Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рп. При этом трущиеся поверхности прижимаются друг к другу с усилием, значительно меньшим, чем необходимо для передачи предельного момента. В результате этого в конце периода сцепления, т. е. когда муфта должна передавать наибольший момент, равный Мсц> о н а н е может его развить из-за незаполненности камеры воз­ духом. Это приводит к необходимости повышения при расчете ко­ эффициента запаса по моменту и к увеличению габаритных раз­ меров и веса муфты. Исследования ВНИИнефтемаша показали, что

коэффициент Къ

равен

отношению времени наполнения

камеры

муфты воздухом

ко времени сцепления

 

 

 

Кв=-±-5*1.

(1.36)

Время заполнения

пневматической камеры воздухом

зависит

в первую очередь от ее объема, а также от сопротивлений в

системе

пневмоуправления. Излишне большой объем камеры является од­ ной из основных причин увеличения коэффициента Кв и удельного расхода воздуха.

Рациональность использования объема камеры может характери­

зовать удельный крутящий

момент муфты M y , равный отношению

предельного момента Мпр

к объему

камеры VK

 

My-р..

(1.37)

 

'

к

В табл. 1 показаны величины объемов камер и удельных кру­ тящих моментов различных муфт. Как видно из этой таблицы, наилучшие показатели имеют пневмокамерные (вентилируемые) муфты с цилиндрическим фрикционным устройством. Практика эксплуатации муфт подтверждает этот вывод.

Чтобы дать представление о влиянии продолжительности запол­ нения камер воздухом на вес муфт, в табл. 2 приведены примерные

Т а б л и ц а 1

Предельный кру­

Муфта тящий момент Мпр, кгс-м

Объем воздуш­ ной камеры V

л

Удельный кру­ тящий момент My, к г с - м / л

ШПМ-300

200

1,3

154

ШПМ-500

800

5,5

145

ШПМ-700

2500

17,5

147

ШПМ-1070

5400

30

180

16СВ500

580

2,2

264

26СВ525

1500

4,1

366

24VC650

2200

3,2

690

38VC1200

11000

13,5

815

46VC1200

14700

19,2

765

П р и м е

ч а н и я : 1. Описание конструкции и параметры муфт приведены

в главе I I .

2. Предельные

крутящие моменты муфт рассчитаны при давле­

нии воздуха в их камерах,

равном 7 кгс/см*.


веса,

которые

должны иметь баллоны шиннопневматических муфт

с

предельными

моментами от

1000

до 5000 кгс

• м

в

зависимости

от

величины

коэффициента

 

Кв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

М п р ,

кгс-м

 

 

 

Вес баллонов муфт, кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Г В = 1 , 2

К в = 1 , 4

к г , =

1,6

К н

=

1,8

К в =

2

 

1000

21

24

 

 

27

30

 

 

34

 

36

 

 

2000

36

41

 

 

45

50

 

 

56

 

 

 

 

3000

48

55

 

 

62

70

 

 

 

 

 

 

 

4000

60

68

 

 

76

 

 

 

 

 

 

 

 

5000

71

81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из табл. 2 видно, что шиннопневматическая муфта с предель­

ным

моментом

Мпр

= 2000

кгс • м

при

коэффициенте

Кв

=

1,0

имеет вес 36 кг, а при Къ =

2 (например, при tB

= 8

с и

£с ц

= 4

с)

она работает по-существу как оперативная муфта с предельным моментом М п р = 1000 кгс • м, т. е. в 2 раза ниже своих возможно­ стей. Если же эта муфта будет смонтирована на машине с целью передавать момент 2000 кгс • м, то время сцепления ее фрикцион­ ной пары увеличится с 4 примерно до 7 с. В результате муфта будет буксовать при включении дольше, чем это допустимо для оператив­ ных муфт. Если она будет работать при повторно-кратковременном режиме включения, то в результате перегрева преждевременно выйдет из строя.

Неоперативные муфты, включаемые менее 5 раз в 1 ч, например муфты привода буровых насосов, могут буксовать более длительное время по сравнению с оперативными, поэтому коэффициент их за­ паса Кка может не учитывать время наполнения камер воздухом. Повышенный нагрев деталей неоперативных муфт за один цикл включения компенсируется' охлаждением в интервале между цик­ лами, увеличенном по времени

КЫК = КЛК^.

