Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

клапана верхним концом опирается на нажимную втулку, а ниж­ ним — на нажимную шайбу.

При создании в пневмосистеме давления свыше допустимого клапан, сжимая пружину, поднимается и открывает выхлопные отверстия, по которым сжатый воздух выходит в атмосферу.

П е р е к л ю ч а т е л ь н ы й

?

1 г з ч

к л а п а н (рис. 83)

устанавливают

 

 

перед исполнительными механизмами

 

 

пневмоуправления,

которые

полу­

 

 

чают питание от двух трубопроводов

 

 

и служит для поочередного открытия

 

 

этих трубопроводов и подачи воздуха

 

 

в исполнительный

механизм.

Такой

 

 

клапан,

например,

 

устанавливают

 

 

у цилиндра тормозной системы бу­

 

 

ровой лебедки, он получает питание

 

 

от крана

машиниста,

которым уп­

Рис. 83. Переключательный кла­

равляет

бурильщик,

и от

крана

 

пан.

противозатаскивателя,

включаемого

 

 

автоматически с целью предотвращения затаскивания талевого блока под кронблок.

Переключательный клапан состоит из корпуса 1, клапана 2, крышки 3 и прокладки 4.

Сжатый воздух может войти в отверстие 7 или 5 и выйти в отвер­ стие 6, соединенное с исполнительным механизмом. При подаче

1 3 ^ 5

Рис. 84. Клапан-разрядник.

воздуха в отверстие 7 клапан отбрасывается вправо, закрывая отвер­ стие 5, а при подаче воздуха в отверстие 5 клапан отходит в противо­ положную сторону и закрывает отверстие 7. В обратном направле­ нии от исполнительного механизма воздух может выйти по отвер­ стиям 6 ж5.

К л а п а н - р а з р я д н и к (рис. 84) служит для отключения шинно-пневматических муфт и быстрого выпуска из них воздуха. Это особенно необходимо для часто включаемых муфт, так как при



медленном выпуске из них воздуха возможна пробуксовка муфт, нагревание фрикционных накладок и преждевременный выход их из строя.

Клапан-разрядник состоит из корпуса 1 с отверстиями 10, навин­ ченной на корпус крышки 6, помещенного в корпус большого кла­ пана 3, внутри которого установлен малый клапан 4. В большой клапан ввинчена гайка 7 с малым отверстием 8, между гайкой и клапаном находится прокладка 5. Со второго конца клапан имеет большое отверстие 9 и уплотнительную шайбу 2. На корпусе и крышке расположены штуцера, которые служат для подсоединения клапанаразрядника в пневмосистему.

При включении шинно-пневматической муфты воздух поступает в штуцер крышки 6, проходит через отверстие 8 в гайке 7, переме­ щает клапаны влево, проходит в отверстие 9 и попадает в штуцер корпуса 1, который соединен с муфтой.

В атмосферу через отверстия ІО сжатый воздух не может выйти потому, что отверстие 8 меньше отверстия 9 и меньше суммарного сечения отверстия 10. Поэтому справа от клапанов образуется повы­ шенное давление, под действием которого клапаны перемещаются влево, а большой клапан резиновым уплотнением 2 перекрывает отверстия в атмосферу.

При выключении муфты воздухопровод от пульта сообщается с атмосферой, справа от клапанов давление падает, и клапаны пере­ мещаются вправо, при этом большой клапан открывает отверстия в атмосферу, по которым воздух выходит из муфты, а малый клапан перекрывает отверстие 8, по которому поступает воздух от пульта. В е р т л ю ж о к служит для подвода воздуха к шинно-пневмати­ ческим муфтам через торцы вращающихся валов. Применяются верт­ люжки с манжетным и безмапжетным уплотнением. Наибольшее распространение имеют безманжетные вертлюжки.

170

Безманжетный вертлюжок (рис. 85) состоит из корпуса 8, крышки 1 и шпинделя 9, который посажен в корпусе на двух шарико­ подшипниках 7. На одном конце шпинделя имеется фланец для кре­ пления его болтами 10 к валу, а на втором конце — кольцевая про­ точка для установки фиксирующего разрезного кольца 6. К кор­ пусу крышка крепится болтами. В крышке установлена пружина 2, которая упирается через шайбу 3 в уплотнительную втулку 5. Между втулкой и шайбой помещено уплотнительное кольцо 4.

2

Рис. 86. Маслоотделитель системы пневмати-

Рис. 87. Фильтр тонкой очп-

ческого управления.

стки.

Торец втулки упирается в торец шпинделя, уплотняя неподвиж­ ный корпус вертлюжка и вращающийся вместе с валом шпиндель.

М а с л о о т д е л и т е л ь (рис. 86) предназначен для очистки сжатого воздуха от компрессорного масла и влаги. Маслоотдели­ тель состоит из корпуса 1, крышки 2, помещенных в корпусе двух решеток 3, между которыми установлен фильтр 5. Внизу корпуса находится сливной кран в. Крышка и корпус соединяются между собой болтами и уплотняются прокладкой 4.

Вкорпусе имеется входное, а в крышке — выходное отверстия,

вкоторые ввинчиваются фланцы для монтажа маслоотделителя

всистему воздухопроводов.

Фи л ь т р (рис. 87) предназначен для тонкой очистки сжатого воздуха, питающего кран машиниста. Он состоит из корпуса 1, крышки 3, двух металлических сеток 5 и 6, между которыми поме­ щается фильтрующая набивка 2. Корпус и крышка имеют штуцеры 4 для присоединения фильтра к воздухопроводу.

