Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

корпусов. Большая экономия металла, снижение веса и повышение долговечности и износостойкости изделий достигаются также пу­ тем применения в судостроении и судовом машиностроении высоко­ прочных чугунов с различными присадками, причем эксплуатацион­ ная стойкость изделий повышается в 2 раза и более. Соответственно вдвое снижается и расход металла.

Отходы и потери материалов в процессе постройки судна зависят прежде всего от технологии производства. Так, величина отходов металла в значительной мере зависит от методов раскроя. Рациональ­ ный раскрой листового и профильного металла имеет в судостроении особенно большое значение, так как листовая сталь является основ­ ным материалом в корпусостроении. Для достижения рациональ­ ного раскроя, характеризуемого наибольшей величиной коэффи­ циента использования металла, составляют карты раскроя, на ко­ торых крупные и мелкие детали размещают в оптимальном порядке, применяют фотометрические способы раскроя, используют элек­ тронно-вычислительную технику. Но, несмотря на применение но­

вой технологии

и современных методов

раскроя, отходы металла

в судостроении

еще очень велики — до

15—18%.

Наконец, трудно переоценить выигрыш для народного хозяйства, получаемый за счет широкого применения синтетических материа­ лов.

Если реализация производственно-технических возможностей по экономии материалов связана прежде всего с техническим прогрес­ сом в судостроении и судовом машиностроении, то реализация орга­ низационно-экономических возможностей достигается улучшением планирования, нормирования и организации снабжения материа­ лами.

Недостатки в планировании и организации материально-техни­ ческого снабжения, нарушение сроков и комплектности снабжения нередко приводят к простоям в производстве и к неритмичному вы­ пуску продукции, вынужденному использованию немерных или дорогостоящих материалов, мелкосерийному изготовлению кре­ пежных и других изделий, поставляемых извне.

Планирование материально-технического снабжения основано на прогрессивных нормах расходования материалов. Прогрессивные нормы устанавливают на основе опыта передовых предприятий с уче­ том рационального расходования материалов при постройке судов. Непроизводительные затраты материалов, вызванные браком или заменой их из-за отсутствия необходимых типоразмеров или неком­ плектности, нормами расхода не учитываются. Расход материалов устанавливают на судно в целом и по его элементам.

Большое значение для более экономного расходования мате­ риалов и вообще использования оборотных фондов имеет дальней­ шее развитие социалистического соревнования и в особенности дви­ жения за коммунистический труд. Более рациональному использова­ нию материальных ресурсов способствуют такие мероприятия, как широкое вовлечение рабочих в борьбу за экономию материалов, топ­ лива и электроэнергии, за рационализацию производства, распро­

284



странение всех ценных начинаний, глубокое изучение методов ра­ боты новаторов производства, организацию систематического обмена опытом между предприятиями и др.

Контрольные вопросы

1. Значение экономии материалов для выполнения плана народного хозяйства.

2. Организация материально-технического снабжения в народном хозяйстве

ив судостроительной промышленности.

3.Планирование материально-технического снабжения.

4.Пути экономии материалов в судостроительной промышленности.

ГЛАВА

КАДРЫ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

ИЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

ВСУДОСТРОЕНИИ

§70

Кадры судостроительной промышленности

Судостроение отличается большим разнообразием работ в связи с постройкой судов различных типов. Эти работы характеризуются относительно сложной организацией подготовки производства и рядом последовательных трудоемких технологических процессов по обработке металла, сборке деталей, узлов, секций и блоков кор­ пуса и всего судна, по изготовлению судовых механизмов и судового оборудования, а также по осуществлению монтажных и отделочных работ, по организации специального обслуживания производствен­ ного процесса транспортными средствами и подъемными сооруже­ ниями и т. д. Все это определяет обширность круга профессий и спе­ циальностей работников, занятых в судостроительной промышлен­ ности.

Состав работников промышленности разделяют на две основные группы: 1 ) на промышленно-производственный и 2 ) непромышлен­

ный

персонал.

персо­

К

п р о м ы ш л е н н о-п р о и з в о д с т в е н н о м у

налу относятся работники следующих категорий: а) рабочие произ­ водственные и вспомогательные; б) инженерно-технические работ­ ники (ИТР): инженеры, техники и другой персонал, начиная от мастера и выше, осуществляющие функции технического руковод­ ства и подготовки технологии производства; в) служащие — счетно­ конторский персонал (СКП); г) младший обслуживающий персо­ нал (МОП); д) ученики; е) работники, охраны.

285


К н е п р о м ы ш л е н н о м у п е р с о н а л у относятся ра­ ботники жилищного хозяйства и коммунальных предприятий, куль­ турно-бытового и медико-санитарного обслуживания, детских са­ дов, яслей и т. д.

