Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Стрелы прогиба fx и / 2 от работах нагрузок (например, сил Рг и Р2) в каждом конкретном случае определяются по известным мето дам. Стрелы прогиба / 3 и / 4 можно найти из уравнений
u=QR |
al%ti!2)> |
<IV-3> |
где d i i f l , — длина консолей первого и второго валов; / х |
и Z2 — рас |
|
стояние между опорами первого и второго валов; I х и / 2 |
— моменты |
|
инерции первого и второго валов. |
|
|
Зависимость величины радиального усилия QR от эксцентриси |
||
тета валов определяем из формулы |
|
|
Ов = (-^Г- |
+ ^РаВш)еи |
(IV. 4) |
(Dm — диаметр шкива муфты; ра — внутреннее активное давление в баллоне; б к — крутильная податливость муфты).
Дальнейший расчет ведем с учетом наиболее тяжелых условий работы муфты, когда направление эксцентриситета, полученного после монтажа, между осями валов совпадает с направлением про гиба от рабочих нагрузок 2 / i 2- Решая совместно четыре уравнения (IV. 1)—(IV.4), находим
-1 |
|
e J ( a i - H i ) |
і |
(IV.5) |
|
al(a»+l,) |
|||
-3paDv |
т |
|
-г |
|
8кД2 ш 1 |
З Е І 1 |
З Е Г і |
Числитель правой части уравнения представляет собой суммар ный эксцентриситет валов es, состоящий из эксцентриситета, получен ного после монтажа, и геометрической суммы стрел прогиба валов от действия рабочих нагрузок, а ее знаменатель равен сумме радиаль ных податливостей муфты и валов. Отсюда имеем
^ Ъ А Ё Т Ъ (IV-6>
(бг , — боковая податливость муфты в см/кгс; б л , и б Д г —радиальные податливости консолей первого и второго валов в см/кгс).
Перекос валов, |
соединенных муфтой, при передаче крутящего |
||
момента отличается по величине от первоначального перекоса |
после |
||
монтажа. Величина |
перекоса |
валов шиннопневматической |
муфты |
в процессе работы агрегатов ун |
составляется из геометрической суммы |
перекоса после монтажа и перекосов обоих валов от действия рабочих нагрузок и момента Му (см. рис. 65, б)
YH = ( Y + Y I + Y 2 ) - ( Y 8 + Y 4 ) , |
( I V - 7 ) : |
где у |
— угол перекоса после монтажа; ух и у2 |
— углы перекоса кон |
|||||||
солей валов от действия рабочих нагрузок Рг |
и Р2, |
у3 и у4 |
— углы |
||||||
перекоса консолей валов от действия момента |
Му. |
|
|
|
|||||
Углы перекоса уг |
и у2 |
от рабочих |
нагрузок |
(например, |
сил |
Рг |
|||
и Р2) |
в каждом конкретном случае можно найти по известным мето |
||||||||
дам. Углы перекоса |
у3 и у4 на концах |
валов |
можно |
определить |
из |
||||
уравнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Y a ^ Y - ^ T T - 1 ' |
|
|
|
( I V - 8 ) |
|||
|
|
Y 4 |
= Му |
. |
|
|
|
( I V . 9 ) |
Величину изгибающего момента My вычисляем по ранее получен-, ной зависимости
|
" H ^ + w W * |
|
( I V -1 0 ) |
|
(Вм — ширина |
баллона муфты; |
б0 — осевая |
податливость |
муфты). |
Дальнейший |
расчет ведем с |
учетом наиболее тяжелых |
условий |
|
работы муфты, |
когда угол перекоса после |
монтажа суммируется |
с углом перекоса валов от рабочих нагрузок 2 ї і , г - Решая |
совместно |
||||||||
четыре |
уравнения |
(IV.7)—(IV.10), |
находим |
величину Му, |
приняв |
||||
tg VH = |
VH (при Y „ |
^ |
2°) |
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
2 j V b a ± Y |
|
/ y j |
|
|
|
~ / |
j |
_ |
Ч |
\-і |
, ^-г-зві _^ г 2 + 3 а 2 • |
• |
|
|
|
|
8б0 |
1 |
126Z i |
J ^ |
ЗЕІі 1 |
3 £ / 2 |
|
Числитель правой части уравнения представляет собой суммар ный перекос валов ys, состоящий из перекоса, образованного после монтажа, и геометрической суммы перекосов валов от действия рабо чих нагрузок, а ее знаменатель равен сумме угловых податливостей муфты и валов. Отсюда имеем
(8V —- угловая податливость муфты; 8 V l и 8Y 2 — угловые податливости первого и второго валов).
