Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
внутреннее давление в полости баллона; ро = 0,34- 0)5 кгс/см2 — давление, расходуемое на деформацию баллона для преодоления начального зазора между колодками и шкивом; F — площадь вну тренней поверхности полости баллона, передающая давление воздуха на колодки муфты; т — масса отжимаемой части муфты; v — окруж ная скорость центра тяжести отжимаемой части муфты; гц . т — радиус центра тяжести сечения отжимаемой части муфты; DB — диаметр внутренней полости баллона; Ви — ширина внутренней полости баллона; Gx — вес отжимаемой части муфты; п — частота вращения муфты.
Рис. 18. Расчетная схе ма сечения баллона шин- но-пневматической муф ты:
1 — наружный |
протектор; |
|
г — камера; |
3 — кордный |
|
каркас; |
4 — |
внутренний |
протектор; |
5 — фрикцион |
|
ная |
накладка. |
Все элементы муфты и в том числе обод, баллон и шкив должны быть рассчитаны на прочность с учетом основного параметра — предельного крутящего момента. Ниже приведен расчет основного элемента муфты — ее баллона. Другие элементы шиннопневматических муфт в каждом конкретном случае можно рассчитать по мето дикам, широко известным в общем машиностроении.
Р а с ч е т б а л л о н а м у ф т ы н а п р о ч н о с т ь . Основ ным несущим элементом баллона является его кордный каркас. Конфигурация свободной части этого каркаса определяется усло виями равновесия его нитей под действием внутреннего давления воздуха в баллоне и практически не изменяется при нагружении муфты крутящим моментом. При этом нити каркаса должны работать только на растяжение. В противном случае функции каркаса нару шаются и долговечность муфты резко снижается.
Рассмотрим значение усилия растяжения нити в какой-нибудь точке каркаса баллона, например в точке А, после заполнения его воздухом, при давлении рп (рис. 18).
Поверхности каркаса, прилегающие к внутреннему и наружному протекторам, не участвуют в образовании равновесной конфигура ции. Их форма определяется профилями шкива и наружного обода муфты. Свободно формируемая поверхность баллона образует две половины тора, на каждую из которых действует растягивающее усилие от давления воздуха Рр
|
Рр = 2ягсН(рп-р0) |
|
|
|
|
(II . 3) |
||
(гс — средний |
радиус шины; Н — средняя |
высота |
каркаса |
тора |
||||
•баллона). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Усилие от давления воздуха Np, |
|
приходящееся |
на |
одну |
нить |
|||
сечения в точке |
А, |
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
Я Г с Ж р п - Р о ) |
|
|
|
{ П Л ) |
||
|
у |
v cos |
р А |
' |
|
|
4 |
' |
тде v — расчетное число нитей в корде |
каркаса, |
|
|
|
||||
|
v |
__ 2лгс cos рс "н . |
|
|
щ 5) |
|||
л „ — ч и с л о слоев корда; |
р с — угол |
между |
нитью |
и |
меридианом |
в среднем сечении шины в точке С (см. рис. 18); tc — шаг нитей корда на окружности гс ; Рд — угол, образованный нитью с мериди аном тора в точке А.
|
Усилие в каждой нити корда от передачи крутящего момента |
|||||||||
|
|
7V |
= |
^ |
|
|
|
|
|
(116) |
тде |
Мпр— предельный крутящий |
момент, |
передаваемый |
муфтой; |
||||||
гА |
— радиус окружности, проходящей |
через |
точку |
А |
сечения |
|||||
|
|
r A = ^ L + |
hk + |
h1. |
|
|
|
|
(II.7) |
|
|
Как |
показано в [11], при |
передаче |
крутящего |
момента |
в |
одной |
|||
из двух |
перекрещивающихся |
нитей каркаса |
усилия NM |
и Np |
алге |
браически складываются, а в другой вычитаются. Для того чтобы результирующее усилие в нити было растягивающим, в каждом сечении каркаса должно соблюдаться условие
Np > Nu. |
(Н.8) |
Допустимый момент муфты Мд, определяемый прочностью кар каса баллона, вычисляем, исходя из максимально возможного соот ношения усилий
NM = NP. |
(И.9) |
Из уравнений (II . 4), (II.6) и (II.9) находим допустимый момент Мл,
передаваемый каркасом |
баллона, |
|
Mb = |
2nrcrAH(Pn-p0)tgpA. |
(11.10) |
4* |
|
51 |
Для устойчивой работы муфты должно соблюдаться условие
|
|
МПР<МЦ. |
|
(11.11) |
|
Следует учесть также, чт[то усилие в нити корда РИ |
не должно |
||||
превышать допустимое по |
нормам |
|
(например по ГОСТ |
72661—69) |
|
|
|
Мпр |
L |
2ягс Я (Рп — Роу] |
(11.12) |
н |
2v |
t sin $ А |
|
cos |
|
|
|
Из формулы (11.12) видно, что усилия в нитях и, следовательно, работоспособность муфты в большой мере зависят от угла наклона нитей корда к меридиану ВА .
Важнейшими элементами баллона являются протекторы, опре деляющие в основном величину его податливости. Касательные напряжения т в протекторах баллона также не должны превышать допустимые.
Для внутреннего |
протектора |
|
|
|
|
для наружного |
|
МпР |
|
/ТТЛ/Ч |
|
|
|
|
|
||
Здесь |
Ь1 — ширина внутреннего |
протектора |
(см. рис. 18); Ь2 — |
||
ширина |
наружного |
протектора; |
Rx |
— средний |
радиус внутреннего |
протектора; R2 — средний радиус наружного протектора.
