Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляется тепло при буксовании в м 2 ;

toxn

— период

охлаждения между

двумя

включениями

муфты

в

ч;

То — температура

окружающего

воздуха

в °С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина

коэффициента

распределения

теплового

 

потока [9 J

может быть определена по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(X™

гг

VhiCly1-\-V'k2c2y2

 

 

 

(11.18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

Хг

и

Я2

— коэффициенты

теплопроводности

материалов

фрикционной пары в ккал/см-с - °С; с. и с 2 — удельные

 

теплоемкости

материалов

в

 

ккал/кг-°С;

Yi

и

У г — удельные

веса

материалов

в кгс/м3 ; величины с индек­

 

 

 

 

 

 

 

сами «1» относятся к металлу

 

 

 

 

 

 

 

шкива, а с индексами «2» к

 

 

 

 

 

 

 

материалу

колодок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

большинства

компо­

 

 

 

 

 

 

 

зиционных материалов фрик­

 

 

 

 

 

 

 

ционных пар, которые приме­

 

 

 

 

 

 

 

няются

в муфтах,

величина

 

 

 

 

 

 

 

коэффициента

а т п

находится

 

 

 

 

 

 

 

в пределах

0,07—0,10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая

усталост­

 

 

 

 

 

 

 

ная

прочность

материалов

 

 

 

 

 

 

 

деталей,

 

работающих

при

 

 

 

г ю°

 

з ю°

переменных нагрузках,

оп­

 

 

 

Число циклоб, пг

ределяет

их

долговечность.

Рис. 20. График зависимости долговечности

Зависимости

 

усталостной

образца резины из

каучука СКС-30 от

прочности резины от

дефор­

 

 

температуры.

 

 

мации при сложных

напря­

 

 

 

 

 

 

 

женных

состояниях

исследованы недостаточно.

Однако проведен­

ные работы показывают,

что

на

усталостную

прочность резины

решающее

влияние

оказывает

температура

образца.

 

 

В

качестве

примера в [11] приведена зависимость

долговечности

образца из резины на основе каучука СКС-30 с 40 вес. ч. канальной сажи при амплитуде деформации 26,5% и частоте колебаний 50 Гц от температуры, измеряемой с помощью термопары (рис. 20).

Рассчитав установившуюся среднеобъемную температуру вну­ треннего протектора, изготовленного, например, из резины на основе каучука СКС-30, при заданной частоте включений муфты в процессе

эксплуатации определим ее долговечность. Для

этого

по графику

на

рис. 20 находим предельное число циклов

работы резины пг

в

зависимости от температуры

2"у с т .

 

 

 

Долговечность муфты (в ч) вычисляем из отношения

 

 

D

=-^-

 

(11.19)

(z — число циклов нагружения протектора в і ч ) .


Из формулы (11.17) видно, что около 90% тепловой энергии, образующейся в процессе оперативного включения муфты, погло­ щается металлом шкива. Поэтому при конструировании оперативной муфты целесообразно ее шкив выполнять в виде лопастного вентиля­ тора для улучшения условий охлаждения.

На нагрев резиновых деталей шиннопневматической муфты тра­ тится всего около 6% общего количества тепла, выделяющегося в процессе буксования. Однако в абсолютных цифрах эта доля для муфт буровых лебедок исчисляется одной или несколькими сотнями килокалорий за каждое включение.

Поэтому для увеличения долговечности оперативной муфты при ее конструировании необходимо принять все возможные меры для тепловой изоляции резиновых деталей от фрикционных накладок.

При улучшении теплоизоляции протектора величина

коэффици­

ента Кт

в формуле (11.17) будет снижена, а долговечность муфты

DM

резко увеличена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример

расчета

 

долговечности

 

 

 

 

 

 

 

оперативной

шиннопневматической

муфты

МШ-700

 

 

 

 

буровой

лебедки

с дизелъгидравлическим

 

приводом

 

 

 

1. Работу

трения за

один цикл

включения

муфты

определяем

по

формуле

(1.31),

приняв у =

2,

 

tB

=

8 с,

©б, =

23 1/с,

Мпр

=

=

4500 кгс-м, М у с т

= 1100кгс-м.

