Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ними ограждениями, разграничивающими площадь опоры на секции с целью правильной установки свечей в ряд. Каждая секция при установке в нее свечей закрывается дверкой.

С передней стороны к наружным ограждениям крепят крон­ штейны, служащие для направления движения свечи при переносе ее от центра скважины на подсвечник или с подсвечника к центру скважины. С задней стороны имеется амортизатор, предназначенный для гашения удара свечи о подсвечник и направления свечи в одну из опор.

При монтаже подсвечника опоры его устанавливают на фундаментные балки на рас­ стоянии 1254 мм одна от дру­ гой. Расстояние от полозьев опор до центра скважины со­ ставляет 2550 мм. После уста­ новки опор подсвечника мон­

тируют

амортизатор и к бата­

реям

подводят

трубопровод

для пара или горячей воды.

Механизм смазки свечей (рис.

114) предназначен

для

смазки

резьбы

замковых

соединений

бурильных труб

при

выводе

свечей

из подсвечника и подаче

их к центру скважины для свинчивания. Механизм состоит из смазочной камеры 1, сбоку которой установлены две фор­ сунки 2 для распыления смазки,

бачка 3 для смазки,

выполнен­

ного совместно

со

смазочной

камерой дозатора

5,

пневмоци­

линдра подъема механизма 11, рычажпой системы 10 и пульта упра­ вления 7. В цилиндре дозатора два поршня 6 диаметром 120 и 80 мм, соединенные одним штоком, и пружина. Полость цилиндра меньшего диаметра соединяется всасывающей линией через клапан 9 с бачком 3 и нагнетательной линией через клапан 8 с форсунками 2. Дозатор имеет регулировочный болт 4 для установки определенной порции впрыскиваемой в камеру 1 смазки.

В пневмоцилипдр и форсунки воздух подается одновременно по системе трубопроводов. Подача смазки к форсункам осуще­ ствляется через кран управления и большой поршень дозатора, который, перемещаясь влево, сжимает пружину и выдавливает смазку меньшим поршнем в нагнетательный трубопровод.

Монтируют механизм смазки между опорами подсвечника на специальных кронштейнах, приварепных к ферме подсвечника. К кронштейнам механизм крепится при помощи рычажной системы,

221


что дает возможность поворачивать механизм смазки на 110° от своего рабочего положения в сторону подсвечника. В обоих положениях рычажная система фиксируется пальцем в отверстиях кронштейна. При монтаже рычажной системы обращают внимание на положение кронштейнов и смазочной камеры по высоте, а также на совмещаемость оси вращения рычажной системы с осью вращения ворот подсвечника.

Пульт управления механизма смазки устанавливают рядом с пуль­ том управления механизма подъема свеч, и подсоединяют к ним воздухопроводы.

После окончания монтажа проверяют работу механизма и его свободное вращение при помощи открытия ворот подсвечника.

¥

Контрольные вопросы к главе VII

1.Какие работы в бурении являются наиболее трудоемкими?

2.Из каких основных элементов состоят пневматические клинья?

3.

В

какой

последовательности осуществляется монтаж клиньев?

4.

Из

каких

узлов состоит автоматический буровой ключ?

5.В каком месте может монтироваться буровой ключ?

6.Из каких узлов состоит механизм МСП-2А, на каких вышках он монти­

руется?

7.Каким образом при монтаже регулируется ход стрелы МСП-2А?

8.Из каких основных узлов состоит передвижная люлька верхового рабо­

чего?

9.В каком порядке производятся сборка и монтаж передвижной люльки?

10.В чем заключается отличие монтажа крана 12КП-3 на 41-метровых вышках от монтажа его на 53-метровых вышках?

11.Каким образом проверяется правильность монтажа крана, обеспечиваю­

щая свободный поворот кранбалки?

12.В чем состоит отличие крана 8КП-2 от крана 12КП-3?

13.Какие механизмы входят в комплекс АСП?

14.Для чего предназначен подвижной центратор, и каким образом он монти­

руется?

15.Из каких узлов состоит механизм расстановки свечей, и каким способом он может монтироваться на вышках мачтового типа?

16.Каким образом монтируется и регулируется механизм захвата свечей?

17.Каким образом монтируется механизм подъема свечей?

18.Из каких элементов состоит подсвечник АСП, и на чем он монтируется?

