Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
рп. При этом трущиеся поверхности прижимаются друг к другу с усилием, значительно меньшим, чем необходимо для передачи предельного момента. В результате этого в конце периода сцепления, т. е. когда муфта должна передавать наибольший момент, равный Мсц> о н а н е может его развить из-за незаполненности камеры воз духом. Это приводит к необходимости повышения при расчете ко эффициента запаса по моменту и к увеличению габаритных раз меров и веса муфты. Исследования ВНИИнефтемаша показали, что
коэффициент Къ |
равен |
отношению времени наполнения |
камеры |
муфты воздухом |
ко времени сцепления |
|
|
|
|
Кв=-±-5*1. |
(1.36) |
Время заполнения |
пневматической камеры воздухом |
зависит |
|
в первую очередь от ее объема, а также от сопротивлений в |
системе |
пневмоуправления. Излишне большой объем камеры является од ной из основных причин увеличения коэффициента Кв и удельного расхода воздуха.
Рациональность использования объема камеры может характери
зовать удельный крутящий |
момент муфты M y , равный отношению |
|
предельного момента Мпр |
к объему |
камеры VK |
|
My-р.. |
(1.37) |
|
' |
к |
В табл. 1 показаны величины объемов камер и удельных кру тящих моментов различных муфт. Как видно из этой таблицы, наилучшие показатели имеют пневмокамерные (вентилируемые) муфты с цилиндрическим фрикционным устройством. Практика эксплуатации муфт подтверждает этот вывод.
Чтобы дать представление о влиянии продолжительности запол нения камер воздухом на вес муфт, в табл. 2 приведены примерные
Т а б л и ц а 1
Предельный кру
Муфта тящий момент Мпр, кгс-м
Объем воздуш ной камеры V
л
Удельный кру тящий момент My, к г с - м / л
ШПМ-300 |
200 |
1,3 |
154 |
ШПМ-500 |
800 |
5,5 |
145 |
ШПМ-700 |
2500 |
17,5 |
147 |
ШПМ-1070 |
5400 |
30 |
180 |
16СВ500 |
580 |
2,2 |
264 |
26СВ525 |
1500 |
4,1 |
366 |
24VC650 |
2200 |
3,2 |
690 |
38VC1200 |
11000 |
13,5 |
815 |
46VC1200 |
14700 |
19,2 |
765 |
П р и м е |
ч а н и я : 1. Описание конструкции и параметры муфт приведены |
|
в главе I I . |
2. Предельные |
крутящие моменты муфт рассчитаны при давле |
нии воздуха в их камерах, |
равном 7 кгс/см*. |
веса, |
которые |
должны иметь баллоны шиннопневматических муфт |
||||||||||||
с |
предельными |
моментами от |
1000 |
до 5000 кгс |
• м |
в |
зависимости |
|||||||
от |
величины |
коэффициента |
|
Кв. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
||
М п р , |
кгс-м |
|
|
|
Вес баллонов муфт, кг |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
* Г В = 1 , 2 |
К в = 1 , 4 |
к г , = |
1,6 |
К н |
= |
1,8 |
К в = |
2 |
||
|
1000 |
21 |
24 |
|
|
27 |
30 |
|
|
34 |
|
36 |
|
|
|
2000 |
36 |
41 |
|
|
45 |
50 |
|
|
56 |
|
|
|
|
|
3000 |
48 |
55 |
|
|
62 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4000 |
60 |
68 |
|
|
76 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5000 |
71 |
81 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из табл. 2 видно, что шиннопневматическая муфта с предель |
|||||||||||||
ным |
моментом |
Мпр |
= 2000 |
кгс • м |
при |
коэффициенте |
Кв |
= |
1,0 |
|||||
имеет вес 36 кг, а при Къ = |
2 (например, при tB |
= 8 |
с и |
£с ц |
= 4 |
с) |
она работает по-существу как оперативная муфта с предельным моментом М п р = 1000 кгс • м, т. е. в 2 раза ниже своих возможно стей. Если же эта муфта будет смонтирована на машине с целью передавать момент 2000 кгс • м, то время сцепления ее фрикцион ной пары увеличится с 4 примерно до 7 с. В результате муфта будет буксовать при включении дольше, чем это допустимо для оператив ных муфт. Если она будет работать при повторно-кратковременном режиме включения, то в результате перегрева преждевременно выйдет из строя.
