Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

струированных предприятий, цехов и участков, выдача санкций на пуск их в эксплуатацию;

проверка организации инструктажа и обучения рабочих безопас­ ным методам труда, знания техники безопасности инженерно-тех­ ническими работниками и др.

К этой работе привлекаются также внештатные инспекторы из числа инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, которые утверждаются на Президиуме Совета профсоюза.

Руководством в работе технических инспекторов служит дей­ ствующее законодательство по охране труда, а также постановления правительства, ВЦСПС и Совета профсоюза.

Непосредственно на предприятиях работа по технике безопас­ ности организуется и контролируется отделами или инженерами по технике безопасности. В их задачу входит:

проведение инструктажа по технике безопасности вновь прини­ маемых рабочих и систематическая проверка знаний существующих правил по охране труда у рабочих и инженерно-технических работ­ ников;

участие в расследовании причин аварий и несчастных случаев, связанных с производством, ведение их учета, анализ причин и раз­ работка мероприятий по предупреждению и устранению этих причин;

составление отчетов об авариях и несчастных случаях; участие в комиссиях при приемке новых объектов; буровых

установок, компрессорных станций и др.

Вся работа по технике безопасности на предприятиях осуще­ ствляется под руководством главных инженеров или начальников цехов.

Промышленный травматизм и профессиональные заболевания

Нарушения правил техники безопасности и производственной санитарии приводят к промышленному травматизму и профессио­ нальным заболеваниям.

Производственный травматизм вызывается несчастными случаями, при которых в результате внезапного внешнего воздействия проис­ ходит повреждение организма человека и нарушение правильного функционирования отдельных его органов. Для несчастных случаев характерно внешнее воздействие на организм в течение короткого времени (удары, ожоги, острые внезапные отравления и др.). К промышленному травматизму относятся только те несчастные случаи, которые связаны с работой на производстве.

Несчастные случаи, не связанные с производством, относятся к бытовому травматизму.

Профессиональные заболевания вызываются влиянием на орга­ низм вредных условий производства, приводящим к заболеваниям, а также в результате попадания в организм в производственных условиях ядовитых газов и других веществ, вызывающих профес­ сиональные отравления.

361


Профессиональные заболевания и отравления, не считая внезап­ ных, развиваются постепенно и отличаются от несчастных случаев отсутствием элемента внезапности.

О каждом несчастном случае, связанном с производством, постра­ давший или ближайший свидетель сообщает мастеру, начальнику цеха или соответствующему руководителю работ. Эти руководители должны немедленно организовать первую помощь пострадавшему, сообщить руководителю предприятия, профсоюзному комитету и по возможности сохранить до расследования ту обстановку на рабочем месте, какой она была в момент происшествия.

При групповом или смертельном несчастном случае руководитель предприятия сообщает технической инспекции Совета профсоюза, обслуживающей предприятие, вышестоящей организации, в проку­ ратуру по месту нахождения предприятия и местному органу Гос­ гортехнадзора.

Расследование несчастного случая производится не позднее 24 часов с момента его происшествия, и за это же время составляется акт в трех экземплярах по форме Н-1. При групповых несчастных случаях акт составляется на каждого пострадавшего. В акте подробно описываются обстоятельства несчастного случая, устанавливаются его причины и указываются мероприятия по их устранению. Реги­ страции подлежат все несчастные случаи, которые вызвали утрату трудоспособности пострадавшего свыше одного рабочего дня. Учету подлежат только те несчастные случаи, которые вызвали потерю тру­ доспособности свыше 3-рабочих дней. Эти несчастные случаи и случаи со смертельным исходом включаются в отчет. Отчет о несчастных случаях, связанных с производством, составляется по форме 7-Т два раза в год — за полугодие и за год — и направляется статисти­ ческому управлению, своей вышестоящей организации и совету проф­ союзов.

Ответственность за правильность и своевременность расследо­ вания, регистрации и учета несчастных случаев возлагается на масте­ ров, начальников .цехов и главных инженеров предприятий.

