Файл: Калечиц И.В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
были бы более высококипящие фракции нефти. Задача состояла бы только в понижении молекулярного веса и устранении неуглеводо родных смолистых примесей. Доля последних невелика, и, хотя она растет с повышением температур кипения, всегда меньше, чем в сланцевых и угольных полукоксовых. Следовательно, последние являются менее подходящим сырьем; соответственно, еще более трудным сырьем будет уголь, содержащий не только большие коли чества кислорода, серы и азота, но и минеральные включения. Позд нее было установлено 1 , что важным показателем относительной трудности гидрирования сырья является отношение в нем водорода и углерода — чем меньше это отношение, тем более ароматизировано сырье и тем труднее оно перерабатывается гидрогенизационными ме тодами. Это отношение составляет1 - 2 в бензине 1,95—2,12, в ва куумном газойле кувейтской нефти 1,89, в остатке вакуумной пере гонки той же нефти 1,49, в сланцевой смоле 1,62, в обогащенном угле 0,78-0,8.
Однако ограниченность запасов нефти и полное отсутствие ее на огромных территориях делало задачу получения моторных топлив
из каменных углей |
весьма заманчивой. Мировые запасы нефти |
в 1925 г. оценивались |
только в 795 млн. т и высказывались серьез |
ные опасения о возможности исчерпания их через несколько десяти летий.
В период поисковых работ (до середины тридцатых годов) были проведены многочисленные опыты по гидрогенизации различных ви дов сырья и индивидуальных веществ, моделирующих те или иные группы компонентов сырья, что подготовило переход к промышлен ным испытаниям: были выяснены примерные требования к сырью, подобраны стабильные катализаторы, определены целесообразные условия и ступени процессов. Работы этого периода широко известны
и неоднократно |
обобщались, |
в том числе в |
очень |
подробных |
монографиях А. В. Лозового |
и М. К. Дьяковой 3 , |
А. Д. Петрова 4 , |
||
И. Б. Рапопорта |
Следует отметить, что существенный |
вклад в раз |
витие процессов деструктивной гидрогенизации топлив был сделан русскими, а позднее советскими учеными 3> 5 .
Во втором периоде были созданы промышленные процессы полу чения искусственного жидкого топлива путем гидрогенизации углей и смол х> 6- 7 . Основной процесс превращения углей или тяжелых смол (главным образом в бензин) гидрированием под высоким давле нием (200—700 кгс/см2 ) складывается, как известно, из трех ступе ней: жидкофазного гидрирования, парофазного рафинирования (форгидрирование) и расщепления (бензинирование). В жидкофазной сту пени применялись давление 700 кгс/см2 и дешевый железный ката лизатор, выводимый из цикла вместе с золой и продуктами уплот нения. Применением столь высокого давления компенсировалась низкая активность катализатора, а благодаря его дешевизне реша лась проблема отделения минеральной части. На этой стадии за счет циркуляции тяжелых фракций гидрогенизата сырье превраща лось в жидкий продукт — широкую фракцию с температурой конца
8
кипения 325 °С, не содержавшую твердых компонентов или соедине ний, склонных к конденсации. Однако в ней присутствовало значи тельное количество различных соединений, которые, особенно азот содержащие, представляли опасность для катализаторов расщепле ния. Превращение этих соединений в углеводороды и, следовательно, подготовка к расщеплению составляла задачу следующей ступени— парофазного рафинирования, в которой применяли высокоактивный стационарный катализатор. Затем рафинированная широкая фрак ция превращалась в бензин на стационарном катализаторе расще пления.
