Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние, электромонтажные работы, изготовление изделий МЗК, судо­ вой технологической оснастки, электродов, изделий для народного хозяйства и народного потребления, крепежа, производство опытных работ и пр.

После поступления всех данных о потребности в материалах, топливе и других материальных ценностях, необходимых для выпол­ нения производственной программы, рассчитывают и составляют проект плана материально-технического снабжения в форме годовой заявки на потребное сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оборудование (первый этап планирования).

Сложность и ответственность работы службы МТС предприятий

иорганизаций заключается в том, чтобы обеспечить представление

вглавные управления по принадлежности планов МТС и техноло­ гических графиков постройки судов на следующий год с учетом при­ нятой технологии и объяснительной записки к 1 июня текущего года. Главные управления представляют сводные планы потреб­ ности материалов и оборудования на следующий год Главснабу Министерства к 15 июня текущего года.

Составленные предприятиями заявки и расчеты с их обоснова­ нием передаются в базовые лаборатории нормирования снабжения

икомплектации, где они группируются по разделам плана в сводные заявки по главному управлению, после чего передаются в Главное управление материально-технического снабжения Министерства.

По оборудованию срок представления заявок — март месяц. После проверки и уточнения ‘заявок Министерство составляет план снабжения подчиненных ему предприятий. Этот план в форме сводного материального баланса потребления и источников их по­ крытия направляется в Госплан СССР по важнейшим фондируемым материалам и в Госкомитет Совета Министров СССР по материальнотехническому снабжению по номенклатуре материалов этого комитета. Распределив фонды, Министерство рассылает предприятиям со­ ответствующие извещения о выделенных им материальных ресур­ сах. Заводы с учетом этих фондов вносят уточнения в ранее состав­ ленные ими проекты планов производства. Годовой план снабжения конкретизируют по кварталам (за три месяца до начала планируе­ мого квартала). При этом, как указывалось выше, выделенные пред­ приятию материальные ресурсы специфицируют по видам, типам, маркам, сортам и размерам. После этого составляют заказы и оформ­ ляют договоры с поставщиками на поставку материалов. При заказе материалов оговаривается следующее: наименование материала и точные его размеры; подробные технические условия; сроки поставки

по месяцам и количество поставляемого материала.

В расчете потребности черных металлов указывается норма вфшлограммах и потребность.

Главное управление по поставкам материалов, например Союзглавметалл, получив заказ-спецификацию, направляет предприя- тию-заказчику заказ-наряд, в котором указывается, сколько за­ наряжено материалов, в какие месяцы они будут поставлены и наиме­ нование предприятий-поставщиков.

279


При составлении отделом снабжения завода заказа-специфика­ ции, веса отдельных типоразмеров материала округляют до одной транзитной нормы или до кратного числа транзитных норм (округле­ ние, как правило, производится в большую сторону). Материалы, не имеющие транзитных норм, из спецнфикационных материальных ведомостей исключают и включают в ведомости складской формы снабжения.

В организации материально-технического снабжения судострое­ ния имеются немалые трудности. На судно требуются многие типо­ размеры листовой стали различных профилей и качества и другие разнообразные материалы. Снабжение металлом судостроительных предприятий производится многочисленными металлургическими заводами, специализирующимися на прокате сталей определенных марок и типоразмеров. Сроки выполнения заказов, распределенные по месяцам, нередко нарушаются, и это создает некомплектность материала на заводских складах, омертвляет оборотные фонды, за­ держивает сборочные и монтажные работы на строящемся судне. Или другой пример. Полособульбовая сталь прокатывается метал­ лургическими заводами два, три и четыре раза в год по специаль­ ному графику. Чтобы скомплектовать очередную секцию, прихо­ дится излишний металл хранить на складе, что ведет к образованию сверхнормативного запаса материала.

Большое количество материальных ценностей из-за отсутствия транзитной нормы обеспечивается по складской форме снабжения. Многих нужных заводу материалов требуемых размеров на про­ межуточных складах снабженческих организаций часто не бывает, и это нарушает технологические процессы постройки судна.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об упо­ рядочении материально-технического снабжения и нормирования расхода материальных ресурсов» требует коренного улучшения организации материально-технического снабжения.