Неоперативные муфты, включаемые менее 5 раз в 1 ч, например муфты привода буровых насосов, могут буксовать более длительное время по сравнению с оперативными, поэтому коэффициент их за паса Кка может не учитывать время наполнения камер воздухом. Повышенный нагрев деталей неоперативных муфт за один цикл включения компенсируется' охлаждением в интервале между цик лами, увеличенном по времени
КЫК = КЛК^. |
(1.38) |
Фактические коэффициенты запаса Км оперативных муфт лебе док ряда буровых установок приведены в табл. 3.
Необходимо отметить, что за коэффициент запаса муфты во многих работах принимают различные понятия. Например в [1], коэффициентом запаса называется отношение предельного момента муфты к действующему, который должен обеспечить подъем макси мального груза. Причем величина этого коэффициента для большин ства оперативных муфт лебедок отечественных и ряда зарубежных буровых установок, приведенных в этой же работе, меньше единицы (0,53; 0,629; 0,785 и т. д.). В этом определении есть противоречие,
Т а б л и ц а З
|
|
|
Буровые установки |
||
Параметры |
|
|
|
БУ - 80БрД |
|
|
|
БУ-50БРД |
БУ-75БР |
||
Оперативная муфта лебедки |
2ШПМ-700 |
ШПМ-1070 |
ШПМ-1070 |
||
Крутящий момент (по первому слою |
|
|
|
|
|
навивки) Муст в кгс • м при нагрузке: |
|
2400 |
3500 |
4500 |
|
номинальной |
• • |
|
|||
максимальной |
|
3400 |
4700 |
7900 |
|
Передаваемый муфтой предельный мо |
|
|
|
|
|
мент Мпр в кгс-м при: |
|
5000 |
5400 |
5400 |
|
р п = 7 кгс/см2 |
і . . . |
|
|||
р п = 9 кгс/см2 |
|
6400 |
7100 |
7100 |
|
Коэффициент запаса Кы при нагрузке: |
2,08 и 2,66 |
1,54и2,03 |
1,2 и 1,58 |
||
номинальной |
|
||||
максимальной |
|
1,47 и 1,88 |
1,15 и 1,51 |
1,0* |
|
* Минимальный |
коэффициент запаса К м = |
1,0 |
оперативной |
муфты лебедки БУ - 80БрД |
|
при максимальной |
нагрузке может быть обеспечен |
только при давлении воздуха в камере |
|||
р п = 1 0 кгс/см2 . |
|
|
|
|
|
так как при коэффициенте запаса муфты по моменту, меньшем еди ницы, привести в движение ведомую систему машины невозможно.
В [7, 10] введены понятия о коэффициенте запаса муфты без объяснения его значения, но в обоих случаях величина этого ко эффициента рекомендуется большей чем, единица (1,3—2,5 и 1,25— 3,5 соответственно). Однако методика определения этого коэффи циента не приводится. В [5] коэффициентом запаса муфты назван коэффициент, учитывающий нестабильность коэффициента трения. Величина его рекомендуется в пределах 1,1—1,15.
М е т о д и к а р а с ч е т а п а р а м е т р о в и выбор муфт
При конструировании машины и оснащении ее пневматическими фрикционными муфтами необходимо в первую очередь определить их назначение и режим эксплуатации каждой муфты. В зависи мости от этого в конкретном случае к муфтам предъявляются особые технические требования. Режим эксплуатации, определяемый в ос новном частотой включений, влияет на расчет параметров, поэтому он положен в основу методики выбора с той целью, чтобы обеспе чить необходимую работоспособность муфты.
Исходные данные для расчета. К исходным данным, которые необходимы для расчета муфты, относятся:
назначение муфты и режим ее эксплуатации (частота включений); величина крутящего момента, передаваемого муфтой при устано
вившемся движении и заданных режимах эксплуатации; угловые скорости вращения ведомого вала при установившемся
движении после окончания периода включения для каждого режима эксплуатации;
допускаемые пределы динамичности нагружения ведомой |
си |
|
стемы |
при включении муфты; |
|
величина маховых масс ведомой системы, приведенная к |
оси |
|
вала |
муфты; |
|
давление в пневмосистеме управления и вероятное время за полнения камеры муфты воздухом;
необходимая долговечность муфты; необходимая податливость муфты в зависимости от назначения.
После предварительного выбора типа муфты следует определить ориентировочный коэффициент запаса по моменту с учетом характе ристик машины и муфты по формуле
Км = КЛК^КВ.
Определив моменты сопротивления при установившемся движе нии для каждого режима и ориентировочный коэффициент запаса, находим в первом приближении предельный момент муфты
М пр ~ КшМуо,т.
