Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
По мере внедрения средств механизации и автоматизации управ ления судном и его механизмами, а также по мере совершенствова ния и усложнения технологии постройки судов изменялся и техни ческий уровень работников судостроительной промышленности. От рабочих потребовались значительно более глубокие технические знания.
Широко развивается подготовка и переподготовка кадров в по рядке повышения квалификации работников предприятий в системе массово-технического обучения. В эту систему входят: курсы тех минимума мастеров, начальников участков; курсы повышения ква лификации .и переподготовки рабочих; школы передового опыта производства, бригад коммунистического труда и другие формы повышения технической квалификации работников.
Обучающимся в вечерних учебных заведениях, на курсах по вышения квалификации и т. д. без отрыва от производства создаются необходимые условия для совмещения учебы с работой, предостав ляются льготы. Предприятие имеет право направлять передовых рабочих и служащих по их желанию на обучение в высшие учебные заведения и техникумы, выплачивая им в соответствии с действую щим законодательством повышенные стипендии. По окончании учеб ного заведения специалисты возвращаются на предприятие, на правившее их в учебное заведение.
Важная роль отводится повышению экономических знаний у ши роких масс работающих в связи с Постановлением ЦК КПСС. Этим Постановлением предусматривается широкое развитие экономи ческого образования в стране с помощью любых форм обучения. Экономическое образование является обязательным для всех, как реальное средство повышения активности каждого работника в борьбе за успешное выполнение народнохозяйственного плана.
§ 71
Производительность труда и пути ее повышения
Главной задачей текущей пятилетки является обеспечение роста производительности труда всех категорий работающих на основе рационального и эффективного использования материальных ре сурсов и достижений науки и техники.
Рост производительности труда является одним из основных фак торов успешной хозяйственной деятельности судостроительного предприятия.
Предприятие осуществляет и постепенно совершенствует орга низацию и нормирование труда, создает условия для высокопроиз водительной работы, обеспечивает соблюдение законодательства о труде, правил и норм охраны труда, проводит мероприятия по улучшению и совершенствованию организации заработной платы для усиления материальной заинтересованности работников в резуль татах их личного труда и в общих итогах работы предприятия. При этом необходимо добиваться опережающего роста темпов произво
288
дительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы. Рост производительности общественного труда является решающим условием перехода от социализма к коммунизму. Экономический закон неуклонного роста производительности труда при социализме создает возможности резкого увеличения объема производства с наи меньшими затратами.
Производительность общественного труда определяется затра тами рабочего времени на производство единицы продукции, вклю чая как время труда рабочего, производящего данный продукт, т. е. индивидуальную производительность труда, так и время прош лого труда, овеществленного в материалах, орудиях и средствах труда. Суммарный рост индивидуальной производительности труда в конечном счете определяет повышение общественной производи тельности труда.
Производительность труда измеряют в натуральном и в денежном выражении.
В промышленности, выпускающей однородную продукцию, на пример в добывающей, производительность труда определяется ко личеством продукции в натуральном выражении (в тоннах, кубо метрах, штуках), добытой или изготовленной в единицу рабочего времени, причем единицами измерения рабочего времени могут быть: человеко-час, человеко-день, человеко-месяц и т. д. Соответ ственно вычисляют показатели часовой, дневной, месячной произ водительности труда П:
где Q — выработка продукции в натуральных измерителях (т, м3, шт.), а Т — затраты рабочего времени, ч, день, мес, год.
Обратная величина указывает, сколько рабочего времени затра чивается на единицу добытой или изготовленной продукции, т. е. определяет ее трудоемкость t
Судостроительная промышленность характеризуется также ши роким ассортиментом продукции, которая исключает учет произво дительности труда в натуре, и поэтому по этой продукции произво дительность труда планируется и учитывается в денежном выраже нии.
