Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

момента. Во всех вариантах ограничение хода рейки, определя­ ющее запас крутящего момента, постоянно (у — 1,8 мм). Иссле­ дования проводились для двигателей с газотурбинным наддувом и со свободным впуском.

Исследование разгона проводилось только для двигателя со свободным впуском. Варианты /—4 характеристик корректиру­

ющих устройств приведены

Л м м

3 4

на рис. 55.

'

Как видно из рис. 56, а, увеличение крутизны харак­ теристики корректирующего устройства с 0,385 (серий­ ный корректор) до 4,9 сни­ жает хюр на 25%. Кривая 2 для двигателя с турбонад­ дувом расположена ниже кривой / для двигателя со свободным впуском.

1Z

/ 2

 

10

 

Повышение

динамиче­

 

 

 

 

 

ских

качеств

двигателя

при

1

3

5

7

L,mm

более

крутой

характеристи­

Рис. 55. Функции h =

f(l) для

различ­

ке легко

уяснить,

обратив­

шись

к

структурной схеме

ных корректирующих

устройств

 

 

 

 

 

на рис.

11. Увеличение

кру­

 

 

 

 

 

тизны характеристики означает, что одному и тому же прира­

щению

хода

муфты

регулятора

(изменению

угловой

скорости

*tcp, ?к

 

 

 

 

 

 

U), 1/с

 

 

 

 

 

 

4,5

 

 

 

 

 

 

 

150

 

 

 

 

 

 

¥

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

3;4

2

 

3,5

у

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

3,0

 

 

 

 

 

/

^2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

2.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г,о

0

1

2

 

3

4

6 0

1

2

3

4

5

S t,e

 

 

 

 

 

 

 

а)

 

 

 

 

 

 

s)

 

 

Рис.

56.

Влияние

корректирующего устройства

регулятора

(моделирова­

ние) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — на * , с р ,

б

— на

трогание

и разгон

 

 

 

 

 

 

коленчатого вала) соответствует большее приращение хода рей­ ки топливного насоса, а следовательно, и цикловой подачи топ­ лива. Таким образом, более крутая характеристика корректора означает более глубокую обратную связь и более устойчивую работу двигателя при всех прочих равных условиях.

7 Зак . 830

97


По результатам исследований 3. Н. Эминбейли, более крутая корректорная ветвь регуляторной характеристики повышает производительность трактора, а наилучшей является настройка двигателя по запасу мощности. Однако такую настройку можно применять только на тракторах с автоматизированными систе­

мами выбора

режима загрузки в трансмиссии. Для тракторов

с обычными

механическими ступенчатыми трансмиссиями ос­

тается верной рекомендация В. Н. Болтинского, которая заклю­

чается в том,

что в начале кривая

должна быть более

крутой

с постепенным

переходом

в пологую. Эту рекомендацию

следует

дополнить

требованием,

чтобы на

всем участке корректорная

ветвь была

выпуклой.

 

 

 

Корректорная ветвь, выполненная в соответствии с этой ре­ комендацией, в сочетании с большим запасом крутящего момен­ та двигателя (свыше 15—17%), создает благоприятные условия для длительной работы двигателя в этом режиме, что означает работу при высоких средних эффективных давлениях ре, а сле­ довательно, с повышенной тепловой и механической напряжен­ ностью основных деталей двигателя. Как уже отмечалось ранее, современные двигатели, оборудованные турбокомпрессором и глушителями, обеспечивают бесконтрольную, поэтому сколь угодно длительную работу в этом режиме, так как обычные внешние признаки работы двигателя на корректоре (повышен­ ное дымление и специфический шум выпуска на пониженных оборотах) на этих двигателях выражены слабо. Эксплуатация

двигателя в этом режиме, если он на него не рассчитан,

приводит

к снижению надежности и потере производительности

трактора,

чего можно избежать установкой на тракторе прибора, указы­ вающего загрузку двигателя по крутящему моменту, либо авто­ матических устройств, изменяющих передаточное число транс­ миссии трактора.

Исследования разгона показали (рис. 56, б), что наилучшим вариантом (кривая 4) из четырех вариантов характеристики кор­ ректора (кривые / — 4), как и при работе с установившейся на­ грузкой, является регулировка двигателя по запасу мощности. Характеристика корректирующего устройства сказывается боль­ ше на тягово-динамических качествах трактора при работе с установившейся нагрузкой, чем при разгоне.

3. Турбокомпрессор

Влияние турбонаддува. Моделирование влияния газотурбин­ ного наддува на тягово-динамические качества трактора при работе с установившейся нагрузкой проводили при сохранении всех прочих характеристик двигателей с наддувом и со свобод­ ным впуском одинаковыми. Этого достигали отключением группы блоков / / / (см. рис. 26) при сохранении неизменными всех ос­ тальных постоянных коэффициентов модели. При выключении

98


турбонаддува модель двигателя со свободным впуском станови­ лась абсолютно идентичной по своим параметрам и характерис­ тикам модели двигателя с турбонаддувом. Так как во всех опы­ тах задавалось одно и то же возмущение, то условия также оставались неизменными. Таким образом было проведено срав­ нение динамических качеств (xicv) двух эквивалентных по всем показателям двигателей—с турбонаддувом и со свободным впуском.

