Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
Например, установленная норма запаса 95 дней. Сумма затрат на материалы по квартальной смете — 540 000 руб. Среднесуточный
540 000 |
сплп |
л /пп |
расход составляет — ^ — — 6000 |
руб. (90 — среднее число дней |
в квартале).
Величина норматива., оборотных средств по производственным запасам в денежном выражении будет равна 6000-95 = 570 000 руб.
Теперь обратимся к рассмотрению норм оборотных средств в не завершенном производстве. Как известно, к незавершенному про изводству относятся все суда и их конструкции (узлы, секции), проходящие обработку, сборку, монтаж и сдаточные испытания по технологии, установленной для данного судостроительного пред приятия. Период незавершенного производства длится от начала производственного процесса до приемки готового судна заказчиком.
Нормативы оборотных средств по незавершенному производству устанавливают в денежном выражении на начало каждого месяца по проценту технической готовности судна. Суммарный норматив по предприятию в целом определяют путем суммирования нормати вов по отдельным судам с прибавлением норматива незавершенного производства по несудостронтельной продукции.
Норматив оборотных средств по незавершенному производству для судна рассчитывают на основе календарного графика и поэтап ной плановой калькуляции в соответствии с технологическими эта пами.
В табл. 18 приведен расчет норматива незавершенного произ водства по технологическим этапам постройки судна. Как видно из
таблицы, |
на конец |
планируемого |
периода норматив составил |
||||
1640 тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
Расчет |
норматива незавершенного |
производства |
|
|||
|
по технологическим этапам постройки судна |
|
|||||
|
при |
10-месячном |
производственном цикле |
|
|||
|
|
|
Стонмост э этапа |
по |
|
Норматив неза |
|
Номер технологического |
|
кальку'ЛЯЦИИ |
|
Техническая |
|||
|
|
|
|
вершенного |
|||
этапа |
|
% от общей |
|
|
готовность, |
производства, |
|
|
|
|
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
||
|
|
|
стоимости |
|
|
||
|
1 |
|
13 |
325 |
100 |
325 |
|
|
2 |
|
15 |
375 |
100 |
375 |
|
|
3 |
|
16 |
400 |
100 ' |
400 |
|
|
4 |
|
18 |
450 |
80 |
360 |
|
|
5 |
|
18 |
450 |
40 |
180 |
|
|
6 |
|
12 |
300 |
0 |
— |
|
|
7 |
|
8 |
200 |
0 |
— |
|
И т о г о |
по судну |
|
100 |
2500 |
— |
1640 |
264
При отсутствии поэтапных плановых калькуляций норматив
рассчитывают |
по |
типовому |
технологическому графику постройки |
в зависимости |
от |
процента |
технической готовности. |
При постройке судна величина незавершенного производства по степенно нарастает вплоть до окончания испытаний судна. Если бы это нарастание было равномерным, то средняя величина незавершен ного производства в денежном выражении равнялась бы половине стоимости судна. Однако при существующем коэффициенте нараста ния затрат норматив незавершенного производства составляет 0,55— 0,60 стоимости судна.
Для каждого типа судна, в зависимости от характера нарастания затрат, с достаточной точностью можно определить плановый норма тив незавершенного производства. В основу расчета принимаются
графики |
продолжительности производственного цикла. Примерный |
|
график |
нарастания затрат незавершенного производства |
по судну |
с • 1 0 -месячной длительностью производственного цикла |
приведен |
на рис. 11 (см. стр. 255). Пользуясь графиком, можно установить раз меры незавершенного производства на начало и конец каждого ме сяца и среднюю величину затрат для всего периода постройки судна.
Отношение стоимости затрат по незавершенному производству к среднесуточным затратам показывает норматив запаса по незавер шенному производству NH,n в днях. Применительно к нашему при меру
Лн. п = 1 6 4 0 : = 157 дней,
т. е. запасов средств по незавершенному производству хватит на 157 дней.
