Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Уравнение баланса энергии, из которого можно определить суммарную работу, затраченную в период включения муфты и пол
ного разгона ведомой системы за общее |
время tpa3, имеет вид |
^ 0 = А р ( 1 ) + Л ( 2 ) + |
А(3). |
Для определения количества тепла, выделяющегося в процессе включения пневматической фрикционной муфты, необходимо найти величину работы Атр, затраченной на преодоление трения за оба периода сцепления, ограниченных временем ісц
(1.19)
о
где Мф — крутящий момент на фрикционной муфте в функции времени, щ — угловая скорость буксования в функции времени.
При интегрировании уравнений (1.11), (1.13)—(1.15), (1.17)— (1.19) возникают трудности, так как функциональные зависимости подынтегральных моментов и угловых скоростей обычно неизвестны.
В |
связи с этим различные методики решения задачи о |
сцеплении |
во |
фрикционных муфтах, встречающиеся в литературе, |
связаны |
с предположениями и допущениями. Хотя это и облегчает интегри рование, но не соответствует действительному процессу включения муфт и, следовательно, приводит к условным результатам.
Решение уравнений относительного движения систем в общем виде, а также частные случаи решения этих уравнений и определения работы буксования фрикционных муфг приведены в [6]. Однако этот метод весьма сложен и неудобен для практического использо вания.
В ряде исследований даются методы приближенного вычисления работы буксования. Например, в [7] приведен расчет работы буксо вания фрикционных муфт гусеничных машин. Однако тяжелые условия работы пневматических фрикционных муфт нефтяных ма шин, передающих значительные мощности при большой частоте включений, не позволяют использовать приближенные методы рас чета.
Исследования шиннопневматических муфт на заводе «Баррикады» в 1965 г. [4], подтвержденные работами ВНИИнефтемаша в 1969— 1971 гг. дали возможность определить второй параметр процесса
сцепления — зависимость угловой скорости буксования муфт |
при |
|||||||
их |
включении |
от времени |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.20) |
|
где |
соб о — начальная |
(максимальная) скорость |
буксования; |
у — |
||||
показатель степени; |
для шиннопневматических |
муфт |
у |
2, |
для |
|||
других типов |
муфт у |
следует |
определять экспериментально. |
|
||||
|
Решение задачи о работе буксования высокоскоростных и тяжело |
|||||||
нагруженных |
пневматических |
фрикционных муфт, |
применяемых |
в |
нефтяной |
промышленности, |
может быть получено в общем виде |
||
с |
помощью |
уравнений |
(1.3), |
(1.19) и |
(1.20) |
|
|
^ = 1 |
M * - k |
« |
* - { } - ( ш > |
После интегрирования и преобразования работа трения за один цикл включения муфты будет
В формуле (1.22) неизвестно время сцепления ^Сц, для опреде ления которого составляем уравнение на оснований графика на рис. 3, б.
