Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
корпусов. Большая экономия металла, снижение веса и повышение долговечности и износостойкости изделий достигаются также пу тем применения в судостроении и судовом машиностроении высоко прочных чугунов с различными присадками, причем эксплуатацион ная стойкость изделий повышается в 2 раза и более. Соответственно вдвое снижается и расход металла.
Отходы и потери материалов в процессе постройки судна зависят прежде всего от технологии производства. Так, величина отходов металла в значительной мере зависит от методов раскроя. Рациональ ный раскрой листового и профильного металла имеет в судостроении особенно большое значение, так как листовая сталь является основ ным материалом в корпусостроении. Для достижения рациональ ного раскроя, характеризуемого наибольшей величиной коэффи циента использования металла, составляют карты раскроя, на ко торых крупные и мелкие детали размещают в оптимальном порядке, применяют фотометрические способы раскроя, используют элек тронно-вычислительную технику. Но, несмотря на применение но
вой технологии |
и современных методов |
раскроя, отходы металла |
в судостроении |
еще очень велики — до |
15—18%. |
Наконец, трудно переоценить выигрыш для народного хозяйства, получаемый за счет широкого применения синтетических материа лов.
Если реализация производственно-технических возможностей по экономии материалов связана прежде всего с техническим прогрес сом в судостроении и судовом машиностроении, то реализация орга низационно-экономических возможностей достигается улучшением планирования, нормирования и организации снабжения материа лами.
Недостатки в планировании и организации материально-техни ческого снабжения, нарушение сроков и комплектности снабжения нередко приводят к простоям в производстве и к неритмичному вы пуску продукции, вынужденному использованию немерных или дорогостоящих материалов, мелкосерийному изготовлению кре пежных и других изделий, поставляемых извне.
Планирование материально-технического снабжения основано на прогрессивных нормах расходования материалов. Прогрессивные нормы устанавливают на основе опыта передовых предприятий с уче том рационального расходования материалов при постройке судов. Непроизводительные затраты материалов, вызванные браком или заменой их из-за отсутствия необходимых типоразмеров или неком плектности, нормами расхода не учитываются. Расход материалов устанавливают на судно в целом и по его элементам.
Большое значение для более экономного расходования мате риалов и вообще использования оборотных фондов имеет дальней шее развитие социалистического соревнования и в особенности дви жения за коммунистический труд. Более рациональному использова нию материальных ресурсов способствуют такие мероприятия, как широкое вовлечение рабочих в борьбу за экономию материалов, топ лива и электроэнергии, за рационализацию производства, распро
284
странение всех ценных начинаний, глубокое изучение методов ра боты новаторов производства, организацию систематического обмена опытом между предприятиями и др.
Контрольные вопросы
1. Значение экономии материалов для выполнения плана народного хозяйства.
2. Организация материально-технического снабжения в народном хозяйстве
ив судостроительной промышленности.
3.Планирование материально-технического снабжения.
4.Пути экономии материалов в судостроительной промышленности.
ГЛАВА
КАДРЫ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
ИЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
ВСУДОСТРОЕНИИ
§70
Кадры судостроительной промышленности
Судостроение отличается большим разнообразием работ в связи с постройкой судов различных типов. Эти работы характеризуются относительно сложной организацией подготовки производства и рядом последовательных трудоемких технологических процессов по обработке металла, сборке деталей, узлов, секций и блоков кор пуса и всего судна, по изготовлению судовых механизмов и судового оборудования, а также по осуществлению монтажных и отделочных работ, по организации специального обслуживания производствен ного процесса транспортными средствами и подъемными сооруже ниями и т. д. Все это определяет обширность круга профессий и спе циальностей работников, занятых в судостроительной промышлен ности.
Состав работников промышленности разделяют на две основные группы: 1 ) на промышленно-производственный и 2 ) непромышлен
ный |
персонал. |
персо |
К |
п р о м ы ш л е н н о-п р о и з в о д с т в е н н о м у |
налу относятся работники следующих категорий: а) рабочие произ водственные и вспомогательные; б) инженерно-технические работ ники (ИТР): инженеры, техники и другой персонал, начиная от мастера и выше, осуществляющие функции технического руковод ства и подготовки технологии производства; в) служащие — счетно конторский персонал (СКП); г) младший обслуживающий персо нал (МОП); д) ученики; е) работники, охраны.
285
К н е п р о м ы ш л е н н о м у п е р с о н а л у относятся ра ботники жилищного хозяйства и коммунальных предприятий, куль турно-бытового и медико-санитарного обслуживания, детских са дов, яслей и т. д.