После определения QR и Му дальнейший расчет валов следует вести по известным методам с учетом дополнительных нагрузок.
Направления эксцентриситета и перекоса между осями валов, сое диненных муфтой, могут быть различные. Поэтому при расчете вала необходимо выбрать такой вариант направления эксцентриситета и перекоса, при котором в расчетном сечении будут действовать максимальные изгибающие моменты.
Следует отметить, что на величину эксцентриситета валов es влияет изгибающий момент Му, а на величину угла перекоса ys —
сила QR. Однако отклонение концов консолей валов при этом напра влено в одну сторону, моменты My равны, а жесткость валов примерно одного порядка. В результате изменение es при действии Му неве лико. Поэтому для значительного упрощения расчетов влияние My в формуле (IV.4) не учитывалось. По аналогии с изложенным выше
перекос мало зависит от действия сил QR. |
Поэтому влияние силы |
QR |
|||||||||||
на угол ys |
в формуле (IV. 10) также не учитывалось. |
|
|
|
|
||||||||
П р и м е р н ы й р а с ч е т в а л а ц е п н о г о |
р е д у к т о р а |
||||||||||||
б у р о в о й у с т а н о в к и |
БУ-7_5Бр |
н а |
в ы н о с л и в о с т ь |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
( в а л с о з в е з д о ч к о й |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
z = 46). На рис. 66 |
пока |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
зана расчетная схема валов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
цепного редуктора и насос |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ной трансмиссии, соединен |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ных муфтой ІППМ-700. На |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
первый вал действует |
кру |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тящий |
момент |
Мкр |
= |
|||
|
|
|
|
|
|
|
98 250 кгс • см и сила Рц |
= |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
= |
5060 кгс при |
расчетной |
||||
|
|
|
|
|
|
|
частоте |
вращения |
вала |
||||
|
|
|
|
|
|
|
п = 440 об/мин. Материал |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
вала — сталь 40ХН, |
ат |
= |
||||
|
|
|
|
|
|
|
= |
65 |
кгс/см2 , |
а |
- 1 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
= 4 2 кгс/см2 , т_1 =39 кгс/см2 . |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Расчетный |
диаметр |
вала |
||||
|
|
|
|
|
|
|
d = 10,5 см. Для упроще |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ния расчета принимаем на |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
правление |
действия |
рабо |
||||
|
|
|
|
|
|
|
чих нагрузок в одной |
пло |
|||||
Рис. 66. |
Расчетные |
схемы валов |
цепного |
скости. |
|
|
|
|
|
||||
|
По расчету вала на вы |
||||||||||||
редуктора |
и насосной трансмиссии |
соедпнен- |
носливость без учета дейст |
||||||||||
ных муфтой |
ШПМ-700. |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вия дополнительных |
наг |
|||||
рузок, проведенному по методике ВНИИнефтемаша, запас |
прочности |
||||||||||||
при кручении в сечении Ах, |
равный общему запасу прочности, состав |
||||||||||||
ляет: пв |
= |
Пх = |
7,6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В сечении / — / |
действуют рабочие нагрузки — крутящий и изги |
||||||||||||
бающий моменты Мкр |
и Ми3. |
В соответствии с расчетом в этом сечении |
|||||||||||
запас прочности |
вала на |
изгиб па = 2,14, |
на кручение |
пх = |
4,49 |
и на выносливость пв = 1,93. Стрела прогиба консоли от рабочих
