Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. Ü6. Крепление резинотканевых укры­ тий к каркасу.

При сооружении укрытий на основаниях блоков оборудования для пола может быть использовано просеченно-вытяжное или риф­ леное железо, а для каркаса — трубы или профильный металл. Деревянные укрытия наиболее трудоемкие в изготовлении и требуют большого расхода лесоматериалов. Поэтому в большинстве случаев применяют сборно-разборные металлические каркасы. С целью сокращения лесоматериалов и трудовых затрат для обшивки приме­ няют обрезиненные с обеих сторон хлопчатобумажные ткани, которые имеют низкую теплопроводность, не подвергаются воздей­ ствию бензина и минеральных масел и достаточно огнеустойчивы. Обрезинивают ткани на специализированных предприятиях, шыот

укрытия в специальных ма­ стерских по размерам кар­ касов. Такие укрытия назы­

ваются

резинотканевыми

(рис. 95).

полотна

тканей

Крепят

к каркасам укрытий

обычно

при помощи

специальных

ремней, которые

пришивают

к ткани. При таком кре­ плении ткань в местах при­ соединения ремней из-за большой парусности полотен преждевременно разрушает­ ся. С целью устранения этого

1 — полотно; 2 — крюк; 3 — карман; 4 — брусок. недостатка в некоторых рай­

онах вместо ремней (рис. 96) по полотну нашивают узкие полосы в виде карманов. В карманы вставляют бруски, которые являются одновременно элементами каркаса и средством крепления полотен к каркасу. Подвешивают полотна к верхнему прогону каркаса на крюки. В боковых частях укрытия делают окна-иллюминаторы. Для этого в ткани прорезают круглые отверстия, нашивают карманы, в которые вставляется оконное стекло.

Для покрытия каркасов буровых укрытий может применяться прозрачная полиэтиленовая пленка, которая обеспечивает хорошее освещение помещений в дневное время.

Монтаж противовыбросового оборудования

Для вскрытия газовых, нефтяных и водоносных горизонтов с высоким пластовым давлением (выше гидростатического), а также для бурения всех разведочных скважин устья их оборудуют превентерами. Превенторы монтируют на кондукторе или промежуточ­ ных обсадных колоннах после цементирования колонн. Перед монта­ жом превенторы опрессовывают в мастерских па пробное давление. На первую колонну (кондуктор) устанавливают колонный фланец

186


it крепят к колонне при помощи резьб или сваркой с наружной

ивнутренней сторон. Колонный фланец имеет кольцевое уплотнение

иудлиненный бурт с волнообразным торцом для приварки его к ко­ лонне с наружной стороны волнообразным швом. С внутренней сто­ роны фланец имеет конусную поверхность для клиновой подвески Цоследующей колонны. К фланцу шпильками прикрепляют кресто­ вину. Между фланцем и крестовиной ставят кольцевое уплотнение из малоуглеродистой стали. На крестовине монтируют превенторы. Над превенторами ставят двухфланцевую катушку для установки дополнительного превентора и разъемную воронку, которая желобом соединяет устье скважины с циркуляционной системой.

При спуске последующей колопны для герметизации кольцевого пространства применяют колонные головки с клиновой подвеской

игерметизирующим пакерным устройством. Колонная головка состоит из корпуса, катушки, клиньев и пакера. Клинья служат для подвески последующей колонны на устье предыдущей, а пакер — для герметизации межтрубного кольцевого пространства. Катушку

икорпус головки соединяют шпильками и уплотняют металлическим кольцом. Сверху катушки устанавливают крестовину, а затем превенторы в той же последовательности, как и при установке их на первую колонну. Первую колонную головку на кондукторе образуют колонный фланец и катушка.

Универсальный превентор устанавливают над плашечными пре­ венторами, соединяют с ними шпильками и дополнительно крепят оттяжками за специальные серьги на корпусе.

После монтажа превенторов собирают нагнетательные линии (выкиды). На каждой линии ставят по две задвижки высокого давле­ ния: аварийную у крестовины и рабочую на расстоянии не менее 15 м от основания вышки. Между крестовиной и аварийными задвижками

монтируют отсекатели, а около рабочих задвижек — манометры с трехходовым краном и вентилем.

