Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наивыгоднейший режим работы компрессоров зависит от стоимости охлаждающей воды и электроэнергии. Вариант оптимального значения удельного расхода охлаждающей во­ ды, при котором стоимость сжатого воздуха, выработанно­ го компрессором, будет наименьшей, виден на примере подсчета, проведенного на автозаводе им. Лихачева.

Расчеты сделаны для трех возможных случаев примене­

ния

охлаждающей воды. В

первом

случае

используется

для

охлаждения компрессора

вода

из городской сети по

5 коп./м3; из холодильников она сливается в

канализацию.

В этом случае оптимальным

расходом является

0,6

л/нм3,

при стоимости сжатого воздуха 138коп./тыс. нм3.

Во

втором

случае применяется вода непосредственно из реки, опти­ мальный расход равен 1,2 л/нм3, при стоимости сжатого воздуха 135 коп./тыс. нм3. В третьем случае, как и в первом, охлаждающая вода берется из городской сети, но после холодильников используется для хозяйственно-бытовых нужд. С учетом расхода электроэнергии на перекачку воды из компрессорной в бойлерную оптимальный расход соста­ вил 2,4 л/нм3.

Этот вариант является более экономичным, так как ис­ пользуется тепло отходящей воды компрессора, в связи с чем стоимость выработки горячей воды на заводе снижается. Суммарная стоимость сжатого воздуха составит всего 133 коп./тыс. нм3. Следует заметить, что на некоторых пред­ приятиях накоплен положительный опыт использования отработавшей воды компрессора для питания паровых кот­ лов, что заметно повышает КПД котлов.

Сокращению удельных расходов электроэнергии при вы­ работке сжатого воздуха значительно способствуют также применение прямоточных клапанов на поршневых комп­ рессорах и использование резонансного наддува для повы­ шения их производительности.

Применение прямоточных клапанов. Большинство комп­ рессоров на заводах железобетонных изделий, поставляе­ мых заводами-изготовителями, оснащены кольцевыми или

.дисковыми клапанами. Существенным недостатком их кон­ струкций является малое проходное сечение отверстий, что вызывает значительное сопротивление прохождению воз­ духа, в результате снижается производительность компрес­ сора и увеличивается удельный расход электроэнергии. Кроме того, срок службы этих клапанов не превышает 1500—2000 часов, вследствие чего повышаются эксплуата-

74


в среднем на 6—10%, снижает расход компрессорного масла, уменьшает шум в помещении станции. Важно от­ метить, что срок службы прямоточных клапанов достигает более 8000 час. Укажем, что на Чирчикском комбинате строй­ материалов и конструкций, где прямоточными клапанами оснащены 4 компрессора, за два года эксплуатации их при 3-сменной работе были заменены всего два клапана: один во всасывающей полости I ступени и один в нагнета­ тельной полости I I ступени компрессора 160 В-20/8.

Высокий экономический эффект, получаемый в результа­ те применения прямоточных клапанов, вызвал необходи­ мость не только оснащать ими новые компрессоры, выпускае­ мые отечественными предприятиями, но и организовать се­ рийный выпуск прямоточных клапанов для переоснащения ранее поставленных компрессоров.

Специализированное производство прямоточных клапа­ нов для поршневых компрессоров налажено на заводе «Вениб» (Литовская ССР), на Мелитопольском компрессорном заводе, а также на предприятии «Средазэнергоцветмет» Ми­ нистерства цветной металлургии СССР в г. Ташкенте. На

заводах

сборного железобетона

имеют место значительные

потери

сжатого воздуха, а следовательно, и затраченной на

его выработку электроэнергии,

которые должны быть дове­

дены до минимума.