нагрузок первого вала fx = 0,0295 |
см, второго |
вала / 2 |
= 0,0625 см. |
||
Углы поворота осей валов на опорах Ах |
и Л 2 |
от рабочих |
нагрузок |
||
соответственно 7J_ = 0,00072 рад, |
у2 = |
0,00136 рад. |
Для |
расчета |
этого вала с учетом дополнительных |
нагрузок от несоосности и пере |
|||
коса осей формулы |
(IV.4) и (IV.10) |
примут |
вид |
|
п |
(fx + h)- |
г) |
(IV. 13) |
|
|
al(4 + h) |
|
||
|
|
ЗЕ1г |
ЗЕ12 |
|
где Dm |
— 70 см — диаметр шкива муфты; ра |
= |
|
8 кгс/см2 — |
внутрен |
||||||||
нее |
активное давление в |
баллоне; |
б к = |
2 2 8 - Ю - 1 0 1/кгс-см |
— кру |
||||||||
тильная податливость муфты; 1\ = |
605 см4 — момент инерции в сече |
||||||||||||
нии; а-у, а 2 , Zj, Z2 |
— размеры |
валов |
по схемам (см. рис. 65 |
и 66); |
|||||||||
|
|
Mv |
= |
|
( V i - Y i ) ± Y |
|
|
. |
( I V 1 4 > |
||||
|
|
|
860 |
г i26Zi |
j |
^ |
3EIt |
' |
|
3Eh |
|
|
|
(Ba |
= |
20 см —ширина баллона муфты; бо = |
|
172-10"6 см/кгс — осе |
|||||||||
вая |
податливость |
муфты; |
бг , |
= 5 1 - 1 0 " 8 |
см/кгс |
— боковая |
податли |
||||||
вость |
муфты). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При монтаже агрегатов с эксцентриситетом |
е по монтажным нор |
|||||||||||
мам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(0,0295 + 0,0625) ±0,075 |
|
|
|
||||||
|
|
|
-3-8-70 1 - 1 ' |
' |
U H U |
' |
° 8 |
) |
46 |
2 ІІ6 + 1051 |
|||
|
|
V 228 • 10-ю. 702 |
|
О" |
3 • 2,1 -106 |
• 605 ' |
3 • 2,1 • 10* • 500 |
=0,092 ± 0,075
20 • 10-« '
При эксцентриситете е = 1,5 мм
|
|
|
|
п |
0,092 ± 0,15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
V r |
20 • 10-6 • |
|
|
|
|
При монтаже агрегатов с перекосом валов по монтажным нормам |
|||||||||
м |
|
|
|
(0,00136 — 0,00072) ± 0,00135 |
|
_ |
^ |
||
у |
I |
702 |
. |
202 |
\ - i |
68 + 3-41 |
. 105 + |
3-46 |
" |
|
Ч 8 • 172 • 10-6 ' |
12 • 51 • Ю)-6 ^/ |
3-12,13-• 2,1 • 10« • 605 ' |
3 • 2,1 • 10« • 500 |
0,00064 ± 0,00135
~35,7-10-8
При монтажном угле перекоса валов 7 = 1°
м |
0,00064 ± 0,0175 |
т35.7-10-8
После выявления наиболее тяжелых условий нагружения находим величины усилий QR и моментов Му для расчета наиболее опасного сечения АХ
Q |
. _ 0,092 + 0,075 |
|
go . |
|
М у = " |
0,00064 + 0,00135 |
= |
С С „ |
Л |
35,7 • Ю-» |
5570кгс-см. |
Исходные и определяемые величины
Максимальная амплитуда напряже ний изгиба (монтаж по нормам), кгс/см2
То же, при е = 1,5 мм, Y = 1°
Коэффициент эквивалентности из гиба
Эффективный коэффициент концен трации напряжений
Коэффициент состояния поверхно сти
Эквивалентная амплитуда напря жений изгиба (монтаж по нормам),
КГС/СМ2
То же, при е — 1,5 мм, у = 1°
Запас прочности по напряжениям изгиба (монтаж по нормам)
•
То же, при е=1,5 мм, у = 1°
Запас прочности на выносливость (монтаж по нормам)
То же, при е=1,5 мм, у = 1 °
Расчетные формулы и указания |
Числовые |
по выбору |
значения |
ватах- |
М и з |
- |
39 800 |
405 |
|
w ^ |
g g 2 |
||||
|
|
ЛГИЗ |
100 420 |
1020 |
|
|
СТатах |
W»3 |
98,2 |
||
|
|
||||
|
|
|
|
|
0,715 |
|
|
|
|
|
3,65 |
|
По нормативам |
|
|||
|
ВНИИнефтемаша |
|
|||
|
|
|
|
|
0,9 |
оa |
экв = Киоа т а |
х |
= 0,715 • 405 |
290 |
|
|
Ста экв = 0,715-1020 |
729 |
|||
|
0 - ! ^ " |
|
4200-0,9 |
3,57 |
|
П° |
К, |
|
|
3,65 • 290 |
|
ва экв |
|
||||
|
|
|
|
||
|
|
4200-0,9 |
1,42 |
||
|
П ° |
3,65 • 729 |
|||
|
|
||||
|
пап. |
|
|
3,57-76 |
3,22 |
ТІ |
— |
|
|
У 3,572+7,62 |
|
в |
Vn* + n* |
|
|
||
|
|
1,42-7,6 |
1,39 |
||
|
|
/1,422 + 7,62 |
|||
|
В |
|