Одним из путей существенного улучшения планирования мате­ риально-технического снабжения в промышленности явится более широкое применение экономико-математических методов для управ­ ления МТС, составления моделей межотраслевых связей, решения задач по выбору оптимальных прикреплений потребителей к постав­ щикам, рационального использования материальных ресурсов, управления материальными запасами, определения прогрессивной методики нормирования расхода материалов, выявления наиболее экономичного варианта транспортных связей и др.

§ 69

Пути экономии материалов

Непрерывное совершенствование экономики отрасли, обеспе­ чение роста производительности труда требует бережного отноше­ ния к расходованию материальных ценностей в производстве.

280


Судостроение характеризуется большой разновидностью потреб­ ляемых материалов. Наряду с прокатом черных металлов, исполь­ зуемым для постройки корпуса металлического судна, все более ши­ роко применяют литье и прокат из высококачественных сталей и сплавов. Кроме того, применяют разнообразные изделия из металла (стальные тросы, цепи, ленты холодного проката, электроды, кре­ пежные изделия), цветные металлы и сплавы, многообразные син­ тетические материалы, изделия кабельной промышленности, строи­ тельные и огнеупорные материалы, нефтепродукты, растворители, масла, различные химикаты, краски, лаки, резинотехнические изде­ лия, изоляционные материалы, абразивы и многие другие. Общий перечень потребляемых в судостроении материалов включает не­ сколько тысяч наименований.

В условиях судостроительной промышленности экономия ма­ териалов приобретает первостепенное значение, поскольку затраты на основные и вспомогательные материалы, а также на топливо со­ ставляют до 40% стоимости готовой продукции, причем среди них насчитывается большое количество дефицитных материалов и изде­ лий.

Экономия материалов проявляется прежде всего в сокращении их расхода на единицу продукции. Экономическая эффективность снижения удельных расходов материалов весьма значительна, так как из данного количества материальных ресурсов можно вырабо­ тать больший объем готовой продукции. Сокращение расхода ма­ териалов является одной из предпосылок увеличения масштаба производства, побуждает к внедрению новой техники и совершен­ ствованию технологических процессов, ведет к повышению произво­ дительности общественного труда, улучшению использования про­ изводственных мощностей и снижению себестоимости продукции.

Показателем, характеризующим уровень работы по экономии материальных ресурсов в судостроении является коэффициент использования материалов (плановый или фактический). Коэффи­ циент использования материалов есть отношение чистого веса кон­ структивного узла или изделия в целом к нормативному расходу материалов ( п л а н о в ы й к о э ф ф и ц и е н т ) или к факти­ ческому расходу ( ф а к т и ч е с к и й к о э ф ф и ц и е н т ) .

Плановый коэффициент использования материалов можно вы­ разить формулой

>

где Кв — коэффициент использования по весу; Ру, Р — чистый вес узла, конструкции (машины, корпуса, судна в целом), т; Ny, N — норма расхода материала на узел, конструкцию \ т.

1 Норма расхода материала на изделие складывается из чистого веса изделия (законченного производством в точном соответствии с утвержденными чертежами и техническими условиями) и веса технологического отхода, который, в свою очередь, подразделяется на используемый и неиспользуемый.

281


Тот же коэффициент можно представить как отношение пло­ щади готовых конструкций к площади исходного материала (листов раскроя), и в этом случае формула примет вид:

 

 

is

Q ini Q i'h -f~ @зпз -f~

••• 4~ Qnnn

Q

 

 

 

 

п

 

QllCx

 

 

QllCX *

 

где ' Кп — коэффициент

использования

материалов

по

площади;

Qx,

Q2. • • •>

Qn — площади соответствующих

элементов

конструк­

ций,

м2; пѵ

п2,

. . .,

пп— количество

полученных

конструкций;

Q — общая площадь изделия, м2;

QHCX— общая площадь исход­

ного

материала,

м2.

