Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 61

Понятие об оборотных средствах

Для обеспечения непрерывного и планомерного процесса произ­ водства и осуществления хозяйственной деятельности предприятию необходимо иметь наряду с основными фондами оборотные производ­ ственные средства. Они являются обязательным элементом произ­ водства, той его частью, которая обеспечивает всю текущую деятель­ ность предприятия.

Оборотные средства, в отличие от основных фондов — это та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, полностью переносит свою стои­ мость на готовый продукт, претерпевая в процессе производства из­ менения своей натуральной формы. Их вещественным содержанием являются предметы труда: сырье, материалы, топливо, тара, запас­ ные части для ремонта и т. д.

Оборотные средства разделяются на производственные запасы, затраты в процессе производства (которые, в свою очередь, делятся на незавершенное производство и расходы будущего периода) и средства в обращении.

Оборотные средства планируют и учитывают в натуральных пока­ зателях и стоимостном выражении.

П р о и з в о д с т в е н н ы е з а п а с ы создаются на предприя­ тии в целях осуществления его бесперебойной производственной дея­ тельности и включают в себя: а) основные материалы и покупные полуфабрикаты (металл, лес, пластические массы и другие материалы); б) судовое оборудование (механизмы, приборы, не закрепленные за судном); в) топливо; г) вспомогательные материалы, запасные части

для текущего

ремонта оборудования,

тара и тарные материалы;

д) малоценные

(стоимостью до 50 руб.),

быстроизнашивающиеся (со

сроком службы до одного года) инструмент и инвентарь.

К з а т р а т а м - в п р о ц е с с е п р о и з в о д с т в а относятся: а) незавершенное производство, т. е. не законченная изготовлением продукция, суда, находящиеся в процессе постройки; б) полуфаб­ рикаты собственного производства; в) оборудование, закрепленное за судном; г) расходы по освоению новой продукции; г) расходы буду­ щего периода и т. д.

На предприятиях судостроительной промышленности производ­ ственные запасы составляют 20—30% от оборотных средств, а не­ завершенное производство доходит до 70—80%, в то время как в ма-

250


шииостроении, наоборот, наибольшая доля оборотных средств (до 50—55%) приходится на производственные запасы. Такое существен­ ное различие в структуре оборотных средств объясняется главным образом длительностью производственного цикла в судостроении.

Характерной для судостроения является также общая структура производственных фондов, т. е. соотношение между основными фон­ дами и оборотными средствами. Доля оборотных средств на судостротельных предприятиях составляет 35—40% и более, а на пред­ приятиях серийного машиностроения— менее 30% (и это несмотря на отсутствие в составе основных фондов машиностроительных пред­ приятий дорогостоящих сооружений).

Таким образом, оборотные средства в судостроении составляют больший процент, чем в машиностроении, причем их отличительной чертой является преобладание незавершенного производства.

Кроме оборотных средств, используемых в сфере производства, предприятия социалистической промышленности имеют средства, которые функционируют в сфере обращения- К ним относится гото­ вая нереализованная продукция, находящаяся на складах предприя­ тия или в пути, т. е. отгруженная заказчику, но не оплаченная им, средства в расчетах и денежные средства.

Совокупность оборотных средств в сфере производства и средств

всфере обращения составляет оборотные средства предприятия.

Сумма оборотных средств отдельных судостроительных предприятий представляет собой оборотные средства судостроительной отрасли

вцелом.

Структура оборотных средств судостроительного предприятия показана на рис. 10.

Оборотные средства дают возможность предприятию произво­ дить расчеты с поставщиками за получаемые материалы, оборудова­ ние и топливо; оплачивать счета за пользование электроэнергией; выплачивать работникам предприятия заработную плату; рассчиты­ ваться с конструкторскими бюро за выполненные проекты судов; производить все другие платежи и расчеты в соответствии с установ­ ленной деятельностью предприятия.

Размер (норматив) оборотных средств предприятия определяется методом прямого расчета по каждому элементу, утверждается Мини­ стерством на ряд лет и зависит от многих факторов: от объема произ­ водства, размеров поставляемых партий материалов и их цены, от

частоты и равномерности их поставок, отдаленности

поставщиков

и среднесуточной скорости движения транспорта, от

длительности

производственного цикла, уровня механизации и автоматизации технологических процессов, условий сбыта продукции, системы и формы расчетов с покупателями и поставщиками, скорости докумен­

тооборота

и т. п.

предприятия разделяются на

собственные,

Оборотные средства

заемные

и временно

привлеченные.

 

С о б с т в е н н ы е

о б о р о т н ы е с р е д с т в а

закрепляются

за предприятием для постоянного использования. Их общий размер (норматив) устанавливается для предприятия Министерством и мо-

251


жет быть изменен в течение года лишь в связи с изменением производ­ ственного плана предприятия.