В числе основных профессий производственных рабочих в судо­ строении имеются: плазовые разметчики, фотометристы, размет­ чики раскроя металла, газорезчики, слесари-сборщики судов, элек­ тро- и газосварщики, слесари-монтажники, трубопроводчики, же­ стянщики, слесари-достройщики, маляры, электрики, плотники, столяры-отделочники и др. В судовом машиностроении заняты: литейщики, кузнецы, токари, фрезеровщики, расточники, сверлов­ щики, станочники-автоматчики, слесари-сборщики и рабочие мно­ гих специальностей. Помимо этого в судостроении широко исполь­ зуются вспомогательные рабочие различных специальностей.

Перечень профессий рабочих, занятых в судостроении, в послед­ ние годы претерпел значительные изменения. По мере развития тех­ ники и технологии постройки судов изменялся и профессиональный состав рабочих. Появились специалисты-электросварщики, газо­ резчики, операторы сложной аппаратуры. Кроме того, в постройке судов принимает участие широкий круг рабочих-монтажннков раз­ личных специальностей, например по электромонтажным работам, по штурманским и навигационным приборам, аппаратуре автомати­ ческого управления судном, механиков по теплоконтрольным аппа­ ратам и приборам управления механизмами.

В составе промышленно-производственного персонала прежде всего имеются основные рабочие, принимающие непосредственное участие в постройке судна, например судосборщики, слесари-мон­ тажники, слесари-достройщики, плотники, столяры, маляры и рабо­ чие некоторых других профессий.

К вспомогательным рабочим относятся рабочие, выполняющие вспомогательные или подсобные операции, занятые ремонтом обо­ рудования, транспортировкой материалов и готовой продукции, наладкой оборудования, а также кладовщики инструментальных кладовых, весовщики, автокарщики, лифтеры, младший обслуживаю­ щий персонал. Вспомогательные рабочие высвобождают основных производственных рабочих от подсобных работ. Количество их дости­ гает на некоторых предприятиях 40% от общего числа основных ра­ бочих.

Расширился круг специальностей инженерно-технических ра­ ботников высшей и средней квалификации, осуществляющих тех­ ническое руководство производством и его материально-техническим обеспечением с применением АСУ, а также занятых организацией,

планированием и

учетом производства,

труда и заработной платы

и нормированием

с использованием

электронно-вычислительных

и перфорационных машин. К ним относятся: инженеры-судострои­ тели и инженеры-машиностроители, инженеры-металлурги, инже­ неры по холодной обработке металлов, инженеры-сварщики, инже­ неры-приборостроители, инженеры-экономисты, математики, вы­ числители, перфоратчики, аппаратчики и др. К служащим относятся:

286


бухгалтеры, товароведы, складские работники, счетно-конторский персонал, машинистки, агенты, экспедиторы, калькуляторы, тари­ фикаторы, программисты, аппаратчики, табельщики, чертежники, фотографы, инкассаторы, кассиры и т. д.

Всостав МОП входят: работники, обслуживающие территорию предприятия, административные и бытовые помещения (сторожа, уборщицы, курьеры).

Втекущей пятилетке увеличение объема производства по отрасли

должно быть в основном достигнуто за счет роста производительности труда без увеличения численности работающих.

Эта задача решается путем осуществления мероприятий по уско­ рению технического прогресса улучшения организации производ­ ства и труда, повышения квалификации кадров и их подготовки, укрепления трудовой дисциплины, улучшения условий труда и быта.

Источником пополнения кадров в судостроении является пла­ новая подготовка рабочих, техников, инженеров, экономистов и других работников промышленности.

План подготовки рабочих необходимых профессий составляется на основе расчета потребности в них. Расчет проводится по профес­ сиям и специальностям с указанием фактической численности на начало планируемого периода и плановой численности на конец этого периода. При планировании учитывается также возмещение убыли и указываются источники пополнения квалифицированными кадрами рабочих.

Кадры рабочих наиболее высокой квалификации подготовляются в профессионально-технических училищах, а рабочих массовых судостроительных профессий — в основном с помощью производ­ ственного обучения на предприятиях — в порядке индивидуального и бригадного ученичества и через курсовую сеть.

Повышение квалификации рабочих судостроительной промышлен­ ности обеспечивает им возможность перехода от менее сложных ра­ бот к более сложным, а следовательно и к более высокой оплате труда.

Подготовка инженерно-технических кадров, в том числе инже- неров-судостроителей, инженеров-машиностроителей, инженеровэкономистов, инженеров-сварщиков, инженеров-приборостроите- лей, а также инженеров-специалистов по гидромеханике, по проч­ ности корабля, осуществляется специальными кораблестроительными втузами. Подготовка инженеров-металлургов, инженеров-электри- ков, инженеров электронно-вычислительной техники, инженеров по холодной обработке металлов и по другим смежным профессиям ведется в соответствующих специальных втузах. Для работы в су­ достроении они направляются планирующими организациями, в со­ ответствии с существующим порядком распределения молодых спе­ циалистов.

Для повышения квалификации руководящих работников и ИТР создан отраслевой институт повышения квалификации.

Технические кадры средней квалификации готовятся специаль­ ными судостроительными техникумами и техникумами других спе­ циальностей.

287