Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мере внедрения средств механизации и автоматизации управ­ ления судном и его механизмами, а также по мере совершенствова­ ния и усложнения технологии постройки судов изменялся и техни­ ческий уровень работников судостроительной промышленности. От рабочих потребовались значительно более глубокие технические знания.

Широко развивается подготовка и переподготовка кадров в по­ рядке повышения квалификации работников предприятий в системе массово-технического обучения. В эту систему входят: курсы тех­ минимума мастеров, начальников участков; курсы повышения ква­ лификации .и переподготовки рабочих; школы передового опыта производства, бригад коммунистического труда и другие формы повышения технической квалификации работников.

Обучающимся в вечерних учебных заведениях, на курсах по­ вышения квалификации и т. д. без отрыва от производства создаются необходимые условия для совмещения учебы с работой, предостав­ ляются льготы. Предприятие имеет право направлять передовых рабочих и служащих по их желанию на обучение в высшие учебные заведения и техникумы, выплачивая им в соответствии с действую­ щим законодательством повышенные стипендии. По окончании учеб­ ного заведения специалисты возвращаются на предприятие, на­ правившее их в учебное заведение.

Важная роль отводится повышению экономических знаний у ши­ роких масс работающих в связи с Постановлением ЦК КПСС. Этим Постановлением предусматривается широкое развитие экономи­ ческого образования в стране с помощью любых форм обучения. Экономическое образование является обязательным для всех, как реальное средство повышения активности каждого работника в борьбе за успешное выполнение народнохозяйственного плана.

§ 71

Производительность труда и пути ее повышения

Главной задачей текущей пятилетки является обеспечение роста производительности труда всех категорий работающих на основе рационального и эффективного использования материальных ре­ сурсов и достижений науки и техники.

Рост производительности труда является одним из основных фак­ торов успешной хозяйственной деятельности судостроительного предприятия.

Предприятие осуществляет и постепенно совершенствует орга­ низацию и нормирование труда, создает условия для высокопроиз­ водительной работы, обеспечивает соблюдение законодательства о труде, правил и норм охраны труда, проводит мероприятия по улучшению и совершенствованию организации заработной платы для усиления материальной заинтересованности работников в резуль­ татах их личного труда и в общих итогах работы предприятия. При этом необходимо добиваться опережающего роста темпов произво­

288


дительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы. Рост производительности общественного труда является решающим условием перехода от социализма к коммунизму. Экономический закон неуклонного роста производительности труда при социализме создает возможности резкого увеличения объема производства с наи­ меньшими затратами.

Производительность общественного труда определяется затра­ тами рабочего времени на производство единицы продукции, вклю­ чая как время труда рабочего, производящего данный продукт, т. е. индивидуальную производительность труда, так и время прош­ лого труда, овеществленного в материалах, орудиях и средствах труда. Суммарный рост индивидуальной производительности труда в конечном счете определяет повышение общественной производи­ тельности труда.

Производительность труда измеряют в натуральном и в денежном выражении.

В промышленности, выпускающей однородную продукцию, на­ пример в добывающей, производительность труда определяется ко­ личеством продукции в натуральном выражении (в тоннах, кубо­ метрах, штуках), добытой или изготовленной в единицу рабочего времени, причем единицами измерения рабочего времени могут быть: человеко-час, человеко-день, человеко-месяц и т. д. Соответ­ ственно вычисляют показатели часовой, дневной, месячной произ­ водительности труда П:

где Q — выработка продукции в натуральных измерителях (т, м3, шт.), а Т — затраты рабочего времени, ч, день, мес, год.

Обратная величина указывает, сколько рабочего времени затра­ чивается на единицу добытой или изготовленной продукции, т. е. определяет ее трудоемкость t

Судостроительная промышленность характеризуется также ши­ роким ассортиментом продукции, которая исключает учет произво­ дительности труда в натуре, и поэтому по этой продукции произво­ дительность труда планируется и учитывается в денежном выраже­ нии.