Измерителем производительности труда является .годовая вы работка валовой продукции в неизменных оптовых ценах пред приятия (на 1 июля 1967 г.) на одного среднесписочного работ ника промышленно-производственного персонала:
где ГТ — измеритель производительности труда, руб.; В — валовая (товарная) продукция в неизменных ценах; Р — среднесписочное количество промышленно-производственного персонала. Выраже-
19 С. П. Логинов |
289 |
нңе количества произведенной продукции в ѵнеизменных ценах в общем случае обеспечивает некоторую сопоставимость данных объема производства и производительности труда по годам. Однако для судостроения это не всегда является характерным, так как удель ное значение сопоставимых объектов (однотипных судов) во времени сильно колеблется (например, в 1962 г. оно составляло по сравнению с 1955 г. лишь около 30%, а в 1970 г. — еще меньше).
Денежная оценка не всегда верно отражает уровень производи тельности труда еще и потому, что средняя выработка на одного работающего может колебаться по причинам, не связанным с про изводительностью труда, например из-за изменения доли стоимости материалов, контрагентских поставок и стоимости проектирования в общей себестоимости продукции. Так, при повышении доли стои мости материалов или поставок машин и оборудования в отпускной, цене судна выработка на одного-работающего при прочих равных условиях увеличивается, в то время как производительность труда может не повышаться, и наоборот.
Для устранения влияния колебания стоимости материалов, кон трагентских поставок и других материальных затрат на стоимость постройки судна, кроме средней выработки валовой (товарной) продукции на одного работающего, некоторые предприятия в ка честве показателя используют нормативную стоимость обработки (НСО), характеризующую стоимость собственных работ без учета стоимости материалов, контрагентских поставок и некоторых инди видуальных расходов.
В целях более точного определения уровня производительности труда имеются предложения считать производительность труда по нормативно чистой продукции (НЧП). Показатели НЧП разраба тываются на основе оптовых цен путем вычитания из них мате риальных затрат.
Рост производительности труда в судостроении определяется путем сопоставления затрат живого труда на постройку одного судна, т. е. трудоемкость, в человеко-часах для судов одного проекта. При этом сокращение трудоемкости постройки судна свидетельствует о росте производительности труда, поскольку меньшим количеством окивого труда создается тот же объем продукции. Сопоставление дан ных по объектам серии судов позволяет установить степень измене ния трудоемкости „и выявить влияние изменения стоимости материа лов и контрагентских поставок на единицу сравнимой продукции.
Уровень производительности труда Пу, определяемой по трудоем кости, выразится формулой
Яу= -^ .1 0 0 %,
где tо м 4 Х— соответственно трудоемкость постройки базисного (го ловного) и очередного судна, чел.-час.
По трудоемкости можно сравнить производительность труда при постройке судов одного проекта на одном и на разных судострои тельных предприятиях.-
290
Преимущество метода по трудоемкости заключается в том, что он позволяет измерять производительность труда без какого-либо влияния ценностных показателей.
Рост производительности труда в судостроении достигается даль нейшим техническим совершенствованием и интенсификацией произ водства, повышением фондо- и электровооруженности труда, внед рением передовых форм организации труда, улучшением организа ционных и экономических методов управления производством, наиболее полным использованием резервов производства и усилением режима экономии.
На некоторых судостроительных предприятиях до сих пор не достаточно высок уровень механизации: ручной труд пока еще до ходит до 50—60% от общего объема работ на постройке судна, при этом около 30% приходится на тяжелые физические работы. Поэтому первоочередными задачами остаются: резкое повышение механиза ции трудоемких процессов, совершенствование технологии и улуч шение организации производства и т. д.
Значительно сокращаются затраты живого труда на постройку судна при улучшении специализации судостроительных предприя тий, во время которой серийная постройка судов осуществляется с применением большого количества специальных приспособлений, инструмента и оборудования. Повышается производительность жи вого труда также при расширении производственного кооперирова ния, поскольку на изделия, изготовляемые крупными сериями в по рядке кооперирования, затрачивается меньше, труда, чем в случае изготовления их на каждом судостроительном предприятии для соб ственных нужд.
