Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
(находящаяся в пути); денежные средства в кассе предприятия и на расчетном счете в Госбанке, а также средства в расчетах, дебитор
ская задолженность, |
чековые |
книжки, особые |
счета, аккредитивы |
и т. д. Эти виды оборотных |
средств не поддаются нормированию, |
||
и потребность в них |
покрывается банковским |
кредитом. |
Оборотные средства, как и все материальные ресурсы предприя тия, определяются планом. Планированием охватываются нормируе мые средства. По каждому виду оборотных средств производится расчет плановой потребности в них и определение показателей обо рачиваемости.
Нормирование оборотных средств — это определение их минималь ной потребности в днях для обеспечения нормальной и бесперебой ной деятельности предприятия.
Нормативы расхода материальных ресурсов классифицируют: а) по периоду времени, на который они рассчитаны (перспективные, годовые, квартальные, а на промышленных предприятиях еще и оперативно-технические — применительно к конкретным условиям производственного процесса); б) по масштабу их действия (индиви дуальные — на конкретный вид продукции, изготовляемой на опре деленном предприятии, в цехе, на участке, а также групповые и обобщенные); в) по степени детализации объекта нормирования (поиздельные, поузловые, подетальные); г) по степени детализации расходуемых материалов (нормативы по укрупненной номенклатуре, например листовой прокат в целом, или по детальной).
При разработке нормативов необходимо исходить из основных принципов нормирования — из прогрессивности новых норм, учи тывающих последовательную экономию общественного труда и со кращение удельных расходов материалов, а также из их производ ственно-технической обоснованности.
Оборотные средства предприятия нормируют в определенном по рядке. На основании общегосударственных директив, данных о вы пуске продукции, об остатках оборотных средств и в зависимости от принятой системы снабжения министерство устанавливает для своей отрасли нормативы оборотных средств по утвержденной номен клатуре. Главные же управления утверждают нормативы оборотных средств для предприятий, которые, в свою .очередь, определяют их по отдельным элементам, оборотных средств.
Главная задача нормирования оборотных средств заключается в разработке экономически обоснованных нормативов, обеспечиваю щих при минимальном размере средств необходимые условия для бесперебойного процесса производства и реализации продукции. Нормирование должно осуществляться в соответствии со сметами затрат на производство, нормами расхода и запаса материальных ресурсов, предусмотренными в планах производства и материальнотехнического снабжения.
При нормировании оборотных средств в судостроении следует учитывать технико-экономические особенности судостроительного производства: относительно длительный производственный цикл постройки судна, большое число типо- и сорторазмеров получаемых
260
материалов и изделий и большое количество поставщиков, удален ных на значительные расстояния от судостроительных заводов-по требителей. Все это часто приводит к некомплектности поступающих материалов, неравномерности выпуска готовой продукции.
Нормирование производственных запасов включает в себя: а)'определение потребности в материалах на планируемый период по категориям поставок; б) расчет отдельных составных частей норм производственных запасов; в) определение общей величины нормы производственных запасов.
По размерам и характеру поставки делят на следующие основные категории: категория I — крупные транзитные поставки, включающие поставки различных материалов, потребляемых предприятием в мас совых количествах (например, большое количество различных типо размеров металла, повышающее 24 транзитные нормы в плановом году для одного предприятия); категория II — прочие транзитные поставки, составляющие менее шести транзитных норм в квартал (они могут в свою очередь разбиваться на мелкие поставки в зави симости от числа транзитных норм, например: категория П-а — от трех до шести, II-б — две, П-в — одна транзитная норма в квартал); категория III — поставки с баз снабжения и сбыта.
К сезонным поставкам относятся поставки материалов (незави симо от объема),.по которым требуется образование сезонного запаса материалов определенного качества. При определении нормативов запаса учитывают также условия снабжения, т. е. зафиксированную в договорах с поставщиками периодичность снабжения, его формы (транзитная или складская), а также длительность транспортировки материалов от поставщиков до предприятия.-
Производственные запасы предприятия имеют следующие виды: текущие, страховые, подготовительные, сезонные и транспортные.
Т е к у щ и й з а п а с предназначается для бесперебойного обес печения производства в период между очередными поставками в условиях равномерности поставок по периодичности и по размеру отгружаемых партий. В случаях, когда интервал между смежными запусками материала в производство у потребителя больше интер вала между поставками, текущий запас материала должен обеспечи
вать очередной запуск его |
в производство. |
С т р а х о в о й з а п а с |
предназначается для обеспечения про |
изводства материалами в случае отклонений в периодичности и партионности их поставок. Основной причиной-, вызывающей такие от клонения, является право поставщика отгдужать материалы потре бителю в любом количестве (в пределах обусловленной заказом нормы) и в любой день установленного периода поставок:
П о д г о т о в и т е л ь н ы й з а п а с образуется из времени не обходимого для приемки, разгрузки сортировки и лабораторного ана лиза (обычный запас), а также из времени для подготовки материала к использованию на производстве (очистка металла от ржавчины и окалины, сушка лесных материалов и т. д.) — технологический запас.