Ответственность за нарушение правил безопасности и охраны труда

Согласно Советскому законодательству, за нарушение правил и инструкций по безопасному ведению работ и норм по охране труда виновные должностные лица предприятий и организаций несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в зависимости от степени виновности.

При дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности на лица могут быть наложены следующие взыскания: замечание, выговор, перевод на низшую должность и увольнение.

Дисциплинарные взыскания накладываются руководителями предприятий по собственной инициативе, по инициативе руководи­ телей вышестоящей или профсоюзной организации.

382


При административной ответственности виновные лица подвер­ гаются денежному штрафу в административном порядке, если их виновность не влечет уголовную ответственность.

Материальная ответственность выражается во взыскании с ви­ новных лиц в полном или частичном объеме денежных сумм, выпла­ ченных пострадавшему от несчастного случая или профессиональ­ ного заболевания.

За нарушение правил безопасности и охраны труда виновные должностные лица могут привлекаться к уголовной ответственности и наказываться лишением свободы или исправительными работами на различный срок.

Требования правил техники безопасности при сооружении буровых

Как и во всех отраслях народного хозяйства СССР, в системе нефтегазодобывающей промышленности существуют и действуют межотраслевые правила безопасного ведения работ:

«Правила безопасности в нефтегазодобывающей промышленности»; «Единые технические правила ведения работ при бурении

скважин»; «Инструкции на основные виды работ и технологических про­

цессов».

В соответствии с действующими правилами и инструкциями ниже приводятся требования и нормы техники безопасности на основные виды работ, выполняемых при сооружении буровых.

Сборка и разборка буровых вышек

Сборка и разборка буровых вышек производится под непосред­ ственным руководством прораба или бригадира, хорошо знающего порядок ведения работ и правила техники безопасности в нефтегазо­ добывающей промышленности.

Работающие наверху рабочие по соединению или разъединению ног, установке или снятию подкосов, поясов и других деталей должны обеспечиваться предохранительными поясами. К работе на высоте допускаются опытные, специально обученные монтажники.

Весь инструмент, которым выполняется работа наверху (гаечные ключи, кувалды, оправки и др.), должен быть подстрахован наруч­ ными петлями и храниться в сумках или ящиках. При подъеме на вышку или спуске с нее тяжелых деталей не разрешается поддер­ живать и направлять их непосредственно руками. Для этой цели следует применять пеньковые канаты. Рабочий, оттягивающий де­ таль и удерживающий ее от раскачивания, должен находиться на расстоянии не менее 10 м от грани вышки.

Подниматься на собранную часть вышки разрешается по навес­ ным пли приставным лестницам, которые должны иметь приспособле­ ния, обеспечивающие их устойчивость.

При сборке вышки подъемниками с помощью тракторов, когда отсутствуют специальные лебедки, подготавливают колею для:

363


движения тракторов. Колея должна быть горизонтальной, и трак­ торы должны двигаться в одном направлении.

На ходовых концах оснастки подъемника делаются несдвигатощиеся метки, а на бруствере колеи устанавливается веха, которые предупреждают руководителя работ и тракториста о приближении конца подъема собранной части вышки. После подъема вышки под гусеницы трактора подкладывают деревянные брусья сечением

40x40 см.

При работе с двумя тракторами их соединяют между собой канатом диаметром не менее 25 мм. Для этого канат прикрепляют к прицеп­ ной серьге переднего трактора, а затем соединяют с передним крюком заднего трактора, протаскивают между его гусеницами и оконча­ тельно крепят за прицепную серьгу заднего трактора.

Перед началом подъема очередной секции проверяют горизон­ тальность траверс и несущих труб подъемника и одновременность их подъема. Траверсы подъемника должны быть оснащены страховым устройством. Незакрепленные предметы и инструмент с вышки уда­ ляются. В момент подъема собранной части вышки или опускания ее при разборке все рабочие бригады должны находиться от места сборки вышки на расстоянии, превышающем высоту поднятых сек­ ций не менее чем на 15 м. Сигнальщик должен находиться в таком месте, откуда хорошо видно трактористов и весь процесс подъема или спускания вышки. Сигналы заранее согласуются с трактори­ стами и подаются флажками.