12

 

= 65 к г с - м 2 - с 2 ,

соу ? т =

20

1/с.

 

,

 

2

 

8 - 23 / ..nr.

і

1Г

65 • 4500 • 20 \ 2

о п п ™

 

 

 

^ P = ^ 2 + 2 T - W ( 1 1 0 0

+ K

 

 

8

 

) = 3 9 0 7 0

К Г С * М

 

2. Количество

тепла,

выделяющегося

за

один

цикл

включения,

 

 

 

 

 

^

3,9 070

 

п

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч^—йгГ™

 

9

1

к к

а л -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

427

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Для расчета среднеобъемной температуры внутреннего про­

тектора

муфты по формуле (11.17) принимаем: а т

п

=

0,1; КТ

=

0,6;

0 О = 5,3 ккал/м2 -ч-°С (по графику на рис. 19) при окружной ско­ рости вращения муфты 14 м/с; Fm = 0,44 м2 ; Го = 20° С.

4. Период охлаждения toxlt определяем для трех наиболее харак­ терных режимов эксплуатации с числом циклов 30, 40 и 50. Время буксования муфты при включении принимаем равным 3,6 с. Осталь­ ное время между двумя включениями муфта охлаждается.

Время нагрева при сцеплении

^ • Ш = 0 ' 0 0 1

ч -

5. Время охлаждения между двумя циклами:

при z— 30

 

*охл = ^ - - 0,001 =

0,032 ч;


при

z = 40

J.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч;

 

 

 

 

«охл = ^ г - 0 , 0 0 1 - 0 , 0 2 4

 

 

 

при 2 — 50

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«охл = -^—-,0,001 = 0 , 0 1 9

ч.

 

 

 

6. Среднеобъемная температура протектора:

 

 

 

при

z = 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г,

91 -0,1 -0,6

, o

n

_ Qoo р.

 

 

Ус т ~

5,3-0,44.0,032

-Г^^М

 

 

U

 

при z= 40

 

 

 

 

 

 

 

 

при

^ = 5 ^ о 4 + 2 0

- 1

1

8 ,

>

С

;

 

z = 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г У С Т =

5,3і-0°44-0,019

+ 2

0

~ 1

4 3

°

° -

 

7. Определяем долговечность

шиннопневматической

муфты

ШМ-700 для каждого режима работы с учетом того, что она изгото­ вляется с протектором из резины на основе каучука СКС-30.

При z — 30 и Г у с т = 93° С в соответствии с графиком на рис. 20

протектор

муфты имеет предельное число циклов нагружения пг =

= 2,7-106 ,

тогда долговечность муфты

 

£ M = = i ^ L i 0 ! = 9 0 0 0 0 ч.

При z = 40 и Г у с т — 118° С предельное число циклов нагружения муфты резко снижается пг = 0,4-106 . Долговечность муфты также уменьшается

 

Д м

= ^

= 10000 ч.

 

При

z = 50 и Г у с т =

143° С предельное число

циклов нагруже­

ния nz

= 0,1 -10е , долговечность муфты еще более

снижается

 

Д м = 0 ^

= 2000 ч.

 

Расчет долговечности шиннопневматической муфты достаточно хорошо подтверждает необходимость разделения оперативных муфт на две группы — с тяжелым тепловым режимом при числе включе­ ний более 40 в 1 ч и с легким тепловым режимом при меньшей частоте включений. Такое разделение позволяет разграничить технические требования к муфтам в зависимости от условий их работы.


К о м п е н с и р у ю щ а я с п о с о б н о с т ь о ж н н о п н е в м а т и ч е с к и х муфт

После окончания монтажа буровой установки валы агрегатов, соединенные шиннопневматической муфтой, практически всегда рас­ положены относительно друг друга эксцентрично и с перекосом. Несоосность валов в процессе их работы вызывает циклическую деформацию упругого звена муфты (ее баллона) и появление усилий и моментов, дополнительно нагружающих детали агрегатов. Однако расчет этих деталей с учетом указанных нагрузок можно проводить только при наличии необходимых данных о компенсирующей способ­ ности муфт.

