Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
из перекрещивающихся слоев обрезиненного корда. Каждый слой корда представляет собой ряд параллельных нитей, покрытых сы рой резиной. При сборке изделия слои обрезиненного корда на кладывают друг на друга под определенным углом и после прида ния изделию необходимой конфигурации вулканизируют.
Резина и корд, входящие в конструкцию изделия, имеют различ ные жесткости, отличающиеся почти в 1000 раз. Например, модуль упругости резины находится в пределах 10—50 кгс/см2 , а модуль продольной упругости текстильного корда равен примерно 10 000— 20 000 кгс/см2 . Поэтому деформация элемента стенки изделия, связанная с удлинением нитей, ничтожна по сравнению с деформа цией, при которой изменяются углы ромбиков, образованные ни тями соседних слоев корда.
При расчете резино-кордных конструкций их можно рассматри вать как нерастяжимые сетки с ромбическими ячейками и считать, что:
нити корда нерастяжимы; деформации корда возможны только при изменении угла между
нитями его соседних слоев; напряжения в резине ничтожны по сравнению с напряжениями
внитях корда;
деформации ромбов происходят практически без затраты энергии. Для изготовления корда пневматических фрикционных муфт применяют ткани с основой из хлопчатобумажных, вискозных и капроновых нитей. Во всех случаях уток берется из хлопчато бумажной пряжи. Наиболее распространены корды на основе ви
скозных нитей по ГОСТ 72661—69.
В табл. 6 приведена краткая техническая характеристика корд
ной вискозной |
ткани. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
б |
|
|
Толщина |
основы |
Разрывная на |
Удлинение осно |
Номер пряжи |
|
|
|
Марки |
грузка на одну |
(уток-пряжа |
Вес 1 м2 |
|||||
ткани |
(вискозных корд |
нить основы, |
вы при нагрузке |
хлопчато |
ткани, г |
|||
|
ных нитей), мм |
кгс (не менее) |
i,& кгс, % |
бумажная) |
|
|
||
13 В |
0,67 ± |
0,03 |
13,0 |
3,5 ± |
0,5 |
40 |
420 ± |
20 |
17 В |
0,67 ± |
0,03 |
17,0 |
3,5 ±0,5 |
40 |
420 ± 2 0 |
||
18 В |
0,88 ± 0 03 |
18,0 |
3,5 ±0,5 |
40 |
570 ± 2 5 |
|||
23 В |
0,88 ± |
0,03 |
23,0 |
3,5 ± |
0,5 |
40 |
570 ± 25 |
|
Ф р и к ц и о н н ы е |
м а т е р и а л ы . |
Современные |
пневма |
тические фрикционные муфты работают в условиях сухого трения при отсутствии какой-либо жидкости между трущимися поверх ностями.
Основными данными для оценки свойств фрикционной пары являются коэффициент трения и износостойкость. Трение и износ представляют неотделимые процессы, параметры которых зависят
в основном от конструкции муфт, характеристики материалов, со стояния трущихся поверхностей и условий работы. Коэффициент трения фрикционной пары и ее износостойкость зависят от многих факторов, основными из которых являются температура трущихся
поверхностей, скорость |
скольжения и удельное давление. |
|
|
В настоящее время из многочисленных теорий |
трения |
наиболее |
|
признанной считается |
молекулярно-механическая |
теория |
трения. |
На основании этой теории при определении коэффициента трения предусматривается наличие абсолютно гладких поверхностей тре ния, обладающих молекулярной шероховатостью. Реальное состоя ние поверхностей трения приводит к отступлениям от этого закона.
Наиболее распространенным способом определения коэффициента
трения \i является использование зависимости |
|
T = nN, |
(1.39) |
где Т — сила трения; N — нормальное усилие, прижимающее де тали фрикционной пары друг к другу.
При определении коэффициента трения по формуле (1.39) учи тывается, кроме того, зависимость и. от ряда факторов
и. = |
/(г, v6, д) |
|
(1.40) |
(t — температура трущихся поверхностей; |
v6 — скорость |
скольже |
|
ния деталей друг по другу; |
q — удельное |
давление). |
|
Отечественная промышленность выпускает большое количество |
|||
разнообразных фрикционных |
материалов, |
которые в |
сочетании |
с различными сталями могут дать большое число возможных пар трения. К наиболее распространенным фрикционным материалам следует отнести материалы на асбестовой основе с различными свя зующими веществами.