Измерителем производительности труда является .годовая вы­ работка валовой продукции в неизменных оптовых ценах пред­ приятия (на 1 июля 1967 г.) на одного среднесписочного работ­ ника промышленно-производственного персонала:

где ГТ — измеритель производительности труда, руб.; В — валовая (товарная) продукция в неизменных ценах; Р — среднесписочное количество промышленно-производственного персонала. Выраже-

19 С. П. Логинов

289


нңе количества произведенной продукции в ѵнеизменных ценах в общем случае обеспечивает некоторую сопоставимость данных объема производства и производительности труда по годам. Однако для судостроения это не всегда является характерным, так как удель­ ное значение сопоставимых объектов (однотипных судов) во времени сильно колеблется (например, в 1962 г. оно составляло по сравнению с 1955 г. лишь около 30%, а в 1970 г. — еще меньше).

Денежная оценка не всегда верно отражает уровень производи­ тельности труда еще и потому, что средняя выработка на одного работающего может колебаться по причинам, не связанным с про­ изводительностью труда, например из-за изменения доли стоимости материалов, контрагентских поставок и стоимости проектирования в общей себестоимости продукции. Так, при повышении доли стои­ мости материалов или поставок машин и оборудования в отпускной, цене судна выработка на одного-работающего при прочих равных условиях увеличивается, в то время как производительность труда может не повышаться, и наоборот.

Для устранения влияния колебания стоимости материалов, кон­ трагентских поставок и других материальных затрат на стоимость постройки судна, кроме средней выработки валовой (товарной) продукции на одного работающего, некоторые предприятия в ка­ честве показателя используют нормативную стоимость обработки (НСО), характеризующую стоимость собственных работ без учета стоимости материалов, контрагентских поставок и некоторых инди­ видуальных расходов.

В целях более точного определения уровня производительности труда имеются предложения считать производительность труда по нормативно чистой продукции (НЧП). Показатели НЧП разраба­ тываются на основе оптовых цен путем вычитания из них мате­ риальных затрат.

Рост производительности труда в судостроении определяется путем сопоставления затрат живого труда на постройку одного судна, т. е. трудоемкость, в человеко-часах для судов одного проекта. При этом сокращение трудоемкости постройки судна свидетельствует о росте производительности труда, поскольку меньшим количеством окивого труда создается тот же объем продукции. Сопоставление дан­ ных по объектам серии судов позволяет установить степень измене­ ния трудоемкости „и выявить влияние изменения стоимости материа­ лов и контрагентских поставок на единицу сравнимой продукции.

Уровень производительности труда Пу, определяемой по трудоем­ кости, выразится формулой

Яу= -^ .1 0 0 %,

где tо м 4 Х— соответственно трудоемкость постройки базисного (го­ ловного) и очередного судна, чел.-час.

По трудоемкости можно сравнить производительность труда при постройке судов одного проекта на одном и на разных судострои­ тельных предприятиях.-

290


Преимущество метода по трудоемкости заключается в том, что он позволяет измерять производительность труда без какого-либо влияния ценностных показателей.

Рост производительности труда в судостроении достигается даль­ нейшим техническим совершенствованием и интенсификацией произ­ водства, повышением фондо- и электровооруженности труда, внед­ рением передовых форм организации труда, улучшением организа­ ционных и экономических методов управления производством, наиболее полным использованием резервов производства и усилением режима экономии.

На некоторых судостроительных предприятиях до сих пор не­ достаточно высок уровень механизации: ручной труд пока еще до­ ходит до 50—60% от общего объема работ на постройке судна, при этом около 30% приходится на тяжелые физические работы. Поэтому первоочередными задачами остаются: резкое повышение механиза­ ции трудоемких процессов, совершенствование технологии и улуч­ шение организации производства и т. д.

