Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
грузке |
вакуум-насосами |
и удельный |
расход не превышает |
в среднем 2,2 квт-ч/м3. |
При полупневматической раз |
||
грузке |
цемента из железнодорожных |
цистерн 60 m (звено |
2 человека) время разгрузки составляет всего 1,5 часа.
К общему расходу электроэнергии (78 квт-ч), потребляе мому шнеками и элеваторами, прибавляется расход сжатого воздуха в количестве 450 м3, на что затрачивается дополни тельно 54 квт-ч. Таким образом, общий удельный расход будет равен 132 : 60 = 2,2 квт-ч/m, а при пневматической разгрузке автоцементовозов удельный расход электроэнер гии составляет всего 1,2 квт-ч/т.
Эти данные хорошо согласуются с удельными показа телями завода железобетонных изделий № 2 и Чирчикского КСМ и К, где на разгрузку 1 m цемента посредством ваку
ум-насоса и с помощью шнеков и элеваторов |
непосредствен |
|
но на склад |
цемента расходуется соответственно около 5,7 |
|
и 5,63 квт-ч |
при длительности разгрузки одного крытого |
|
4-осного вагона около 2,6—3 час. |
|
|
При разгрузке пневматическим способом |
длительность |
разгрузки не превышает 60 мин., а удельный расход состав
ляет около 3,3—3,6 квт-ч. |
|
|
|
Преимущества |
пневмотранспорта |
цемента |
бесспорны, |
так как он дает возможность ускорить |
разгрузку |
и снизить |
|
простой вагонов, |
уменьшить трудозатраты, |
сократить |
сроки разгрузки и транспортировки, а также снизить расход энергоресурсов. В настоящее время повсеместно транспортировка цемента от цементного склада до емкостей бетоносмесительного отделения на бетонных заводах и за водах железобетонных изделий переводится на пневмо транспорт.
Опыт большинства предприятий свидетельствует о том, что удельный расход электроэнергии при электромехани ческой транспортировке цемента в 1,7—1,9 раза больше, чем при пневматическом транспорте, в связи с чем пневмо транспорту и следует отдавать предпочтение при выборе способа разгрузки и транспортировки цемента на заводах.
Представляется важным отметить, что на Ферганском домостроительном комбинате на выгрузку 1 m цемента из вагонов и подачу в цементные банки посредством пневморазгрузчика С-543 расходуется 2,70 квт-ч; при пневматической подаче цемента в надбункерное отделение бетоносмеситель ного цеха с помощью компрессоров ВП 20/8 удельный рас ход составляет 2,34—2,71 квт-ч на одну тонну цемента.
80
Рассматривая разгрузку и транспортировку цемента как единый комплекс и составную часть общего электробаланса при производстве железобетона и произведя соответствую щие расчеты, можно убедиться, что суммарный расход элект роэнергии на разгрузку и транспортировку цемента до бетоносмесительного отделения составляет в среднем 17— 20% от общего удельного расхода электроэнергии.
Интересы повышения производительности труда, сокра щения трудозатрат ча производство железобетонных изде-
Рис. 18. Самоходный |
бетонораспределитель |
с гасителем: |
||
/ — бетономешалка; |
2 |
— течка |
поворотная; 3 — камерный питатель? 4 — |
|
бетоновод; |
5 |
— б е т о н о р а с п р е д е л и т е л ь ; 6 — |
кассета. |
лий ставят также новые задачи в отношении транспорти ровки бетонной смеси из бетоносмесительного узла в глав ный корпус к местам формовки.
Распространенный способ транспортировки бетона авто машинами, бетоновозчиками, бадьями с помощью мостовых кранов, а также и транспортерами не отвечает многим тре бованиям интенсификации производства и задаче повышения производительности труда.
Опыт некоторых предприятий свидетельствует об эффек тивности применения пневмотранспорта бетонной смеси. На заводе железобетонных изделий № б в г. Новосибирске прием и укладка бетона в кассеты производится самоходным бетонораспределителем с гасителем, имеющим механизмы продольного и поперечного качания течки (рис. 18). Специ альные фиксаторы определяют положение бетонораспределителя возле кассетных установок, а его подключение и отключение от пневмобетоновода производится специаль ным пневматическим устройством.
Эта система пневмотранспорта имеет значительные пре имущества перед другими пневмосистемами по своим энер гетическим данным и технологическим особенностям. Здесь
6 4327- |
81 |
отсутствуют стационарные гасители, подключение и отклю чение которых к бетоноводу — трудоемкие операции, от нимающие много времени; здесь отпадает необходимость в. резиновых шлангах для укладки бетонной смеси в кассеты, что всегда является неприемлемым с точки зрения техники безопасности; отпадает необходимость в устройстве системы лотков и воронок для отвода загрязненных вод при промыв ке бетоновода, что само по себе — весьма трудоемкая и энергоемкая операция.