Критерием для оценки компенсирующей способности муфты является ее жесткость или обратный ей параметр — податливость. Чтобы определить податливость, необходимо рассмотреть способ­ ность муфты к упругим деформациям и установить влияние эксцен­ триситета и перекоса валов на образование дополнительных на­ грузок.

В процессе работы баллон муфты может подвергаться деформа­ циям четырех видов:

крутильной — от закручивания при передаче мощности от одного вала на другой;

боковой — от параллельного смещения вала шкива относительно вала диска с баллоном при эксцентриситете;

осевой — при смещении вала шкива относительно вала диска с баллоном в осевом направлении;

угловой — при перекосе валов.

Крутильную деформацию баллона — угол закручивания — можно определить с помощью одного из основных параметров муфты — крутильной податливости бк , которая равна отношению угла пово­

рота 8 вала шкива относительно

вала диска с баллоном (в рад) под

действием крутящего момента Мк

(в кгс-см). Этот параметр является

основным показателем

упругих свойств муфты

 

 

6, =

- ^ /

(И.20)

К р у т и л ь н а я

п о д а т л и в о с т ь баллона

шиннопневма­

тической муфты определяется экспериментально на основании урав­

нения (11.20) или

расчетом

по

уравнению, вывод

которого сделан

В. Л. Бидерманом и приведен

[ И ] .

 

 

 

С

St с

 

, 41^1

I

42^2

, J J р.,

 

2nHEKr^ sin2 2(Jc

"т~ 2nGRlbt

"т"

2nGR*b2

'

где Н — высота профиля каркаса баллона по осям обечаек; tc—•

шаг нитей корда на окружности радиуса гс ; пн

— число слоев корда;

Ек — характеристика упругости

нити корда;

гс — средний радиус

камеры баллона; 6С

— угол наклона нитей корда, соответствующий

среднему радиусу

баллона;

и ц2 — отношение максимального


напряжения к среднему соответственно для внутреннего и наружного протекторов; h1 и h2 — толщина соответственно внутреннего и на­ ружного протекторов; G — модуль упругости сдвига резины про­ тектора; Яг и i ? 2 — средний радиус соответственно внутреннего и наружного протекторов; Ъ-^ и Ь2 — ширина соответственно вну­ треннего и наружного протекторов.

Дополнительные нагрузки на валы от боковой деформации бал­ лона при эксцентриситете, от осевой деформации при осевом сме­ щении валов и от угловой деформации при перекосе валов муфты можно определить, зная боковую, осевую и угловую податливость.

Эти

параметры характеризуют упругие свойства баллона муфты,

т. е.

его компенсирующую способность [3].

Боковой податливостью муфты называется смещение вала шкива в боковом (радиальном) направлении относительно вала диска с бал­ лоном (в см) от действия радиальной силы в 1 кгс.

Осевой податливостью назовем смещение валов муфты относи­ тельно друг друга в осевом направлении (в см) от действия осевой силы в 1 кгс.

Угловой податливостью можно назвать перекос вала шкива относительно вала диска с баллоном (в рад) от действия изгибающего

момента в 1 кгс-см.

 

 

 

Боковая податливость теоретически

определяется

из уравнения

 

6 « = -7Г-

 

( П - 2 2 >

 

" к

 

 

(е •— эксцентриситет валов

муфты; QR

— сумма радиальных сил,

действующих на шкив муфты при эксцентриситете ее валов).

Уравнение для определения осевой податливости

 

 

8. = -fe-

 

(11.23)

( £ 0 — осевое смещение валов; Qo — сумма осевых сил,

действующих

на шкив муфты при осевом смещении валов).

 

Угловая податливость 6V

определяется из уравнения

б т = -ЖГ

( П - 2 4 >

і

 

(у •— угол перекоса валов; My — сумма моментов, изгибающих

валы

при перекосе).

 

Влияние эксцентриситета

 

на образование дополнительных нагрузок на валы агрегатов, соединенные шиннопневматической муфтой

Дополнительные нагрузки от эксцентриситета валов можно опре­ делить, зная боковую податливость баллона муфты. Приближенная зависимость между крутильной бк и боковой (радиальной) б г податливостями баллона шиннопневматической муфты [11] имеет вид

б г ^ 2 г ? б к .

(11.25)