Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ние, электромонтажные работы, изготовление изделий МЗК, судо вой технологической оснастки, электродов, изделий для народного хозяйства и народного потребления, крепежа, производство опытных работ и пр.
После поступления всех данных о потребности в материалах, топливе и других материальных ценностях, необходимых для выпол нения производственной программы, рассчитывают и составляют проект плана материально-технического снабжения в форме годовой заявки на потребное сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оборудование (первый этап планирования).
Сложность и ответственность работы службы МТС предприятий
иорганизаций заключается в том, чтобы обеспечить представление
вглавные управления по принадлежности планов МТС и техноло гических графиков постройки судов на следующий год с учетом при нятой технологии и объяснительной записки к 1 июня текущего года. Главные управления представляют сводные планы потреб ности материалов и оборудования на следующий год Главснабу Министерства к 15 июня текущего года.
Составленные предприятиями заявки и расчеты с их обоснова нием передаются в базовые лаборатории нормирования снабжения
икомплектации, где они группируются по разделам плана в сводные заявки по главному управлению, после чего передаются в Главное управление материально-технического снабжения Министерства.
По оборудованию срок представления заявок — март месяц. После проверки и уточнения ‘заявок Министерство составляет план снабжения подчиненных ему предприятий. Этот план в форме сводного материального баланса потребления и источников их по крытия направляется в Госплан СССР по важнейшим фондируемым материалам и в Госкомитет Совета Министров СССР по материальнотехническому снабжению по номенклатуре материалов этого комитета. Распределив фонды, Министерство рассылает предприятиям со ответствующие извещения о выделенных им материальных ресур сах. Заводы с учетом этих фондов вносят уточнения в ранее состав ленные ими проекты планов производства. Годовой план снабжения конкретизируют по кварталам (за три месяца до начала планируе мого квартала). При этом, как указывалось выше, выделенные пред приятию материальные ресурсы специфицируют по видам, типам, маркам, сортам и размерам. После этого составляют заказы и оформ ляют договоры с поставщиками на поставку материалов. При заказе материалов оговаривается следующее: наименование материала и точные его размеры; подробные технические условия; сроки поставки
по месяцам и количество поставляемого материала.
В расчете потребности черных металлов указывается норма вфшлограммах и потребность.
Главное управление по поставкам материалов, например Союзглавметалл, получив заказ-спецификацию, направляет предприя- тию-заказчику заказ-наряд, в котором указывается, сколько за наряжено материалов, в какие месяцы они будут поставлены и наиме нование предприятий-поставщиков.
279
При составлении отделом снабжения завода заказа-специфика ции, веса отдельных типоразмеров материала округляют до одной транзитной нормы или до кратного числа транзитных норм (округле ние, как правило, производится в большую сторону). Материалы, не имеющие транзитных норм, из спецнфикационных материальных ведомостей исключают и включают в ведомости складской формы снабжения.
В организации материально-технического снабжения судострое ния имеются немалые трудности. На судно требуются многие типо размеры листовой стали различных профилей и качества и другие разнообразные материалы. Снабжение металлом судостроительных предприятий производится многочисленными металлургическими заводами, специализирующимися на прокате сталей определенных марок и типоразмеров. Сроки выполнения заказов, распределенные по месяцам, нередко нарушаются, и это создает некомплектность материала на заводских складах, омертвляет оборотные фонды, за держивает сборочные и монтажные работы на строящемся судне. Или другой пример. Полособульбовая сталь прокатывается метал лургическими заводами два, три и четыре раза в год по специаль ному графику. Чтобы скомплектовать очередную секцию, прихо дится излишний металл хранить на складе, что ведет к образованию сверхнормативного запаса материала.
Большое количество материальных ценностей из-за отсутствия транзитной нормы обеспечивается по складской форме снабжения. Многих нужных заводу материалов требуемых размеров на про межуточных складах снабженческих организаций часто не бывает, и это нарушает технологические процессы постройки судна.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об упо рядочении материально-технического снабжения и нормирования расхода материальных ресурсов» требует коренного улучшения организации материально-технического снабжения.
