Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двигатель тракторов имеет мощность 108 л. с. Транспортировка будет производиться на первой скорости, равной 2,5 км/ч, пли 0,7 м/с.

Решение.

1.Вес вышкн с балконами и лестницами по паспортным данным соста­ вляет 52 т.

2.Вес талевой системы, состоящей из крюкоблока, кронблока КБН7-300

италевого каната диаметром 31 мм, составляет 13,4 т.

3.

Вес подвышенного

основания

по паспортным данным

равен 29,6 т.

4.

Полный вес блока

 

 

 

 

Q =

52 + 13,4 +

29,6 = 95 т, или 95 000

кг.

5. По табличным данным sin 15° = 0,2588 и cos 159 = 0,9659.

6.Коэффициент трения р принимается равным 0,5, а к. п. д. передач трак­ тора — 0,75.

7.Поправочные коэффициенты к и к , принимаются равными соответственно

1,4 и 1,2.

 

 

тракторов

 

8. Необходимое количество

 

П~

(b sin a -f pcosa

_

95

000 • 0,7 (0,2588 + 0,5 • 0,9659)

,, , л 0 t ,

75ІѴг)

 

75-108-0,75

1,4-1,2-14.

Страховка вышек при транспортировке

В вертикальном положении центр тяжести вышки расположен высоко. Поэтому при возникновении нагрузок во время трогания с места или при движении по местности с уклоном вышки могут поте­ рять устойчивость, что вызовет их падение.

Рис. 119. Схема расположе­ ния страховых оттяжек при транспортировке вышки.

2 — страховая

оттяжка; 2

кольцевой пояс;

3 — скользя­

щий хомут.

Во избежание этого вышки в вертикальном положении перевозят при поддерживании трех страховых оттяжек. Каждая оттяжка прицепляется к трактору. При этом один трактор ставят перед буксирными тракторами, а два других — по бокам с таким расчетом, чтобы при натяжении страховых оттяжек вышка имела устойчивое положение. В горизонтальной плоскости при движении по ровной местности угол между оттяжками должен быть приблизительно рав­ ным 120° (рис. 119).

231


Оттяжки изготовляют из каната диаметром 28 мм. Для крепления каждой страховой оттяжки на вышку на высоте 2/3—3/4 ее длины надевают кольцевые пояса из каната диаметром не менее 31 мм. Оттяжка с поясом соединяется при помощи скользящего хомута. Это делается для того, чтобы при развороте вышки на трассе оттяжки могли свободно перемещаться по кольцевому поясу, не создавая крутящего момента на башне вышки. Длина страховых оттяжек должна превышать высоту вышки не менее чем на 10 м.

В случае транспортировки вышки по неровной местности под­ держивающие тракторы со страховыми оттяжками перестраиваются. При движении на подъем боковые тракторы устанавливаются перед вышкой по обеим сторонам трассы на расстоянии 30—40 м от нее, а при спуске по уклону эти тракторы устанавливаются сзади вышки также по обеим сторонам от трассы. Остановка вышек на наклонных участках трассы допускается только в вынужденных или аварийных случаях. Перерывы в работе при транспортировке вышек устраи­ ваются только на горизонтальных участках трассы без уклонов.

Подготовительные работы к транспортировке вышек и блоков оборудования

Перед транспортировкой вышек и блоков оборудования выпол­ няют следующие подготовительные работы: выбирают трассу; соста­ вляют проект на транспортировку; обозначают трассу на местности, а при необходимости ее подготавливают; готовят к трапспортировке вышку, блоки и транспортные средства.

П р оек ти р ован и е трассы

При перевозке на большие расстояния трассу предварительно

выбирают

по карте с крупным масштабом

1 : 2500, 1 : 5000 или

1 : 100 000.

После этого непосредственно на

местности ее уточняет

руководитель работ по транспортировке с учетом того, чтобы объем работ по ее подготовке (засыпка оврагов, устройство мостов) был минимальным.

По возможности трасса должна быть прямолинейной, без крутых разворотов, боковых и двусторонних уклонов, резких переходов от спуска к подъему и от подъема к спуску. Боковые уклоны не должны превышать 10°, а при мерзлом или заснеженном грунте 5°. Односторонний уклон, при котором допускается транспортировка вышек, не должен превышать 30°. На трассе предусматривают сво­ бодные пути движения тракторов на страховых оттяжках. От на­ земных сооружений (зданий, железной дороги, линий электропере­ дач и др.) трасса прокладывается на расстоянии, превышающем вы­ соту вышки не менее чем на 10 м.

