Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, установленная норма запаса 95 дней. Сумма затрат на материалы по квартальной смете — 540 000 руб. Среднесуточный

540 000

сплп

л /пп

расход составляет — ^ — — 6000

руб. (90 — среднее число дней

в квартале).

Величина норматива., оборотных средств по производственным запасам в денежном выражении будет равна 6000-95 = 570 000 руб.

Теперь обратимся к рассмотрению норм оборотных средств в не­ завершенном производстве. Как известно, к незавершенному про­ изводству относятся все суда и их конструкции (узлы, секции), проходящие обработку, сборку, монтаж и сдаточные испытания по технологии, установленной для данного судостроительного пред­ приятия. Период незавершенного производства длится от начала производственного процесса до приемки готового судна заказчиком.

Нормативы оборотных средств по незавершенному производству устанавливают в денежном выражении на начало каждого месяца по проценту технической готовности судна. Суммарный норматив по предприятию в целом определяют путем суммирования нормати­ вов по отдельным судам с прибавлением норматива незавершенного производства по несудостронтельной продукции.

Норматив оборотных средств по незавершенному производству для судна рассчитывают на основе календарного графика и поэтап­ ной плановой калькуляции в соответствии с технологическими эта­ пами.

В табл. 18 приведен расчет норматива незавершенного произ­ водства по технологическим этапам постройки судна. Как видно из

таблицы,

на конец

планируемого

периода норматив составил

1640 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

Расчет

норматива незавершенного

производства

 

 

по технологическим этапам постройки судна

 

 

при

10-месячном

производственном цикле

 

 

 

 

Стонмост э этапа

по

 

Норматив неза­

Номер технологического

 

кальку'ЛЯЦИИ

 

Техническая

 

 

 

 

вершенного

этапа

 

% от общей

 

 

готовность,

производства,

 

 

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

 

 

 

стоимости

 

 

 

1

 

13

325

100

325

 

2

 

15

375

100

375

 

3

 

16

400

100 '

400

 

4

 

18

450

80

360

 

5

 

18

450

40

180

 

6

 

12

300

0

 

7

 

8

200

0

И т о г о

по судну

 

100

2500

1640

264


При отсутствии поэтапных плановых калькуляций норматив

рассчитывают

по

типовому

технологическому графику постройки

в зависимости

от

процента

технической готовности.

При постройке судна величина незавершенного производства по­ степенно нарастает вплоть до окончания испытаний судна. Если бы это нарастание было равномерным, то средняя величина незавершен­ ного производства в денежном выражении равнялась бы половине стоимости судна. Однако при существующем коэффициенте нараста­ ния затрат норматив незавершенного производства составляет 0,55— 0,60 стоимости судна.

Для каждого типа судна, в зависимости от характера нарастания затрат, с достаточной точностью можно определить плановый норма­ тив незавершенного производства. В основу расчета принимаются

графики

продолжительности производственного цикла. Примерный

график

нарастания затрат незавершенного производства

по судну

с • 1 0 -месячной длительностью производственного цикла

приведен

на рис. 11 (см. стр. 255). Пользуясь графиком, можно установить раз­ меры незавершенного производства на начало и конец каждого ме­ сяца и среднюю величину затрат для всего периода постройки судна.

Отношение стоимости затрат по незавершенному производству к среднесуточным затратам показывает норматив запаса по незавер­ шенному производству NH,n в днях. Применительно к нашему при­ меру

Лн. п = 1 6 4 0 : = 157 дней,

т. е. запасов средств по незавершенному производству хватит на 157 дней.

Расходы будущих периодов судостроительного предприятия, обусловленные технической подготовкой и освоением новых типов

судостроительной продукции

(расходы по’

разработке документации

и материальной подготовке

производства,

испытанию' новых мате­

риалов, освоению новых видов техники, приобретению эксперимен­ тальных образцов), включают непосредственно в стоимость выпускае­ мой продукции (за исключением сумм, оплачиваемых за счет покры­ ваемых средств освоения новой техники фонда развития произ­ водства).

Пользуясь нормативами в днях, установленными по каждому виду нормируемых оборотных средств, можно рассчитать плановую потребность в'средствах на рассматриваемый период. В самом общем виде плановую потребность оборотных средств С на предстоящий период можно определить из выражения

т. е. сумма потребных оборотных средств равна произведению суточ­ ного оборота по реализации на общую длительность цикла обо­ рота D. При этом планируемая величина годовой реализации про­

дукции ^ R n определяется по производственной'программе, где уста­

265


навливаются количество и стоимость сдаваемых судов в течение пред­ стоящего года, а общая длительность цикла оборота зависит от дли­ тельности каждой из трех его стадий.

В свою очередь, как это ясно из предыдущего, длительность пер­ вой стадии характеризуется выраженными в днях нормативами производственных запасов материалов, топлива и судового оборудо­ вания, длительность второй — нормативом незавершенного произ­ водства, а третьей — нормативом готовой нереализованной продук­ ции на складе. Таким образом, имея нормативы по всем видам обо­ ротных средств и пользуясь приведенной общей формулой, можно рассчитать плановую потребность в оборотных средствах. При этом, поскольку расчет будет вестись по каждому виду оборотных средств

в отдельности, вместо реализованной товарной продукции

J^Rn

для

каждой статьи можно будет принять соответствующую ей

часть

продукции (готовая потребность в производственных

запа­

сах, общая сумма планируемых расходов на производство или пла­ новая сумма затрат на готовую продукцию), а вместо величины D подставить значения соответствующих нормативов в днях. Необ­ ходимые исходные данные для расчета содержатся в смете произ­ водства предприятия.

Сводный расчет потребности предприятия в оборотных средствах приведен в табл. 19.