Закрепленные за предприятием оборотные средства в пределах норматива не могут быть у него взяты. Излишние оборотные средства (сверх норматива) можно изъять только в порядке перераспределе­ ния Министерством по годовому отчету предприятия или при изме-

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТ

ного кредита или вышестоящей организацией в виде финансовой дотации.

К в р е м е н н о п р и в л е ч е н н ы м о б о р о т н ы м с р е д ­ с т в а м относятся платежи заказчика по частичной готовности, задолженность рабочим и служащим по зарплате в связи с несовпа­ дением сроков начисления и выплаты, резерв для оплаты отпусков,

ВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Нормируемые оборотные

Ненормируемые

Р ^ ва_______________________

 

оборотные сред­

І

ства

Рис. 10. Структура оборотных средств ! судостроительного предприятия.

 

нении норматива собственных оборотных средств

в связи с измене­

 

нием производственного плана предприятия.

 

!

Размер собственных оборотных средств по элементам в пределах

общего норматива, установленного Министерством, определяет пред*

|

приятие исходя из плановых заданий и в соответствии с нормами

I

расхода и запасов материальных ценностей. Нормативы собственных

 

оборотных средств, разрабатываемые предприятием, должны спо­

 

собствовать наиболее рациональному и эффективному использова­

 

нию материальных и финансовых ресурсов и ускорению оборачивае­

 

мости оборотных

средств.

 

 

З а е м н ы е

о б о р о т н ы е с р е д с т в а

предоставляются

 

предприятию во временное пользование банком в виде краткосроч-

252

выплаты вознаграждений по итогам года, задолженность постав­ щикам и др.

Распределение оборотных средств по отдельным элементам и их соотношение между собой (в процентах к общему итогу) представляет

собой состав, или структуру, оборотных средств предприятия (от­ расли промышленности).

В социалистической промышленности большая часть оборотных средств используется непосредственно в процессе производства и относительно меньшая часть находится в сфере обращения. Так, в машиностроении доля оборотных средств в сфере производства составляет 65 70% от общей величины оборотных средств, а в судо­ строении она еще выше (приближается к 90%).

253



Использование большей части оборотных средств непосредственно в производстве является важным преимуществом социалистической плановой промышленности. В капиталистической промышленности, напротив, в связи с большими запасами готовой продукции, длитель­ ное время ожидающей реализации, значительная часть оборотных средств (до 75—80%) задерживается в сфере обращения.

§ 62 Оборачиваемость оборотных средств

Оборотные средства судостроительного предприятия находятся в непрерывном движении, последовательно изменяя свою форму (денежная, производственная, товарная). В то время, как одна часть оборотных средств выступает в производстве в форме производствен­ ных запасов, другая принимает форму незавершенного производства или выходит в виде готовой товарной продукции и реализуется, пре­ вращаясь через определенный период в первоначальную денежную форму.

Первая стадия производства — заготовительная. Получив от государства оборотные средства в виде денег, предприятие исполь­ зует их на приобретение материалов, полуфабрикатов, топлива, судового оборудования, необходимых ему для обеспечения процесса производства. При этом оборотные средства переходят из денежной формы в форму производственных запасов.

Вторая стадия — производственная. Она соответствует периоду постройки судна — от первой производственной операции (например, первичной обработки, разметки корпусного металла и т. п.) до полного завершения испытаний судна. Материальные запасы в ре­ зультате производственного процесса превращаются в готовую-про­ дукцию. По окончании испытаний судна вложенные в него оборот­ ные средства переходят из сферы производства в сферу обращения.

Третья стадия — сбытовая, или стадия реализации: готовая про­ дукция реализуется, т. е. денежные средства поступают от заказ­ чика на расчетный счет предприятия.

Таким образом, оборотные средства возвращаются в первоначаль­ ную денежную форму и снова используются для закупки материалов, топлива, судового оборудования и т. д.

Такой постоянный переход оборотных средств из одной стадии в другую называют кругооборотом оборотных'средств. Совокупность всех превращений оборотных средств до возвращения их в первона­ чальную форму называют циклом оборота, а время, затраченное на осуществление одного цикла, — продолжительностью цикла.

Скорость оборота оборотных средств зависит от продолжитель­ ности производственного цикла и времени нахождения средств в сфере обращения. В условиях социалистической промышленности кругооборот оборотных средств протекает значительно быстрее, чем в условиях капиталистического способа производства, где оборот­ ный капитал обращается стихийно, под влиянием законов рынка и конкуренции, присущих капиталистической экономике.

254