Мм.ф ( 2 ) —ЛГустм ... шm„v
(1.23)
Решая уравнение (1.23) совместно с уравнением движения (1.9), находим выражение для определения угловой скорости ведомой части муфты
С 0 2 ( 2 )
После интегрирования и преобразования получаем выражение для вычисления третьего параметра процесса сцепления — угловой скорости вращения муфты в момент сцепления фрикционной пары
^ " М ^ с ц - * ! ) 2 . |
(1-25) |
На основании формулы (1.3)
Подставляем в выражение (1.25) значение tx
М„р I |
МуСТ |
. V |
|
^ ^ { ^ - - щ г Ч |
• |
(1-27> |
Как показали исследования [4], при дизельном приводе угловая скорость в момент сцепления сос ц в значительной степени опреде ляется началом и интенсивностью подачи топлива, т. е. зависит от индивидуальных особенностей оператора. Поэтому величина сос ц имеет большой диапазон значений
ю с ц = (0,2Ч-0,6)соу С г . |
(1.28) |
При электрическом приводе буровых лебедок от асинхронных электродвигателей разгон ведомой системы из состояния покоя
до угловой скорости установившегося движения должен осуще ствляться при постоянно включенной муфте. Однако на практике не единичны случаи, когда для этой цели используется оператив ная муфта. Включение привода насосов, генераторов, компрессоров
идругих машин осуществляется с помощью муфт. Исследованиями ВНИИнефтемаша показано, что в этом случае
<»сц = (0,54 |
-0,8) ©уст- |
|
(1-29) |
|
Для расчета тепловых потерь |
в муфте |
величину угловой ско |
||
рости в момент сцепления |
с достаточной |
для практических |
целей |
|
точностью можно принять |
© с ц = 0,5 соу с т . Из уравнения |
(1.27) |
находим выражение для вычисления четвертого параметра процесса
сцепления — времени |
сцепления оперативной |
муфты £ с ц |
|
|||
|
МуСТ |
|
|
|
|
|
Результаты определения времени сцепления по формуле |
(1.30) |
|||||
действительны, когда |
Мпр >• Муст |
и tcix =5 tB. |
|
|
|
|
Рациональное время, буксования оперативных муфт буровых |
||||||
лебедок tcix, по данным |
[4] и экспериментальных работ ВНИИнефте |
|||||
маша, находится в пределах 2—4 с. Подставляя |
значения |
£с ц в фор |
||||
мулу (1.22), находим величину работы трения за период |
включения |
|||||
муфты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Муфты в приводе буровых лебедок при подъеме бурильных |
труб |
|||||
из скважины передают момент Муст, |
уменьшающийся |
с каждой |
под |
|||
нятой свечой. При характеристике |
привода, близкой |
к |
сериесной, |
угловая скорость этой муфты будет увеличиваться пропорционально сокращению момента. Анализ формулы (1.31) показывает, что, на пример, при уменьшении момента Муст в 2 раза и соответствующем увеличении угловой скорости соу с т величина работы трения умень
шается |
примерно на 10% . Первоначальная |
скорость буксования |
|
(»б0 с уменьшением нагрузки на крюке обычно увеличивается |
опера |
||
тором |
на 5—15% , поэтому можно принять, |
что величина |
работы |
трения за каждый цикл включения муфты, работающей с дизель-
гидравлическим |
или электрическим приводом |
постоянного тока |
|||
при диапазоне |
регулирования до 2, будет постоянной. |
|
|||
Величина работы трения по уравнению (1.31) |
соответствует |
||||
количеству |
тепла |
(?ц , выделяющемуся за один |
цикл |
включения, |
|
и может быть использована при тепловом расчете муфты. |
|||||
Работу |
трения, |
совершенную движущимися |
частями машины |
в процессе выключения муфты, можно рассчитать по той же методике,
по |
которой определяли |
работу |
трения при ее включении. |
Следует |
учесть, что применение |
устройств для ускорения выхода |
воздуха |
||
из |
пневматических камер в |
атмосферу (клапанов-разрядников) |
позволяет сократить это время в 2—3 раза по сравнению со временем наполнения. В результате этого, а также в связи с меньшим значе нием крутящего момента работа трения при выключении муфты будет в несколько раз меньше, чем при включении.
Износ трущихся деталей пневматических фрикционных муфт зависит в основном от удельной работы буксования во время вклю чения и выключения привода или от удельной мощности буксования. Величина средней удельной работы буксования определяется из отношения
|
ЛЛт р = |
4 ^ |
; |
' |
(1.32) |
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
средняя |
удельная мощность |
буксования |
|
|
||
|
A N ^ |
7 |
^ |
f |
|
<U3> |
Здесь |
— поверхность трения муфты; |
+ t2) — время буксо |
||||
вания. |
|
|
|
|
|
|
|
З а п а с |
муфты по |
к р у т я щ е м у |
м о м е н т у |
Для обеспечения сцепления фрикционной пары при включении привода и разгона ведомой системы машины до угловой скорости установившегося движения муфта должна иметь запас по крутящему моменту. Коэффициентом запаса Км называется отношение предель ного момента, который может передать муфта, к моменту сопроти вления ведомой системы при установившемся движении. Этот коэф фициент равен произведению коэффициентов, отражающих условия работы муфты в период ее включения. Величина коэффициента за паса должна быть больше единицы
где — коэффициент динамичности нагружения муфты при вклю чении; К у. — коэффициент стабильности коэффициента трения; Кв — коэффициент вынужденного увеличения расчетного крутящего мо мента муфты при замедленном наполнении ее камеры воздухом.
