Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

из перекрещивающихся слоев обрезиненного корда. Каждый слой корда представляет собой ряд параллельных нитей, покрытых сы­ рой резиной. При сборке изделия слои обрезиненного корда на­ кладывают друг на друга под определенным углом и после прида­ ния изделию необходимой конфигурации вулканизируют.

Резина и корд, входящие в конструкцию изделия, имеют различ­ ные жесткости, отличающиеся почти в 1000 раз. Например, модуль упругости резины находится в пределах 10—50 кгс/см2 , а модуль продольной упругости текстильного корда равен примерно 10 000— 20 000 кгс/см2 . Поэтому деформация элемента стенки изделия, связанная с удлинением нитей, ничтожна по сравнению с деформа­ цией, при которой изменяются углы ромбиков, образованные ни­ тями соседних слоев корда.

При расчете резино-кордных конструкций их можно рассматри­ вать как нерастяжимые сетки с ромбическими ячейками и считать, что:

нити корда нерастяжимы; деформации корда возможны только при изменении угла между

нитями его соседних слоев; напряжения в резине ничтожны по сравнению с напряжениями

внитях корда;

деформации ромбов происходят практически без затраты энергии. Для изготовления корда пневматических фрикционных муфт применяют ткани с основой из хлопчатобумажных, вискозных и капроновых нитей. Во всех случаях уток берется из хлопчато­ бумажной пряжи. Наиболее распространены корды на основе ви­

скозных нитей по ГОСТ 72661—69.

В табл. 6 приведена краткая техническая характеристика корд­

ной вискозной

ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

б

 

Толщина

основы

Разрывная на­

Удлинение осно­

Номер пряжи

 

 

Марки

грузка на одну

(уток-пряжа

Вес 1 м2

ткани

(вискозных корд­

нить основы,

вы при нагрузке

хлопчато­

ткани, г

 

ных нитей), мм

кгс (не менее)

i,& кгс, %

бумажная)

 

 

13 В

0,67 ±

0,03

13,0

3,5 ±

0,5

40

420 ±

20

17 В

0,67 ±

0,03

17,0

3,5 ±0,5

40

420 ± 2 0

18 В

0,88 ± 0 03

18,0

3,5 ±0,5

40

570 ± 2 5

23 В

0,88 ±

0,03

23,0

3,5 ±

0,5

40

570 ± 25

Ф р и к ц и о н н ы е

м а т е р и а л ы .

Современные

пневма­

тические фрикционные муфты работают в условиях сухого трения при отсутствии какой-либо жидкости между трущимися поверх­ ностями.

Основными данными для оценки свойств фрикционной пары являются коэффициент трения и износостойкость. Трение и износ представляют неотделимые процессы, параметры которых зависят


в основном от конструкции муфт, характеристики материалов, со­ стояния трущихся поверхностей и условий работы. Коэффициент трения фрикционной пары и ее износостойкость зависят от многих факторов, основными из которых являются температура трущихся

поверхностей, скорость

скольжения и удельное давление.

 

В настоящее время из многочисленных теорий

трения

наиболее

признанной считается

молекулярно-механическая

теория

трения.

На основании этой теории при определении коэффициента трения предусматривается наличие абсолютно гладких поверхностей тре­ ния, обладающих молекулярной шероховатостью. Реальное состоя­ ние поверхностей трения приводит к отступлениям от этого закона.

Наиболее распространенным способом определения коэффициента

трения \i является использование зависимости

 

T = nN,

(1.39)

где Т — сила трения; N — нормальное усилие, прижимающее де­ тали фрикционной пары друг к другу.

При определении коэффициента трения по формуле (1.39) учи­ тывается, кроме того, зависимость и. от ряда факторов

и. =

/(г, v6, д)

 

(1.40)

(t — температура трущихся поверхностей;

v6 — скорость

скольже­

ния деталей друг по другу;

q — удельное

давление).

 

Отечественная промышленность выпускает большое количество

разнообразных фрикционных

материалов,

которые в

сочетании

с различными сталями могут дать большое число возможных пар трения. К наиболее распространенным фрикционным материалам следует отнести материалы на асбестовой основе с различными свя­ зующими веществами.

Основными требованиями к фрикционным материалам для ко­ лодок муфт являются:

достаточно высокий коэффициент трения; стабильность коэффициента трения, т. е. небольшая зависимость

его от температуры, скорости скольжения и удельного давления; высокая износостойкость.

