ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
момента. Во всех вариантах ограничение хода рейки, определя ющее запас крутящего момента, постоянно (у — 1,8 мм). Иссле дования проводились для двигателей с газотурбинным наддувом и со свободным впуском.
Исследование разгона проводилось только для двигателя со свободным впуском. Варианты /—4 характеристик корректиру
ющих устройств приведены |
Л м м |
3 4 |
на рис. 55. |
' |
Как видно из рис. 56, а, увеличение крутизны харак теристики корректирующего устройства с 0,385 (серий ный корректор) до 4,9 сни жает хюр на 25%. Кривая 2 для двигателя с турбонад дувом расположена ниже кривой / для двигателя со свободным впуском.
1Z |
/ 2 |
|
|
10 |
|
Повышение |
динамиче |
|
|
|
|
|
||||
ских |
качеств |
двигателя |
при |
1 |
3 |
5 |
7 |
L,mm |
||
более |
крутой |
характеристи |
Рис. 55. Функции h = |
f(l) для |
различ |
|||||
ке легко |
уяснить, |
обратив |
||||||||
шись |
к |
структурной схеме |
ных корректирующих |
устройств |
||||||
|
|
|
|
|
||||||
на рис. |
11. Увеличение |
кру |
|
|
|
|
|
тизны характеристики означает, что одному и тому же прира
щению |
хода |
муфты |
регулятора |
(изменению |
угловой |
скорости |
||||||||
*tcp, ?к |
|
|
|
|
|
|
U), 1/с |
|
|
|
|
|
|
|
4,5 |
|
|
|
|
|
|
|
150 |
|
|
|
|
|
|
¥ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
3;4 |
2 |
|
|||
3,5 |
у |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
||
3,0 |
|
|
|
|
|
/ |
^2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|||||
2.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г,о |
0 |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
6 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
S t,e |
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|
|
s) |
|
|
Рис. |
56. |
Влияние |
корректирующего устройства |
регулятора |
(моделирова |
|||||||||
ние) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а — на * , с р , |
б |
— на |
трогание |
и разгон |
|
|
|
|
|
|
коленчатого вала) соответствует большее приращение хода рей ки топливного насоса, а следовательно, и цикловой подачи топ лива. Таким образом, более крутая характеристика корректора означает более глубокую обратную связь и более устойчивую работу двигателя при всех прочих равных условиях.
7 Зак . 830 |
97 |
По результатам исследований 3. Н. Эминбейли, более крутая корректорная ветвь регуляторной характеристики повышает производительность трактора, а наилучшей является настройка двигателя по запасу мощности. Однако такую настройку можно применять только на тракторах с автоматизированными систе
мами выбора |
режима загрузки в трансмиссии. Для тракторов |
с обычными |
механическими ступенчатыми трансмиссиями ос |
тается верной рекомендация В. Н. Болтинского, которая заклю
чается в том, |
что в начале кривая |
должна быть более |
крутой |
||
с постепенным |
переходом |
в пологую. Эту рекомендацию |
следует |
||
дополнить |
требованием, |
чтобы на |
всем участке корректорная |
||
ветвь была |
выпуклой. |
|
|
|
Корректорная ветвь, выполненная в соответствии с этой ре комендацией, в сочетании с большим запасом крутящего момен та двигателя (свыше 15—17%), создает благоприятные условия для длительной работы двигателя в этом режиме, что означает работу при высоких средних эффективных давлениях ре, а сле довательно, с повышенной тепловой и механической напряжен ностью основных деталей двигателя. Как уже отмечалось ранее, современные двигатели, оборудованные турбокомпрессором и глушителями, обеспечивают бесконтрольную, поэтому сколь угодно длительную работу в этом режиме, так как обычные внешние признаки работы двигателя на корректоре (повышен ное дымление и специфический шум выпуска на пониженных оборотах) на этих двигателях выражены слабо. Эксплуатация
двигателя в этом режиме, если он на него не рассчитан, |
приводит |
к снижению надежности и потере производительности |
трактора, |
чего можно избежать установкой на тракторе прибора, указы вающего загрузку двигателя по крутящему моменту, либо авто матических устройств, изменяющих передаточное число транс миссии трактора.
Исследования разгона показали (рис. 56, б), что наилучшим вариантом (кривая 4) из четырех вариантов характеристики кор ректора (кривые / — 4), как и при работе с установившейся на грузкой, является регулировка двигателя по запасу мощности. Характеристика корректирующего устройства сказывается боль ше на тягово-динамических качествах трактора при работе с установившейся нагрузкой, чем при разгоне.
3. Турбокомпрессор
Влияние турбонаддува. Моделирование влияния газотурбин ного наддува на тягово-динамические качества трактора при работе с установившейся нагрузкой проводили при сохранении всех прочих характеристик двигателей с наддувом и со свобод ным впуском одинаковыми. Этого достигали отключением группы блоков / / / (см. рис. 26) при сохранении неизменными всех ос тальных постоянных коэффициентов модели. При выключении
98
турбонаддува модель двигателя со свободным впуском станови лась абсолютно идентичной по своим параметрам и характерис тикам модели двигателя с турбонаддувом. Так как во всех опы тах задавалось одно и то же возмущение, то условия также оставались неизменными. Таким образом было проведено срав нение динамических качеств (xicv) двух эквивалентных по всем показателям двигателей—с турбонаддувом и со свободным впуском.
