ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 4
О |
1 |
г |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ь,с |
Рис. 58. Осциллограмма разгона МТА на дисковании вспа ханного поля на X I I передаче (коэффициент загрузки дви гателя 0,97; натурный опыт)
кгс-м
2,5 3,0 3,5 Ь,С
Рис. 59. Осциллограмма разгона пахотного агрега та на V I передаче (коэффициент загрузки двигате ля 0,95; натурный опыт)
В период разгона снижение расхода воздуха по сравнению с расходом при работе двигателя на этих же режимах при за грузке постоянным моментом не превышает 10%, и с ростом частоты вращения коленчатого вала двигателя это снижение быстро убывает.
Переходные процессы в двигателе и в турбокомпрессоре про исходят практически синхронно. Двигатель и турбокомпрессор выходят на установившийся режим почти одновременно. В кон
це разгона значения расхода |
воздуха, |
частоты вращения |
ротора |
|
турбокомпрессора и давления |
наддува |
кратковременно |
превы |
|
шают величины, соответствующие режиму |
работы двигателя |
|||
с установившейся нагрузкой, |
т. е. наблюдается «заброс». |
|||
Полевые опыты по исследованию разгона |
проводились с па |
хотным, лущильным и посевным агрегатами. На тракторе после довательно устанавливался двигатель с турбокомпрессором и без турбокомпрессора. При двигателе с турбокомпрессором раз гон осуществлялся на передачах, обеспечивающих рабочую ско рость движения 6,5—12 км/ч, при загрузке двигателя по моменту на 95—110%. Трогание производилось при различном темпе включения муфты сцепления и при различных начальных часто тах вращения коленчатого вала двигателя. В зависимости от условий продолжительность разгона составляла 3—15 с, мини мальная угловая скорость коленчатого вала двигателя находи
лась в пределах 75—150 1/с. Для одних и тех же условий |
трога- |
ния и разгона продолжительность разгона и значение |
ом mm |
были в среднем одинаковыми при применении двигателей с тур бонаддувом и со свободным впуском.
Несмотря на то, что условиями опытов предусматривались режимы трогания и разгона наиболее тяжелые из тех, которые могут встретиться в эксплуатации, не было случаев остановки двигателя из-за чрезмерного снижения частоты вращения колен чатого вала двигателя.
По результатам опытов, проведенных в полевых условиях и на электронных моделях, можно сделать вывод о том, что при менение газотурбинного наддува незначительно ухудшает раз гонные качества трактора. Изменений тягово-динамических ка честв трактора при работе с установившейся нагрузкой в связи с применением газотурбинного наддува полевыми опытами уста новить не удалось.
Анализ осциллограмм, полученных в полевых условиях при работе трактора с установившейся нагрузкой, позволяет устано вить характер изменения параметров наддува.
При работе двигателя с нагрузками, не достигающими номи нальной величины, колебания давления наддува и расхода воз духа происходят примерно с равной частотой, соответствующей низкочастотным колебаниям нагрузки, без значительных фазо вых сдвигов. Кроме того, на кривую расхода воздуха наклады ваются колебания, соответствующие колебаниям частоты враще-
102
ния вала двигателя с периодом 0,3—0,5 с. При работе на |
коррек |
||||
торной ветви колебаний |
давления |
наддува не |
отмечается, |
||
а кривая расхода воздуха |
копирует |
низкочастотные |
колебания |
||
частоты вращения вала двигателя. |
|
|
|
|
|
Средние значения параметров наддува |
(давление |
наддува, |
|||
частота вращения ротора |
турбокомпрессора) |
при работе с уста |
новившейся нагрузкой в полевых условиях не отличаются от зна чений, полученных во время стендовых испытаний.