Основными требованиями к фрикционным материалам для ко лодок муфт являются:
достаточно высокий коэффициент трения; стабильность коэффициента трения, т. е. небольшая зависимость
его от температуры, скорости скольжения и удельного давления; высокая износостойкость.
К дополнительным требованиям следует отнести прочность, вы сокую теплопроводность и теплоемкость, хорошую прирабатываемость, незначительную гигроскопичность и др.
Фрикционные материалы на асбестовой основе можно разделить на три вида в зависимости от типа связующего вещества — асбобакелитовые, асбокаучуковые и пластмассовые. По способу изготовле ния фрикционные накладки делятся на плетеные, тканые, формо ванные, вальцованные и прессованные.
В процессе нагревания асбест претерпевает ряд изменений в ре зультате потери воды. При температуре 400° С гигроскопическая вода, содержащаяся между кристаллами, теряется полностью, а проч ность и эластичность снижается. После прекращения воздействия
высокой температуры первоначальные свойства асбеста восстанавли ваются. При нагревании до 450° С и выше асбест теряет прочность безвозвратно и легко растирается в порошок.
Фрикционные материалы на асбестовой основе с синтетическим каучуком и различными наполнителями — асбокаучуки — полу чили широкое применение. Накладки из этих материалов изгото вляют горячим или холодным формованием, или вальцеванием. В качестве наполнителей используют порошкообразные компоненты,
|
|
q=2mcf |
г-* |
Г-8 |
|
|
\ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•j |
76 |
2¥ цм/а |
8 |
16 |
2Ь Цм/с |
а |
|
|
6 |
|
Рис. 8. Зависимости коэффициента трения от скорости скольжения и удельного давления.
придающие фрикционным накладкам определенные свойства. На пример, окись цинка улучшает износостойкость; железный сурик повышает коэффициент трения; графит придает термостойкость и ста билизирует коэффициент трения; свинцовый глет и латунная стружка
повышают и стабилизируют коэффициент |
трения. |
|
||||||
|
\ |
1нгс/смг |
Мер |
|
гс/см |
|
||
OA |
ОМ |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||
0,3 |
|
|
|
0,3 |
|
—: |
г " |
|
0,2 |
|
|
|
0,1 |
|
|
||
|
76 |
Z*t Vm/c |
|
16 |
24 цн/с |
|||
|
|
|
|
|
||||
|
|
а |
|
|
|
|
6 |
|
Рис. 9. |
Зависимость коэффициента трения от скорости скольжения и удельного |
|||||||
|
|
давления при і н а ч |
= |
65° С: |
|
|
||
|
|
а — пластмассы ФК - 16Л; |
б — |
пластмассы |
ФК-24А |
|
||
Для |
приготовления |
формованных |
и вальцованных |
накладок |
из асбокаучуковой композиции используют коротковолокнистый дешевый асбест.
На рис. 8, а показана зависимость коэффициента трения от ско
рости скольжения и удельного давления |
для фрикционной пары из |
|
асбокаучука 6КФ-32 и стали 60Г (гн а ч = |
40° С). Для этой пары ха |
|
рактерна высокая стабильность коэффициента трения |
[7, 9] . |
|
На рис. 8, б приведена зависимость |
коэффициента |
трения от |
скорости скольжения и удельного давления для фрикционной пары
из |
асбокаучука 6КХ-1 и стали 60Г |
(£н а ч = 60° С). |
|
На рис. 9 даны зависимости коэффициента трения пластмасс |
|
по |
стали 60Г от удельного давления |
и скорости скольжения. В от- |
личие от материала 6КХ-1 ретинакс (ФК-24А) отличается высокой теплостойкостью и допускает большие удельные давления.
