Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(находящаяся в пути); денежные средства в кассе предприятия и на расчетном счете в Госбанке, а также средства в расчетах, дебитор­

ская задолженность,

чековые

книжки, особые

счета, аккредитивы

и т. д. Эти виды оборотных

средств не поддаются нормированию,

и потребность в них

покрывается банковским

кредитом.

Оборотные средства, как и все материальные ресурсы предприя­ тия, определяются планом. Планированием охватываются нормируе­ мые средства. По каждому виду оборотных средств производится расчет плановой потребности в них и определение показателей обо­ рачиваемости.

Нормирование оборотных средств — это определение их минималь­ ной потребности в днях для обеспечения нормальной и бесперебой­ ной деятельности предприятия.

Нормативы расхода материальных ресурсов классифицируют: а) по периоду времени, на который они рассчитаны (перспективные, годовые, квартальные, а на промышленных предприятиях еще и оперативно-технические — применительно к конкретным условиям производственного процесса); б) по масштабу их действия (индиви­ дуальные — на конкретный вид продукции, изготовляемой на опре­ деленном предприятии, в цехе, на участке, а также групповые и обобщенные); в) по степени детализации объекта нормирования (поиздельные, поузловые, подетальные); г) по степени детализации расходуемых материалов (нормативы по укрупненной номенклатуре, например листовой прокат в целом, или по детальной).

При разработке нормативов необходимо исходить из основных принципов нормирования — из прогрессивности новых норм, учи­ тывающих последовательную экономию общественного труда и со­ кращение удельных расходов материалов, а также из их производ­ ственно-технической обоснованности.

Оборотные средства предприятия нормируют в определенном по­ рядке. На основании общегосударственных директив, данных о вы­ пуске продукции, об остатках оборотных средств и в зависимости от принятой системы снабжения министерство устанавливает для своей отрасли нормативы оборотных средств по утвержденной номен­ клатуре. Главные же управления утверждают нормативы оборотных средств для предприятий, которые, в свою .очередь, определяют их по отдельным элементам, оборотных средств.

Главная задача нормирования оборотных средств заключается в разработке экономически обоснованных нормативов, обеспечиваю­ щих при минимальном размере средств необходимые условия для бесперебойного процесса производства и реализации продукции. Нормирование должно осуществляться в соответствии со сметами затрат на производство, нормами расхода и запаса материальных ресурсов, предусмотренными в планах производства и материальнотехнического снабжения.

При нормировании оборотных средств в судостроении следует учитывать технико-экономические особенности судостроительного производства: относительно длительный производственный цикл постройки судна, большое число типо- и сорторазмеров получаемых

260


материалов и изделий и большое количество поставщиков, удален­ ных на значительные расстояния от судостроительных заводов-по­ требителей. Все это часто приводит к некомплектности поступающих материалов, неравномерности выпуска готовой продукции.

Нормирование производственных запасов включает в себя: а)'определение потребности в материалах на планируемый период по категориям поставок; б) расчет отдельных составных частей норм производственных запасов; в) определение общей величины нормы производственных запасов.

По размерам и характеру поставки делят на следующие основные категории: категория I — крупные транзитные поставки, включающие поставки различных материалов, потребляемых предприятием в мас­ совых количествах (например, большое количество различных типо­ размеров металла, повышающее 24 транзитные нормы в плановом году для одного предприятия); категория II — прочие транзитные поставки, составляющие менее шести транзитных норм в квартал (они могут в свою очередь разбиваться на мелкие поставки в зави­ симости от числа транзитных норм, например: категория П-а — от трех до шести, II-б — две, П-в — одна транзитная норма в квартал); категория III — поставки с баз снабжения и сбыта.

К сезонным поставкам относятся поставки материалов (незави­ симо от объема),.по которым требуется образование сезонного запаса материалов определенного качества. При определении нормативов запаса учитывают также условия снабжения, т. е. зафиксированную в договорах с поставщиками периодичность снабжения, его формы (транзитная или складская), а также длительность транспортировки материалов от поставщиков до предприятия.-

Производственные запасы предприятия имеют следующие виды: текущие, страховые, подготовительные, сезонные и транспортные.

Т е к у щ и й з а п а с предназначается для бесперебойного обес­ печения производства в период между очередными поставками в условиях равномерности поставок по периодичности и по размеру отгружаемых партий. В случаях, когда интервал между смежными запусками материала в производство у потребителя больше интер­ вала между поставками, текущий запас материала должен обеспечи­

вать очередной запуск его

в производство.

С т р а х о в о й з а п а с

предназначается для обеспечения про­

изводства материалами в случае отклонений в периодичности и партионности их поставок. Основной причиной-, вызывающей такие от­ клонения, является право поставщика отгдужать материалы потре­ бителю в любом количестве (в пределах обусловленной заказом нормы) и в любой день установленного периода поставок:

П о д г о т о в и т е л ь н ы й з а п а с образуется из времени не­ обходимого для приемки, разгрузки сортировки и лабораторного ана­ лиза (обычный запас), а также из времени для подготовки материала к использованию на производстве (очистка металла от ржавчины и окалины, сушка лесных материалов и т. д.) — технологический запас.

