Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ниже приведены исходные данные, на основании которых опре­ делена эта зависимость. На рис. 2 1 , а сплошной линией показано положение окружности шкива муфты, смещенного на величину эксцентриситета е относительно положения, соответствующего соосному (пунктирная окружность). При боковой деформации баллона смещение е на окружности шкива может быть разложено на две соста­ вляющих — окружное смещение ет и радиальное eR.

Окружное смещение точек приводит к появлению в баллоне крутильных деформаций такого же характера, как и при скручи­ вании. При этой деформации возникают тангенциальные силы, дей­ ствующие на шкив.

Рис. 21. Схема действия сил на шкив при эксцентриситете валов муфты:

с — схема для определения деформаций баллона; б — эпюра тангенциальных сил, образу­ ющих силу Q,; « — эпюра радиальных сил, образующих силу Q2 .

Проекция тангенциальных сил на ось у — у, проходящую в пло­ скости эксцентриситета, образует радиальную силу, величина кото­ рой взаимосвязана с боковой податливостью баллона. В уравнении (11.25) учтено влияние на боковую податливость только тангенциаль­ ных сил, возникающих при эксцентриситете, а влияние давления воздуха в камере баллона на ее податливость не учитывается. По экспериментальным данным [3], фактическая величина радиальных сил при эксцентриситете валов на 30—55% больше, чем при опре­ делении по формуле (11.25). При этом наибольшее расхождение при увеличенном давлении воздуха в баллоне.

Радиальную силу QR, возникающую при деформации баллона и действующую на шкив при эксцентриситете соединенных валове, определяем для установления боковой податливости щиннопневматической муфты 6 z l по уравнению (11.22). Радиальная сила QR со­ стоит из:

проекции тангенциальных сил на плоскость эксцентриситета, образующих радиальную силу Q1 (см. рис. 21, 6);

разницы между силами от давления воздуха на противоположные стороны шкива, появляющейся в результате увеличения ширины баллона с одной стороны и уменьшения ее с другой; эта разница образует в плоскости эксцентриситета вторую радиальную силу Q2 (см. рис. 21, б).

Сила, затрачиваемая на боковые деформации стенок камеры баллона, как показали эксперименты [3, 11], относительно невелика, поэтому она в расчетах не учитывается.

При эксцентриситете валов, соединенных муфтой, как уже было отмечено, баллон подвергается крутильной деформации. Угол за­ кручивания баллона в ллобой точке на цилиндрической поверхности шкива определяется окружным смещением ет (см. рис. 21, а). Из этого же рисунка видно, что местный угол закручивания баллона 0 в произвольной точке на окружности шкива, расположенной под углом ф к плоскости эксцентриситета

Є

2£_ = _2"ЇЇФ_

(Ц.26)

Величина этого угла пропорциональна моменту, вызывающему

крутильную деформацию

баллона

 

 

e ? = 6K AT? ,

(11.27)

где Dm — диаметр шкива;

М9 — крутящий момент от

тангенциаль­

ной силы, действующей в точке на окружности шкива, также рас­ положенной под углом ф к плоскости эксцентриситета.

Тангенциальные силы, действующие на шкив в различных точках его окружности, по величине неодинаковы. Поэтому их значения необходимо определять, исходя из расчета приложения этих сил на единицу длины окружности шкива

?т = 4&-

(И.28)

Сопоставляя уравнения (11.26), (11.27) и (11.28), находим

танген­

циальную силу, действующую на единицу длины окружности шкива

ь - Ш - <"-29>

Тангенциальная сила dT на элементарной длине окружности шкива dL

-,m j г sin ш dL

dL^-^dy

(см. рис. 21, а)

Тогда

„L sin ф dcp

лЬкП2ш


Элементарная радиальная

сила dQ1 равна проекции

силы dT

на ось у — у

 

 

 

Интегрируя это

уравнение

в пределах изменения угла

ф от Q

до 2л, определяем

(?х

 

 

о

Эксцентриситет валов, соединенных муфтой, практически невелик и находится в пределах 0,05—0,20 см, поэтому радиальная деформа­ ция баллона от смещения шкива также незначительна. Учитывая относительно небольшую величину изменения конфигурации баллона от деформации при эксцентриситете, при определении (?2 исходим из допущений, что длина нитей корда и периметр его осевой линии в радиальном сечении баллона остаются неизменными; профиль сечения боковых стенок баллона в виде полуокружности сохраня­ ется, а изменяется только величина радиуса этой окружности.

