Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внутреннее давление в полости баллона; ро = 0,34- 0)5 кгс/см2 — давление, расходуемое на деформацию баллона для преодоления начального зазора между колодками и шкивом; F — площадь вну­ тренней поверхности полости баллона, передающая давление воздуха на колодки муфты; т — масса отжимаемой части муфты; v — окруж­ ная скорость центра тяжести отжимаемой части муфты; гц . т — радиус центра тяжести сечения отжимаемой части муфты; DB диаметр внутренней полости баллона; Ви — ширина внутренней полости баллона; Gx — вес отжимаемой части муфты; п — частота вращения муфты.

Рис. 18. Расчетная схе­ ма сечения баллона шин- но-пневматической муф­ ты:

1 — наружный

протектор;

г — камера;

3 — кордный

каркас;

4

внутренний

протектор;

5 — фрикцион­

ная

накладка.

Все элементы муфты и в том числе обод, баллон и шкив должны быть рассчитаны на прочность с учетом основного параметра — предельного крутящего момента. Ниже приведен расчет основного элемента муфты — ее баллона. Другие элементы шиннопневматических муфт в каждом конкретном случае можно рассчитать по мето­ дикам, широко известным в общем машиностроении.

Р а с ч е т б а л л о н а м у ф т ы н а п р о ч н о с т ь . Основ­ ным несущим элементом баллона является его кордный каркас. Конфигурация свободной части этого каркаса определяется усло­ виями равновесия его нитей под действием внутреннего давления воздуха в баллоне и практически не изменяется при нагружении муфты крутящим моментом. При этом нити каркаса должны работать только на растяжение. В противном случае функции каркаса нару­ шаются и долговечность муфты резко снижается.

Рассмотрим значение усилия растяжения нити в какой-нибудь точке каркаса баллона, например в точке А, после заполнения его воздухом, при давлении рп (рис. 18).


Поверхности каркаса, прилегающие к внутреннему и наружному протекторам, не участвуют в образовании равновесной конфигура­ ции. Их форма определяется профилями шкива и наружного обода муфты. Свободно формируемая поверхность баллона образует две половины тора, на каждую из которых действует растягивающее усилие от давления воздуха Рр

 

Рр = 2ягсН(рп0)

 

 

 

 

(II . 3)

(гс — средний

радиус шины; Н — средняя

высота

каркаса

тора

•баллона).

 

 

 

 

 

 

 

 

Усилие от давления воздуха Np,

 

приходящееся

на

одну

нить

сечения в точке

А,

 

 

 

 

 

 

 

 

^

Я Г с Ж р п - Р о )

 

 

 

{ П Л )

 

у

v cos

р А

'

 

 

4

'

тде v — расчетное число нитей в корде

каркаса,

 

 

 

 

v

__ 2лгс cos рс "н .

 

 

щ 5)

л „ — ч и с л о слоев корда;

р с — угол

между

нитью

и

меридианом

в среднем сечении шины в точке С (см. рис. 18); tc — шаг нитей корда на окружности гс ; Рд угол, образованный нитью с мериди­ аном тора в точке А.

 

Усилие в каждой нити корда от передачи крутящего момента

 

 

7V

=

^

 

 

 

 

 

(116)

тде

Мпр— предельный крутящий

момент,

передаваемый

муфтой;

гА

— радиус окружности, проходящей

через

точку

А

сечения

 

 

r A = ^ L +

hk +

h1.

 

 

 

 

(II.7)

 

Как

показано в [11], при

передаче

крутящего

момента

в

одной

из двух

перекрещивающихся

нитей каркаса

усилия NM

и Np

алге­

браически складываются, а в другой вычитаются. Для того чтобы результирующее усилие в нити было растягивающим, в каждом сечении каркаса должно соблюдаться условие

Np > Nu.

(Н.8)

Допустимый момент муфты Мд, определяемый прочностью кар­ каса баллона, вычисляем, исходя из максимально возможного соот­ ношения усилий

NM = NP.

(И.9)

Из уравнений (II . 4), (II.6) и (II.9) находим допустимый момент Мл,

передаваемый каркасом

баллона,

 

Mb =

2nrcrAH(Pn-p0)tgpA.

(11.10)

4*

 

51


Для устойчивой работы муфты должно соблюдаться условие

 

 

МПРЦ.

 

(11.11)

Следует учесть также, чт[то усилие в нити корда РИ

не должно

превышать допустимое по

нормам

 

(например по ГОСТ

72661—69)

 

 

Мпр

L

2ягс Я (Рп Роу]

(11.12)

н

2v

t sin $ А

 

cos

 

 

Из формулы (11.12) видно, что усилия в нитях и, следовательно, работоспособность муфты в большой мере зависят от угла наклона нитей корда к меридиану ВА .

Важнейшими элементами баллона являются протекторы, опре­ деляющие в основном величину его податливости. Касательные напряжения т в протекторах баллона также не должны превышать допустимые.

Для внутреннего

протектора

 

 

 

для наружного

 

МпР

 

/ТТЛ/Ч

 

 

 

 

Здесь

Ь1 — ширина внутреннего

протектора

(см. рис. 18); Ь2

ширина

наружного

протектора;

Rx

— средний

радиус внутреннего

протектора; R2 — средний радиус наружного протектора.