На время перерывов в работе собранная часть вышки опускается, устанавливается на брусья и укрепляется оттяжками.

Производство работ по сборке вышек запрещается в следующих условиях: в ночное время, в туман, снегопад, гололедицу, при силе ветра выше пяти баллов, а также при температурных условиях ниже

.минимума, установленного для открытых работ в данном районе.

Транспортировка буровых вышек и блоков оборудования

На транспортировку вышек и блоков бурового оборудования составляется проект, согласно которому и производятся все пред­ шествующие транспортировке работы: подготовка трассы, присоеди­ нение к вышке или блоку тракторов, подготовка вышек или бло­ ков и др.

При установке буксирных тракторов расстояние от них до вышки лли до блоков определяется проектом с учетом местных условий. Расстояние от вышки до тракторов, к которым крепятся поддержи­ вающие оттяжки, должно превышать высоту вышки не менее чем на 10 м.

Работа по транспортировке вышек и блоков оборудования выпол­ няется под непосредственным руководством прораба или бригадира, хорошо знающего правила безопасности.

До начала транспортировки руководитель работ проверяет готов­ ность трассы, проводит инструктаж со всеми членами бригады и трак-

364


•юристами, участвующими в транспортировке, а также доводит до сведения всех рабочих условные сигналы, которые будут подаваться им в процессе движения.

Стаскивание вышек и блоков с фундаментов производится только после отключения электроэнергии, закрытия задвижек и отсоеди­ нения выкидных линий от устьевой арматуры скважины.

При стаскивании вышки с места и в начале транспортировки ее до выхода на трассу вышка должна поддерживаться тремя оттяж­ ками, прикрепленными к тракторам. Стаскивание может быть начато только при полной готовности вышки к транспортировке, наличии и расстановке необходимого количества тракторов и рабочих, а также проверке готовности трассы. После установки и подъема вышек и блоков домкратами они должны выдерживаться на весу не менее 15 мин и только после этого стаскиваться с фундамента. К тяжело­ возам блоки надежно крепятся специальными хомутами.

Перед транспортировкой проверяются и закрепляются все бол­ товые соединения, проверяется крепление оттяжек, исправность тракторов и обеспеченность их горючим и смазочным материалами. В зимнее время, а также при уклонах трассы свыше 15° к гусеницам тракторов должны быть прикреплены шипы.

Во время транспортировки вышки не разрешается нахождение вблизи нее людей, непосредственно не участвующих в этой работе. Все члены бригады, участвующие в транспортировке, обеспечиваются касками и двойными брезентовыми или кожаными руковицами.

При перерывах в работе по транспортировке вышка закрепляется не менее чем тремя оттяжками. Для этой цели могут использоваться постоянные или поддерживающие во время транспортировки от­ тяжки. В качестве якорей применяют тракторы, которые распола­ гаются от вышки на расстоянии, превышающем на 10 м ее вы­ соту.

Вышку нельзя останавливать, а также транспортировать вблизи воздушных линий электропередач. Расстояние от электрических линий до вышки должно быть не меньше двойной длины поддержи­ вающих оттяжек. Минимальное расстояние приближения вышки к электрическим линиям должно быть больше высоты вышки на 10 м. Если по условиям местности это расстояние не может быть выдер­ жано, то на время транспортировки вышек линии должны отклю­ чаться.

В процессе движения должна осуществляться периодическая проверка всех болтовых соединений и сварных швов как вышки, так и оснований. Для этой цели устраивают периодические короткие остановки.

На крутых спусках для торможения сзади вышек или блоков должны устанавливаться тракторы. Поддерживающие тракторы при движении вышки на подъемах должны следовать впереди, а при спусках — сзади. В этих случаях поддерживающие тракторы должны находиться по обе стороны трассы на расстоянии не менее 25 м от нее.

365