Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Время, дни
Рис. 11. График нарастания затрат не­ завершенного производства по судну при 10-месячном производственном цикле.

В судостроении на первой стадии происходит более или менее рав­ номерное нарастание затрат, которое можно условно принять за пря­ молинейное (рис. 11, участок ОА). На второй стадии затраты нара­ стают неравномерно: в начальный период постройки судна — отно­ сительно медленно (участок AB), затем, при поступлении ипогрузке судового оборудования, они резко возрастают (участок ВС) и в за­ ключительный период, связанный с испытаниями судна, вновь растут медленно (участок CD). На третьей стадии величина оборотных средств является постоянной, поскольку судно уже сдано заказчику и никаких затрат предприятие не несет.

По времени и размеру обо­ ротных средств первая стадия занимает в судостроении отно­ сительно небольшую долю (15— 20%). Вторая, производствен­ ная стадия составляет наиболь­ шую долю (65—75%), она соот­ ветствует относительно длитель­ ному циклу оборота — произ­ водственному циклу. Судовое оборудование — главные маши­ ны, радиоборудование и т. д.— по мере поступления на судно входит в состав незавершен­ ного производства.

Если бы наиболее дорого­ стоящая часть (механизмы, электрооборудование, приборы) могла быть приобретена и по­

гружена на судно в последние дни его постройки, то размеры обо­ ротных средств в незавершенном производстве оказались бы зна­ чительно меньшими. Однако в судостроении наиболее длительными, сложными и трудоемкими являются судомонтажные работы, и в ин­ тересах сокращения общего цикла постройки судов судовое обору­ дование устанавливают на более ранней стадии постройки. Это вызы­ вает увеличение размера оборотных средств в незавершенном произ­ водстве. В машиностроении удельный вес незавершенного произ­ водства значительно ниже (35—40%).

Третья стадия оборота — реализация продукции занимает в су­ достроении .незначительный отрезок времени (10— 15 дней); судно сдается заказчику уже в процессе сдаточных испытаний и дополни­ тельного времени для сбыта не требуется. Поэтому она сводится в ос­ новном к оформлению приемо-сдаточных документов и осуществле­ нию расчетов с заказчиками на этой стадии занято до 10— 15% обо­ ротных средств. В машиностроении же значительно выше (до 30%).

Таким образом, цикл оборота в судостроении характеризуется значительным преобладанием производственной стадии как по вре­

255


мени, так и по размеру оборотных средств при относительно меньшей доле заготовительной стадии и совсем небольшой стадии реализации.

На практике оборачиваемость оборотных средств измеряют при помощи трех показателей: коэффициента оборачиваемости, коэффи­ циента закрепления и коэффициента скорости оборота оборотных средств.'

К о э ф ф и ц и е н т о б о р а ч и в а е м о с т и о б о р о т ­ н ы х с р е д с т в К0 показывает, сколько раз в течение отчетного периода (обычно за год) обернулись авансированные оборотные сред­ ства. Он определяется как отношение суммы обернувшихся средств (стоимости реализованной продукции) к их среднему остатку за расчетный период:

*0 = гп

где 2 # — годовая сумма реализованной товарной продукции в оп­ товых ценах предприятия без налога с оборота, руб.; т — средний остаток оборотных средств за год, руб.

Размер оборотных средств предприятия на протяжении года колеблется, поэтому применяется определенный способ установле­ ния средней величины оборотных средств, называемой средним остат­ ком. Средние остатки оборотных средств определяются за квартал — как средний из трех средних месячных остатков и за год — как сред­ ний из четырех средних квартальных остатков (обычно на 1-е число каждого месяца или квартала). Таким образом, средний остаток обо­ ротных средств за год отражает ту величину средств, которая уча­ ствовала в обороте на протяжении года, и может быть определен по формуле

т —

0,5/л^ + гп2 + т3 + • • •

-f- 0,5tHfi

 

п — 1

 

где т ѵ т2, . . ., тп — остатки оборотных средств, соответствующие расчетным датам, а п — число расчетных дат за период.