На рабочем выкиде после отвода в желоб и отводов для соедине­ ния с пагнетальной линией буровых насосов и присоединения насос­ ных агрегатов устанавливается третья задвижка.

Выкидные линии собирают прямолинейными с небольшим уклоном от устья скважины и крепят к металлическим стойкам хомутами. Стойки устанавливают через каждые 7—8 м в котлованы разме­ ром 0,6x0 ,6 x 1 ,0 м и бетонируют. Повороты выкидных линий раз­ решается делать только с применением кованых угольников. Длина выкидов должна быть не менее 30 м, а при условии вскрытия газовых горизонтов не менее 100 м.

Основные пульты управления превенторами монтируют на рас­ стоянии не менее 10 м от устья скважины в доступном месте. Пульты управления и ручные штурвалы помещают в передвижной металли­ ческой будке или около них сооружают щит с навесом из досок толщиной не менее 50 мм. На стенке щита перед каждым ручным штурвалом водостойкой краской наносят стрелку, указывающую направление вращения, и необходимое число оборотов ш урвала для

187


полного закрытия превентора. Вспомогательные дублирующие пульты устанавливают у поста бурильщика.

После окончания сборки превенторы и обвязку опрессовывают водой на давление, соответствующее прочностной характеристике обсадной колонны, но не выше давления, указанного в паспорте превентора. На сборку и опрессовку составляется акт.

Противовыбросовое оборудование монтируют по типовой схеме, утвержденной нефтегазодобывающим объединением и согласованной

Рис. 97. Схема монтажа противовыбросового оборудования.

1 —'регулируемый штуцер; 2 — угольник; з — отбойная камера; 4 — разъемная воронка; 5 — надпревенторная воронка; 6 — универсальный превентор; 7 — пла­ шечный превентор; 8 — рабочая линия; 9 — стойка; Ю — отсекатель; 11 — колон­ ная головка; 12 — крестовина; 13 — аварийная линия; 14 — маслопроводы; 15

установка гидравлического управления.

с округом Госгортехнадзора для конкретных условий. Схема мон­ тажа противовыбросового оборудования с двумя плашечными и уни­ версальным превенторами и двумя выкидами, выведенными в разные стороны, показана на рис. 97.

Опробование и сдача бурового оборудования в эксплуатацию

Перед сдачей буровой в эксплуатацию проверяют правильность монтажа оборудования и опробывают его без нагрузки. Вначале проверяют отдельные агрегаты, а затем всю установку. Для этого запускают двигатели силовых агрегатов, компрессоров, включают муфты и опробывают на холостом ходу работу трансмиссий, редукто­ ров, лебедки, насосов и ротора. Во время обкатки двигателей вну­ треннего сгорания настраивают и проверяют синхронность их работы, подачу и расход топлива, давление и температуру в масляной си­ стеме, систему управления двигателями, герметичность всей обвязки и показания приборов.

Особое внимание обращают на работу предохранительных устройств, на срабатывание механизма противозатаскивателя талевого блока под кронблок и правильность подключения его в общую схему

188

пневмоуправления. Определяют величину инерционного пробега талевого блока после срабатывания конечного выключателя. Для этого трос противозатаскивателя устанавливают на расстоянии 20— 25 м от рамы кронблока и на максимальной скорости подъема тале­ вого блока определяют расстояние его инерционного пробега до полной остановки. Тормозной путь должен быть в пределах 5—6 м. Результаты испытания оформляют актом с указанием величины тормозного пути.

Смонтированную буровую сдают в эксплуатацию только после приема ее комиссией, назначенной руководством управления буровых работ. В состав комиссии входят следующие должностные лица: начальник РИТС, главный механик, главный энергетик, начальник вышкомонтажного цеха, прораб и бригадир вышкомонтажной бригады, буровой мастер и инженер по технике безопасности. В комиссии также принимают участие представители районной горнотехнической инспекции и пожарной охраны.

Прием буровой оформляется актом, подтверждающим пригодность и правильность монтажа оборудования для бурения скважины до проектной глубины. К акту прикладывают разрешение электронад­ зора на подключение буровой в сеть (для установок с электропри­ водом) и акт на испытание (опрессовку) нагнетательной линии буровых насосов.

