Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

базах и в магазинах территориальных управлений материально-тех­ нического снабжения, осуществлять в установленном порядке реа­ лизацию ненужных предприятию материалов и оборудования. Они могут также приобретать необходимые предметы материально-тех­ нического снабжения непосредственно у государственных и коопера­ тивных организаций по заключаемым с ними договорам, реализуе­ мым без нарядов.

Предприятие осуществляет сбыт продукции по договорам или нарядам, выдаваемым вышестоящими организациями, а также пе­ редает другим государственным и кооперативным предприятиям и организациям продукцию, которая не находит сбыта по нарядам.

Территориальные управления систематизируют заявки предприя­ тий и направляют их в главснабсбыты, где осуществляется прикреп­ ление потребителей к поставщикам.

Все материальные ресурсы разделяются на централизованно и децентрализованно распределяемые. Централизованно ресурсы распределяются: а) Госпланом СССР (и утверждаются Советом Ми­ нистров СССР); б) Госкомитетом Совета Министров СССР по мате­ риально-техническому снабжению; в) министерствами и ведомствами

СССР. К таким ресурсам относятся: черные и цветные металлы и сплавы, твердое и жидкое топливо, электроэнергия, химикаты, ре­ зинотехнические изделия, оборудование, основные строительные материалы и т. п. Децентрализованно ресурсы распределяются: а) плановыми органами Советов депутатов трудящихся; б) согласно прямым хозяйственным договорам между предприятиями-поставщи- ками и предприятиями-потребителями. Отнесение материальных ресурсов к той или иной номенклатуре ежегодно доводится до сведе­ ния министерств, и промышленных предприятий.

Материальные фонды выделяют также отдельным потребителям. В народнохозяйственный план материально-технического снабже­ ния в качестве отдельных потребителей (фондодержателей) входят: советы министров союзных республик, министерства общесоюзного

исоюзно-республиканского подчинения, республиканские мини­ стерства и ведомства и местные органы.

Министерства и другие организации-фондодержатели опреде­ ляют потребность в материальных ресурсах своих предприятий и защищают их интересы в плановых органах.

Фонды выделяются предприятиям в укрупненной номенклатуре

изатем конкретизируются ими по развернутой номенклатуре (спе­ цифицирование фондов). Необходимость этого вызывается тем, что предприятию нужен, например, не прокат черных металлов и даже не крупносортная сталь или тонкий лист вообще, а сталь конкрет­ ного вида, размера, марки (толстолистовая, низколегированная сталь СХЛ4, толщина листа 10—15 мм или листы из алюминиево­ магниевых сплавов при ширине 1500 мм и толщине 2 мм и т. п.). Специфицирование необходимо и для загрузки производства на пред- приятиях-поставщиках.

При специфицировании фондов и оформляются квартальные за­ казы, при этом заводы-потребители и сбытовые организации решают

18*

275


также вопрос о формах снабжения. Эти формы следующие: а) тран­ зитная, при которой продукция следует непосредственно от пред­ приятия-производителя к предприятию-заказчику, и б) террито­ риально-складская, когда заказчик получает необходимую ему продукцию со складов и баз, расположенных в районе местонахо­ ждения предприятия.

Как правило, более экономичной и предпочтительной является транзитная форма снабжения, поскольку при ней наценки ниже, чем при складской. Однако транзитное снабжение требует соблюде­ ния нормы, определяющей минимальные размеры продукции, при­ нимаемой транспортной организацией к отгрузке в один адрес, и заказной нормы, устанавливающей минимальное количество про­ дукции, принимаемой предприятием-поставщиком к изготовлению. Например, для прокатных материалов и судостроительной листовой стали обычных марок установлена транзитная норма в 62 т, стали высокосортной — 20 т, жести черной и белой — 5 т и т. д.

При небольшой потребности завода в материалах, поставки в пре­ делах транзитной и заказной нормы могут повести к образованию сверхнормативных остатков по одним видам материалов и к невоз­ можности заказать другие (из-за отсутствия фондов). В таких слу­ чаях экономически целесообразнее получать материалы с наиболее близко расположенного к потребителю склада. Но нередко наиболее рациональным оказывается сочетание этих двух форм снабжения. Правильный выбор формы поставки имеет большое значение для сокращения транспортно-заготовительных расходов.

Планирующие и сбытовые органы предприятий на основе полу­ ченных специфицированных заявок выдают наряды-заказы пред- приятиям-поставщикам в соответствии с их производственными программами. При прикреплении потребителей к поставщикам учитывается необходимость сокращения средней дальности про­ бега грузов, специализация предприятий-поставщиков и улучше­ ние использования их производственных мощностей. Предприятияпоставщики и предприятия-потребители заключают договоры на поставки и на основе их поставляют продукцию.

§ 68

Планирование материально-технического снабжения

Планирование обеспечения производства материалами и покуп­ ными изделиями является главной задачей органов материальнотехнического снабжения предприятия, а обеспечения строящихся кораблей контрагентскими поставками — задачей отдела судового оборудования (ОСО).

План материально-технического снабжения предприятия пред­ ставляет собой совокупность планово-расчетных документов, в ко­ торых обосновывается потребность в материальных ресурсах и устанавливаются источники покрытия этой потребности.