Расходы будущих периодов судостроительного предприятия, обусловленные технической подготовкой и освоением новых типов
судостроительной продукции |
(расходы по’ |
разработке документации |
и материальной подготовке |
производства, |
испытанию' новых мате |
риалов, освоению новых видов техники, приобретению эксперимен тальных образцов), включают непосредственно в стоимость выпускае мой продукции (за исключением сумм, оплачиваемых за счет покры ваемых средств освоения новой техники фонда развития произ водства).
Пользуясь нормативами в днях, установленными по каждому виду нормируемых оборотных средств, можно рассчитать плановую потребность в'средствах на рассматриваемый период. В самом общем виде плановую потребность оборотных средств С на предстоящий период можно определить из выражения
т. е. сумма потребных оборотных средств равна произведению суточ ного оборота по реализации на общую длительность цикла обо рота D. При этом планируемая величина годовой реализации про
дукции ^ R n определяется по производственной'программе, где уста
265
навливаются количество и стоимость сдаваемых судов в течение пред стоящего года, а общая длительность цикла оборота зависит от дли тельности каждой из трех его стадий.
В свою очередь, как это ясно из предыдущего, длительность пер вой стадии характеризуется выраженными в днях нормативами производственных запасов материалов, топлива и судового оборудо вания, длительность второй — нормативом незавершенного произ водства, а третьей — нормативом готовой нереализованной продук ции на складе. Таким образом, имея нормативы по всем видам обо ротных средств и пользуясь приведенной общей формулой, можно рассчитать плановую потребность в оборотных средствах. При этом, поскольку расчет будет вестись по каждому виду оборотных средств
в отдельности, вместо реализованной товарной продукции |
J^Rn |
|
для |
каждой статьи можно будет принять соответствующую ей |
|
часть |
продукции (готовая потребность в производственных |
запа |
сах, общая сумма планируемых расходов на производство или пла новая сумма затрат на готовую продукцию), а вместо величины D подставить значения соответствующих нормативов в днях. Необ ходимые исходные данные для расчета содержатся в смете произ водства предприятия.
Сводный расчет потребности предприятия в оборотных средствах приведен в табл. 19.
По расходам будущих периодов потребность в оборотных сред ствах определяют по особому расчету.
Расчет потребных оборотных средств составляется поквартально. При этом к начальной сумме затрат прибавляют планируемые за траты, обусловленные освоением новых видов изделий, и вычитают из нее сумму, отнесенную к себестоимости новых видов готовой продукции. Списание расходов будущих периодов на себестоимость продукции производится по мере изготовления новых видов продук ции в течение двух лет.
Важнейшими задачами планирования оборотных средств яв ляются выявление возможностей предприятия и установление пла нового задания по ускорению их оборачиваемости. Это характери зуется плановыми показателями оборачиваемости: длительностью цикла оборота D (коэффициент скорости оборота), коэффициентом оборачиваемости К0 и размером планируемого высвобождения обо ротных средств.
Вычислим показатели оборачиваемости применительно к значе ниям С и R, приведенным в табл. 19.
Длительность цикла оборота по товарной продукции (в днях) определится:
СТ |
8502 |
осп |
1 оп |
" |
= |
|
6 0 = |
80 |
|
Коэффициент оборачиваемости |
оборотных |
средств предприятия |
||
IS __ |
Т |
360 _ |
|
|
А ° ~ |
D ~ |
180 |
|
|
266
Т а б л и ц а 19
Расчет потребности судостроительного предприятия в оборотных средствах (цифры условные)
Виды оборотных средств
Производственные запасы:
основные материалы и покуп ные полуфабрикаты
вспомогательные материалы
топливо
запасы судового оборудования
мелкие запасные части и инструмент
Незавершенное производство (включая полуфабрикаты собственкого производства и закрепленное судовое оборудование)
Готовая нереализованная продук ция
Расходы будущих периодов
£
b |
|
|
Xі |
|
2 |
аі |
|
||
< С |
|
ч £ |
||
D.*“ |
К |
СОГ* |
||
о |
s |
р. |
Ң |
|
s |
H |
s |
||
jQ |
SS — |
О |
Of |
|
X ; |
Q |
о X |
||
H Ч ^ |
||||
tü s о |
° |
я ю |
||
я 4 S3 |
О п а |
|||
(Xet e. |
О £
оо. с
аОС%
| “ W h . |
||
Ух |
я |
о |
^ Н |
>» |
|
Sö |
5 |
& |
cJо |
5 |
О |
(Xо. |
ОН |
а
и н
•2 ä o ä
o . ü £
о X3 а
С .