171


В о з д у х о с б о р н и к предназначен для выравнивания давле­ ния воздуха в системе пневмоуправления и создания запаса воздуха. Он представляет собой стальной цилиндрический сосуд сварной конструкции. Внутренняя полость воздухосборника разделена пе­ регородкой с отверстиями в верхней части. В середине днища имеется патрубок с фланцем для присоединения маслоотделителя, а сбоку — крап для спуска конденсата. Над воздухосборником установлены

 

 

 

манометр

 

и

предохрани­

 

 

 

тельный

клапан,

а также

 

 

 

патрубки с вентилями^для

 

 

 

отвода воздуха в пневмо­

 

 

 

систему. В нижней части

 

 

 

имеются

 

угольники для

 

 

 

установки

воздухосборни­

 

 

 

ка па

раму.

 

 

 

 

 

 

 

Воздухосборники явля­

 

 

 

ются

 

сосудами

высокого

 

 

 

давления, поэтому на каж­

 

 

 

дом из них

прикреплена

 

 

 

табличка, где указываются

 

 

 

год изготовления, наиболь­

 

 

 

шее

рабочее

давление и

 

 

 

регистрационный

 

номер.

 

 

 

В зависимости от потреб­

 

 

 

ности воздуха

на буровой

 

 

 

может

быть

установлено

 

 

 

несколько

 

воздухосбор­

 

 

 

ников.

 

 

м а ш и н и ­

 

 

 

К р а н

 

 

 

 

с т а

 

(рис.

88)

относится

 

 

 

к типу мембранных кранов

 

 

 

и служит

для

регулиро­

 

 

 

вания

давления

сжатого

 

 

 

воздуха в пневматическом

 

 

 

цилиндре

 

тормоза

лебед­

Рис. 88.

Кран машиниста.

ки,

а

также

для дистан­

вомеханизмами

при регулировке

ционного

управления сер­

подачи топлива дизелям.

Корпус

крана состоит

из

трех частей: нижней 21, средней 17 и верхней 15.

В нижнюю часть

корпуса вмонтированы два штуцера для подвода

и отвода сжатого воздуха. Соединяется она со средней частью бол­ тами. Между нижней и средней частями корпуса установлена рези­ новая диафрагма 19, на которой укреплены свинченные между собой верхняя шайба 18 и нижняя шайба 4, имеющая хвостовик — выпуск­ ной клапан 20. Средняя и верхняя части корпуса соединяются резь­ бой. Между ними установлена стальная диафрагма 7, которая сверху прижата кольцом 14. В центральное отверстие стальной диафрагмы вставлена нажимная шайба 13 возбудительного клапана 6.


Пружины 12 нажимной головки 9 установлены между двумя тарелками 11 и постоянно прижимают нажимную шайбу 13 к диа­ фрагме 7. Для того чтобы в отверстие диафрагмы не мог попасть воздух, в нижней части нажимной шайбы помещена резиновая про­ кладка 8 с кольцевыми уплотняющими выступами.

Крап машиниста имеет два двойных клапана — верхний возбу­ дительный клапан 6 и нижние: выпускной 20 и впускной 22. Возбу­ дительный клапан установлен в седле 16, к которому он снизу при­ жимается пружиной в стакане 5, и управляется диафрагмой 7. Нижний рабочий клапан управляется диафрагмой 19.

Втулка-седло 3 рабочего клапана ввинчена в нижнюю часть корпуса крана. К конической части седла впускной клапан 22 при­ жимается пружиной 2, которая нижним концом упирается в грундбуксу 23 сальника клапана. Резиновое уплотнение 1 сальника за­ жато между грундбуксой и гайкой 24, ввинченной в нижнюю часть корпуса.

Стержень возбудительного клапана имеет четырехгранную форму, поэтому при опущенном клапане воздух может проходить между его гранями и стенками отверстия в седло 16. Верхняя часть кор­ пуса крана соединена резьбой с нажимной головкой 9. Вращением рукоятки можно сообщать осевое перемещение головке и тем самым регулировать давление пружин 12 на нажимную шайбу 13. В системе пневматического управления тормозом лебедки кран управляется нажимным стержнем 10, а рукоятка служит для предотвращения самопроизвольного поворота при работе нажимного стержня.

Дистанционное управление дизелями производится рукояткой крана.

Кран имеет четыре воздушных камеры. Камера I постоянно сооб­ щается с магистралью сжатого воздуха. Воздушный канал связывает эту камеру с пространством под стаканом 5 клапана 6. Выход сжатого воздуха из этой камеры перекрыт клапанами 6 и 22. Камера I I (промежуточная) разделена на две части и находится между двумя диафрагмами 7 и 19. Камера I I I (атмосферная) находится над метал­ лической диафрагмой 7 в верхней части корпуса и постоянно сооб­ щается с атмосферными каналами, просверленными в головке и верхней части корпуса. Камера IV (тормозная) находится под диа­ фрагмой 19 и постоянно сообщается с исполнительным механизмом.

В исходном нерабочем положении крана клапаны 6 и 22 закрыты под действием пружин, находящихся в крайнем верхнем положении. Полость I I сообщается с полостью I I I через центральное отверстие в шайбе 13.

При нажатии на стержень 10 или повороте рукоятки пружины 12 нажмут через шайбу 13 на диафрагму 7. Клапан 6 закроет централь­ ное отверстие в шайбе, опустится и даст возможность сжатому воз­ духу пройти в камеру II. После этого под действием сжатого воздуха

диафрагма 19 закроет выпускной клапан

20

и дальнейшим опуска­

нием

откроет впускной

клапан 22, сжимая

пружину

этого

кла­

пана

2. В этом случае

сжатый воздух

поступит в

полость

IV

173