брутто КоличеБрутто чество per. т, тыс. CTBO j per. т, тыс. ство per. т, тыс. 1 ство per. т, тыс. судов судов судов 1 судов

Тип судна

ЮСО —<— СО 05 со

Ю

~•05 lO NTCD

00

О) — СОУСОЮ

Th

N» 05 СО Ю СЧ

'

 

ю сч

сч

 

СО

о- О О 05 СО N-

00

со со со сч о

о

—<

СО СО СО со со сч

 

 

сч

 

00

тЬ о

СО —1Ю Th

осГ

оГсо

LO“г-ГоГг-"

СО

05 СЧ СЧ Ю СО —<

т*

-и N- СО СО СЧ -н

 

ю сч

сч

 

LO

05 05 тЬ СО

—1

N-

Th со со ю

о

—С

ю со со ю со сч

 

сч

 

05

00 со со со со г-

сч“

со“СО СЧ* —‘ІО оо

05

ОЧ'СЧОИПО)

Th

г- Th СО 05 СЧ

 

 

Th сч

 

—1

О — h- О СЧ 05

СЧ СЧ СО СЧ —• 00

Th со со Th со —«

 

—<

сч

 

г-

—<ю ю со оо N.

05 о с о с ч с Г с ч о

Ю

СО Th — 05 Th —1

Th

О) о

со г- сч —•

 

со сч

г-

05 СО -н О СО Ю

Ю

ОО 05 —1Г- 05 05

—<

СЧ СЧ со со сч «—'

 

—<

сч

1

 

 

Пассажирские и грузопассажирские Сухогрузные Нефтеналивные

. Служебно-вспомогательные , Промысловые Технические Прочие 1.

И т о г о 1 5210 8939,6 1 5470 10 312,1 5795 11 492,0 6013 ■12 473,2

: •

111,0 127,5 115,5 139,5

115,4

105,0 1

О

о

о

о

о

о

: В % к 1965 г.

1972 г.

Брутто ’per. т, тыс-

 

Количе­ ство судов

1 j

1971 г. ■

Брутто I per. т. тыс.

 

Количе­ ство судов

 

I

1970 г.

Брутто per. т, тыс

 

Количе­ ство судов

 

рутто' т, тыс.

•J

Б per.

6961

Количе­ ство судов

 

1

Тип судна

Th

сч —- о

Th о

сч

036,0

179,3

Th

г>. Th со со сч Th

-7

сч“сп ф о ю о

 

 

Is-.

О СО ГО 05 05 о

 

 

 

N. СО

СО

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1[

130,6

—•

—<

сч

 

6805

N. СЧ 00 О 00 05

 

 

О

СО СО —<ОЭ СО CD

 

 

СЧ

О) Th N* со со сч

 

 

 

 

 

 

 

 

1

со

СО Г- ю со N —1

215,4

170,5

Th

— со со сч сч со

Ю

Th оо со со

сч“

 

 

00

Th со со со оо —«.

 

 

 

N- СО

со

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

127,0

СО

—1

сч

 

6612

05 Ю оо 00 05 О

 

 

О

—■СЧ 05 00 СЧ Ю

 

 

сч

со Th со оо со сч

 

 

 

 

 

 

 

1

 

N-

Th СЧ 05 05 Ю О

629,5

152,5.

Ю

СО —- СО оо сч сч

о

—ГLO оо“оо

со“

 

 

СЧ

СЧ О со Th N- СЧ

 

 

 

со со

сч

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

W

 

СЧ

 

6277

0

Ю

 

 

‘OSI

СО

—<—1О СО

 

 

о

со 05 оо Th ~

—*

 

 

СЧ

N- со СО N- СО СЧ

 

 

00

C4'N- Th N- Thсч

248,4

148,0

LO

— О со N- СЧ СЧ

Th"

N-“СО Th" —Гсо“і_о~

 

 

—-

—<со со Th со о

 

 

 

СО со

сч

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6188

1

СО

о

сч N- Tf Ю Th

118,2

05

—<00 СО — о

—<

 

 

N- СО СО N- СО СЧ

 

 

 

^

 

сч

 

 

 

. Пассажирские и грузопасса­ жирские . Сухогрузгіые

; Нефтеналивные : Служебно-вспомогательные

Промысловые Технические-

Прочие

. И т о г о

В; % к, 1965 г.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

;

 

 

2 7 -