По предельному моменту уточняем необходимый типоразмер
муфты по характеристикам, приведенным в главах |
I I п |
I I I . |
|
|||||
Второй этап расчета муфты ведется на основании |
характеристики |
|||||||
машины и параметров принятого типоразмера |
муфты. |
|
|
|||||
Для каждого режима эксплуатации определяем: |
|
|
|
|||||
коэффициент динамичности нагружения муфты по формуле |
||||||||
стабильность |
коэффициента |
трения фрикционной |
пары |
Кц) |
||||
время заполнения муфты воздухом с учетом объема камеры и |
||||||||
сопротивлений |
в воздухопроводе tB; |
|
|
|
|
|
|
|
время сцепления фрикционной пары муфты |
|
|
|
|
|
|||
коэффициент |
вынужденного |
увеличения |
запаса |
по |
моменту |
Кв; |
||
фактический |
коэффициент запаса муфты |
по |
моменту |
Кы. |
|
Проверяется соответствие полученных результатов расчета с нор мами. Если по расчету коэффициент динамичности нагружения муфты и время сцепления фрикционной пары находятся в пределах
рекомендованных |
норм, то |
рассчитывают |
муфту |
на долговечность |
в соответствии с |
методикой, |
изложенной |
в главе |
I I . В противном |
случае выбирается другой типоразмер муфты и расчет повторяют. Учитывая отсутствие в литературе методических указаний о выборе пневматических фрикционных муфт для нефтяных машин и меха низмов, ниже дается пример расчета.
Расчет муфты буровой установки. Необходимо выбрать и рас считать муфту, предназначенную для оперативного включения
привода подъемного механизма буровой установки БУ-80БрД с дизельгидравлическим приводом. Муфта должна быть смонтирована на валу барабана лебедки. Исходные данные для расчета определяем с учетом параметров установки по нормали Н900—66.
Мощность на крюке, л. с |
|
|
|
600 |
|
Скорость подъема бурильной колонны, м/с: |
|
|
2 |
||
весом 22,5 тс с частотой включения муфты 60 раз в 1 ч |
|||||
весом 80 тс с частотой включения муфты 40 |
раз |
в і ч |
0,56 |
||
весом 140 тс с частотой включения муфты 5 |
раз |
в і ч |
0,32 |
||
Крутящий момент в кгс • м, передаваемый муфтой при подъ |
|
||||
еме бурильной колонны весом, тс |
|
|
|
||
22,5 |
|
|
|
|
1280 |
80 |
|
|
|
|
4430 |
140 |
установившегося движения |
муфты |
С0уСТ |
8100 |
|
Угловые скорости |
|
||||
в рад/с при подъеме бурильной колонны весом, тс: |
|
40 |
|||
22,5 |
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
11,5 |
140 |
коэффициент |
динамичности |
нагруження |
6,3 |
|
Ориентировочный |
|
||||
муфты Кд при скорости подъема бурильной колонны, м/с: |
1,7 |
||||
2 |
|
|
|
|
|
0,56 |
|
|
|
|
1,2 |
0,32 |
|
стабильности коэффициента |
1 |
||
Ориентировочный коэффициент |
1,2 |
||||
трения |
коэффициент |
вынужденного |
увеличения |
||
Ориентировочный |
2 |
||||
расчетного крутящего момента Кв |
|
|
|||
Маховые массы ведомой системы |
установки (расчетные) 12 , |
65 |
|||
КГС • М2 • С2 |
|
|
|
|
Для муфты барабанного вала вопросы компенсации неточности монтажа не рассматриваются (см. главу I I ) .
Ориентировочные коэффициенты запаса по моменту!
* и И = £ д В Д = 1,7-1,2-2 = 4,1 Кьт = £ Д В Д , = 1,2 • 1,2 • 2 = 2,87 КиШ = КлК,Кв = 1 . 1 , 2 . 1 = 1,2
Необходимые величины предельных моментов муфты в первом приближении
ЛГ„ Р М = 4,1.1280 = 5250 кгс-м Л/пр-8о = 2,88 • 4430 = 12 700 кгс • м M n p l 4 0 = 1,2-8100= 9700 к г с м
На основании предварительных данных по расчету выбираем шиннопневматическую муфту МШ-1070 (параметры муфты приведены в главе I I ) . Предельные моменты этой муфты при соответствующей частоте вращения равны 10500, 11400 и 11500 кгс • м.
Время заполнения камеры воздухом по расчету tB — 8 с.