По расходам будущих периодов потребность в оборотных сред­ ствах определяют по особому расчету.

Расчет потребных оборотных средств составляется поквартально. При этом к начальной сумме затрат прибавляют планируемые за­ траты, обусловленные освоением новых видов изделий, и вычитают из нее сумму, отнесенную к себестоимости новых видов готовой продукции. Списание расходов будущих периодов на себестоимость продукции производится по мере изготовления новых видов продук­ ции в течение двух лет.

Важнейшими задачами планирования оборотных средств яв­ ляются выявление возможностей предприятия и установление пла­ нового задания по ускорению их оборачиваемости. Это характери­ зуется плановыми показателями оборачиваемости: длительностью цикла оборота D (коэффициент скорости оборота), коэффициентом оборачиваемости К0 и размером планируемого высвобождения обо­ ротных средств.

Вычислим показатели оборачиваемости применительно к значе­ ниям С и R, приведенным в табл. 19.

Длительность цикла оборота по товарной продукции (в днях) определится:

СТ

8502

осп

1 оп

"

=

 

6 0 =

80

 

Коэффициент оборачиваемости

оборотных

средств предприятия

IS __

Т

360 _

 

 

А ° ~

D ~

180

 

 

266


Т а б л и ц а 19

Расчет потребности судостроительного предприятия в оборотных средствах (цифры условные)

Виды оборотных средств

Производственные запасы:

основные материалы и покуп­ ные полуфабрикаты

вспомогательные материалы

топливо

запасы судового оборудования

мелкие запасные части и инструмент

Незавершенное производство (включая полуфабрикаты собственкого производства и закрепленное судовое оборудование)

Готовая нереализованная продук­ ция

Расходы будущих периодов

£

b

 

 

Xі

2

аі

 

< С

 

ч £

D.*“

К

СОГ*

о

s

р.

Ң

s

H

s

jQ

SS —

О

Of

X ;

Q

о X

H Ч ^

tü s о

°

я ю

я 4 S3

О п а

(Xet e.

О £

оо. с

аОС%

| “ W h .

Ух

я

о

^ Н

5

&

cJо

5

О

(Xо.

ОН

а

и н

•2 ä o ä

o . ü £

о X3 а

С .

£ ° >»о, - U оО

22

3 900

3900

 

238

360

 

 

 

 

 

30

350

350.30

29

 

 

360

JU

 

30

400

400.30

33

360

dU

 

 

 

15

4 500

4500

15

188

 

 

360

1

 

60

100

100

fin

17

 

 

360

60

 

149

18 000

18ООО.

7450

360

 

 

 

 

 

10

17 000

17 000

 

472

360

 

 

 

 

 

 

По особому расчету

 

75

В с е г о

8502

т. е. для годового периода коэффициент оборачиваемости недоста­ точен и нуждается в повышении. Для этого нужно изыскать и про­ вести соответствующие меры, в первую очередь по сокращению длительности производственного цикла.

Размер планируемого высвобождения оборотных средств при до­ пущении, что фактическая длительность цикла оборота в днях за предыдущий год D x — 186 дней, определится из выражения

п

£ Rn Фі — As)

17 000(186— 180)

ООГ1

*

С =

-------- f -------

=

---------~2 0 Q-------

L =

280 тыс.

руб.

267


§ 65

Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств

Ускорение оборачиваемости оборотных средств имеет большое народнохозяйственное значение. Оно ведет к высвобождению средств

ипозволяет обратить их на другие цели. В процессе ускорения обо­ рачиваемости оборотных средств предприятия стремятся сократить сверхнормативные и излишние материалы, ускорить производствен­ ный процесс, организовать быстрейшую отгрузку или сдачу готовой продукции потребителям и заказчикам. Все это оказывает большое положительное воздействие на всю экономику производства, сви­ детельствует о высокой экономической эффективности ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости достигается путем сокращения всех трех стадий цикла оборота.

Заготовительную стадию можно уменьшить сокращением произ­ водственных запасов предприятия и времени на транспортировку материалов.

Материалы, топливо, оборудование, находящиеся в пути, яв­ ляются частью производственных запасов предприятия, хотя физи­ чески они еще могут и не находиться на предприятии. Поэтому важ­ ное значение имеет выбор поставщиков и систематическое наблюде­ ние за транспортировкой материалов. Сокращение времени на транс­ портировки может достигаться также приближением предприятийпоставщиков к предприятиям-заказчикам, учащением и точным соблюдением сроков поставок, ускорением продвижения грузов, правильным выбором формы снабжения — транзитной или склад­ ской и т. д.

Большое значение для экономии транспортных расходов и уско­ рения оборачиваемости оборотных средств имеет улучшение плани­ рования хозяйственных связей между предприятиями-поставщиками

ипредприятиями-заказчиками. Основным направлением совершен­ ствования этого планирования является применение экономико­ математических методов и современной вычислительной техники, что

позволит разработать оптимальный вариант прикрепления потре­ бителей к поставщикам, соответствующий наименьшему пробегу грузов и минимальным транспортным расходам.

В условиях планового хозяйства, при планомерном, регулярном снабжении, нет необходимости в создании чрезмерных запасов мате­ риалов, предприятия должны создавать только минимально необ­ ходимые производственные запасы. Величина этих запасов опреде­ ляется в плане каждого предприятия в виде нормативов, которые выражаются в днях запаса и количестве материалов. Нужно доби­ ваться установления прогрессивных норм расходования материалов и полуфабрикатов, разработанных на основе опыта передовых пред­ приятий и рекомендаций научных учреждений, комплектного снаб­ жения производственных участков материалами и полуфабрикатами в установленные сроки при точном соблюдении заданных стандартов

268