19.Где монтируются механизм смазки свечей и его пульт?


Г Л А В А VIII

ТРАНСПОРТИРОВКА БУРОВЫХ ВЫШЕК И БЛОКОВ ОБОРУДОВАНИЯ

СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ БУРОВЫХ ВЫШЕК

В практике вышкостроения применяют следующие способы транспортировки буровых вышек:

автотракторным транспортом при разборке вышек на отдельные детали;

всобранном виде в вертикальном положении на специальных санях или основаниях санного типа;

всобранном виде в вертикальном положении на возимых осно­ ваниях с использованием гусеничных или колесных транспортных средств;

водным транспортом на баржах;

всобранном виде на трапспортных средствах с использованием воздушной подушки;

вразобранном виде на вертолетах большой грузоподъемности. Применение каждого из этих способов транспортировки зависит

от следующих условий: способов сооружения буровых, типов при­ меняемых вышек, конструкций подвышенных оснований, рельефа местности и естественных препятствий, расстояния перебазировки буровых установок и др. С целью ускорения сроков сооружения буровых вышки транспортируют в собранном виде в вертикальном положении. Однако в некоторых случаях такой способ перевозки вышек может быть экономически невыгодным. Это обуславливается дальностью расстояния и длительным использованием транспорт­ ных средств, а также большими затратами на подготовку трасс. Если же общая сумма затрат на подготовку трасс и непосредственную перевозку вышки окажется больше стоимости разборки вышки, перевозки ее обычным транспортом п сборки, то транспортировка вышки в собранном виде будет экономически невыгодна.

Транспортировка вышек в вертикальном положении является ответственной операцией и требует соблюдения необходимых мер предосторожности.

Транспортировка вышек на санях и основаниях санного типа

С появлением металлических вышек башенного типа, облада­ ющих достаточной жесткостью, появилась возможность транспорти­ ровать их на санях в собранном виде. Первые сани изготавливались из деревянных брусьев, скрепленных между собой листовым железом.

В начале 40-х годов в Грозненском нефтяном районе по предложе­ нию Г. П. Коробова под вышки типа ВМ-41 начали изготавливать сани из бурильных труб, получивших название «сани Коробова». Каждый полоз этих саней выполнен из трех труб с приваренными

223


к ним опорами для башмаков вышки. Такие сани нашли широ­ кое применение и в других нефтяных районах.

Основным недостатком саней Коробова является их малая жест­ кость. Вследствие этого при транспортировке вышек по неровному рельефу полозья в пролете между опорами ног вышки деформируются и выходят из строя.

Рис. 115. Полозья са­ ней для транспорти­ ровки вышек.

а — типа саней Коробо­ ва; б — конструкции ВНИИБТ для 41-метро- вых вышек; в — кон­ струкции ВНИИБТ для 53-метровых вышек; г — трубный полоз для 53-ме-

тровых вышек.

 

 

 

 

 

У

 

 

 

І 'І І О

ьоо

 

 

 

 

 

 

«іа

L 1150-

 

—10090 -

\550\б00\ t

 

 

 

С

г Ѵ

° н = =

-----------!!----------------------

1=°

> Г Т Г 8

F

M c

0.3-----------

-----------с М

І

г

Аналогичные сани для вышек с размерами основания 8x8 м были разработаны ВНИИБТ, которые имеют более жесткую кон­ струкцию. Полозья таких саней выполнены из двух швеллеров № 30а, усиленных листовой сталью. Между собой полозья соединены двумя поперечными балками и диагональными стяжками. К полозьям при­ варены башмаки для крепления вышки, а для присоединения буксир­ ных тросов в полозьях имеются отверстия.

224

Для транспортировки вышек типа В1-300-53 с размерами осно­ вания 10x10 м используются сани ферменной конструкции, обла­ дающие большой жесткостью. Ферма полоза сооружается из буриль­ ных труб. Нижняя часть полоза состоит из трех, а верхняя из двух труб, соединенных между собой при помощи стоек. Полоз имеет башмаки для крепления вышки и буксирные стойки для присоедине­ ния тросов. Полозья саней для транспортировки вышек показаны на рис. 115.

Перевозка вышек на санях характерна для агрегатного способа сооружения буровых. С внедрением металлических оснований под вышки и оборудование, т. е. мелкоблочного и крупноблочного спо­ собов сооружения буровых, отпадает необходимость в транспор­ тировке вышек на санях.