В числе основных профессий производственных рабочих в судо строении имеются: плазовые разметчики, фотометристы, размет чики раскроя металла, газорезчики, слесари-сборщики судов, элек тро- и газосварщики, слесари-монтажники, трубопроводчики, же стянщики, слесари-достройщики, маляры, электрики, плотники, столяры-отделочники и др. В судовом машиностроении заняты: литейщики, кузнецы, токари, фрезеровщики, расточники, сверлов щики, станочники-автоматчики, слесари-сборщики и рабочие мно гих специальностей. Помимо этого в судостроении широко исполь зуются вспомогательные рабочие различных специальностей.
Перечень профессий рабочих, занятых в судостроении, в послед ние годы претерпел значительные изменения. По мере развития тех ники и технологии постройки судов изменялся и профессиональный состав рабочих. Появились специалисты-электросварщики, газо резчики, операторы сложной аппаратуры. Кроме того, в постройке судов принимает участие широкий круг рабочих-монтажннков раз личных специальностей, например по электромонтажным работам, по штурманским и навигационным приборам, аппаратуре автомати ческого управления судном, механиков по теплоконтрольным аппа ратам и приборам управления механизмами.
В составе промышленно-производственного персонала прежде всего имеются основные рабочие, принимающие непосредственное участие в постройке судна, например судосборщики, слесари-мон тажники, слесари-достройщики, плотники, столяры, маляры и рабо чие некоторых других профессий.
К вспомогательным рабочим относятся рабочие, выполняющие вспомогательные или подсобные операции, занятые ремонтом обо рудования, транспортировкой материалов и готовой продукции, наладкой оборудования, а также кладовщики инструментальных кладовых, весовщики, автокарщики, лифтеры, младший обслуживаю щий персонал. Вспомогательные рабочие высвобождают основных производственных рабочих от подсобных работ. Количество их дости гает на некоторых предприятиях 40% от общего числа основных ра бочих.
Расширился круг специальностей инженерно-технических ра ботников высшей и средней квалификации, осуществляющих тех ническое руководство производством и его материально-техническим обеспечением с применением АСУ, а также занятых организацией,
планированием и |
учетом производства, |
труда и заработной платы |
и нормированием |
с использованием |
электронно-вычислительных |
и перфорационных машин. К ним относятся: инженеры-судострои тели и инженеры-машиностроители, инженеры-металлурги, инже неры по холодной обработке металлов, инженеры-сварщики, инже неры-приборостроители, инженеры-экономисты, математики, вы числители, перфоратчики, аппаратчики и др. К служащим относятся:
286
бухгалтеры, товароведы, складские работники, счетно-конторский персонал, машинистки, агенты, экспедиторы, калькуляторы, тари фикаторы, программисты, аппаратчики, табельщики, чертежники, фотографы, инкассаторы, кассиры и т. д.
Всостав МОП входят: работники, обслуживающие территорию предприятия, административные и бытовые помещения (сторожа, уборщицы, курьеры).
Втекущей пятилетке увеличение объема производства по отрасли
должно быть в основном достигнуто за счет роста производительности труда без увеличения численности работающих.
Эта задача решается путем осуществления мероприятий по уско рению технического прогресса улучшения организации производ ства и труда, повышения квалификации кадров и их подготовки, укрепления трудовой дисциплины, улучшения условий труда и быта.
Источником пополнения кадров в судостроении является пла новая подготовка рабочих, техников, инженеров, экономистов и других работников промышленности.
План подготовки рабочих необходимых профессий составляется на основе расчета потребности в них. Расчет проводится по профес сиям и специальностям с указанием фактической численности на начало планируемого периода и плановой численности на конец этого периода. При планировании учитывается также возмещение убыли и указываются источники пополнения квалифицированными кадрами рабочих.
Кадры рабочих наиболее высокой квалификации подготовляются в профессионально-технических училищах, а рабочих массовых судостроительных профессий — в основном с помощью производ ственного обучения на предприятиях — в порядке индивидуального и бригадного ученичества и через курсовую сеть.
Повышение квалификации рабочих судостроительной промышлен ности обеспечивает им возможность перехода от менее сложных ра бот к более сложным, а следовательно и к более высокой оплате труда.
Подготовка инженерно-технических кадров, в том числе инже- неров-судостроителей, инженеров-машиностроителей, инженеровэкономистов, инженеров-сварщиков, инженеров-приборостроите- лей, а также инженеров-специалистов по гидромеханике, по проч ности корабля, осуществляется специальными кораблестроительными втузами. Подготовка инженеров-металлургов, инженеров-электри- ков, инженеров электронно-вычислительной техники, инженеров по холодной обработке металлов и по другим смежным профессиям ведется в соответствующих специальных втузах. Для работы в су достроении они направляются планирующими организациями, в со ответствии с существующим порядком распределения молодых спе циалистов.
Для повышения квалификации руководящих работников и ИТР создан отраслевой институт повышения квалификации.
Технические кадры средней квалификации готовятся специаль ными судостроительными техникумами и техникумами других спе циальностей.
287