Целесообразность выбора того или иного типа муфты при кон струировании машины можно проверить, рассчитав ее на:
—способность разогнать ведомую систему до угловой скорости установившегося движения в заданное время;
—динамичность нагружения ведомой системы.
Чтобы выполнить этот расчет, необходимо определить каждую из составляющих коэффициента запаса муфты. Основная из них — коэффициент динамичности — зависит как от параметров муфты, так и от параметров машины. При отсутствии зазоров в звеньях ведомой системы и при абсолютной жесткости ее элементов величину
коэффициента динамичности можно найти, используя уравнения (1.26) и (1.30)
|
В уравнении (1.35) к параметрам муфты относятся предельный |
|||||
момент муфты |
Мпр и общее время |
наполнения |
камеры воздухом |
|||
tE, |
а к параметрам машины — момент инерции |
ведомой |
системы |
|||
/ 2 , |
угловая скорость установившегося движения соу с т и |
момент |
||||
сопротивления |
ведомой |
системы |
Муст. |
|
жестко |
|
|
На практике ведомые |
системы не обладают абсолютной |
стью, а между их звеньями нередко имеются зазоры. Например, между элеватором, подвешенным на штропах подъемного механизма буровой установки, и замковой муфтой трубы бурильной колонны, удерживаемой клиновым захватом, есть зазоры. В пружинном меха низме крюка зазоры достигают 180—200 мм.
Чтобы выбрать эти зазоры, на барабанный вал лебедки следует намотать 1,5—2 м талевого каната перед началом подъема колонны. Поэтому при включении муфты ее фрикционное устройство преодо левает в начале сопротивление маховых масс барабанного вала и талевой системы и только примерно через один оборот подхваты вает колонну и начинает поднимать ее. Податливость элементов подъемного механизма влияет на динамику нагружения пневмати ческой фрикционной муфты, при этом уменьшается величина коэффицинта динамичности Кл.
Коэффициент стабильности коэффициента трения К^, определяе мый как отношение максимального значения коэффициента трения к минимальному, оказывает большое влияние на предельный кру тящий момент муфты и тем самым на коэффициент запаса по моменту. Коэффициент Ку., например для материалов 6КХ-1 и ФК-24А, кото рые могут быть использованы для колодок пневматических фрикцион
ных |
муфт, по данным |
[7] изменяется в пределах 1,21—1,36. Вели |
чина |
при расчете |
должна быть определена после анализа до |
стоверности коэффициента трения фрикционной пары и изучения условий эксплуатации муфты в отношении влияния на нее тепло вого режима и возможности попадания различных масел на поверх ность трёния фрикционного устройства.
Коэффициент вынужденного увеличения расчетного крутящего момента Къ значительно влияет на габаритные размеры и вес муфты. Наибольший крутящий момент, передаваемый оперативной муфтой при эксплуатации, возникает и действует при включении привода, в конце процесса сцепления. Если в этот период ее камера запол
нена воздухом |
до давления рп, равного давлению в пневмосистеме, |
||
то при расчете достаточно принять предельный момент МпР |
равным |
||
произведению наибольшего момента в процессе сцепления |
М с ц на |
||
коэффициент |
К^. |
|
|
Однако при излишне большом времени tB |
в период сцепления, |
||
камера не успевает заполниться воздухом до |
расчетного |
давления |
2-і