Результаты опытов показали (см. рис. 56, а), что применение турбонаддува снижает амплитуду колебаний угловой скорости коленчатого вала на 2—4%. Повышение динамических качеств двигателя с турбонаддувом объясняется тем, что турбокомпрес­ сор накладывает на двигатель обратную связь (см. рис. И ) . При соответствующей настройке турбокомпрессора эта связь на ре­ гуляторной и корректорном участках характеристики двигателя может быть отрицательной. Тогда при снижении частоты враще­ ния коленчатого вала двигателя вследствие повышения нагрузки частота вращения ротора турбокомпрессора, а также плотность воздуха в коллекторе повышаются, что способствует на модели (в соответствии со структурной схемой) восстановлению частоты вращения вала двигателя. При снижении нагрузки имеет место обратная картина.

В действительности повышение плотности воздуха во впуск­ ном коллекторе означает повышение общей массы воздуха, по­ ступающего в цилиндр. Так как это происходит одновременно с увеличением цикловой подачи топлива, то создаются более благоприятные условия для протекания рабочего процесса.

На исследуемом двигателе максимум к. п. д. турбины соот­ ветствовал максимальному крутящему моменту двигателя по регуляторной характеристике.

Влияние газотурбинного наддува на разгон трактора иссле­ довали на электронных моделях и путем проведения натурных экспериментов. Идентичность характеристик двигателей со сво­ бодным впуском и с турбонаддувом обеспечивали, как и при исследовании работы трактора с установившейся нагрузкой, пу­ тем отключения на модели блока турбокомпрессора. Чтобы вы­ явить максимальное ухудшение разгонных качеств, исследования проводили при условии, что на протяжении всего трогания й разгона ротор турбокомпрессора сохранял угловую скорость, соответствующую холостому ходу, а плотность воздуха в коллек­ торе была также неизменной, равной 1,12 кг/м3 (под нагрузкой р = 1,40 кг/см3 ). В практике эксплуатации такие условия не мо­ гут иметь места при исправных двигателе и турбокомпрессоре.

Опыты показали, что разгон агрегата осуществляется без остановки двигателя как при газотурбинном наддуве, так и при свободном впуске. Минимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя со свободным впуском примерно на 10% выше, чем скорость двигателя с турбонаддувом. Осциллограммы раз-

7*

99



гона, полученные на электронной модели, приведены на рис. 57. Данные по разгону, полученные электронным моделировани­ ем процесса, подтверждаются результатами натурных опытов.

На рис. 58 и 59 приведены осциллограммы трогания и разго­ на лущильного и пахотного агрегатов. На этих же осциллограм­ мах штриховой линий нанесена кривая изменения момента дви­ гателя, значение которого в период трогания определялось по выражению

В

период разгона

значение

М д определялось по положению

рейки

топливного

насоса.

Значения

остальных

показателей,

кривые изменения

которых при трогании и

разгоне

показаны

CJ, 1/с

 

 

 

 

 

штриховыми

линиями,

 

 

 

 

 

брали из регуляторной

 

 

 

 

 

 

 

и,

 

 

 

 

характеристики

в соот­

150

 

 

 

 

 

ветствии

с

величиной

1 2

 

 

 

 

 

Таким

образом,

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

кривые

изменения по­

 

 

 

 

 

казателей,

нанесенные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

штриховой линией, по­

50

 

 

 

 

 

строены

на

основании

 

CJ2

 

 

 

 

значений

этих

показа­

О

1

 

 

 

Ь,с

телей,

соответствую­

 

 

 

щих

установившемуся

Рис. 57. Осциллограммы

разгона

четырехсея-

режиму

работы

двига­

лочного

агрегата (моделирование):

 

теля

и загрузке

посто­

/ — двигатель со свободным

впуском;

2

двигатель

янным

моментом. со­

с турбонаддувом при р •= 1,2 кг/м3 = const

 

противления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

осцилло­

грамм

показывает,

что в период трогания

расход воздуха на

20—25% ниже, чем при работе

двигателя на этих же режимах

при загрузке постоянным моментом. При этом характер

кривых

изменения расхода воздуха в период трогания таков, что мини­ мальной частоте вращения коленчатого вала ( 0 i m m соответствует

значение расхода воздуха, одинаковое как при работе

двигателя

в переходном режиме, так и при нагрузке постоянным

моментом.

В некоторых опытах расход воздуха в точке, соответствующей

wimin, при разгоне был выше, чем при установившемся режиме

работы, что можно объяснить

инерционностью

ротора

турбоком­

прессора.

 

 

 

Период работы двигателя

с пониженным

расходом воздуха

не превышает 1,0 с. В силу

кратковременности этого

процесса

тепловая перегрузка, возникающая вследствие снижения расхо­

да воздуха, не представляет серьезной угрозы.

Однако

выпуск

в этот период

сопровождается

обильным дымлением,

так как

коэффициент

избытка воздуха

а снижается до

1,2—1,25.

100