276


Планирование материально-технического снабжения включает в себя: а) расчет потребности в основных и вспомогательных мате­ риалах, покупных изделиях, полуфабрикатах, инструменте и топливе для удовлетворения различных нужд судостроительного предприя­ тия и освоение .выделенных ему фондов; разработку мероприятий по экономии материалов; определение текущих, страховых и иных видов запасов; составление балансов материально-технического снаб­ жения, а также организацию учета и контроля выполнения планов снабжения; б) определение переходящих запасов на конец планового периода и ожидаемых остатков на его начало; в) составления плана покрытия потребности в материалах из внутренних и децентрализо­ ванных источников.

Исходными данными для планирования материально-техниче­ ского снабжения являются: производственная программа, содержа­ щая данные о номенклатуре и качестве изделий, которые должны быть изготовлены; утвержденные проектные и производственные нормы расхода материалов; сводные ведомости расхода на объект и спецификационные ведомости; отчетные данные о фактических расходах и остатках материальных ценностей на складах.

Расчет потребности материалов, оборудования, оснастки произ­ водится различными методами: прямым счетом, расчетом на основе нормативных сроков износа, статистическим методом,

Потребность в материале Рм методом прямого счета определяют умножением нормы расхода этого материала на количество изделий, которое должно быть изготовлено в плановом периоде.

Для получения общей потребности материала в черном весе Рм, когда один и тот же материал используется для производства не­ скольких изделий, формула в общем виде будет иметь вид

£ н п ,

 

 

 

1

 

где Н — расход

материала

на

единицу

изделия; Пр — количество

изделий, которое должно

быть

изготовлено в плановом периоде;

п — количество

разновидностей

изделий

работ.

Потребность в основных материалах для вновь заложенного и заканчивающегося постройкой судна в планируемом периоде рас­ считывают по технологическим нормам с учетом отходов в целом на все судно. По переходящим судам (судам частичной постройки) рас­ ход материалов определяют по технологическим этапам и комплек­ там, с учетом постройки их в отчетном периоде, но не по проценту технической готовности, ввиду того что расход основных материалов непропорционален технической готовности судна. В зависимости от типа судна, при технической готовности, например, 50% расход основных материалов может составить до 90% всей потребности, поскольку все основные материалы расходуют в период постройки корпуса, в том числе на изготовление фундаментов под механизмы, переборки, помещения, надстройки и т. д. Расходование материалов протекает различно при разных технологических методах постройки судов: блочном, секционном и т. д.

277


Потребность материалов определяют по нормам. В планирова­ нии и организации материально-технического снабжения важнейшее место занимает установление норм расхода материалов, топлива и др. Нормирование расхода материалов имеет большое значение для осуществления режима экономии и обоснования планов мате­ риально-технического снабжения.

Потребность во вспомогательных материалах, используемых при переработке основных материалов в процессе производства (земля для литейных цехов, смазочные и обтирочные материалы для ухода за оборудованием, запасные части для ремонта станков и т. п.), рассчитывают по укрупненным нормативам, обычно принимаемым в промышленности на единицу оборудования, на 1 т веса основной продукции и т. д. Потребность в рабочем инструменте определяют на основании норм расхода инструмента на единицу продукции.

Топливо для технологических целей в литейных и кузнечных цехах определяют на 1 т литья, поковок и штамповок, для термиче­ ской обработки в корпусных и трубомедницких цехах — на единицу обрабатываемых изделий. Расход топлива на вспомогательные нужды, например на отопление помещений, рассчитывают по удельным нор­ мам расхода топлива на 1000 м3 отапливаемых помещений. Расход топлива для транспортных средств (плавучих кранов, буксиров и др.), на швартовные и ходовые испытания вычисляют по режимному времени работы и по нормам расхода на единицу времени или еди­ ницу расстояния. Нормы расхода топлива устанавливают в условном топливе, имеющем теплотворную способность 7000 ккал/кг.

Бесперебойная работа промышленного предприятия связана не только с обеспечением его всеми видами снабжения, но и с наличием минимально необходимых производственных запасов.

План материально-технического снабжения судостроительного предприятия составляют в бюро материального планирования (БМП) отдела снабжения завода.

В подготовительную работу составления плана материальнотехнического снабжения предприятия входит определение номеклатуры плана производства на предстоящий год; создание и утвержде­ ние в установленном порядке научнообоснованных норм расхода сырья, материалов, покупных изделий, топлива, электроэнергии и т. д. При этом следует помнить, что источником мобилизации средств на выполнение народнохозяйственного плана является улучшение использования всех материальных ресурсов отрасли.

Принимая во внимание, что составление плана МТС является сложным, ответственным делом, производится инструктаж работ­ ников, принимающих участие в составлении плана МТС, а также утверждается состав ответственных исполнителей по разделам плана.

В план МТС входят потребности предприятий, НИИ и КБ, ве­ дущих опытные работы.

Заявки по номенклатуре материалов всех отделов Главснаба должны обеспечивать: судостроение, судоремонт, переоборудование судов, внедрение новой техники, капитальное строительство и ка­ питальный ремонт основных фондов предприятия, газотурбострое­

278