Регистрация хода рейки топливного насоса показала, что при
работе двигателя на участке характеристики до корректора |
рей |
||||||||||
ка |
совершает |
колебания |
|
1/с |
|
|
|
|
|||
практически синхронно с ко- |
|
|
|
— с |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
лебаниями |
|
частоты |
враще |
32 |
|
|
|
|
|
||
ния |
вала |
двигателя. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Для сравнения |
и |
провер |
31 |
|
|
|
|
|
|||
ки расхода топлива и произ |
"со, |
|
|
|
|
|
|||||
водительности МТА с двига |
кг/м3 |
|
|
|
|
|
|||||
телем с турбонаддувом и со |
0,02 |
|
|
|
|
|
|||||
свободным |
|
впуском |
прове |
0,01 |
|
|
|
|
|
||
дены |
контрольные |
смены по |
|
|
|
|
|
||||
стандартной |
методике с пол |
0 |
2 |
I В |
8 |
101ь*10~*кгс-мсг |
|||||
ным хронометражом |
и заме |
||||||||||
рами |
всех |
необходимых па |
Рис |
60. Влияние |
момента инерции |
рото |
|||||
раметров. При этом |
исполь |
ра турбокомпрессора на показатели тур- |
|||||||||
зовали |
тензометрическую |
бонаддува |
при установившейся нагрузке |
||||||||
аппаратуру, |
установленную |
(моделирование) |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
на тракторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для получения |
сопоставимых |
результатов |
испытаний |
МТА |
с различными показателями двигателей выполнены следующие условия. Испытания проводили на одном и том же поле с крат ковременным перерывом на перестройку двигателя. Глубина пахоты и коэффициент загрузки двигателя в обоих случаях были одинаковы.
Производительность МТА при газотурбинном наддуве повы шается практически пропорционально повышению мощности двигателя за счет увеличения скорости движения МТА.
Влияние отдельных параметров турбокомпрессора. На элек тронных моделях было исследовано влияние на тягово-динами- ческие показатели трактора момента инерции ротора турбоком
прессора, диффузора |
компрессора, типа подшипников |
ротора. |
Из рис. 60 видно, что увеличение момента ротора турбоком |
||
прессора приводит к |
повышению x i c v . Это объясняется |
тем, что |
с увеличением инерционности ротора колебания частоты его вра
щения в зависимости |
от внешних воздействий снижаются. |
По |
||||
этому уменьшается амплитуда колебаний плотности |
р, что и |
|||||
является |
причиной повышения амплитуды колебаний |
угловой |
||||
скорости |
коленчатого |
вала |
(взаимозависимость |
между |
р и Х\Ср |
|
была выявлена в начале |
параграфа). Начиная |
с / 4 |
= |
10 X |
103
X |
10- 1 5 |
кгс-м/с2 , х1ср |
и р остаются постоянными. Это можно |
объ |
||||||||||||
яснить |
тем, |
что |
ротор с |
моментом |
инерции |
свыше |
||||||||||
101СН5 кгс-м-с2 |
не |
реагирует |
на |
колебания, |
действующие |
|||||||||||
на |
него. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Опыты, проведенные при работе с лопаточным и безлопаточ |
|||||||||||||||
ным диффузорами |
компрессора, |
позволили |
установить, |
что |
ам- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
' |
1 |
г |
|
3 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
1 |
1 |
• |
1 |
2000 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
i— |
~Т |
|
/ |
|
|
|
||
|
Р, |
|
|
|
|
|
d = p |
= Ё = = =£=• |
|
|
|
|
||||
кг/м3 |
|
===== |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- — ^ — - / — |
|
|
|
|
1000 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
1,3 |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1— - —' |
|
|
|
|
|
г |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
1,1 |
|
|
h |
|
|
|
Ч—- |
|
|
|
|||||
|
1,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н,мм |
|
cj,,cj2, |
|
кгс-м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1/о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
мф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
А 50 |
|
|
|
0 |
|
0,5 |
|
1,0 |
1,5 |
2,0 |
|
2,5 |
|
3,0 |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
61. Осциллограмма разгона |
четырехсеялочного |
агрегата на |
|
|||||||||||
|
X I I |
передаче |
при |
различных |
вариантах |
конструкции турбокомпрессо |
|
|||||||||
|
ра |
(моделирование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плитуда колебаний угловой скорости коленчатого вала находится в пределах точности опыта, а колебания плотности воздуха выше при компрессоре с безлопаточным диффузором.
Исследование разгона проводили для различных моментов инерции ротора турбокомпрессора, а также для следующих ва риантов.
1. Ротор турбокомпрессора на подшипниках качения, диффу зор компрессора безлопаточный.
2. Ротор турбокомпрессора на подшипниках качения, диффу зор компрессора лопаточный.
104
3.Ротор турбокомпрессора на подшипниках скольжения, диффузор компрессора безлопаточный.
4.Ротор турбокомпрессора на подшипниках скольжения, диффузор компрессора лопаточный.