С целью увеличения податливости баллона и для экономии резины при конструировании муфты касательные напряжения в протекторах необходимо сделать одинаковыми. Если приравнять т 2 и т 2 , то ши рина наружного протектора
("-15)
При конструировании шиннопневматических муфт необходимо учитывать, что из условия взаимозаменяемости старых и вновь конструируемых муфт должно соблюдаться условие:
|
|
DH—Dui |
|
или |
|
— ^ — — = const |
|
|
kx + hi + hK + H = const, |
(11.16) |
|
|
|
||
где DH — наружный диаметр баллона; hx — толщина |
внутреннего |
||
протектора; |
h2 |
— толщина наружного протектора; |
— толщина |
фрикционной |
колодки. |
|
|
Приведенные |
выше зависимости показывают, что |
передаваемый |
муфтой момент является функцией размеров каркаса баллона, его протекторов, а также величины угла наклона нитей корда к мериди-
ану р А . Эти величины являются основными переменными, от которых зависят параметры муфт.
Анализ полученных зависимостей показывает, что:
с увеличением высоты каркаса Н до наибольшей допустимой величины повышается момент, передаваемый баллоном Мл;
с увеличением толщины внутреннего протектора h1 при неизмен ном значении Н возрастает крутильная, боковая и угловая податли вость;
с увеличением угла $ А до 50—55° повышается момент М д ; однако,
как показывают эксперименты, при |
^> 65° усталостная прочность |
шины значительно уменьшается; |
|
наиболее рациональное направление при конструировании балло нов шиннопневматических муфт — сокращение размера 7&4 при сохра нении или увеличении размеров hx, /г3 и Н (см. рис. 18).
Р а с ч е т д о л г о в е ч н о с т и ш и н н о п н е в м а т и ч е с к и х м у ф т
В процессе сцепления и расцепления пневматических фрикцион ных муфт работа трения превращается в основном в тепло, которое расходуется на нагрев муфты и окружающей. среды и лишь частично — на износ трущейся пары. Тепловой режим оказывает рещающее влияние на долговечность муфт, работающих при повторно-кратковременном включении с числом циклов более 40 в 1 ч. Как известно, при циклических деформациях резины, нагретой до высокой температуры (например, до 120—150° С), усталостные разрушения наступают в десятки раз быстрее, чем у резины, имеющей температуру 50—80° С. Поэтому создание условий для работы муфты,
при |
которых резина не нагревалась бы выше 80° С, имеет важ |
ное |
значение. |
Определение рационального теплового режима работы муфт при конструировании машины может значительно повысить их надеж ность и долговечность. Однако интенсивность теплового потока, возникающего на поверхностях трущейся пары, и его распределение, являются не только функцией момента трения и скорости буксования муфты, изменяющихся в процессе сцепления в зависимости от вре мени, но и ряда других факторов. Поэтому выявление закономерно стей выделения тепла в муфте и его распределения представляет собой сложную задачу.
Существующие методы теплового расчета фрикционных муфт построены в основном на различных допущениях, искажающих действительные условия работы, или на громоздких мало при емлемых формулах.
В результате работы трения в муфте за каждый цикл вклю чения в ней выделяется определенное количество тепла, которое может быть рассчитано на основании формулы (1.31). Если муфта работает в режиме повторно-кратковременного включения, то после каждого цикла она все более нагревается. Однако с увеличением
температуры деталей муфты повышается и ее теплоотдача окружа ющей среде в периоды охлаждения между циклами включения. В результате наступает равновесие, при котором температура муфты устанавливается на определенном уровне. Не исключаются случаи, когда поступление тепла превышает возможности охлаждения. Тогда муфта сгорает.
По установившейся рабочей температуре деталей муфты в про цессе эксплуатации можно определить ее долговечность, если изве стна зависимость долговечности материалов, из которых она изгото влена, от уровня температуры.
60,ккал/м^ч°С
Рис. 19. График зависимости коэффициента теплообмена с внешней средой от окружной скорости вращения охлажда емой поверхности.
К деталям шиннопневматической муфты, наиболее подверженным усталостным разрушениям при работе в условиях высоких темпера тур, относятся внутренние протекторы баллонов. Поэтому долго вечность этих муфт целесообразно рассчитывать, взяв за основу долговечность внутреннего протектора.
Установившуюся среднеобъемную температуру внутреннего про тектора оперативной муфты в процессе ее эксплуатации можно определить на основании исследований ВНИИнефтемаша по формуле
|
О"о^ш^охл |
|
|
(И.17) |
|
|
|
|
|
где (2ц — тепло, выделяющееся за один |
цикл |
включения |
муфты |
|
в |
ккал; его величина соответствует работе |
трения при буксовании |
||
и |
может быть рассчитана по формуле (1.31) Qn |
— Л т р /427; |
а т . п — |
коэффициент распределения теплового потока, показывающий долю тепла, идущего на нагрев фрикционных колодок; Кт — коэффициент, равный отношению среднеобъемной температуры внутреннего про
тектора к среднеобъемной температуре фрикционных |
накладок; |
||
по экспериментальным данным |
ВНИИнефтемаша Кт |
= |
0,55—0,65; |
сто — коэффициент теплообмена |
с внешней средой, |
зависящий от |
окружной скорости вращения муфты в ккал/м 2 - ч - с С (график для определения этого коэффициента приведен на рис . 19); Fm — пло щадь поверхности сцепления колодок и шкива, на которой выде-