С целью увеличения податливости баллона и для экономии резины при конструировании муфты касательные напряжения в протекторах необходимо сделать одинаковыми. Если приравнять т 2 и т 2 , то ши­ рина наружного протектора

("-15)

При конструировании шиннопневматических муфт необходимо учитывать, что из условия взаимозаменяемости старых и вновь конструируемых муфт должно соблюдаться условие:

 

 

DH—Dui

 

или

 

— ^ — — = const

 

 

kx + hi + hK + H = const,

(11.16)

 

 

где DH — наружный диаметр баллона; hx — толщина

внутреннего

протектора;

h2

— толщина наружного протектора;

— толщина

фрикционной

колодки.

 

Приведенные

выше зависимости показывают, что

передаваемый

муфтой момент является функцией размеров каркаса баллона, его протекторов, а также величины угла наклона нитей корда к мериди-


ану р А . Эти величины являются основными переменными, от которых зависят параметры муфт.

Анализ полученных зависимостей показывает, что:

с увеличением высоты каркаса Н до наибольшей допустимой величины повышается момент, передаваемый баллоном Мл;

с увеличением толщины внутреннего протектора h1 при неизмен­ ном значении Н возрастает крутильная, боковая и угловая податли­ вость;

с увеличением угла $ А до 50—55° повышается момент М д ; однако,

как показывают эксперименты, при

^> 65° усталостная прочность

шины значительно уменьшается;

 

наиболее рациональное направление при конструировании балло­ нов шиннопневматических муфт — сокращение размера 7&4 при сохра­ нении или увеличении размеров hx, 3 и Н (см. рис. 18).

Р а с ч е т д о л г о в е ч н о с т и ш и н н о п н е в м а т и ч е с к и х м у ф т

В процессе сцепления и расцепления пневматических фрикцион­ ных муфт работа трения превращается в основном в тепло, которое расходуется на нагрев муфты и окружающей. среды и лишь частично — на износ трущейся пары. Тепловой режим оказывает рещающее влияние на долговечность муфт, работающих при повторно-кратковременном включении с числом циклов более 40 в 1 ч. Как известно, при циклических деформациях резины, нагретой до высокой температуры (например, до 120—150° С), усталостные разрушения наступают в десятки раз быстрее, чем у резины, имеющей температуру 50—80° С. Поэтому создание условий для работы муфты,

при

которых резина не нагревалась бы выше 80° С, имеет важ­

ное

значение.

Определение рационального теплового режима работы муфт при конструировании машины может значительно повысить их надеж­ ность и долговечность. Однако интенсивность теплового потока, возникающего на поверхностях трущейся пары, и его распределение, являются не только функцией момента трения и скорости буксования муфты, изменяющихся в процессе сцепления в зависимости от вре­ мени, но и ряда других факторов. Поэтому выявление закономерно­ стей выделения тепла в муфте и его распределения представляет собой сложную задачу.

Существующие методы теплового расчета фрикционных муфт построены в основном на различных допущениях, искажающих действительные условия работы, или на громоздких мало при­ емлемых формулах.

В результате работы трения в муфте за каждый цикл вклю­ чения в ней выделяется определенное количество тепла, которое может быть рассчитано на основании формулы (1.31). Если муфта работает в режиме повторно-кратковременного включения, то после каждого цикла она все более нагревается. Однако с увеличением


температуры деталей муфты повышается и ее теплоотдача окружа­ ющей среде в периоды охлаждения между циклами включения. В результате наступает равновесие, при котором температура муфты устанавливается на определенном уровне. Не исключаются случаи, когда поступление тепла превышает возможности охлаждения. Тогда муфта сгорает.

По установившейся рабочей температуре деталей муфты в про­ цессе эксплуатации можно определить ее долговечность, если изве­ стна зависимость долговечности материалов, из которых она изгото­ влена, от уровня температуры.

60,ккал/м^ч°С

Рис. 19. График зависимости коэффициента теплообмена с внешней средой от окружной скорости вращения охлажда­ емой поверхности.

К деталям шиннопневматической муфты, наиболее подверженным усталостным разрушениям при работе в условиях высоких темпера­ тур, относятся внутренние протекторы баллонов. Поэтому долго­ вечность этих муфт целесообразно рассчитывать, взяв за основу долговечность внутреннего протектора.

Установившуюся среднеобъемную температуру внутреннего про­ тектора оперативной муфты в процессе ее эксплуатации можно определить на основании исследований ВНИИнефтемаша по формуле

 

О"о^ш^охл

 

 

(И.17)

 

 

 

 

где (2ц — тепло, выделяющееся за один

цикл

включения

муфты

в

ккал; его величина соответствует работе

трения при буксовании

и

может быть рассчитана по формуле (1.31) Qn

Л т р /427;

а т . п

коэффициент распределения теплового потока, показывающий долю тепла, идущего на нагрев фрикционных колодок; Кт — коэффициент, равный отношению среднеобъемной температуры внутреннего про­

тектора к среднеобъемной температуре фрикционных

накладок;

по экспериментальным данным

ВНИИнефтемаша Кт

=

0,55—0,65;

сто — коэффициент теплообмена

с внешней средой,

зависящий от

окружной скорости вращения муфты в ккал/м 2 - ч - с С (график для определения этого коэффициента приведен на рис . 19); Fm — пло­ щадь поверхности сцепления колодок и шкива, на которой выде-