 

 

 

 

 

 

Если материал проходит несколько технологических стадий обра­ ботки, коэффициент использования материалов вычисляют по каж­ дой из стадий, а общий коэффициент получают как произведение частных коэффициентов. Чем выше этот коэффициент, т. е. чем ближе он к единице, тем полнее используется материал.

Аналогично определяют значения фактического коэффициента использования материалов.

Источники экономии материалов в судостроении можно разде­ лить на производственно-технические (уменьшение собственного веса конструкций судна и судовых механизмов; всемерное снижение отходов и потерь материалов в процессе производства и повторное рациональное использование отходов; применение заменителей до­ рогостоящих и дефицитных материалов) и организационно-экономи­ ческие (улучшение планирования, организации снабжения материа­ лами; правильное хранение материалов на складах и предохранение их от порчи; укрепление хозяйственного расчета на предприятии).

Основные пути экономии материальных ресурсов в судостроении и судовом машиностроении следующие: совершенствование судовых конструкций, узлов, машин; внедрение новой техники и эффектив­ ных технолоиіческих процессов; укрепление технологической дис­ циплины; устранение производственного брака и т. д. (табл. 2 0 ).

Снижение собственного веса корпуса судна, достигаемое в про­ цессе конструирования, и облегчение судовых механизмов, систем и устройств ведут не только к экономии материалов. Они позволяют улучшать эксплуатационные качества судов: повышать их полезную грузоподъемность и скорость хода, увеличивать провозоспособность за навигацию, снижать затраты на единицу перевозимого груза. Это дает возможность увеличивать запас топлива и соответственно повышать автономность плавания.

Строительная механика корабля позволяет с достаточной точ­ ностью определять напряжения, возникающие во всех элементах судна, и осуществлять их конструирование без излишнего утяже­ ления и . увеличения типо- и сорторазмеров применяемой стали. Снижение собственного веса в судостроении можно получить путем широкого использования высокопрочных легких сплавов, низко­ легированных сталей, пластических масс, сварных конструкций вместо тяжелых литых и кованых, применения сплошь сварных

282


Т а б л и ц а 20 Пути экономии материалов в судостроении и судовом машиностроении

И с т о ч н и к и э к о н о м и и

П у т и э к о н о м и и

Снижение собственного веса корпуса, механизмов, систем и устройств

Устранение завышенных запасов прочности; замена чугунных литых конструкций сварными стальными; полное использование электросвар­ ки в корпусостроеиии; применение цельносвар­

ных конструкций корпуса Использование проката облегченных и гну­

тых профилей Применение низколегированных сталей, лег­

ких и прочных сплавов, дальнейшее внедрение изделий из высокопрочных чугунов

Широкое и разностороннее внедрение много­

образных полимерных материалов Упрощение схем оборудования помещений и

уменьшение в них числа отдельных деталей, узлов

Сокращение отходов метал­ ла и других материалов в су­ достроении

Внедрение точных методов литья (литье под давлением, центробежное литье, отливка в скор­ лупчатые формы), позволяющие получать заго­ товки с минимальными припусками

Применение штамповки, в особенности на го­ ризонтально-ковочных прессах и холодновыса­

дочных автоматах Использование газовой резки при изготовле­

нии деталей корпуса из листовой стали Улучшение раскроя исходного листового ме­

талла с применением фотометрических способов

иметодов программирования Применение проката мерных и кратных раз­

меров по отношению к заготовкам и т. д.

Повторное

рациональное

Изготовление товаров широкого потребления

использование

неизбежных

Кооперирование с местной промышленностью

отходов

 

на основе использования отходов материалов

 

 

основного производства

 

 

Сбор неиспользуемых в судостроении отходов

 

 

материалов как вторичного сырья для других

 

 

отраслей промышленности, например утилиза­

 

 

ция отходов листового металла для раскроя

Замена дефицитных и до­

мелких деталей и т. д.

Внедрение новых, более прогрессивных и эко­

рогостоящих материалов

номичных материалов, в особенности синтети­

 

 

ческих (см. § 35)

 

 

Замена цветных металлов недифицитными

 

 

сплавами при изготовлении судовой арматуры

283