 

 

 

Использование сжатого воздуха

на приводы

различных

механизмов обычно сопровождается

большими

потерями

из-за разработки уплотнительных манжет и запорных кра­ нов. Влага, содержащаяся в сжатом воздухе, особенно в лет­ нее время, вызывает коррозию отдельных узлов и деталей, способствующую увеличению утечек. Кроме того, пневма­ тический ручной инструмент имеет, как правило, низкий коэффициент полезного действия, колеблющийся в преде­ лах 2,5—12%, исходя из затрат электроэнергии на выработ­ ку сжатого воздуха и с учетом, что инструмент новый и утечки воздуха нет. Фактически же экономичность работы пневмоинструмента значительно ниже из-за утечки воздуха, неисправностей запорной арматуры и в соединениях пневма­ тических шлангов. Эти обстоятельства решительно требуют замены энергоносителя, то есть замену пневматического ручного инструмента электрическим.

Так, например, применение электрического вибратора взамен пневматического дешевле в 2—3 раза.

На многих предприятиях для обдувки станков, сушки

76


форм деталей и одежды, вместо дутья от вентиляторов, при­

меняется сжатый воздух от компрессоров

при давлении 4—

6 атм. Нецелесообразность

этого очевидна, так как на вы­

работку

сжатого

воздуха

расходуется

в среднем 90—

100 квт-чіт. м3,

тогда

как на подачу такого же количества

воздуха вентиляторами

расходуется всего 710 квт-ч.

Замена

пневмопривода

опрокидывания

бетономешалок

на электрический привод с помощью реверсивной лебедки на одном из предприятий обеспечила сокращение энергоза­ трат почти в 3 раза.

Основными потребителями сжатого воздуха на заводе железобетонных изделий являются арматурный цех (10— 48%), главный производственный корпус (27—78%) и скла­ ды цемента (9—16,9%). В связи с этим основное внимание при разработке мероприятий по сокращению непроизводи­ тельных затрат сжатого воздуха должно быть обращено имен­ но на эти цеха.

Снижение непроизводительных затрат сжатого воздуха во многом зависит от строгого соблюдения установленного для тех или иных агрегатов номинального его давления. Для самих компрессоров очень важно определить минималь­ но необходимую величину давления, так как поддержание его на этом уровне работы является оптимальным режимом компрессора по условиям экономии электроэнергии. А по­ требность в сжатом воздухе по параметру давления различна для разных машин и механизмов.

g,. Так, для работы пневмоцилиндров бетонорастворных узлов требуется давление воздуха 2,5 и 4,5 атм, пневмо­ транспорта цемента и бетонной смеси — 56, распалубочной машины — 45, а для работы аппаратов точечной и многоточечной сварки всего 5—5,5 атм.

Следует учесть, что повышение давления сжатого возду­ ха в сети сверх установленного приводит к дополнительным потерям, пропорциональным корню квадратному из отно­ шения давлений. Очевидно, что потребителей низкого давления следует снабжать сжатым воздухом от отдельных компрессоров, предусматривая их установку планами ор­ ганизационно-технических мероприятий по экономии элект­ роэнергии. В том же случае, если проектом предусмотрена единая сеть трубопроводов, то необходимо на вводе в цех или агрегат, где требуется воздух пониженного давления, устанавливать регуляторы, автоматически поддерживаю­ щие требуемое давление сжатого воздуха.

77


Ряд предприятий осуществляет понижение давления сжа­ того воздуха для отдельных цехов путем установки дрос­ сельной диафрагмы, которая проста в изготовлении и не тре­ бует специального ухода.

Важным условием экономного расходования сжатого воздуха является сокращение утечек через неплотности, главным образом в трехходовых кранах, в неплотностях между цилиндром и поршнем, а также в местах соединения

шлангов между собой (табл.