Если, например, за год реализовано продукции по оптовым це­ нам (без налога с оборота) на 11 200 тыс. руб., а остатки оборотных средств составили (в тыс. руб.): на 1 января — 2400, на 1 апреля — 2800, на 1 июля — 2600, на 1 октября — 3000, на 1 января следую­ щего года —3200, то средний остаток оборотных средств за год

т —

1200 + 2800 + 2600 + 3000 + 1600

~

11 200

2800 тыс. руб.

 

5 — 1

4

 

и коэффициент оборачиваемости оборотных средств

£Я 11 200

т2800 = 4.

т.е. оборотные средства совершили в течение года 4 оборота.

К о э ф ф и ц и е н т з а к р е п л е н и я о б о р о т н ы х с р е д с т в К3, называемый иногда коэффициентом средств, находя­

256


щихся в обороте, характеризует размер занятых в судостроитель­ ном предприятии оборотных средств из расчета на 1 руб. реализо­ ванной продукции. Он равен отношению суммы оборотных средств, которой располагало предприятие в данном периоде, к сумме про­ изведенной и реализованной продукции за тот же период, т. е.

К3 =

2 *

руб.

 

 

Для рассмотренного выше примера

 

* э =

2800

= 0,25,

11 200

т. е., для того чтобы произвести и реализовать продукцию на 100тыс. руб., предприятие должно располагать оборотными сред­ ствами в среднем в 25 тыс. руб.

Рассмотренным показателям присущ общий недостаток: в них самих не указано, к какому периоду они относятся. Допустим, на­ пример, что коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен 2,0. Если этот показатель вычислен за месяц, то оборачиваемость средств высокая, если же он относится к годовому периоду — низ­ кая. Поэтому на практике более распространен третий показатель оборачиваемости — коэффициент скорости оборота D в днях, харак­ теризующий среднюю длительность цикла, т. е. время, в течение которого средства совершают один оборот с момента заготовки пред­ приятием материальных ценностей до момента реализации готовой продукции. Значение коэффициента скорости оборота получается путем деления числа дней Т рассматриваемого периода на число обо­ ротов средств, характеризуемое коэффициентом оборачиваемости, т. е.

Для годового периода Т = 360 дней, для квартального

90 дней,

для месячного — 30 дней.

 

 

Для приведенного выше примера

 

D =

= 90 дней.

 

В судостроении применяют

два показателя скорости

оборота:

1) по реализованной товарной продукции, т. е. по сданным и реали­ зованным судам, и 2) по законченным этапам, т. е. по реализован­ ному товарному выпуску.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет пред­ приятию обойтись меньшей их суммой, т. е. приводит к экономии государственных средств, а это в условиях новой хозяйственной реформы приобретает исключительно важное значение для предприя­ тия, поскольку дает возможность увеличить отчисления в фонды экономического стимулирования за счет повышения рентабельности ■и уменьшения платы за фонды.

17 с. п. Логинов

257


§ 63

Источники образования оборотных средств

Потребности судостроительного предприятия в оборотных сред­ ствах делят на постоянные и временные. К п о с т о я н н ы м отно­ сятся те, которые связаны с поддержанием минимально необходимых запасов материалов незавершенного производства и готовой нереа­ лизованной продукции, а к в р е м е н н ы м — дополнительные, связанные, например, с сезонной заготовкой материалов или времен­ ным увеличением запасов незавершенного производства и готовой продукции. Первые удовлетворяются за счет собственных оборотных средств предприятия, вторые — путем получения кредитов из госу­ дарственного банка.

С о б с т в е н н ы е о б о р о т н ы е с р е д с т в а формируются из нескольких источников. Первоначально всякое вновь организуе­ мое предприятие наделяется из государственного бюджета собствен­ ными оборотными средствами, рассчитанными по нормативу. В про­ цессе производственной деятельности, по мере увеличения объема выпускаемой продукции, потребности предприятия в собственных оборотных средствах возрастают. Необходимое пополнение оборот­ ных средств производится в первую очередь из прибыли пред­ приятия.