(1.38)

Фактические коэффициенты запаса Км оперативных муфт лебе­ док ряда буровых установок приведены в табл. 3.

Необходимо отметить, что за коэффициент запаса муфты во многих работах принимают различные понятия. Например в [1], коэффициентом запаса называется отношение предельного момента муфты к действующему, который должен обеспечить подъем макси­ мального груза. Причем величина этого коэффициента для большин­ ства оперативных муфт лебедок отечественных и ряда зарубежных буровых установок, приведенных в этой же работе, меньше единицы (0,53; 0,629; 0,785 и т. д.). В этом определении есть противоречие,


Т а б л и ц а З

 

 

 

Буровые установки

Параметры

 

 

 

БУ - 80БрД

 

 

БУ-50БРД

БУ-75БР

Оперативная муфта лебедки

2ШПМ-700

ШПМ-1070

ШПМ-1070

Крутящий момент (по первому слою

 

 

 

 

навивки) Муст в кгс • м при нагрузке:

 

2400

3500

4500

номинальной

• •

 

максимальной

 

3400

4700

7900

Передаваемый муфтой предельный мо­

 

 

 

 

мент Мпр в кгс-м при:

 

5000

5400

5400

р п = 7 кгс/см2

і . . .

 

р п = 9 кгс/см2

 

6400

7100

7100

Коэффициент запаса Кы при нагрузке:

2,08 и 2,66

1,54и2,03

1,2 и 1,58

номинальной

 

максимальной

 

1,47 и 1,88

1,15 и 1,51

1,0*

* Минимальный

коэффициент запаса К м =

1,0

оперативной

муфты лебедки БУ - 80БрД

при максимальной

нагрузке может быть обеспечен

только при давлении воздуха в камере

р п = 1 0 кгс/см2 .

 

 

 

 

 

так как при коэффициенте запаса муфты по моменту, меньшем еди­ ницы, привести в движение ведомую систему машины невозможно.

В [7, 10] введены понятия о коэффициенте запаса муфты без объяснения его значения, но в обоих случаях величина этого ко­ эффициента рекомендуется большей чем, единица (1,3—2,5 и 1,25— 3,5 соответственно). Однако методика определения этого коэффи­ циента не приводится. В [5] коэффициентом запаса муфты назван коэффициент, учитывающий нестабильность коэффициента трения. Величина его рекомендуется в пределах 1,1—1,15.

М е т о д и к а р а с ч е т а п а р а м е т р о в и выбор муфт

При конструировании машины и оснащении ее пневматическими фрикционными муфтами необходимо в первую очередь определить их назначение и режим эксплуатации каждой муфты. В зависи­ мости от этого в конкретном случае к муфтам предъявляются особые технические требования. Режим эксплуатации, определяемый в ос­ новном частотой включений, влияет на расчет параметров, поэтому он положен в основу методики выбора с той целью, чтобы обеспе­ чить необходимую работоспособность муфты.

Исходные данные для расчета. К исходным данным, которые необходимы для расчета муфты, относятся:

назначение муфты и режим ее эксплуатации (частота включений); величина крутящего момента, передаваемого муфтой при устано­

вившемся движении и заданных режимах эксплуатации; угловые скорости вращения ведомого вала при установившемся

движении после окончания периода включения для каждого режима эксплуатации;


допускаемые пределы динамичности нагружения ведомой

си­

стемы

при включении муфты;

 

величина маховых масс ведомой системы, приведенная к

оси

вала

муфты;

 

давление в пневмосистеме управления и вероятное время за­ полнения камеры муфты воздухом;

необходимая долговечность муфты; необходимая податливость муфты в зависимости от назначения.

После предварительного выбора типа муфты следует определить ориентировочный коэффициент запаса по моменту с учетом характе­ ристик машины и муфты по формуле

Км = КЛК^КВ.