При его использовании повышается коэффициент трения с уве личением температуры [7, 9] . Характеристика этих пластмасс при ведена в табл. 7.
|
Т а б л и ц а 7 |
|
Параметры |
Ф К - 2 4 А |
ФК - 16Л |
|
|
• |
|
1300 |
900 |
|
33 |
36 |
|
480 |
250 |
|
1,82 |
2,25 |
|
0,23 |
0,2 |
В настоящее время применяют новые фрикционные |
материалы |
|
со значительно лучшими |
характеристиками, например |
143—63, |
39-70, 43266 и др. Эти материалы в паре со сталями имеют более высокий коэффициент трения (в пределах 0,35—0,50). Стабильность коэффициента в зоне рабочих температур пневматических фрик ционных муфт весьма высокая.
Фрикционный материал 143-63 сохраняет значение коэффициента трения 0,41—0,46 при повышении температуры до 400° С. При даль нейшем увеличении температуры коэффициент трения этого мате риала резко падает. Фрикционный материал 39-70 имеет коэффициент
трения |
0,44—0,57, достаточно |
стабильный |
при температурах до |
400° С. |
С повышением температуры до 600° С он снижается до 0,3, |
||
а затем |
растет пропорционально |
увеличению |
температуры. Высокое |
значение коэффициента трения материалов 143-63 и 39-70 подтвер ждено исследованиями ВНИИнефтемаша.
Фрикционный материал 43266 имеет стабильный коэффициент трения 0,38 при температурах до 200° С; в диапазоне температур 400—600° С он снижается, а затем медленно возрастает и при 700° С становится равным 0,46—0,48.
При выборе фрикционных материалов для пневматических муфт, применяемых в нефтяной промышленности, следует учитывать, что среднеобъемная температура фрикционных колодок оператив ных муфт во время работы доходит до 200—250° С.
Фрикционный материал асбобакелит, применяемый для колодок баллонов пшннопневматических муфт, представляет собой асбесто вую ленту, пропитанную бакелитовой смолой. Максимальный ко эффициент трения асбобакелита по стали составляет 0,325. Однако этот коэффициент имеет весьма низкую стабильность и уменьшается в процессе работы до 0,18.
При повышении температуры материала до 300° С коэффициент снижается почти в 2 раза. При расчетах шиннопневматических
муфт, оснащенных баллонами с колодками из асбобакелита, коэффи циент трения принимается равным 0,22. В процессе исследований работы муфт во ВНИИнефтемаше коэффициент трения асбобакелита колебался в пределах 0,18—0,29.
Для |
всех перечисленных |
фрикционных материалов, кроме ре- |
|||||
тинакса, |
допустимое |
удельное |
давление |
может быть |
8 кгс/см2 , |
||
а для ретинакса |
оно |
составляет |
12 кгс/см2 . |
|
|||
М е т а л л и ч е с к и е |
э л е м е н т ы |
ф р и к ц и о н н о й |
|||||
п а р ы . |
Процесс |
сцепления |
фрикционной |
пары нельзя |
рассматри |
вать в отрыве от свойств обеих трущихся поверхностей. Произволь ное сочетание фрикционного материала с металлическим может привести к преждевременному выходу муфты из строя.
На основе опыта эксплуатации, расчета и конструирования пневматических фрикционных муфт металл фрикционной пары дол жен иметь:
высокую теплопроводность; низкий коэффициент теплового расширения, обеспечивающий
минимальные тепловые напряжения между внешними и внутренними слоями металла;
высокую удельную теплоемкость, позволяющую поглотить боль шие количества тепла при минимальном повышении температуры; высокий коэффициент теплоотдачи поверхности детали, обеспе
чивающий наибольшую отдачу лучеиспусканием и конвекцией; высокий модуль упругости и высокую механическую прочность; высокую износоустойчивость металлического элемента при мини
мальном изнашивании фрикционного материала; достаточно высокие значения коэффициента трения.
Металлические детали фрикционной пары — шкивы и диски муфт наиболее целесообразно изготовлять из марганцовистой горя чекатаной стали марки 60Г по ГОСТ 1050—60. В качестве замени телей могут быть использованы углеродистые стали 40 и 50. Детали должны быть термически обработаны и иметь твердость H R C 50-^-55. Поверхности трения должны быть отшлифованы.