261


С е з о н н ы й

з а п а с

образуется у потребителей при сезонно­

сти производства

заготовок и потребления некоторых материалов,

а также при сезонных перерывах в работе транспорта.

Т р а н с п о р т н ы й

з а п а с определяется расстоянием от

поставщика до потребителя.

Перейдем к определению' нормы текущего запаса.

Н о р м а т е к у щ е г о

з а п а с а (в днях) рассчитывается в за­

висимости от условий поставок материалов и оборудования различ­ ных видов. При транзитных систематических поставках материалов норма текущего запаса устанавливается в размере половины среднего интервала между поставками. Средний интервал для крупных тран­ зитных поставок категории I определяется по формуле

рЛ _ 360Ятр

где 360 — длительность рассматриваемого периода (год), дни; ЯТр — транзитная норма поставок, т; m — годовая потребность в материалах данного типо- и сорторазмера, т.

Например, при годовой потребности в материале 15 000 т и тран­ зитной норме поставок в партии 500 т средний интервал между по­ ставками определится:

м

360-5000

= 90 дней.

И ~

20 000

 

Норма текущего запаса в этом случае составит:

При транзитных поставках категории II норму текущего запаса устанавливают в зависимости от условий поставок, например:

1 ) категория поставок П-а — поставщики отгружают материалы в течение квартала равномерно по месяцам; средний интервал поста­ вок равен 30 дням, норма текущего запаса — 15 дней;

2 ) категория поставок П-б — поставщики отгружают материалы в течение квартала равными долями в любые два месяца; средний интервал поставок— 45 дней, норма текущего запаса — 22,5 дня; 3) категория поставок П-в — поставщики отгружают материалы 1 раз в один из месяцев квартала; средний интервал поставок —

90 дней, норма текущего запаса — 45 дней.

При несистематических транзитных поставках материалов (при единичной и мелкосерийной постройке судов, когда материалы за­ казываются на технологический этап) к норме текущего запаса при­ бавляется половина средней продолжительности технологического этапа.

По остальной продукции (изоляционный материал, пиленый лес), поступающей потребителю в разные сроки, норму текущего запаса можно принять равной половине среднего интервала между постав­ ками, которая соответствует количеству дней от 1 января нового года до даты первого поступления в этом году.

262


Такой метод нормирования базируется на наиболее прогрессив­

ной организации материально-технического снабжения с устойчи­

выми взаимоотношениями поставщика и потребителя — на основе

прямых хозяйственных связей.

 

 

 

 

 

Норма оборотных средств по запасам отдельных видов мате­

риалов определяется суммированием норм составных ее элементов.

Например, норма запаса листового металла (в днях):

 

 

Текущий запас ........................................................................................

 

 

 

 

45

Страховой

з а п а с ..........................................................

 

 

 

 

10

Подготовительный запас:

 

 

 

 

 

приемка, разгрузка, сортировка

и лабораторный анализ

1

очистка металла от ржавчины и

о кал и н ы ...........................

 

 

3

Транспортный запас (после оплаты сч ета)....................................

 

 

6

 

 

 

В

с е г о . . .

65

Перемножив оптовую цену на нормы запаса материалов н доба­

вив транспортно-заготовительные расходы, можно получить норма­

тив денежных оборотных средств по каждому данному виду мате­

риалов.

 

 

 

 

 

 

Н о р м а

с т р а х о в о г о

з а п а с а принимается

в размере

половины текущего запаса. (Иногда норма страхового запаса от­

дельно не вычисляется.)

 

 

 

 

 

Н о р м а

п о д г о т о в и т е л ь н о г о

з а п а с а

включает

в себя время на обычный и технологический запас. Первый прини­

мается в размере одного дня,

а второй — сколько

необходимо на

выполнение операций по подготовке материала для запуска в про­

изводство (на очистку металла, расконсервацию, сушку

древесины

и др.).

 

 

 

 

 

 

Норма транспортного запаса представляет собой количество

дней от оплаты получателем счета поставщика до поступления мате­

риала и определяется расстоянием от поставщика до получателя,

средней скоростью движения груза и временем планового документо­

оборота с учетом плановых сроков оплаты платежных документов.

Текущий

запас контрагентского оборудования,

поставляемого

к определенному сроку, соответствующему дате начала монтажа этого

оборудования на судне по календарному графику постройки судна,

не устанавливают. Норму текущего запаса на технологический этап

рассчитывают аналогично нормам текущего запаса на материалы.

Среднюю норму запасов материалов и судового оборудования опре­

деляют как среднеарифметическую величину суммы произведений

удельных значений материалов на их количество, различающихся

по условиям поставок и размерам потребления. Материалы рассчи­

тывают укрупненно по группам и видам (листовая сталь, сортовая

сталь, цветные металлы и т. д.) в натуральном и денежном выражении,

а контрагентское судовое оборудование — только в денежном.

Денежную величину норматива оборотных средств по производ­

ственным запасам материалов и судового оборудования определяют

путем умножения нормы запаса в днях на среднесуточный расход,

вычисленный в рублях по их заготовительной стоимости (с учетом

транспортно-заготовительных

расходов).

 

 

 

263