14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Потери воздуха через неплотности

в арматуре и в шлангах

 

 

Р а с х од

воздуха, в

м3/.иин. при избыточном давлении,

атм

Диаметр

от­

 

 

 

 

 

 

верстия,

мм

2

3

 

4

5

6

 

 

 

4

 

0,45

0,6

 

0,75

0,9

1,0

Б

 

0,7

0,9

 

1,2"*

1,4

1,6

6

 

1,0

1,3

 

1,9

2,0

2,3

8

 

1,7

2,4

 

3,0

3,6

4,1

10

 

2,7

3,7

 

4,6

5,5

6,4

12

 

4,0

5,3

 

6,7

8,1

9,3

13

 

5,4

7,2

 

9,0

11,1

12,6

15

 

6,2

8,3

 

10,3

12,4

14,5

В бетоносмесительных цехах, особенно в отделениях дозаторов, работающих на сжатом воздухе с управлением от пневмопульта, следует устанавливать на подходе к трех­ ходовому крану педальные выключатели, включаемые толь­ ко на период взвешивания и опорожнения дозаторов. За­ тем оператор отпускает педаль, пружина перемещает запор­ ное устройство и подача воздуха к трехходовым кранам прекращается.

Для надежного соединения пневмошлангов между собой в настоящее время используется ряд конструкций, одна из которых приведена на рис. 17.

Важным средством снижения энергозатрат при произ­ водстве сжатого воздуха является также автоматизация ра­ боты компрессоров и компрессорных станций.

4. Использование сжатого воздуха для пневмотранспорта

На заводах железобетонных изделий из общего электроба­ ланса на производство сжатого воздуха расходуется элект­ роэнергии от 25 до 40%, причем около половины всего сжа­ того воздуха идет на разгрузку и транспортировку цемента.

78


Поэтому от целесообразности способа разгрузки цемента из вагонов и заполнения цементных емкостей (банок), а также закачки цемента в надбункерное отделение во многом зави­

сит экономия

сжатого воз­

5

духа и

экономный

расход

электроэнергии. Разгрузчи­

 

ки цемента

обладают раз­

 

личными

 

показателями

 

удельного расхода электро­

 

энергии,

ориентировочные

 

значения

которых

приве­

 

дены в табл. 15.

Длительный опыт

экс­

Рис.

17.

Приспособление для соеди­

плуатации установок

пнев-

 

нения

шлангов в сборе:

/ —

к о н у с н а я

втулка;

2

стяжное-

моразгрузки и пневмотран­

кольцо;

3

с о е д и н и т е л ь н а я

муфта;.

спорта цемента на заводах

 

4

прокладка; 5

шланг .

 

 

 

 

 

 

сборного железобетона позволил выявить некоторые удельные' показатели расхода электроэнергии при разгрузке и тран­

спортировке

цемента. Так, на заводе Ж Б И №

5 (г. Алма­

лык) при ручной комбинированной

разгрузке крытых

4-ос-

иых вагонов (60—63 т) по схеме

шнек

—элеватор—шнек

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

Энергетические показатели механизмов

по

разгрузке и транспортировке-

 

 

цемента

 

 

 

 

 

Разгрузчики

Расход

Пневмо-

Расход

элект­

 

Расход

элект­

электро­

Винтовые

цемента

энергии,

подъем-

роэнергии,

насосы

роэнергии,

ники

квт-ч/т

квт-ч/т

 

квт-ч/т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С-559

1,22

ТА-20

1,4

 

К-287С

1,4

 

С-557

1,09

ТА-21

1,5

 

С-991

0,83

 

С-578А

1,92

С-1041

 

1,3

 

К-97С

0,92

 

С-653В

2,06

С-1008

 

1,1

 

К-137С

0,8b

 

С-559Х

1,83

 

 

 

 

 

 

 

(бригада 6 человек.время разгрузки 4часа) средний удельный расход электроэнергии составляет 3,5 квт-ч/т; при разгруз­ ке вакуум-насосом звено уменьшается до 2 человек, время разгрузки сокращается до 2,5 часа, а удельный расход электроэнергии составляет 4,6 квт-ч/т.

Разгрузка цемента из железнодорожных самотечных це­ ментовозов длится также около 2,5 часа, однако электри­ ческая мощность почти в два раза меньше, чем при раз-