Чтобы найти величину радиальной силы Q2, принимаем расчет­ ную схему сечения баллона, изображенную на рис. 22, а. При сме­ щении шкива вверх на величину эксцентриситета ширина верхней части баллона увеличивается, а нижней — уменьшается. В связи с этим возрастает сила от давления воздуха на верхнюю половину шкива и уменьшается противоположно направленная сила. Разница между силами от давления воздуха на верхнюю и нижнюю половины шкива образует силу Q2.

Для определения этой силы по расчетной схеме находим ширину наружной цилиндрической поверхности каркаса баллона В1 и внут­ ренней В2, через которые давление воздуха передается на шкив. При расчете исходим из принятого ранее допущения, что при появле­ нии эксцентриситета осей муфты величина периметра сечения каркаса остается неизменной. В этом случае

^1=^о+^;

у-

Если принять условие, что линия

перехода между точками

А ти С (см. рис. 22, а) будет проходить по прямой, то площадки, на которых возникают силы dQ2, действующие на верхнюю половину шкива, в плане будут представлять собой два эллипса (см. рис. 22, в).

Большая и малая полуоси

 

эллипса

 

соответственно равны

а = - г - :

'

b =

4

4

2

 

На рис. 22 показана элементарная площадка на внутренней цилиндрической поверхности каркаса dF, на которой образуются

силы dQ2

 

 

dQz Pacos Ф dF =

p a cos ф dcp,

(11.31)


(из формулы эллипса),
—р0);

где DB — диаметр внутренней цилиндрической поверхности кар­ каса; ра — активное давление на внутреннюю цилиндрическую поверхность каркаса л = рп

Ж 2 _

« 2

х = —— sinq>.

с*

Откуда у = Ъ cos ср.

Рис. 22. Расчетная схема муфты для определения радиальной силы Q2:

a

— схема

сечения муфты;

б

схема

площади

давле­

ния,

на которой

образуется

сила Q2 ;

в •— схема

прило­

жения

элементарных

сил,

 

образующих

силу

Qt.

После преобразования уравнения

(11.31) находим

выражение

для определения силы

 

 

 

dQ* =

РаЬ cos2

ф dtp,

(11.32)

Интегрируя уравнение (11.32) с учетом величины суммарной пло­ щади, состоящей из двух секторов, находим силу (?2

 

 

 

 

 

т г

 

 

 

 

 

 

 

<?2

= 4Z)B pa 6 J

соБ2 фйф=

лраЦвЬ

 

 

 

или

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<?2 =

^Ра£>Ве.

 

 

 

 

(И.33>

Эпюра радиальных сил, образующих силу Q2,

показана

на

рис. 2 1 , в. Величина

диаметра

внутренней

цилиндрической

поверх­

ности каркаса баллона DB

может быть

выражена

через

диаметр

шкива

Dm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£>в

=

(1,1 4-1,15)

Д ш .

 

 

 

 

В

этом случае

уравнение

для определения

силы

Q2 примет

вид

 

 

 

 

Q2^3PaDme.

 

 

 

 

(11.34)

Суммируя силы

Q± и

Q2,

определенные

из уравнений

(11.30)

и (11.34), находим

радиальную

силу QR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ н = ( ^ | г - + 3 р а £ » ш ) е .

 

 

(11.35)

Б о к о в у ю

п о д а т л и в о с т ь

— параметр

шиннопневма­

тической муфты, характеризующий способность баллона компенси­ ровать эксцентриситет соединенных ею валов, — определяем сопо­

ставлением

уравнений (11.22) и

(11.35)

 

 

 

 

б г 1 = ( " б к к ' + 3 ^ ш ) 1

( I U 6 )

Влияние

перекоса валов на образование

дополнительных

нагрузок

при

соединении агрегатов

шиннопневматической муфтой.

Перекос

осей

валов,

соединенных

муфтой,

на угол

у приводит к

угловой

деформации баллона и появлению дополнительных нагрузок в виде изгибающих моментов.