Одним из путей существенного улучшения планирования мате риально-технического снабжения в промышленности явится более широкое применение экономико-математических методов для управ ления МТС, составления моделей межотраслевых связей, решения задач по выбору оптимальных прикреплений потребителей к постав щикам, рационального использования материальных ресурсов, управления материальными запасами, определения прогрессивной методики нормирования расхода материалов, выявления наиболее экономичного варианта транспортных связей и др.
§ 69
Пути экономии материалов
Непрерывное совершенствование экономики отрасли, обеспе чение роста производительности труда требует бережного отноше ния к расходованию материальных ценностей в производстве.
280
Судостроение характеризуется большой разновидностью потреб ляемых материалов. Наряду с прокатом черных металлов, исполь зуемым для постройки корпуса металлического судна, все более ши роко применяют литье и прокат из высококачественных сталей и сплавов. Кроме того, применяют разнообразные изделия из металла (стальные тросы, цепи, ленты холодного проката, электроды, кре пежные изделия), цветные металлы и сплавы, многообразные син тетические материалы, изделия кабельной промышленности, строи тельные и огнеупорные материалы, нефтепродукты, растворители, масла, различные химикаты, краски, лаки, резинотехнические изде лия, изоляционные материалы, абразивы и многие другие. Общий перечень потребляемых в судостроении материалов включает не сколько тысяч наименований.
В условиях судостроительной промышленности экономия ма териалов приобретает первостепенное значение, поскольку затраты на основные и вспомогательные материалы, а также на топливо со ставляют до 40% стоимости готовой продукции, причем среди них насчитывается большое количество дефицитных материалов и изде лий.
Экономия материалов проявляется прежде всего в сокращении их расхода на единицу продукции. Экономическая эффективность снижения удельных расходов материалов весьма значительна, так как из данного количества материальных ресурсов можно вырабо тать больший объем готовой продукции. Сокращение расхода ма териалов является одной из предпосылок увеличения масштаба производства, побуждает к внедрению новой техники и совершен ствованию технологических процессов, ведет к повышению произво дительности общественного труда, улучшению использования про изводственных мощностей и снижению себестоимости продукции.
Показателем, характеризующим уровень работы по экономии материальных ресурсов в судостроении является коэффициент использования материалов (плановый или фактический). Коэффи циент использования материалов есть отношение чистого веса кон структивного узла или изделия в целом к нормативному расходу материалов ( п л а н о в ы й к о э ф ф и ц и е н т ) или к факти ческому расходу ( ф а к т и ч е с к и й к о э ф ф и ц и е н т ) .
Плановый коэффициент использования материалов можно вы разить формулой
>
где Кв — коэффициент использования по весу; Ру, Р — чистый вес узла, конструкции (машины, корпуса, судна в целом), т; Ny, N — норма расхода материала на узел, конструкцию \ т.
1 Норма расхода материала на изделие складывается из чистого веса изделия (законченного производством в точном соответствии с утвержденными чертежами и техническими условиями) и веса технологического отхода, который, в свою очередь, подразделяется на используемый и неиспользуемый.
281
Тот же коэффициент можно представить как отношение пло щади готовых конструкций к площади исходного материала (листов раскроя), и в этом случае формула примет вид:
|
|
is |
Q ini ~Ь Q i'h -f~ @зпз -f~ |
••• 4~ Qnnn |
Q |
|
|
||
|
|
п |
|
QllCx |
|
|
QllCX * |
|
|
где ' Кп — коэффициент |
использования |
материалов |
по |
площади; |
|||||
Qx, |
Q2. • • •> |
Qn — площади соответствующих |
элементов |
конструк |
|||||
ций, |
м2; пѵ |
п2, |
. . ., |
пп— количество |
полученных |
конструкций; |
|||
Q — общая площадь изделия, м2; |
QHCX— общая площадь исход |
||||||||
ного |
материала, |
м2. |
|
|
|
|
|
|
Если материал проходит несколько технологических стадий обра ботки, коэффициент использования материалов вычисляют по каж дой из стадий, а общий коэффициент получают как произведение частных коэффициентов. Чем выше этот коэффициент, т. е. чем ближе он к единице, тем полнее используется материал.
