Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или

dMn

£>ш Yc o s 2

Ф *P

(11.61)

 

 

 

8яб0

 

 

 

 

Интегрируя

уравнение (11.61) в пределах изменения угла

от О

до 2л, находим изгибающий момент

от

действия осевых

сил

М0

 

Дці tg у cos2 ср dy

__

Dli tgY

(11.62)

 

 

8л60

 

0

 

 

Суммарный

изгибающий

момент,

возникающий при

перекосе

осей шиннопневматической муфты от действия осевой и боковой деформаций баллона, находим из уравнений (11.52), (11.55) и (11.62)

 

Mv

£>?„

- ) t g Y -

(11.63)

 

12бг

У г л о в у ю

п о д а т л и в о с т ь

— параметр,

характеризу­

ющий способность баллона шиннопневматической муфты компенси­ ровать перекос соединенных ею валов, находим из сопоставления уравнений (П.24) и (11.63)

6 r ( | + w ) " '

(И-64>

Дополнительные нагрузки на валы соединенных муфтой агрегатов, определенные из уравнений (11.35) и (11.63) при давлении воздуха

вбаллоне 8 кгс/см2 , приведены в табл. 12.

Приведенные в таблице нормы допускаемых отклонений от со­ осности валов, соединенных шиннопневматическими муфтами,

Т а б л и ц а 12

Радиальные усилия при эксцен­

Изгибающие моменты при

перекосе

триситете

валов

валов

 

 

Муфты

QR, кгс

 

 

кгс-см

е, мм

V

My,

0,4

560

03' 20"

 

1150

(по нормам)

 

(по нормам)

 

 

ШПМ-500

 

 

 

 

1,5

2100

Г

19700

0,75

1470

0° 04' 30"

 

5800

(по нормам)

 

(по нормам)

 

 

ШПМ-700

 

 

 

 

2,0

3950

74 000


заимствованы из инструкций по монтажу буровых установок, выпу­ скаемых У ралмаш заводом и заводом «Баррикады». Из этой же та­ блицы видно, что при выполнении требований точности монтажа агрегатов в соответствии с нормами на соединяемые муфтами валы действуют -большие дополнительные нагрузки. Фактические откло­ нения от соосности валов на буровых установках превышают допусти­ мые по нормам и достигают 3 мм и 1°. При этом дополнительные нагрузки еще более возрастают.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что компенсирующая способность шиннопневматических муфт, характеризуемая крутиль­ ной, боковой, осевой и угловой податливостью, может быть опре­ делена в каждом конкретном случае с помощью уравнений (II.21), (11.36), (11.49) и (11.64).

Теоретические и экспериментальные исследования ВНИИнефтемаша в 1964—1965 гг. позволили установить относительно низкую податливость шиннопневматических муфт [3]. Таким образом, су­ ществовавшее мнение о большой возможности шиннопневматических муфт компенсировать крутильные колебания валов и их несоос­ ность не подтвердилось.

Для практических расчетов машин и механизмов можно исполь­ зовать параметры муфт, обратные податливости — их жесткость. Величины крутильной, боковой, угловой и осевой жесткости шинно­ пневматических муфт определяют из приведенных ниже зависимо­ стей

1

до •

Пользуясь полученными формулами, легко установить, что экс­ центриситет вала лебедки в комплекте установки БУ-80БрД и вала гидродинамического тормоза, установленного с ней на одной раме, равный 2 мм, даже при использовании шиннопневматической муфты ШПМ-1070 с улучшенными параметрами вызывает появление на консолях этих валов радиальных усилий 2300 кгс. Эти усилия будут изгибать валы и дополнительно нагружать подшипники лебедки

игидротормоза.

Чтобы определить возможность компенсации крутильных коле­ баний муфтой ШПМ-500, достаточно подсчитать, что при нагруже-

нии этой муфты предельным моментом

Мпр = 800

кгс

• м ее угол

закручивания будет равен всего лишь

0,005 рад.

Для

сравнения

следует сказать, что стальной вал диаметром 100 мм и длиной 500 мм под действием такого же момента Мкр = 800 кгс • м закручи-


вается на угол ф = 0,005 рад. Следовательно, крутильная жесткость баллона муфты ШПМ-500 равна крутильной жесткости стального вала диаметром 100 мм и длиной 500 мм.

К о э ф ф и ц и е н т полезного д е й с т в и я ш и н н о п н е в м а т и ч е с к и х муфт

При конструировании буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения и других машин потери энергии в шиннопневматических муфтах ранее не учитывали. Коэффициент полезного действия этих муфт при расчетах энергетического баланса

машины принимали

равным единице. Однако, как

установлено

в [3], величина этого

коэффициента при несоосном

расположении

валов меньше единицы из-за различных потерь энергии. В абсолют­ ных цифрах потери энергии в каждой муфте незначительны, но при последовательном соединении различных агрегатов и передаче боль­ шой мощности эти потери имеют практическое значение.

Несоосность валов у агрегатов, соединенных шиннопневматиче­ ской муфтой, вызывает циклическую деформацию баллона. Энергия, расходуемая на внутреннее трение резины при деформации, снижает к. п. д. муфты. Коэффициент уменьшается еще больше, когда фрик­ ционные колодки муфты проскальзывают по цилиндрической поверх­ ности шкива.