На рис. 23 показана расчетная схема для определения величины смещения точек, расположенных на поверхности шкива при пере­

косе осей муфты. Чтобы иметь возможность

определить нагрузки

на шкив, возникающие при. деформации

баллона

от перекоса, сме­

щение точек целесообразно разложить

на

две

составляющие —

боковое (радиальное) смещение е и осевое (горизонтальное) £ . Найдем

значение

этих смещений. Как видно из рис. 23, плоскость сечения

Ах

— Вх,

перпендикулярная оси шкива х—х, при

перекосе валов

на угол у

перемещается и занимает положение А'х

— В'х.

Точки аи

а2,

а3, . .

., а, перемещаясь вместе с плоскостью Ах

— Вх,

занимают


положение, соответствующее точкам в у, е2 , в3, . . ., в. Вертикальные составляющие перемещения каждой точки равны:

« 1 С 1 = Є1>

а 2 С 2 = Є 2 Ї аЗС3

Є3'

Рис. 23. Схема для оп­ ределения радиального и осевого смещения то­ чек, расположенных на поверхности шкива, при

перекосе осей муфты.

Треугольники авс и zaax с учетом величины перекоса в пределах угла у ==s 1° подобны. Следовательно,

ас

х

откуда

be

е

t

ИЛИ

— =

- 2 - ,

е = х — — z t g y .

(11.37)

Анализируя уравнение (11.37), можно сделать вывод о том, что при заданном угле перекоса валов у величина е зависит только от

расстояния между началом координат и

плоскостью

Ах

Вх,

равного

х, следовательно

е 1 = е 2

= е3

=

. . . = е .

 

 

 

Горизонтальные

составляющие

смещения

точек

равны

Ьхсг =

(11.37),

имеем

 

 

be =

£ .

Используя

уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ytgy.

 

 

 

 

 

 

(11.38)

 

 

 

 

Аналогично

установлено,

 

 

 

 

что

величина

горизонтальной

 

 

 

 

(осевой)

составляющей

смеще­

 

 

 

 

ния

точек,

расположенных

на

 

 

 

 

плоскости Су Dy,

параллель­

 

 

 

 

ной

оси

х—х,

при

перекосе

 

 

 

 

валов на

угол

у определяется

 

 

 

 

по уравнению (11.37), а верти­

 

 

 

 

кальная

(радиальная)

состав­

 

 

 

 

ляющая

этого

смещения — по

 

 

 

 

уравнению

(11.38).

 

 

 

 

 

 

 

При вертикальном смещении

 

 

 

 

точек шкива

вследствие

пере­

 

 

 

 

коса

валов

появляются

силы,

 

 

 

 

аналогичные

силам,

возника­

 

 

 

 

ющим при эксцентриситете. Эти

 

 

 

 

силы можно найти с помощью

аа

 

 

 

одного из параметров муфты —

 

 

 

боковой

податливости 6Z l .

 

 

 

 

 

Для определения

величины

Рис. 24. Расчетная схема сечения бал­

осевых

сил,

возникающих

при

лона муфты при осевом смещении валов:

горизонтальном

(осевом)

сме­

а — схема

деформаций

элементов

баллона;

щении точек шкива

вследствие

б — схема

приложения сил, действующих на

перекоса,

необходимо

вычис­

 

каркас баллона.

 

 

 

 

 

лить осевую податливость

бал­

лона 8„. Расчетная схема сечения баллона для определения уси­

лий, действующих на его элементы при

осевой деформации,

пока­

зана на рис. 24. При смещении вала со

шкивом относительно вала

диска с баллоном в осевом

направлении

на расстоянии £ 0

баллон

деформируется и противодействует

этому

смещению

с усилием

Q0,

величина которого будет

зависеть

от' податливости

муфты

в

осе­

вом

направлении.

 

 

 

 

 

 

Полная осевая деформация баллона суммируется из деформаций

его

элементов:

 

 

 

 

 

 

смещения внутренней обечайки кордного каркаса баллона от­

носительно наружной на

расстояние £ г ;

 

 

 

смещения цилиндрических поверхностей внутреннего протектора

относительно друг друга

на расстояние

£ 2'>