Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подъемные стрелы поднимают в рабочее положение при помощи оснастки. Перед подъемом стрел падающего типа к головке их со

стороны приемного моста крепят

оттяжку, которую соединяют

с трактором. Это делается для того,

чтобы поднимаемая стрела при

переходе через вертикальное положение не упала па лебедку. При установке стрелы в исходное положение при помощи пень­

ковых веревок производят соединение подъемных канатов вышки с подъемными роликами стрелы и слегка натягивают оснастку до выбора слабины. После этого отсоединяют оттяжки стрелы от трак­ тора, а страховые оттяжки вышки от якорей. Оттяжки верхнего яруса связывают попарно спереди и сзади вышки и соединяют со страховыми тракторами.

Из вертикального положения вышка выводится при помощи под­ косов винтами башмаков, при этом ослабляется натяжение оснастки. После вывода башмаков в крайнее положение выбивают пальцы из проушин подкосов, и вышка под действием собственного веса начинает опускаться. Если после освобождения подкосов от башма­ ков вышка под собственным весом не опускается, то эта операция осуществляется при помощи трактора, соединенного с передними страховыми оттяжками. Натяжение страховых оттяжек производится медленно и плавно с одновременным ослаблением оснастки механизма подъема. Вышку опускают также плавно, без резких торможений. При опускании вышки лебедкой с последней соединяют трансмиссию привода.

Опущенную вышку устанавливают на подставки для демонтажа балкона или механизмов расстановки свечей АСП-3. После этого вышку опускают в горизонтальное положение на выкладки и разби­ рают ее в порядке, обратном сборке.

Оснастка талевой системы вышек. Талевая система буровых вышек состоит из кронблока, талевого блока (крюкоблока), сталь­ ного талевого каната и механизма для крепления неподвижной ветви талевой системы (каната). При оснастке канат навешивают в определенной последовательности на шкивы талевого блока и крон­ блока, что исключает перекрещивание ветвей каната и трение их между собой.

Существует несколько типов оснастки талевой системы, из кото­ рых наиболее рациональным является крестовая оснастка. При такой оснастке оси талевого блока и кронблока располагаются во взаимно перпендикулярных плоскостях, а подвижная ветвь тале­ вого каната сходит со шкива кронблока, расположенного в плоскости симметрии барабана лебедки. Это позволяет значительно снизить стремление каната к закручиванию талевой системы и обеспечить правильную навивку каната на барабан лебедки.

Перед оснасткой талевой системы проверяют крепление крон­ блока к подкронблочной раме, а талевый блок укладывают в центре подвышенного основания с таким расчетом, чтобы шкивы его свободно вращались. С кронблока и талевого блока снимают предохранитель­ ные щиты. Барабан с канатом, которым производится оснастка,

125


устанавливается со стороны приемного моста на специальное осно­ вание, обеспечивающее свободное вращение барабана для размотки каната. Наружный конец каната заводят в приспособление для кре­ пления неподвижной ветви, и после этого производят оснастку шки­ вов согласпо выбранной схеме в зависимости от числа струн в тале­ вой системе.

Схемы оснастки и последовательность оснащения шкивов при­ ведены на рис. 48. Ходовая ветвь талевого каната поднимается до кронблока при оснастке с помощью легости. После оснастки всех шкивов конец подвижной ветви каната закрепляют в специальных зажимах на барабане лебедки. Длина свободного конца каната выбирается с таким расчетом, чтобы при опущенном на пол буровой талевом блоке на барабане лебедки оставалось не менее 8—10 витков.

Минимальная длина каната для оснастки талевой системы за­ висит от высоты вышки и схемы оснастки.

Минимальная длина каната L определяется следующей формулой:

L ~ Н ■ 11Іх в

Ін в “ M fl “ Г

іо

 

где Н — высота вышки до оси кронблока, м; п — число

рабочих

струн талевой системы; Іх

в — длина ходовой ветви каната, м;

I». в — длина неподвижной

ветви

каната, м;

16 — длина

навитого

на барабан лебедки каната при опущенном на пол талевом блоке, м;

/т к — длина

каната на

шкивах талевого блока и кронблока, м;

Іб =

(8—10)

я/),

где D — диаметр бочки барабана лебедки, м,

 

 

 

 

/1<К = 1,57Ы,

где

к — число

шкивов

талевого блока и кронблока; d — диаметр

шкивов по канавкам, м.

 

При 41-метровой вышке и оснастке 4x5 и 5x6 длина каната обычно принимается соответственно 450 и 570 м, а при 53-метровой вышке и оснастке 5x6 и 6x7 — 750 и 850 м.

Крепление неподвижной ветви талевого каната. Канат, поставля­ емый заводами, обычно длиннее каната, необходимого для оснастки вышек. Поэтому оставшаяся часть каната хранится на заводском барабапе, а неподвижная ветвь каната крепится в специальных приспособлениях, смонтированных на основаниях вышек и позво­ ляющих производить перепуск каната по мере его износа со стороны ходовой ветви.