Использование передвижного бетонораспределителя поз воляет производить промывку бетоновода после укладки
бетона в кассету в конце линии на специальном |
посту про |
|
мывки, оборудованном камерным |
питателем для приема |
|
и удаления загрязненных вод. Следует учесть, |
что расход |
|
воздуха на транспортировку I м3 |
бетонной смеси не пре |
|
вышает 3Ü м3 при давлении воздуха 4—6 кг/см2, |
при длине |
транспортировки 120—150 м. Это значит, что удельный рас ход электроэнергии не превышает 2,8—3 квт-ч на 1 м3 бетонной смеси. Следует отметить, что многолетняя эксплуа тация системы пневмоподачи бетонной смеси из бетоносмесйтсльного отделения в главный корпус на заводе № 1 Таш кентского домостроительного комбината также показала высокую надежность, бесперебойность и экономическую эф фективность этой системы для бетонной смеси на мелких заполнителях. При этом удельный расход электроэнергии при протяженности бетоновода 100—120 м не превышает 1,2—1,5 квт-ч на 1 м3 бетонной смеси. Подсчитано, что при удовлетворительной эксплуатации системы снабжения сжа тым воздухом и систематическом надзоре, исключающем мас совые утечки и непроизводительные расходы сжатого возду ха, пневмотранспорт цемента и бетонной смеси экономичнее по расходу энергоресурсов примерно на 25—28% против транспортировки этих материалов электромеханическим спо собом (шнеки, элеваторы и Др.).
В мероприятиях по рациональному использованию сжа того воздуха на предприятиях строительной индустрии важ ная роль принадлежит также нормированию и учету расхо да сжатого воздуха по цехам. Об этом свидетельствует по ложительный опыт комбината строительных материалов (КСМ) стройтреста № 160 в г. Чнрчике, где в 1970 г. уста новлены дифманометры для учета расхода сжатого воздуха по цехам. По этим приборам осуществляется контроль вы полнения удельных норм расхода сжатого воздуха, диф-
82
ференцированных по отдельным цехам, в связи с чем замет но улучшилась бережливость,уменьшились непроизводитель ные затраты и снизились удельные расходы сжатого возду ха на единицу продукции. Опыт показывает, что повсемест ным внедрением учета воздуха и установлением поцеховых удельных норм на заводах железобетонных изделий можно достичь не менее 15—20% экономии сжатого воздуха. Сле дует упомянуть и такие мероприятия, как увеличение дли ны всасывающего трубопровода на компрессоре, а также ликвидация пульсации давления с применением реактивных комбинированных гасителей, которые могут обеспечить эко номию сжатого воздуха до 2%.
При решении вопросов рационального использования сжатого воздуха следует учитывать также возможность внед рения технологических процессов, не использующих сжа тый воздух при прочих равных условиях (при равных трудо затратах, производительности и себестоимости), переход на инструмент с электрическим приводом, а также применение вентиляторов там, где не требуется высокое давление. Сле дует шире применять диафрагменные зажимы, вместо обыч ных поршневых цилиндров, а также твердые керамические сопла, способствующие резкому сокращению потерь сжато го воздуха. Работа трубопровода считается экономичной, если скорость воздуха не более 8—10 місек при наибольшей потере давления 0,1 атм.
Важно отметить, что перевод формовочных машин с пнев матического привода на электрический позволяет снизить расход сжатого воздуха в 2—3 раза и тем самым экономить электроэнергию.
Утилизация cmработа иной воды от компрессоров. Для охлаждения воздуха между первой и второй ступенями двух- и многоступенчатых воздушных компрессоров исполь зуются промежуточные холодильники, а для охлаждения сжатого воздуха при его выходе из машины еще и конечные холодильники.
Холодильники, рубашки цилиндров, сальники и масля ные системы компрессоров охлаждаются проточной водой, которая при температуре 40—50° С, как правило, сбрасыва
ется в канализацию. Если учесть, |
что на один компрес |
сор производительностью 50 мъІмин |
расходуется около |
50 тыс. м3 охлаждающей воды в год, то можно представить себе масштабы безвозвратно потерянного тепла и ущерба предприятию от потерянной воды.
83
На одном предприятии |
была |
смонтирована |
установка |
для использования отходящей |
от компрессора теплой |
||
воды для питания паровых |
котлов центральной |
котельной. |
До ввода в эксплуатацию этой установки паровые котлы питались свежей водой от городского водопровода, при отсут ствии возврата конденсата, ввиду использования до 40% вырабатываемого пара на производственные нужды. В су ществующую систему водяного охлаждения компрессоров были внесены некоторые изменения (рис. 19).
Водяное охлаждение рубашек цилиндров масляной си стемы и сальников компрессора / выделено в самостоятель ную ветвь, а питание водой вторичного холодильника 3 производится последовательно с питанием промежуточного холодильника 2, для чего проложены для каждой ветви пи тания самостоятельные трубопроводы 4 и 5.
Засос
Ъоздука
|
|
|
j |
с |
g |
I—»- |
в |
канализацию |
|
|
|
|
|
|
|||
Рис. |
19. |
Схема использования |
отходящей от компрессора |
воды для пи |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
тания |
паровых |
котлов: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
/ — |
компрессор; 2 |
— п р о м е ж у т о ч н ы й |
холодиль ник; |
3 |
— |
вторичный |
х о л о д и л ь |
||||||||||
ник; |
4—5 |
— трубопроводы; |
6 — сборный |
бак; 7 |
— |
ц е н т р о б е ж н ы е |
насосыз |
||||||||||
8 — |
электродвигатели; |
9 — д р е н а ж н ы й |
т р у б о п р о в о д ; |
10 |
— |
нагнетательная |
|||||||||||
л и н и я ; |
/ / |
— обратный |
клапан; |
12 |
— |
конденсатопровод; |
13 |
— |
запорный |
вен |
|||||||
тиль;- |
14 |
— переливная |
л и н и я ; |
15 |
— термометр; |
16 |
— |
водомер; 17 — |
мано- |
метр.
Вследствие изменения схемы температура воды на выхо де из вторичного холодильника 3 повысилась до +50° С и снизился общий расход воды на охлаждение компрессора; температура воды на выходе из промежуточного холодиль ника 2 осталась на уровне +30°, что обеспечивает проект-
84