Большое влияние на уровень производительности труда в судо строении оказывает внедрение прогрессивных норм, рациональная организация труда, применение эффективных систем и форм зара ботной платы, правильная расстановка и использование рабочих кадров (с учетом изменяющегося фронта работ, специализации ра бочих мест и рабочих бригад и т. п.).
Основными источниками и факторами повышения производи тельности живого труда в судостроении в ближайшие годы должны явиться следующие:
а) разработка и внедрение в жизнь экономических и организа ционных мероприятий, обеспечивающих принятие коллективами предприятий повышенных производственных планов и заданий, а также усиление борьбы за технический прогресс, ликвидацию не производительных простоев оборудования, потерь рабочего времени, улучшение использования рабочей силы и укрепление трудсвой дисциплины;
б) развитие кооперирования-и специализации судостроительных предприятий по типам судов и изготовляемых машин, механизмов и приборов; увеличение серийности и сокращение количества одно временно строящихся на предприятиях судов различных проектов,
что |
позволит значительно снизить трудоемкость и себестоимость |
их |
постройки; |
19* |
291 |
в) совершенствование организационной структуры управления производством путем укрепления существующих и создания новых производственно-технических объединений в судостроении и су довом машиностроении;
г) расширение производственных технологических связей су достроительных заводов с отрослями и предприятиями, являющимися поставщиками специализированных изделий для судов в порядке межотраслевого кооперирования;
д) использование прогрессивных форм организации труда, исклю чающих простои машин и оборудования, а также потери рабочего времени; улучшение использования рабочей силы и укрепление трудовой дисциплины; применение систем оплаты труда и премиро
вания, |
повышающих |
материальную |
заинтересованность |
работни |
|||||
ков |
промышленности |
в росте |
производительности |
труда; |
|||||
е) улучшение материально-технического снабжения и комплек |
|||||||||
тации |
судов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
ж) снижение затрат на вспомогательные и подсобные работы при |
|||||||||
одновременном росте |
объема |
производства; |
числа |
рабочих, |
|||||
з) |
сокращение |
потерь |
от |
брака, |
уменьшение |
||||
не выполняющих норм выработки, и т. д.; |
|
|
|||||||
и) повышение качества проектно-конструкторских работ и науч |
|||||||||
ных |
исследований. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Планом технического прогресса предусматривается увеличить |
|||||||||
производительность |
труда |
примерно |
на 80—90% |
всего |
прироста |
за счет внедрения новой техники и осуществления комплексной ме ханизации основных видов судостроительного производства и на 20— 10% за счет прочих организационно-технических мероприятий.
Дальнейшая специализация судостроительных предприятий, приближение их профилей к профилю судостроительной верфи с крупносерийной постройкой определенных типов судов, распре деление судового машиностроения между существующими и вновь строящимися специализированными предприятиями, сосредоточе ние производства однородных изделий на ограниченном числе за водов с переводом их к массовому и крупносерийному производству позволят повысить производительность труда в среднем по серии судов до 25—30 %.
Важное значение для повышения производительности труда имеет снижение трудоемкости при изготовлении и монтаже трубо проводов (доля этих работ по судну составляет 5— 12%). Сокращение объема горячей гибки труб, стандартизация типоразмеров элемен тов и изготовление их на специализированных заводах, применение стыковой сварки, увеличение серийности производства, замена гид равлических. испытаний воздушными позволят повысить произво дительность труда на этих работах в 2—2,5 раза и более.
Большую роль в повышении производительности труда может сыграть изменение организационных общезаводских и цеховых структур, механизация расчетных и вычислительных работ, управ ленческого труда, упрощение и сокращение технической докумен тации на постройку судна. Решение этих вопросов, несомненно, при-
292