Определив моменты сопротивления при установившемся движе­ нии для каждого режима и ориентировочный коэффициент запаса, находим в первом приближении предельный момент муфты

М пр ~ КшМуо,т.

По предельному моменту уточняем необходимый типоразмер

муфты по характеристикам, приведенным в главах

I I п

I I I .

 

Второй этап расчета муфты ведется на основании

характеристики

машины и параметров принятого типоразмера

муфты.

 

 

Для каждого режима эксплуатации определяем:

 

 

 

коэффициент динамичности нагружения муфты по формуле

стабильность

коэффициента

трения фрикционной

пары

Кц)

время заполнения муфты воздухом с учетом объема камеры и

сопротивлений

в воздухопроводе tB;

 

 

 

 

 

 

время сцепления фрикционной пары муфты

 

 

 

 

 

коэффициент

вынужденного

увеличения

запаса

по

моменту

Кв;

фактический

коэффициент запаса муфты

по

моменту

Кы.

 

Проверяется соответствие полученных результатов расчета с нор­ мами. Если по расчету коэффициент динамичности нагружения муфты и время сцепления фрикционной пары находятся в пределах

рекомендованных

норм, то

рассчитывают

муфту

на долговечность

в соответствии с

методикой,

изложенной

в главе

I I . В противном

случае выбирается другой типоразмер муфты и расчет повторяют. Учитывая отсутствие в литературе методических указаний о выборе пневматических фрикционных муфт для нефтяных машин и меха­ низмов, ниже дается пример расчета.

Расчет муфты буровой установки. Необходимо выбрать и рас­ считать муфту, предназначенную для оперативного включения


привода подъемного механизма буровой установки БУ-80БрД с дизельгидравлическим приводом. Муфта должна быть смонтирована на валу барабана лебедки. Исходные данные для расчета определяем с учетом параметров установки по нормали Н900—66.

Мощность на крюке, л. с

 

 

 

600

Скорость подъема бурильной колонны, м/с:

 

 

2

весом 22,5 тс с частотой включения муфты 60 раз в 1 ч

весом 80 тс с частотой включения муфты 40

раз

в і ч

0,56

весом 140 тс с частотой включения муфты 5

раз

в і ч

0,32

Крутящий момент в кгс • м, передаваемый муфтой при подъ­

 

еме бурильной колонны весом, тс

 

 

 

22,5

 

 

 

 

1280

80

 

 

 

 

4430

140

установившегося движения

муфты

С0уСТ

8100

Угловые скорости

 

в рад/с при подъеме бурильной колонны весом, тс:

 

40

22,5

 

 

 

 

80

 

 

 

 

11,5

140

коэффициент

динамичности

нагруження

6,3

Ориентировочный

 

муфты Кд при скорости подъема бурильной колонны, м/с:

1,7

2

 

 

 

 

0,56

 

 

 

 

1,2

0,32

 

стабильности коэффициента

1

Ориентировочный коэффициент

1,2

трения

коэффициент

вынужденного

увеличения

Ориентировочный

2

расчетного крутящего момента Кв

 

 

Маховые массы ведомой системы

установки (расчетные) 12 ,

65

КГС • М2 • С2

 

 

 

 

Для муфты барабанного вала вопросы компенсации неточности монтажа не рассматриваются (см. главу I I ) .

Ориентировочные коэффициенты запаса по моменту!

* и И = £ д В Д = 1,7-1,2-2 = 4,1 Кьт = £ Д В Д , = 1,2 • 1,2 • 2 = 2,87 КиШ = КлК,Кв = 1 . 1 , 2 . 1 = 1,2

Необходимые величины предельных моментов муфты в первом приближении

ЛГ„ Р М = 4,1.1280 = 5250 кгс-м Л/пр-8о = 2,88 • 4430 = 12 700 кгс • м M n p l 4 0 = 1,2-8100= 9700 к г с м

На основании предварительных данных по расчету выбираем шиннопневматическую муфту МШ-1070 (параметры муфты приведены в главе I I ) . Предельные моменты этой муфты при соответствующей частоте вращения равны 10500, 11400 и 11500 кгс • м.

Время заполнения камеры воздухом по расчету tB 8 с.