Приемочная комиссия проверяет:

состояние подъездных путей и территории вокруг буровой; состояние приемного моста, стеллажей, пола буровой, буровых

укрытий, уклона желобной системы и прохода вдоль желобов, фунда­ ментов, вышки и другого оборудования;

исправность лестниц, площадок, ограждений, контрольно-изме­ рительных приборов и пусковой аппаратуры;

наличие и исправность щитов и соблюдение правил ограждений всех вращающихся и движущихся частей механизмов;

исправность противозатаскивателя, заземления и освещения буровой;

наличие стоков для воды; наличие аптечки и набора в ней медикаментов первой помощи,

а также наличие пожарного инвентаря.

Все неполадки, выявленные в период проверки и приема буровой, до пуска ее в эксплуатацию должны быть устранены.

К онтрольны е вопросы к главе VI

1.В каком порядке монтируют оборудование установок с дизельным при­ водом II чем он обусловлен?

2.В чем заключается отличие порядка монтажа оборудования установок

сэлектроприводом от установок с дизельным приводом?

3.В каком месте и на чем монтируют ротор?

4.Каким способом осуществляют центровку ротора?

5. Что является исходной базой для монтажа лебедок, имеющих ПИР

IIне имеющих его?

6.Что такое групповой привод н из чего состоит силовой агрегат?

7.Что является исходной базой монтажа привода лебедок?

189



8.Каким образом комплектуют клиновидные ремни?

9.Каким приспособлением проверяют соосность трансмиссионных валов?

10.Как проверяют натяжение клиновидных ремней?

11.В каком порядке монтируют силовые агрегаты, спаривающиеся цепным

редуктором?

12.Чем обусловливается высота фундамента под пасос?

13.Какой привод применяют для пасосов?

14.Из каких частей состоит нагпотательный трубопровод?

15.Какие применяются быстросъемные соединения на нагнетательных трубопроводах?

16.Какие и с какой целью применяются компенсаторы для буровых насосов?

17.Какие применяются предохранительные клапаны?

18.В каком месте монтируют предохранительные клапаны?

19.Какие применяют емкости для бурового раствора?

20.Каково назначение всасывающих трубопроводов?

21.С какой целью применяют соединительные муфты на всасывающих

трубопроводах?

22.Для чего и в каких случаях применяют подпорный насос?

23.Что входит в систему пневматического управления буровой установки?

24.Где монтируют компрессорные установки?

25.Каково назначение обратного клапана компрессора?

26.В какой последовательности монтируют элементы ппевматического управления?

27.Чем оборудуют воздухосборники?

28. Из каких элементов состоят компрессорные установки и станции?

29.Каким образом производится управление работой компрессоров?

30.Для чего применяется регулятор давления и из чего он состоит?

31.Для чего применяется электропневматический вентиль п из каких основных элементов он состоит?

32.Какие клапаны и для какой цели применяются в системе пневмоуправ­

ления?

33. Каково назначение клапана-разрядника и в чем заключается принцип его работы?

34.Какие и для чего в пневмосистеме применяются вертлюжки?

35.Для чего служит кран машиниста и из каких элементов он состоит?

36.На каком принципе работает кран машиниста?

37. Какие краны применяются в системе пневматического управления

ичем различаются они между собой?

38.Что установлено на пультах управления и где их монтируют?

39.Для чего служит конечный выключатель и каким образом он подклю­ чается к системе пневматического управления?

40.Из чего состоит п в каком месте монтируется топливоустановка?

41.Какие отопительные установки применяются для буровых?

42.Каким образом осуществляется снабжение буровых водой?

43.Какие загрузочные устройства для приготовления бурового раствора?

44.Из каких основных элементов состоит фрезерно-струйная мельница?

45.Как работают гидромешалкп и гидросмесителп?

46.Для какой цели в желобах делаются перегородки и перепады и от чего зависит длина желобов?

47.Из каких элементов состоит ситоконвейер?

48.Как происходит вибрация сеток вибросит?

49.Как работает гпдроциклонная установка?

50.Какие применяются варианты монтажа дегазатора?

51.Какой конструкции и для какой цели применяются приемные мосты?

52.Для какой цели делается шахтовое направление?

53.Для чего служат буровые укрытия и как их сооружают?

54.Какой материал применяют для обшивки укрытий?

55.Для чего служат колонные головки?

5G. В какой последовательности монтируют противовыбросовое оборудование?

57. В чем заключается проверка буровой приемочной комиссией?

190