Величина энергии, затраченной на преодоление внутреннего трения в элементах баллона при циклических деформациях резины (гистерезисные потери при переменных нагрузках), снижает к. п. д. примерно на 0,05—0,1% . Однако основные потери в муфте происходят от проскальзывания колодок по поверхности шкива. Проскальзы­ вание может быть из-за превышения величины допускаемого кру­ тящего момента муфты и предельного эксцентриситета ее валов.

Предельным эксцентриситетом муфты следует назвать такой эксцентриситет ее валов, превышение величины которого может вызвать проскальзывание колодок по поверхности шкива. Экс­ центриситет валов муфты приводит к появлению в баллоне деформа­ ций такого же характера, как и при скручивании. Эта деформация вызывает появление тангенциальных сил Ту, стремящихся сдвинуть

фрикционные

колодки

по цилиндрической

поверхности

шкива

(рис. 26, а).

Полезный

крутящий момент,

передаваемый

муфтой,

также создает

тангенциальные силы Г к р , действующие

на

колодки

(рис. 26, б). На одной стороне шкива направление сил

Ту совпадает

с направлением сил Ткр,

а на другой — они

направлены в противо­

положные

стороны.

 

 

 

 

Тангенциальные силы складываются в том случае, когда имеют одно направление. В плоскости, перпендикулярной плоскости экс­ центриситета, эти силы имеют максимальное значение (рис. 26, в). На другой стороне шкива тангенциальные силы равны разнице

между силами, возникающими

от передачи

крутящего момента,

и силами, образующимися от

эксцентриситета

валов.


Определить величину тангенциальных сил, действующих на каждую единицу длины окружности шкива, можно по формуле (11.29). Максимальная тангенциальная сила будет при ф = я/2

71 max

Ае

(11.66)

1 Ф

 

Тангенциальная сила, возникающая при передаче муфтой полез­ ного крутящего момента МкР, из расчета на единицу длины окруж­ ности шкива

2 М К Р

(11.67)

 

Рис. 26. Эпюры тангенциальных сил, действующих на шкив шиннопневматиче­ ской муфты.

а — при эксцентриситете валов; б — от крутящего момента; в — от суммарных танген­

циальных сил.

Суммарная максимальная тангенциальная сила, действующая

на колодки муфты

 

 

2 М к р

(11.68)

 

Ji6K £>gj

 

 

Эпюра суммарных тангенциальных сил показана на рис. 26, в для случая, когда Ткр ] > 7\р. Величину тангенциального усилия от крутящего момента, действующего на колодки муфты, находим

по формуле (П.2),

приняв D B = 1,12

Dm и гц т

= 0 , 5 3

Dm.

Тогда

[ 1 , 1 2 { Р п ~ р 0 ) В и -

ШОпЧО'8]

]imm.

(11.69)

ДОП '

Чтобы не было скольжения колодок, для каждой из них должно быть выдержано условие

Лоп. (11.70) Подставляем значение усилий из формул (11.68) и (11.69) в фор­

мулу (11.70)

 

1 ^ + 2^=li,i2(pn-Po)BK-i86Gn40-s]^,

(И.71)


откуда находим предельную величину эксцентриситета

в„р = {[1,12 п-Ро)Ви-

ШСпЧО-*] [ X m i n -

 

кр \ яД8,бк

(11.72)

лЩ, ]

4 •

 

На рис. 27 приведены кривые зависимости предельного эксцен­

триситета

валов муфты

ШПМ-500 епр от

скорости вращения п и

коэффициента

трения

и. для значения

передаваемого крутящего

момента

Мкр

= 400 кгс

м.

 

емм

Рис, 27. Предельные зна­ чения эксцентриситета ва­ лов муфты ШПМ-500 при

р = 8 кгс/сма и MiКр

400 кгс-м.

fZOO ті,of/мин

Если эксцентриситет муфты е превышает предельную величину епр, то максимальное тангенциальное усилие Г™8*, действующее на часть колодок муфты, будет больше допускаемого. В результате этого каждая колодка, проходя зону максимальных тангенциальных усилий при вращении муфты, будет поочередно проскальзывать по поверхности шкива. Такое проскальзывание будет и в том случае, когда окружное усилие, передаваемое муфтой, меньше предельного допускаемого окружного усилия.

Путь скольжения каждой колодки за один

оборот

муфты

при

Т™ах > Гдоп равен разнице между

суммарным

и

предельным

экс­

центриситетами осей — е п р ) . В соответствии

с

этим скорость

ве­

домой части шиннопневматической

муфты меньше, чем

ведущей

 

-<*пр) '

 

 

(11.73)

 

 

 

 

 

где v1 — окружная скорость поверхности трения ведущей части муфты; i>2 окружная скорость поверхности трения ведомой части муфты.

Снижение величины коэффициента полезного действия шинно­ пневматической муфты пропорционально сокращению скорости вра­ щения ведомого вала из-за проскальзывания колодок

11 = nDm-\-(e — eap)

(П.74)