Результаты опытов показали (см. рис. 56, а), что применение турбонаддува снижает амплитуду колебаний угловой скорости коленчатого вала на 2—4%. Повышение динамических качеств двигателя с турбонаддувом объясняется тем, что турбокомпрес сор накладывает на двигатель обратную связь (см. рис. И ) . При соответствующей настройке турбокомпрессора эта связь на ре гуляторной и корректорном участках характеристики двигателя может быть отрицательной. Тогда при снижении частоты враще ния коленчатого вала двигателя вследствие повышения нагрузки частота вращения ротора турбокомпрессора, а также плотность воздуха в коллекторе повышаются, что способствует на модели (в соответствии со структурной схемой) восстановлению частоты вращения вала двигателя. При снижении нагрузки имеет место обратная картина.
В действительности повышение плотности воздуха во впуск ном коллекторе означает повышение общей массы воздуха, по ступающего в цилиндр. Так как это происходит одновременно с увеличением цикловой подачи топлива, то создаются более благоприятные условия для протекания рабочего процесса.
На исследуемом двигателе максимум к. п. д. турбины соот ветствовал максимальному крутящему моменту двигателя по регуляторной характеристике.
Влияние газотурбинного наддува на разгон трактора иссле довали на электронных моделях и путем проведения натурных экспериментов. Идентичность характеристик двигателей со сво бодным впуском и с турбонаддувом обеспечивали, как и при исследовании работы трактора с установившейся нагрузкой, пу тем отключения на модели блока турбокомпрессора. Чтобы вы явить максимальное ухудшение разгонных качеств, исследования проводили при условии, что на протяжении всего трогания й разгона ротор турбокомпрессора сохранял угловую скорость, соответствующую холостому ходу, а плотность воздуха в коллек торе была также неизменной, равной 1,12 кг/м3 (под нагрузкой р = 1,40 кг/см3 ). В практике эксплуатации такие условия не мо гут иметь места при исправных двигателе и турбокомпрессоре.
Опыты показали, что разгон агрегата осуществляется без остановки двигателя как при газотурбинном наддуве, так и при свободном впуске. Минимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя со свободным впуском примерно на 10% выше, чем скорость двигателя с турбонаддувом. Осциллограммы раз-
7* |
99 |
гона, полученные на электронной модели, приведены на рис. 57. Данные по разгону, полученные электронным моделировани ем процесса, подтверждаются результатами натурных опытов.
На рис. 58 и 59 приведены осциллограммы трогания и разго на лущильного и пахотного агрегатов. На этих же осциллограм мах штриховой линий нанесена кривая изменения момента дви гателя, значение которого в период трогания определялось по выражению
В |
период разгона |
значение |
М д определялось по положению |
|||||||
рейки |
топливного |
насоса. |
Значения |
остальных |
показателей, |
|||||
кривые изменения |
которых при трогании и |
разгоне |
показаны |
|||||||
CJ, 1/с |
|
|
|
|
|
штриховыми |
линиями, |
|||
|
|
|
|
|
брали из регуляторной |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
и, |
|
|
|
|
характеристики |
в соот |
|||
150 |
|
|
|
|
|
ветствии |
с |
величиной |
||
1 2 |
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
|||
|
|
|
|
|
|
|||||
100 |
|
|
|
|
|
кривые |
изменения по |
|||
|
|
|
|
|
казателей, |
нанесенные |
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
штриховой линией, по |
||||
50 |
|
|
|
|
|
строены |
на |
основании |
||
|
CJ2 |
|
|
|
|
значений |
этих |
показа |
||
О |
1 |
|
|
|
Ь,с |
телей, |
соответствую |
|||
|
|
|
щих |
установившемуся |
||||||
Рис. 57. Осциллограммы |
разгона |
четырехсея- |
режиму |
работы |
двига |
|||||
лочного |
агрегата (моделирование): |
|
теля |
и загрузке |
посто |
|||||
/ — двигатель со свободным |
впуском; |
2 — |
двигатель |
янным |
моментом. со |
|||||
с турбонаддувом при р •= 1,2 кг/м3 = const |
|
противления. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Анализ |
осцилло |
|||
грамм |
показывает, |
что в период трогания |
расход воздуха на |
|||||||
20—25% ниже, чем при работе |
двигателя на этих же режимах |
|||||||||
при загрузке постоянным моментом. При этом характер |
кривых |
изменения расхода воздуха в период трогания таков, что мини мальной частоте вращения коленчатого вала ( 0 i m m соответствует
значение расхода воздуха, одинаковое как при работе |
двигателя |
||
в переходном режиме, так и при нагрузке постоянным |
моментом. |
||
В некоторых опытах расход воздуха в точке, соответствующей |
|||
wimin, при разгоне был выше, чем при установившемся режиме |
|||
работы, что можно объяснить |
инерционностью |
ротора |
турбоком |
прессора. |
|
|
|
Период работы двигателя |
с пониженным |
расходом воздуха |
|
не превышает 1,0 с. В силу |
кратковременности этого |
процесса |
тепловая перегрузка, возникающая вследствие снижения расхо
да воздуха, не представляет серьезной угрозы. |
Однако |
выпуск |
||
в этот период |
сопровождается |
обильным дымлением, |
так как |
|
коэффициент |
избытка воздуха |
а снижается до |
1,2—1,25. |
100