£ ° >»о, - U оО
22 |
3 900 |
3900 |
|
238 |
|
360 |
|
||||
|
|
|
|
||
30 |
350 |
350.30 |
29 |
||
|
|
360 |
JU |
|
|
30 |
400 |
400.30 |
33 |
||
360 |
dU |
||||
|
|
|
|||
15 |
4 500 |
4500 |
15 |
188 |
|
|
|
360 |
1 |
|
|
60 |
100 |
100 |
fin |
17 |
|
|
|
360 |
60 |
|
|
149 |
18 000 |
18ООО. |
7450 |
||
360 |
|
||||
|
|
|
|
||
10 |
17 000 |
17 000 |
|
472 |
|
360 |
|
||||
|
|
|
|
||
|
По особому расчету |
|
75 |
В с е г о |
— |
— |
— |
8502 |
т. е. для годового периода коэффициент оборачиваемости недоста точен и нуждается в повышении. Для этого нужно изыскать и про вести соответствующие меры, в первую очередь по сокращению длительности производственного цикла.
Размер планируемого высвобождения оборотных средств при до пущении, что фактическая длительность цикла оборота в днях за предыдущий год D x — 186 дней, определится из выражения
п |
£ Rn Фі — As) |
17 000(186— 180) |
ООГ1 |
* |
||
С = |
-------- f ------- |
= |
---------~2 0 Q------- |
L = |
280 тыс. |
руб. |
267
§ 65
Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
Ускорение оборачиваемости оборотных средств имеет большое народнохозяйственное значение. Оно ведет к высвобождению средств
ипозволяет обратить их на другие цели. В процессе ускорения обо рачиваемости оборотных средств предприятия стремятся сократить сверхнормативные и излишние материалы, ускорить производствен ный процесс, организовать быстрейшую отгрузку или сдачу готовой продукции потребителям и заказчикам. Все это оказывает большое положительное воздействие на всю экономику производства, сви детельствует о высокой экономической эффективности ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Ускорение оборачиваемости достигается путем сокращения всех трех стадий цикла оборота.
Заготовительную стадию можно уменьшить сокращением произ водственных запасов предприятия и времени на транспортировку материалов.
Материалы, топливо, оборудование, находящиеся в пути, яв ляются частью производственных запасов предприятия, хотя физи чески они еще могут и не находиться на предприятии. Поэтому важ ное значение имеет выбор поставщиков и систематическое наблюде ние за транспортировкой материалов. Сокращение времени на транс портировки может достигаться также приближением предприятийпоставщиков к предприятиям-заказчикам, учащением и точным соблюдением сроков поставок, ускорением продвижения грузов, правильным выбором формы снабжения — транзитной или склад ской и т. д.
Большое значение для экономии транспортных расходов и уско рения оборачиваемости оборотных средств имеет улучшение плани рования хозяйственных связей между предприятиями-поставщиками
ипредприятиями-заказчиками. Основным направлением совершен ствования этого планирования является применение экономико математических методов и современной вычислительной техники, что
позволит разработать оптимальный вариант прикрепления потре бителей к поставщикам, соответствующий наименьшему пробегу грузов и минимальным транспортным расходам.
В условиях планового хозяйства, при планомерном, регулярном снабжении, нет необходимости в создании чрезмерных запасов мате риалов, предприятия должны создавать только минимально необ ходимые производственные запасы. Величина этих запасов опреде ляется в плане каждого предприятия в виде нормативов, которые выражаются в днях запаса и количестве материалов. Нужно доби ваться установления прогрессивных норм расходования материалов и полуфабрикатов, разработанных на основе опыта передовых пред приятий и рекомендаций научных учреждений, комплектного снаб жения производственных участков материалами и полуфабрикатами в установленные сроки при точном соблюдении заданных стандартов
268