261
С е з о н н ы й |
з а п а с |
образуется у потребителей при сезонно |
сти производства |
заготовок и потребления некоторых материалов, |
|
а также при сезонных перерывах в работе транспорта. |
||
Т р а н с п о р т н ы й |
з а п а с определяется расстоянием от |
|
поставщика до потребителя. |
||
Перейдем к определению' нормы текущего запаса. |
||
Н о р м а т е к у щ е г о |
з а п а с а (в днях) рассчитывается в за |
висимости от условий поставок материалов и оборудования различ ных видов. При транзитных систематических поставках материалов норма текущего запаса устанавливается в размере половины среднего интервала между поставками. Средний интервал для крупных тран зитных поставок категории I определяется по формуле
рЛ _ 360Ятр
где 360 — длительность рассматриваемого периода (год), дни; ЯТр — транзитная норма поставок, т; m — годовая потребность в материалах данного типо- и сорторазмера, т.
Например, при годовой потребности в материале 15 000 т и тран зитной норме поставок в партии 500 т средний интервал между по ставками определится:
м |
360-5000 |
= 90 дней. |
И ~ |
20 000 |
|
Норма текущего запаса в этом случае составит:
При транзитных поставках категории II норму текущего запаса устанавливают в зависимости от условий поставок, например:
1 ) категория поставок П-а — поставщики отгружают материалы в течение квартала равномерно по месяцам; средний интервал поста вок равен 30 дням, норма текущего запаса — 15 дней;
2 ) категория поставок П-б — поставщики отгружают материалы в течение квартала равными долями в любые два месяца; средний интервал поставок— 45 дней, норма текущего запаса — 22,5 дня; 3) категория поставок П-в — поставщики отгружают материалы 1 раз в один из месяцев квартала; средний интервал поставок —
90 дней, норма текущего запаса — 45 дней.
При несистематических транзитных поставках материалов (при единичной и мелкосерийной постройке судов, когда материалы за казываются на технологический этап) к норме текущего запаса при бавляется половина средней продолжительности технологического этапа.
По остальной продукции (изоляционный материал, пиленый лес), поступающей потребителю в разные сроки, норму текущего запаса можно принять равной половине среднего интервала между постав ками, которая соответствует количеству дней от 1 января нового года до даты первого поступления в этом году.
262
Такой метод нормирования базируется на наиболее прогрессив |
||||||
ной организации материально-технического снабжения с устойчи |
||||||
выми взаимоотношениями поставщика и потребителя — на основе |
||||||
прямых хозяйственных связей. |
|
|
|
|
|
|
Норма оборотных средств по запасам отдельных видов мате |
||||||
риалов определяется суммированием норм составных ее элементов. |
||||||
Например, норма запаса листового металла (в днях): |
|
|
||||
Текущий запас ........................................................................................ |
|
|
|
|
45 |
|
Страховой |
з а п а с .......................................................... |
|
|
|
|
10 |
Подготовительный запас: |
|
|
|
|
|
|
приемка, разгрузка, сортировка |
и лабораторный анализ |
1 |
||||
очистка металла от ржавчины и |
о кал и н ы ........................... |
|
|
3 |
||
Транспортный запас (после оплаты сч ета).................................... |
|
|
6 |
|||
|
|
|
В |
с е г о . . . |
65 |
|
Перемножив оптовую цену на нормы запаса материалов н доба |
||||||
вив транспортно-заготовительные расходы, можно получить норма |
||||||
тив денежных оборотных средств по каждому данному виду мате |
||||||
риалов. |
|
|
|
|
|
|
Н о р м а |
с т р а х о в о г о |
з а п а с а принимается |
в размере |
|||
половины текущего запаса. (Иногда норма страхового запаса от |
||||||
дельно не вычисляется.) |
|
|
|
|
|
|
Н о р м а |
п о д г о т о в и т е л ь н о г о |
з а п а с а |
включает |
|||
в себя время на обычный и технологический запас. Первый прини |
||||||
мается в размере одного дня, |
а второй — сколько |
необходимо на |
||||
выполнение операций по подготовке материала для запуска в про |
||||||
изводство (на очистку металла, расконсервацию, сушку |
древесины |
|||||
и др.). |
|
|
|
|
|
|
Норма транспортного запаса представляет собой количество |
||||||
дней от оплаты получателем счета поставщика до поступления мате |
||||||
риала и определяется расстоянием от поставщика до получателя, |
||||||
средней скоростью движения груза и временем планового документо |
||||||
оборота с учетом плановых сроков оплаты платежных документов. |
||||||
Текущий |
запас контрагентского оборудования, |
поставляемого |
||||
к определенному сроку, соответствующему дате начала монтажа этого |
||||||
оборудования на судне по календарному графику постройки судна, |
||||||
не устанавливают. Норму текущего запаса на технологический этап |
||||||
рассчитывают аналогично нормам текущего запаса на материалы. |
||||||
Среднюю норму запасов материалов и судового оборудования опре |
||||||
деляют как среднеарифметическую величину суммы произведений |
||||||
удельных значений материалов на их количество, различающихся |
||||||
по условиям поставок и размерам потребления. Материалы рассчи |
||||||
тывают укрупненно по группам и видам (листовая сталь, сортовая |
||||||
сталь, цветные металлы и т. д.) в натуральном и денежном выражении, |
||||||
а контрагентское судовое оборудование — только в денежном. |
||||||
Денежную величину норматива оборотных средств по производ |
||||||
ственным запасам материалов и судового оборудования определяют |
||||||
путем умножения нормы запаса в днях на среднесуточный расход, |
||||||
вычисленный в рублях по их заготовительной стоимости (с учетом |
||||||
транспортно-заготовительных |
расходов). |
|
|
|
263