Значительно сокращаются затраты живого труда на постройку судна при улучшении специализации судостроительных предприя­ тий, во время которой серийная постройка судов осуществляется с применением большого количества специальных приспособлений, инструмента и оборудования. Повышается производительность жи­ вого труда также при расширении производственного кооперирова­ ния, поскольку на изделия, изготовляемые крупными сериями в по­ рядке кооперирования, затрачивается меньше, труда, чем в случае изготовления их на каждом судостроительном предприятии для соб­ ственных нужд.

Большое влияние на уровень производительности труда в судо­ строении оказывает внедрение прогрессивных норм, рациональная организация труда, применение эффективных систем и форм зара­ ботной платы, правильная расстановка и использование рабочих кадров (с учетом изменяющегося фронта работ, специализации ра­ бочих мест и рабочих бригад и т. п.).

Основными источниками и факторами повышения производи­ тельности живого труда в судостроении в ближайшие годы должны явиться следующие:

а) разработка и внедрение в жизнь экономических и организа­ ционных мероприятий, обеспечивающих принятие коллективами предприятий повышенных производственных планов и заданий, а также усиление борьбы за технический прогресс, ликвидацию не­ производительных простоев оборудования, потерь рабочего времени, улучшение использования рабочей силы и укрепление трудсвой дисциплины;

б) развитие кооперирования-и специализации судостроительных предприятий по типам судов и изготовляемых машин, механизмов и приборов; увеличение серийности и сокращение количества одно­ временно строящихся на предприятиях судов различных проектов,

что

позволит значительно снизить трудоемкость и себестоимость

их

постройки;

19*

291


в) совершенствование организационной структуры управления производством путем укрепления существующих и создания новых производственно-технических объединений в судостроении и су­ довом машиностроении;

г) расширение производственных технологических связей су­ достроительных заводов с отрослями и предприятиями, являющимися поставщиками специализированных изделий для судов в порядке межотраслевого кооперирования;

д) использование прогрессивных форм организации труда, исклю­ чающих простои машин и оборудования, а также потери рабочего времени; улучшение использования рабочей силы и укрепление трудовой дисциплины; применение систем оплаты труда и премиро­

вания,

повышающих

материальную

заинтересованность

работни­

ков

промышленности

в росте

производительности

труда;

е) улучшение материально-технического снабжения и комплек­

тации

судов;

 

 

 

 

 

 

 

ж) снижение затрат на вспомогательные и подсобные работы при

одновременном росте

объема

производства;

числа

рабочих,

з)

сокращение

потерь

от

брака,

уменьшение

не выполняющих норм выработки, и т. д.;

 

 

и) повышение качества проектно-конструкторских работ и науч­

ных

исследований.

 

 

 

 

 

 

 

Планом технического прогресса предусматривается увеличить

производительность

труда

примерно

на 80—90%

всего

прироста

за счет внедрения новой техники и осуществления комплексной ме­ ханизации основных видов судостроительного производства и на 20— 10% за счет прочих организационно-технических мероприятий.

Дальнейшая специализация судостроительных предприятий, приближение их профилей к профилю судостроительной верфи с крупносерийной постройкой определенных типов судов, распре­ деление судового машиностроения между существующими и вновь строящимися специализированными предприятиями, сосредоточе­ ние производства однородных изделий на ограниченном числе за­ водов с переводом их к массовому и крупносерийному производству позволят повысить производительность труда в среднем по серии судов до 25—30 %.

Важное значение для повышения производительности труда имеет снижение трудоемкости при изготовлении и монтаже трубо­ проводов (доля этих работ по судну составляет 5— 12%). Сокращение объема горячей гибки труб, стандартизация типоразмеров элемен­ тов и изготовление их на специализированных заводах, применение стыковой сварки, увеличение серийности производства, замена гид­ равлических. испытаний воздушными позволят повысить произво­ дительность труда на этих работах в 2—2,5 раза и более.

Большую роль в повышении производительности труда может сыграть изменение организационных общезаводских и цеховых структур, механизация расчетных и вычислительных работ, управ­ ленческого труда, упрощение и сокращение технической докумен­ тации на постройку судна. Решение этих вопросов, несомненно, при-

292