Разделение процесса на три ступени позволило предотвратить отравление активных, но дорогих катализаторов и уменьшило об разование побочных газообразных продуктов, а следовательно, и расход водорода. Такая многоступенчатая схема давала возмож ность перерабатывать практически любое сырье, но большое число ступеней крайне осложняло и удорожало процесс. Более того, для получения высококачественных бензинов требовалось введение еще
четвертой ступени — гидроформинга |
продукта |
бензинирования |
— |
для превращения нафтеновых углеводородов в ароматические. |
|
||
Только в случае особо высококачественного |
сырья — полукок |
||
совых смол из бурых углей с очень |
малым содержанием золы |
и |
влаги — осуществлялась одноступенчатая гидрогенизация сразу на ста
ционарных катализаторах (так называемые процессы Т Т Н и М Т Н 4 , |
8 ) . |
|
Всего было построено и работало 15гидрогенизационных |
заводов6 -8 |
- 9 , |
а их общая мощность оценивалась приблизительно в 6 |
млн. т сырья |
вгод
Впослевоенные годы было открыто много новых месторождений нефти, запасы которой уже в пятидесятых годах превосходили при мерно в 40 раз уровень мировой добычи, хотя он и возрос в несколько раз по сравнению с довоенным 1 0 .
При непрерывном росте запасов и добычи нефти проблема полу
чения искусственного жидкого топлива потеряла свою остроту, а дорогостоящий бензин, получаемый гидрогенизацией, не мог кон курировать с нефтяным бензином. Стоимость бензина, получаемого гидрированием угля, составляет 270—316% стоимости бензина из нефти, а стоимость бензина из сланцевой смолы (с включением стадий гидрогенизации) — 110—141% стоимости бензина из нефти 21> 1 2 . Эти обстоятельства в значительной степени уменьшили интерес к гидрогенизации угля, и исследования в области гидрогенизации были направлены на переработку нефтяных и сланцевых про дуктов.
В послевоенный период методы гидрогенизации начинают про никать в переработку нефти. Этому способствовал ряд факторов. Так, прогресс двигателестроения требовал моторных топлив и масел все более высокого качества. Первостепенное значение приобрела необходимость снижения содержания или даже полного удаления сернистых соединений из бензинов, реактивных и дизельных топлив, масел.
9
Известно, что сернистые соединения в моторных тонливах вызы вают повышенный расход топлива, быстрый износ моторов и, как следствие, более частые ремонты. Так, по данным 1 3 , повышение содержания серы вбензинес 0,033до0,15% снижает мощность мотора
на 10,5% |
и |
увеличивает |
удельный |
расход топлива на 12,2%. При |
|||||
этом число |
капитальных |
ремонтов двигателей увеличивается в 2,05, |
|||||||
а средних — в |
2,13 раза, |
вызывая |
необходимость увеличивать на |
||||||
1,7% |
парк |
грузовых автомобилен |
для |
компенсации простоев |
|||||
при |
ремонте |
двигателей. |
|
На |
1000 т |
израсходованного бензина это |
|||
приносит |
такие |
убытки: |
|
от |
перерасхода |
топлива — 1320 руб., от |
повышения числа |
ремонтов и расхода |
запасных частей — 4678 руб., |
|
от необходимости |
производства дополнительных автомобилей — |
||
8990 руб. (всего — 14 988 руб.). Аналогичные |
убытки приносит ис |
||
пользование сернистого дизельного |
топлива: |
дополнительные экс |
плуатационные затраты на 1000 т топлива составляют 4540 руб., а дополнительные капитальные затраты — 7610 руб. 1 3 .
Однако прирост запасов нефти и рост ее добычи все время шли преимущественно за счет нефтей с высоким содержанием серы. Нефти
наиболее важных нефтедобывающих |
районов — Венесуэлы, |
Ближ |
|
него Востока, ряда районов США и |
др. — относятся к |
сернистым |
|
и высокосернистым типам нефтей. Если в 1929 г. сернистые |
(содержа |
||
ние серы 0,5—1,9%) и высокосернистые (содержание серы |
1,9%) |
||
нефти составляли лишь 25% мировой добычи, то в настоящее |
время |
их количество возросло 1 1 до 75%. Увеличилась доля сернистых и вы сокосернистых нефтей и в СССР.