Из анализа результатов моделирования видно, что по основ
ному критерию качества разгона coi mm худший (4-й) и лучший <Чг 1/с I
|
|
|
Of 1,5- 10 !кгс-м •с* |
|
кг/м3 |
||
150 |
|
|
|
1,5 |
|||
|
|
9- |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
1 |
|
|
|
1,3 |
|
|
|
5-10~s |
3-10's |
1ь=1,5-10~*кгс-м-сг |
||
|
|
|
9-Ю'5 |
||||
50 |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
|
|
CJ2 |
|
|
|
|
|
0 |
1 |
Z |
3 |
4- |
5 |
6 |
t,e |
Рис. 62. Осциллограммы разгона четырехсеялочного агрегата при различных
моментах инерции |
ротора турбокомпрессора |
(моделирование) |
|
(1-й) |
варианты |
близки (см. соответствующие кривые на рис. 61), |
|
хотя |
разница |
плотности воздуха |
в коллекторе доходит до |
0,13 кг/м3 .
Кривая р для 3-го варианта проходит выше кривой р для 2-го варианта, несмотря на то, что кривые изменения угловой скоро сти ротора турбокомпрессора расположены наоборот. Это можно объяснить тем, что характеристика компрессора с безлопаточным диффузором лучше и оказывает более существенное влияние на состояние воздуха, чем частота вращения компрессорного колеса.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что из рассмотренных вариантов конструкций турбокомпрессо ров лучшим является 1-й. Три остальных варианта практически не ухудшают разгонных качеств трактора. Однако по наполне нию цилиндра воздухом 1-й вариант значительно предпочтитель нее остальных и особенно 2-го и 4-го вариантов.
Опыты по разгону, проведенные при различных моментах
инерции |
ротора |
турбокомпрессора, показывают (рис. 62), что |
влияние |
момента |
инерции ротора на coi mm незначительно, а раз |
гон ротора с уменьшением момента инерции значительно улуч шается, о чем свидетельствует характер кривой плотности воз духа р в коллекторе.
В полевых условиях поставлены опыты по исследованию тя-
103
гово-динамических качеств трактора при установившейся на грузке и разгоне с двумя вариантами турбокомпрессора:
турбокомпрессор с лопаточным диффузором и с ротором на подшипниках качения;
турбокомпрессор с безлопаточным диффузором и ротором на подшипниках скольжения.
Результаты опытов по разгону показали, что турбокомпрессор с ротором на подшипниках качения «выходит» на установив шийся режим за более короткий период времени и с большим «забросом» показателей наддува (р„ и W4) в конце разгона. При исследовании работы трактора с установившейся нагрузкой не замечено расхождений в значениях регистрируемых параметров в зависимости от варианта конструкции турбокомпрессора. Та ким образом, полевые опыты подтвердили основные выводы, сделанные по результатам моделирования.
Вследствие небольшой разницы в значениях показателей, полученных при натурных испытаниях различных вариантов кон струкции турбокомпрессора, а также в силу трудности создания идентичных условий испытаний, количественную оценку пара метров турбокомпрессора разной конструкции предпочтительнее проводить по результатам электронного моделирования.
4. Механическая трансмиссия
Передаточное число. Колебания нагрузки характеризуют ус ловия работы трактора, а передаточное число является парамет ром его конструкции, который оказывает влияние на тяговодинамические показатели.
Основным направлением технического прогресса является повышение энергонасыщенности машин. Повышение энергонасы щенности отечественных тракторов сопровождается изменением двух параметров, определяющих передаточное число трансмис сии: номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя и скорости трактора при номинальном тяговом усилии. Если по вышение скорости происходит пропорционально повышению частоты вращения вала двигателя, то передаточное число в трансмиссии трактора сохраняется постоянным. При наруше нии этой пропорции величина t'T p изменяется, изменяя при этом тягово-динамические качества трактора.
На рис. 63 приведена зависимость передаточного числа транс миссии трактора от скорости его движения при номинальном тяговом усилии, что по существу выражает изменение t T p в свя зи с повышением энергонасыщенности. Передаточное число трансмиссии определено из условий, что каждому уровню энер гонасыщенности соответствует двигатель с определенной номи нальной частотой вращения коленчатого вала:
vT, |
км/ч при номинальном |
значении Р к р 3 |
5 |
9 |
11 |
Пд, |
об/мин . |
1300 |
1700 |
2000 |
2000 |
106