При необходимости производства работ по подготовке трассы (устройство мостов, засыпка оврагов) вблизи ЛЭП эти работы должны выполняться за пределами охранной зоны для ЛЭП. Правилами

232


техники безопасности при эксплуатации электроустановок устано­ влены охранные зоны для ЛЭП, в которых запрещаются все работы. Размеры охранной зоны зависят от напряжения линии и опреде­ ляются параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов по горизонтали на следующем расстоянии: при напряжении линии до 20 кВ расстояние по горизонтали должно быть не менее 10 м,

до 35 кВ — 15 м, до 110 кВ, — 20 м и при 150—200 кВ — 25 м.

Выбранная и уточненная на местности трасса наносится на карту или составляется схема трассы, которая согласовывается с руково­ дителями предприятий, по территории которых она будет проходить.

Если трасса пересекает воздушную ЛЭП или около нее наме­ чается производство земляных работ, то карта или схема трассы также согласовывается с предприятием, эксплуатирующим ЛЭП. Вместе с этим намечаются дата и время перевозки вышек через ЛЭП для ее заблаговременного отключения.

С оставление пр оек та н а тран сп ортировк у

Выбранная и согласованная трасса является составной частью проекта транспортировки вышек и блоков. Кроме этого, проектом должны быть предусмотрены следующие вопросы:

способ транспортировки вышки и блоков; количество и какие тракторы будут использованы при транспор­

тировании вышки и блоков оборудования; количество страховых (поддерживающих) оттяжек, их длина,

крепление к вышке и расположение при движении; расстояние от вышки и блоков до тракторов;

крепление буксирных тросов к вышке и тракторам, а также длина каждого буксирного троса и общая потребность каната;

объем работ при подготовке трассы и какие для этого должны быть использованы механизмы;

количество рабочих и расстановка их при движении; средства сигнализации для подачи команд.

Количество тракторов для транспортировки определяется рас­ четным путем. Расстояние от вышки и блоков до тракторов прини­ мается с учетом местных условий и способа транспортировки — волоком или на тяжеловозах — в зависимости от конструкции осно­ ваний.

Проект утверждается главным инженером предприятия после

согласования трассы с

заинтересованными организациями.

 

П одготовк а трассы

После утверждения

проекта трасса транспортировки вышек

и блоков обозначается на местности путем установки специальных вешек с левой стороны по движению на расстоянии 5 м от трассы.

Вешки должны обеспечить хорошую видимость трассы. Их уста­ навливают па расстоянии пе более 100 м одна от другой, а на

233


поворотах и при закрытой местности — с учетом их видимости. На прямых и открытых участках пути с хорошо видимыми ориентирами направления трассы установка вешек необязательна.

Все работы по подготовке трассы, предусмотренные проектом, выполняются до начала транспортировки вышки и блоков. Овраги засыпаются бульдозерами одновременно с двух сторон с целью уско­ рения работ. Спуск и подъем устраивают плавными с хорошим сопря­ жением спуска и подъема с насыпью. Насыпанный грунт плотно утрамбовывают во время устройства проезда. Ширина насыпи должна обеспечить свободный проезд вышки или блоков и всех тракторов. В зимнее время во избежание заносов трассу от снега чистят в день транспортировки с некоторым опережением во вре­ мени.

Перед транспортировкой руководитель работ должен лично про­ верить готовность трассы и своевременность подачи заявок соответ­ ствующим предприятиям на отключение ЛЭП и телефонных линий в случае их пересечения при движении.

П одготовк а в ы ш к и , блоков

и тр ан сп ор тн ы х ср едств к тран сп ортировк е

Подготовка вышек и

блоков к транспортировке начинается

с профилактического осмотра всех узлов вышек, оснований и тяжело­ возов. Особое внимание обращается на крепление кронблока к подкронблочным балкам, всех болтовых и сварных соединений вышки, надежность крепления вышки и оборудования к основаниям. При необходимости болтовые соединения закрепляют. После этого уста­ навливают тяжеловозы, присоединяют к вышке страховые оттяжки, зацепляют буксирные тросы и устанавливают тракторы, открепляют, сматывают и укладывают на основание постоянные оттяжки вышки, стаскивают вышку и блоки с фундаментов.

Если вышка или блоки установлены на основаниях санного типа, то в зимний период перед стаскиванием их отрывают полозья осно­ ваний от фундаментов или грунта. Это делается с помощью домкратов или путем протаскивания стального троса под полозьями основания по всей их длине.

При транспортировке вышки с краном 12КП-3 и талевой системой крюкоблок или талевый блок опускают и тросом привязывают ко второму заднему поясу вышки, а стрелу крана поворачивают и привязывают к поге вышки.

После стаскивания вышки с фундамента повторно осматривают все оборудование и соединения, вышку и блоки, проверяют исправ­ ность и готовность тракторов, а затем начинается движение по трассе.