Рис. 116. Схема зацепки буксирных тросов к трактору.

1 — буксирный или спаривающий тракторы трос; В — буксирный трос переднего трактора; з — кольцо для подвески буксирных тросов; 4 — прицепная серьга; 5 — передний крюк трактора.

При мелкоблочном способе сооружения буровых под башенные вышки применяют в основном четырехполозные основания, на кото­ рых, кроме вышки, монтируют лебедку, ротор и подсвечники. Вышки перевозят вместе с основаниями, которые служат для них транспорт­ ным средством. Полозья таких оснований представляют собой пло­ ские фермы, соединенные между собой рамами и раскосами в жесткие пространственные фермы — основания. В некоторых случаях по ровному рельефу на таких основаниях вышку перебазируют вместе со всем оборудованием, расположенным в ее башне.

Для транспортировки вышек на основаниях санного типа в зави­ симости от рельефа местности и состояния грунта требуется до 16— 18 тракторов, что усложняет транспортировку, связанную с буксир­ ной обвязкой и установкой тракторов. Тракторы в этом случае рас­ полагают в три ряда: тракторы среднего ряда цепляются тросами к средним, а крайние — к крайним полозьям основания. Для букси­ ровки используют стальные тросы диаметром не менее 31 мм. Трак­ торы между собой в ряду соединяют попарно, а каждую пару — од­ ним буксирным тросом с основанием вышки. Больше двух тракторов за один буксирный трос цеплять не рекомендуется, так как трос

15 П. Г. Денисов

225


будет перегружаться, особенно при динамических нагрузках в на­ чале движения. Это приводит к обрыву троса и дополнительным за­ тратам времени на транспортировку.

Для установки сцепления тракторов в каждом ряду к основанию вышки присоединяют буксирные тросы — по 2 или 3 на каждый ряд в зависимости от количества тракторов. Разница в длине между буксирными тросами должна составлять 19—20 м. Затем коротким буксирным тросом (длиной 10—И м) сцепляют ближний к вышке (задний в ряду) трактор со следующим трактором. При этом трос зацепляют как за прицеп переднего, так и за прицеп заднего трактора. Крепить спаривающий трос за передний крюк заднего трактора не рекомендуется, так как в этом случае задний в паре трактор будет лишен возможности поворота по трассе на ходу. Таким же образом устанавливают следующую пару тракторов в ряду. Буксирный трос второй пары тракторов находится под тракторами задней пары. Для того чтобы трос не попадал под гусеницы задних тракторов, его с помощью колец подвязывают за прицеп и передний крюк ка­ ждого заднего трактора (рис. 116). Для подвязки буксирных тросов из одной трени каната сплетают кольцо диаметром 25—30 см.

Таким же способом устанавливают и сцепляют тракторы с бло­ ками оборудования, транспортируемыми на основаниях санного типа.

Транспортировка вышек и блоков оборудования на возимых основаниях

Блоки оборудования, смонтированные на возимых основаниях, перевозятся специальными колесными или гусеничными тяжелово­ зами. Этот способ транспортировки, характерный для крупноблоч­ ного способа сооружения буровых, является наиболее экономичным по сравнению со способом перетаскивания блоков волоком на санях или основаниях санного типа.

Первые крупные блоки на возимых основаниях транспортирова­ лись на хребтовых лафетах типа ХЛ-І, представляющих собой пару гусеничных тележек «Восток», соединенных хребтовой балкой с двумя домкратами. Основания блоков и средства их транспортировки были созданы инженером Б. А. Рагинским. Такие основания имели четыре опоры и транспортировались на двух хребтовых лафетах. На них перевозили буровые установки с электроприводом типа Уралмаш-6Э с 41-метровой башенной вышкой. Установку монтировали и пере­ возили на двух крупноблочных основаниях: вышечно-силовом и на­ сосном.

Основным недостатком такого способа транспортировки блоков является четырехопорная система при жесткой конструкции основа­ ния. Во время транспортировки блоков по неровному рельефу одна из опор зависает, что приводит к деформации и преждевременному выходу из строя оснований.

Впоследствии основания крупных блоков начали заменять трех­ опорной конструкцией, разработанной Гипронефтемашем. Вышечно-

226