Для крепления неподвижной ветви каната используют приспо­ собления ПМКЗ-38, МПК-1, МКТК-3. Приспособление ПМКЗ-38 (рис. 49) состоит из стального корпуса — барабана 3, шарнирно соединенного с плитой 1, служащей для креплепия приспособления к основанию вышки. Барабан имеет съемную щеку 4 и зажим 2. Для крепления каната с барабана снимают щеку, на него навивают несколько витков каната и устанавливают зажим.

Приспособление МПК-1 представляет собой барабан с эксцентрич­ ной осью на подшипниках, опоры которой установлены на раме.

126


6

 

неподвижный

 

 

 

 

коней

 

 

 

 

(НК)

хк

 

 

 

 

 

 

■одоВой

 

 

 

 

коней

Барабан

 

 

 

(хк

 

 

\ s V J ä

 

лебедки

V - И

 

 

 

■\ л

 

г

5

SS IÜrh

I г j « 5

a

5

5 ___ Барабан

 

j

5 "б

 

с-канатом

 

. .

 

ПоследоВателоносто

оснастки:

ПоследоВателоносто оснастки.

нк-6-a -i-â-s-б-г- г- н-хк

нк-6-a-i-â-S-â-z- г-ч-В-з-хк

РазВернутый ролик кронблока

Рис. 48. Схемы оснастки талевой системы.

X —оснастка 4 X 5; I I — оснастка 5 X 6; 177

— оснастка С X 7; IV — оснастка 5 X 6

для вышек с

АСП-З.


Барабан снабжен консолью с зажимным устройством для каната. Консоль с барабаном образует рычаг, на конце консоли установлен датчик усилия, действующего на неподвижную ветвь каната от на­ грузки на крюке талевой системы. Барабан снабжен вращающейся обоймой, позволяющей производить перепуск каната без сбрасыва­ ния находящихся на барабане витков.

Приспособления для правильной навивки каната на барабан. В процессе спуско-подъемных операций происходит вибрация ходо­ вой ветви каната, вызванная изменением скорости движения и напра­

 

 

вления

укладки

витков

 

 

каната

при

переходе на

 

 

последующий ряд навивки

 

 

на барабан лебедки. Наи­

 

 

большей величины вибра­

 

 

ция достигает при подъеме

 

 

незагруженного элеватора

 

 

в связи с

незначительным

 

 

натяжением каната и вы­

 

 

сокой скоростью его нама­

 

 

тывания на барабан.

В ре­

 

 

зультате

вибрации

нару­

 

 

шается

правильность на­

 

 

мотки

каната

на

барабан

 

 

и ухудшаются условия его

 

 

эксплуатации.

устранения

 

 

В

целях

 

 

вибрации

и

ее

вредных

 

 

последствий

на

ходовой

Рис. 49. Приспособление

11МКЗ для кре­

ветви

каната

устанавли­

пления неподвижной ветви

талевого каната.

вают

стабилизатор-успо­

 

 

коитель,

способствующий

правильной навивке каната на барабан. Для этого применяется приспособление ПНК-1 (рис. 50), состоящее из стабилизатора 1, надетого на ходовую ветвь каната 7 и удерживаемого на заданной высоте подвесным тросом 6, блоков 3 ж 4 монтажного троса 5, свободный конец которого крепится к нижнему поясу буровой вышки. Длину монтажного троса выбирают с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить спуск стабилизатора для осмотра.

Грузовыми тросами 8, перекинутыми через блоки 2, к стабилиза­ тору крепятся противовесы 9, которые служат для увеличения инер­ ционной массы стабилизатора и способствуют более плавному пере­ мещению каната вдоль барабана лебедки при его намотке. Стабили­ затор состоит из Сварного корпуса 12, кронштейнов 11 для его под­ вески и противовесов 9. В корпусе во взаимно перпендикулярных к оси каната плоскостях попарно расположены восемь роликов 10, установленных на шарикоподшипниках. На ролики надеты рези­ новые втулки, которые соприкасаются с талевым канатом.

Монтируют стабилизатор в следующей последовательности.

128


К поясу вышки 14 на высоте 4 м крепят блоки для грузовых тросов и подвесной блок для монтажного троса. Подвесной блок помещают

всредней плоскости барабана лебедки на третьем поясе вышки. На блоки перекидывают грузовые тросы без противовесов и монтаж-

‘ный трос с блоком и подвесным тросом. Со стабилизатора снимают

Рис. 50. Приспособ­ ление ПНК-1 для на­ вивки каната па ба­ рабан лебедки.

два средних ролика, и при помощи легости стабилизатор поднимают выше барабана лебедки, надевают на талевый канат и устанавливают снятые ролики. С кронштейнами стабилизатора соединяют подвесной и грузовые тросы, после чего стабилизатор поднимают на 500— 700 мм выше уровня грузовых блоков и монтажный трос крепят к нижнему поясу вышки. К концам грузовых тросов, пропущенных через отверстия под пол буровой 13, крепят противовесы. Рабочий ход противовесов должен быть больше длины барабана лебедки.

9 П. Г. Денисов

129