Организация работ и сигнализация при транспортировке вышек и блоков

Транспортировка вышек в вертикальном положении осуще­ ствляется звеном вышкомонтажников, состоящим из 3—6 человек в зависимости от количества транспортных средств. Вся работа вы­

234


полняется под руководством ответственного за транспортировку лица или руководителя работ, имеющего необходимый опыт работы и хорошо знающего правила техники безопасности. Этим лицом может быть начальник вышкомонтажного цеха или прораб вышко­ монтажной бригады.

В транспортировке вышек обычно участвуют 6 человек. Их рас­ становка по рабочим местам и распределение обязанностей между ними производится следующим образом. Ответственный за транспор­ тировку идет впереди буксирных тракторов на расстоянии 30— 50 м от них. Он указывает направление движения и подает все ко­ манды трактористам. Двое рабочих находятся справа и слева на

Рпс. 120. Схема расстановки тракторов и рабочих бригады при транспортировке вышки ВМ-41М на основании санного типа.

1 — руководитель работ; 2, 5, в — вышкомонтажники IV разряда; 3 , 4 — вышкомонтаж­

ники III разряда.

расстоянии 10—20 м от буксирных тракторов. Они следят за состоя­ нием буксирных тросов и дублируют подаваемую команду тракто­ ристам, которые находятся в конце ряда и которым не видны сигналы команд ответственного лица. Эти рабочие должны находиться в зоне видимости ответственного лица и всех трактористов в ряду. Еще двое рабочих располагаются по обеим сторонам вышки в 5—10 м от нее. Они следят за состоянием основания, тяжеловозов и буксир­ ных тросов, а в случае необходимости подают сигнал ответственному лицу для остановки движения. Один рабочий должен идти сзади на расстоянии 30—40 м от вышки. Он следит за натяжением страхо­ вых оттяжек и дублирует команду трактористам, тракторы которых зацеплены за страховые оттяжки. При спуске под уклон этот рабо­ чий подает команду трактористам на задержке вышки.

В транспортировке блоков оборудования участвуют 3—4 рабочих. Так же, как и при транспортировке вышки, назначается ответствен­ ный, который идет впереди буксирных тракторов и командует всем процессом транспортировки. Двое рабочих располагаются по обеим сторонам блока и следят за состоянием его основания, тяжелово­ зов и буксирных тросов. В зависимости от количества тракторов,

235

участвующих в транспортировке блока, около них может также нахо­ диться один рабочий для дублирования команды трактористам.

Перед транспортировкой вышек или блоков руководителем работ производится инструктаж со всеми трактористами и рабочими, участвующими в транспортировке. На этом инструктаже распреде­ ляются обязанности между членами звена и устанавливаются услов­ ные сигналы подачи команд, которые будут подаваться трактористам, а также сигналы, подаваемые рабочими руководителю работ или аварийной остановки.

Для подачи команд применяются флажки яркого цвета, которые должны иметь как руководитель работ, так и все члены звена. Сигнальные флажки выдаются также и всем трактористам, которыми они подают сигнал руководителю работ при выходе из строя трактора.

Наиболее ответственной операцией при транспортировке, тре­

бующей

согласованного

действия всех трактористов, является на­

чало движения или трогание с места вышки или блока.

Эта

работа выполняется в следующей последовательности.

 

 

Т а б л и ц а 24

 

Назначение команд

Знаки сигнализации

Внимание — подготовиться к дви­ жению (предупреждение о пачале движения)

Начать движение

Изменить направление движения по трассе влево без остановки (ука­ зать направление движения влево)

Изменить направление движения по трассе вправо без остановки (ука­ зать направление движения вправо)

Увеличить мощность всех тракто­ ров (прибавить обороты)

Увеличить мощность только пра­ вого ряда тракторов

Увеличить мощность только левого ряда тракторов

Остановить движение

Включить вторую скорость трак­ торов

Остановить движение по причине неисправности трактора

Руководитель работ становится лицом к тракторам, поднимает обе руки с флаж­ ками и держит их в поднятом состоянии до подачи команды «начать движение» Производится резкое движение рук

с флажками вниз Правая рука опускается, а левая рука

с флажком вытягивается влево на уровне плеча

Левая рука опускается, а правая рука с флажком вытягивается вправо на уровне плеча

Производится вращение обоих флаж­ ков в вытянутых в стороны руках

Правая рука вытягивается в сторону

ипроизводится вращение правой руки

сфлажком, левая рука опущена Левая рука вытягивается в сторону

ипроизводится вращение левой рукой

сфлажком, правая рука опущена

Производится резкий подъем над головой рук с флажками крестом и удер­ жание их в таком положении до полной остановки движения

Вытягиваются обе рукп с флажками вперед в горизонтальной плоскости

Тракторист поднимает флажок над кабиной трактора и подает сигнал руководителю работ

236