Аналогично определяют значения фактического коэффициента использования материалов.
Источники экономии материалов в судостроении можно разде лить на производственно-технические (уменьшение собственного веса конструкций судна и судовых механизмов; всемерное снижение отходов и потерь материалов в процессе производства и повторное рациональное использование отходов; применение заменителей до рогостоящих и дефицитных материалов) и организационно-экономи ческие (улучшение планирования, организации снабжения материа лами; правильное хранение материалов на складах и предохранение их от порчи; укрепление хозяйственного расчета на предприятии).
Основные пути экономии материальных ресурсов в судостроении и судовом машиностроении следующие: совершенствование судовых конструкций, узлов, машин; внедрение новой техники и эффектив ных технолоиіческих процессов; укрепление технологической дис циплины; устранение производственного брака и т. д. (табл. 2 0 ).
Снижение собственного веса корпуса судна, достигаемое в про цессе конструирования, и облегчение судовых механизмов, систем и устройств ведут не только к экономии материалов. Они позволяют улучшать эксплуатационные качества судов: повышать их полезную грузоподъемность и скорость хода, увеличивать провозоспособность за навигацию, снижать затраты на единицу перевозимого груза. Это дает возможность увеличивать запас топлива и соответственно повышать автономность плавания.
Строительная механика корабля позволяет с достаточной точ ностью определять напряжения, возникающие во всех элементах судна, и осуществлять их конструирование без излишнего утяже ления и . увеличения типо- и сорторазмеров применяемой стали. Снижение собственного веса в судостроении можно получить путем широкого использования высокопрочных легких сплавов, низко легированных сталей, пластических масс, сварных конструкций вместо тяжелых литых и кованых, применения сплошь сварных
282
Т а б л и ц а 20 Пути экономии материалов в судостроении и судовом машиностроении
И с т о ч н и к и э к о н о м и и |
П у т и э к о н о м и и |
Снижение собственного веса корпуса, механизмов, систем и устройств
Устранение завышенных запасов прочности; замена чугунных литых конструкций сварными стальными; полное использование электросвар ки в корпусостроеиии; применение цельносвар
ных конструкций корпуса Использование проката облегченных и гну
тых профилей Применение низколегированных сталей, лег
ких и прочных сплавов, дальнейшее внедрение изделий из высокопрочных чугунов
Широкое и разностороннее внедрение много
образных полимерных материалов Упрощение схем оборудования помещений и
уменьшение в них числа отдельных деталей, узлов
Сокращение отходов метал ла и других материалов в су достроении
Внедрение точных методов литья (литье под давлением, центробежное литье, отливка в скор лупчатые формы), позволяющие получать заго товки с минимальными припусками
Применение штамповки, в особенности на го ризонтально-ковочных прессах и холодновыса
дочных автоматах Использование газовой резки при изготовле
нии деталей корпуса из листовой стали Улучшение раскроя исходного листового ме
талла с применением фотометрических способов
иметодов программирования Применение проката мерных и кратных раз
меров по отношению к заготовкам и т. д.
Повторное |
рациональное |
Изготовление товаров широкого потребления |
использование |
неизбежных |
Кооперирование с местной промышленностью |
отходов |
|
на основе использования отходов материалов |
|
|
основного производства |
|
|
Сбор неиспользуемых в судостроении отходов |
|
|
материалов как вторичного сырья для других |
|
|
отраслей промышленности, например утилиза |
|
|
ция отходов листового металла для раскроя |
Замена дефицитных и до |
мелких деталей и т. д. |
|
Внедрение новых, более прогрессивных и эко |
||
рогостоящих материалов |
номичных материалов, в особенности синтети |
|
|
|
ческих (см. § 35) |
|
|
Замена цветных металлов недифицитными |
|
|
сплавами при изготовлении судовой арматуры |
283