Важным фактором является также диспропорция между масшта бами потребления бензина и других легких дистиллятов и содержа нием их в нефтях: прямая перегонка нефти дает их слишком мало, нужна деструкция тяжелых углеводородов до более легких. В прош лом эта причина вызвала к жизни сначала термический, а затем ка талитический крекинг. Эти процессы и сейчас играют важную роль в переработке нефти, но их возможности ограничены из-за низкого содержания водорода. Хиндс 2 подсчитал потенциальный выход бен
зина как функцию содержания водорода в сырье в случае |
так назы |
|
ваемого идеального катализа, |
когда водород совсем не |
участвует |
в образовании нежелательных |
продуктов (рис. 1). Если учесть, что |
содержание водорода в тяжелом сырье обычно равно 12%, теоретиче ский выход бензина составит не более-75—80%. Фактические выходы из-за газообразования существенно ниже. Следовательно, для повышения выходов ценных дистиллятных продуктов в переработке нефти неизбежно применение гидрогенизационных процессов.
Использованию гидрогенизационных процессов в нефтеперера ботке способствовало также повышение требований к детонационной стойкости бензинов, вследствие чего быстро распространились про цессы каталитического риформинга, в результате которых нафтено вые и частично парафиновые углеводороды превращаются в детонационностойкие ароматические углеводороды. При этом за счет де гидрирования и дегидроциклизации высвобождается большое коли-
1в
чество водорода, что делает его более доступным и дешевым. Под считано, что использование риформинга позволяет в 2,36 раза уве личить объем сырья, подвергаемого гидроочистке, считая, что будет
использовано |
только 90% освобождающегося водорода, а его рас |
ход составит |
35 м 3 / м 3 сырья 1 5 . |
Рис. 1. |
Зависимость потенциального |
|
|
|
|
выхода |
бензина от содержания водо |
|
|
|
|
|
рода в углеводородах: |
|
|
|
|
О — С 3 0 Н, 0 _ г ; • — С 4 5 Н 9 „ _ 2 . |
|
|
|
|
|
|
6,0 |
в,0 |
/0,0 |
12,0 |
іь,о |
|
|
Содержание |
водорода , |
% |
|
В силу всех перечисленных факторов |
уже в конце |
сороковых — |
начале пятидесятых годов было разработано много модификаций процессов риформинга и гидроочистки дистиллятного сырья, а их промышленное использование развивалось так быстро, что эти про цессы по используемым мощностям быстро выдвинулись в число важ нейших процессов нефтепереработки.
Удаление серы из дистиллятного сырья представляло собой не измеримо более легкую задачу, чем получение искусственного жид кого топлива из угля или смол. Естественно, что она могла быть решена применением простых и дешевых установок среднего давле ния в одну ступень и использованием более дешевых и легко регене рируемых, хотя и менее активных катализаторов. Сначала гидро очистке подвергались более легкие дистилляты, затем все более тя желые, включая газойли и смазочные масла. Было заманчиво при
гидроочистке тяжелого сырья осуществить и его |
деструкцию. Так, |
с конца пятидесятых годов в опытных масштабах, |
а с начала шести |
десятых — в промышленных масштабах стали развиваться процессы гидрокрекинга, имевшие целью повысить выход наиболее ценных нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива, а также улучшить качество сырья для каталитического крекинга. Процессы гидрокре кинга не были возвратом к многоступенчатой технологии деструктив ной гидрогенизации смол и углей, хотя и носили в себе основные черты последней. Видимо, поэтому к ним и применили новый тер мин — гидрокрекинг. В процессах деструктивной гидрогенизации разделение их на ступени и применение высоких давлений было вы нужденной мерой, так как катализаторы были дороги, не регенери ровались и были слишком чувствительны к ядам. В современных процессах гидрокрекинга применяются новые, более активные ка тализаторы, многие из которых могут регенерироваться. Процессы осуществляются максимум в две ступени и при меньшем давлении водорода. Многие из вновь разработанных катализаторов обладают
И