Источником пополнения оборотных средств предприятия в судо­ строительной промышленности являются также средства, прирав­ ненные к собственным (устойчивые пассивы): минимальная задолжен­ ность по заработной плате рабочим и служащим; резерв предстоящих платежей; часть амортизационных отчислений на капитальный ремонт, направляемых на образование нормируемых запасов для капитального ремонта, осуществляемого хозяйственным способом; платежи заказчиков по частичной готовности строящихся судов.

В процессе постройки судна предприятие получает от заказчика промежуточные платежи по завершении определенных этапов по­ стройки. Платежные таблицы с указанием процента технической готовности судна и размера платежа в процентах от установленной цены судна составляют заранее по каждому типу судна и прилагают к договору на постройку судна. Промежуточные платежи получают только после полного и комплексного окончания работ, предусмот­ ренных каждым платежным этапом, а готовность работ подтверждается

двусторонним

актом представителей завода-строителя и заказ­

чика.

поступающие на судостроительные [ предприятия

Средства,

в виде платежей по частичной готовности судов, составляют наиболь­ шую часть оборотных средств (до 60—70%). Кривая на рис. 10 ха­ рактеризует нерастающий характер занятых оборотных средств предприятия на всех трех стадиях цикла оборота по произвольно взятому типу судна. Площадь, образованная кривой с осью абсцисс, дает представление о потребности в оборотных средствах судо­ строительного предприятия за весь цикл оборота, начиная с заго­ товки материалов и кончая реализацией судна.

258


Ступенчатая линия на рисунке отражает поступление платежей по мере постройки судна. На протяжении всего производственного цикла предприятие получает от заказчика большее или меньшее коли­ чество взносов, в зависимости от установленной для данного типа судна шкалы платежей. Последний платеж за сдачу судна завершает расчеты между судостроительным предприятием и заказчиком. В обычном случае общая сумма платежей за сданное судно несколько выше фактических затрат на величину плановой прибыли. Площадь, ограниченная ступенчатой линией и кривой, характеризует часть потребности в оборотных средствах, которая покрывается за счет временно привлеченных средств.

Как видим, платежи по частичной готовности являются крупным источником образования собственных и приравненных к ним оборот­ ных средств в судостроении. Однако они поступают только на опре­ деленной стадии постройки судна, тогда как расход оборотных средств всегда предшествует поступлению платежей, из-за необходимости заготовить материалы, топливо, судовое оборудование и выполнить перечень работ, предусмотренных первым платежным этапом. Про­ межуточные платежи на всем протяжении производственного цикла, как правило, ниже размера занятых оборотных средств, и только при реализации продукции общая сумма платежей с учетом плановой прибыли не только достигает размера затрат на постройку судна, но и превосходит их.

При недостатке собственных оборотных средств, предприятие может получить краткосрочный кредит в банке. Объектами кредито­ вания могут быть затраты на новую технику, расширение и организа­ цию производства товаров народного потребления и улучшение ка­ чества их, а также отдельные виды материальных ценностей, сверх­ нормативные производственные запасы, незавершенное производство, готовые изделия, товары в пути, средства в расчетах и т. д.

§ 64

Методика планирования и нормирования материальных ресурсов и оборотных средств

Оборотные средства предприятия разделяют на нормируемые и ненормируемые (см. рис. 10). К нормируемым относятся такие обо­ ротные средства, размер которых определяется на основе плановых нормативов, устанавливаемых расчетным путем. В состав нормируе­ мых оборотных средств входят все производственные запасы (основ­ ных и вспомогательных материалов, крупных полуфабрикатов, топ­ лива, судового оборудования), незавершенное производство, рас­ ходы будущих периодов и готовая, нереализованная продукция, на­ ходящаяся на складе до, ее отгрузки заказчику.

Источниками покрытия плановой потребности в нормируемых

оборотных средствах могут служить только собственные и прирав­ ненные к ним оборотные средства.

Кненормируемым оборотным средствам относятся: незакончен­ ные расчеты; продукция, отгруженная но не оплаченная заказчиком

17*

259