К дополнительным требованиям следует отнести прочность, вы­ сокую теплопроводность и теплоемкость, хорошую прирабатываемость, незначительную гигроскопичность и др.

Фрикционные материалы на асбестовой основе можно разделить на три вида в зависимости от типа связующего вещества — асбобакелитовые, асбокаучуковые и пластмассовые. По способу изготовле­ ния фрикционные накладки делятся на плетеные, тканые, формо­ ванные, вальцованные и прессованные.

В процессе нагревания асбест претерпевает ряд изменений в ре­ зультате потери воды. При температуре 400° С гигроскопическая вода, содержащаяся между кристаллами, теряется полностью, а проч­ ность и эластичность снижается. После прекращения воздействия


высокой температуры первоначальные свойства асбеста восстанавли­ ваются. При нагревании до 450° С и выше асбест теряет прочность безвозвратно и легко растирается в порошок.

Фрикционные материалы на асбестовой основе с синтетическим каучуком и различными наполнителями — асбокаучуки — полу­ чили широкое применение. Накладки из этих материалов изгото­ вляют горячим или холодным формованием, или вальцеванием. В качестве наполнителей используют порошкообразные компоненты,

 

 

q=2mcf

г-*

Г-8

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

•j

76

цм/а

8

16

Цм/с

а

 

 

6

 

Рис. 8. Зависимости коэффициента трения от скорости скольжения и удельного давления.

придающие фрикционным накладкам определенные свойства. На­ пример, окись цинка улучшает износостойкость; железный сурик повышает коэффициент трения; графит придает термостойкость и ста­ билизирует коэффициент трения; свинцовый глет и латунная стружка

повышают и стабилизируют коэффициент

трения.

 

 

\

1нгс/смг

Мер

 

гс/см

 

OA

ОМ

 

 

 

 

 

 

 

0,3

 

 

 

0,3

 

—:

г "

0,2

 

 

 

0,1

 

 

 

76

Z*t Vm/c

 

16

24 цн/с

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

6

 

Рис. 9.

Зависимость коэффициента трения от скорости скольжения и удельного

 

 

давления при і н а ч

=

65° С:

 

 

 

 

а — пластмассы ФК - 16Л;

б —

пластмассы

ФК-24А

 

Для

приготовления

формованных

и вальцованных

накладок

из асбокаучуковой композиции используют коротковолокнистый дешевый асбест.

На рис. 8, а показана зависимость коэффициента трения от ско­

рости скольжения и удельного давления

для фрикционной пары из

асбокаучука 6КФ-32 и стали 60Г (гн а ч =

40° С). Для этой пары ха­

рактерна высокая стабильность коэффициента трения

[7, 9] .

На рис. 8, б приведена зависимость

коэффициента

трения от

скорости скольжения и удельного давления для фрикционной пары

из

асбокаучука 6КХ-1 и стали 60Г

н а ч = 60° С).

 

На рис. 9 даны зависимости коэффициента трения пластмасс

по

стали 60Г от удельного давления

и скорости скольжения. В от-


личие от материала 6КХ-1 ретинакс (ФК-24А) отличается высокой теплостойкостью и допускает большие удельные давления.

При его использовании повышается коэффициент трения с уве­ личением температуры [7, 9] . Характеристика этих пластмасс при­ ведена в табл. 7.

 

Т а б л и ц а 7

Параметры

Ф К - 2 4 А

ФК - 16Л

 

 

 

1300

900

 

33

36

 

480

250

 

1,82

2,25

 

0,23

0,2

В настоящее время применяют новые фрикционные

материалы

со значительно лучшими

характеристиками, например

143—63,

39-70, 43266 и др. Эти материалы в паре со сталями имеют более высокий коэффициент трения (в пределах 0,35—0,50). Стабильность коэффициента в зоне рабочих температур пневматических фрик­ ционных муфт весьма высокая.

Фрикционный материал 143-63 сохраняет значение коэффициента трения 0,41—0,46 при повышении температуры до 400° С. При даль­ нейшем увеличении температуры коэффициент трения этого мате­ риала резко падает. Фрикционный материал 39-70 имеет коэффициент

трения

0,44—0,57, достаточно

стабильный

при температурах до

400° С.

С повышением температуры до 600° С он снижается до 0,3,

а затем

растет пропорционально

увеличению

температуры. Высокое

значение коэффициента трения материалов 143-63 и 39-70 подтвер­ ждено исследованиями ВНИИнефтемаша.

Фрикционный материал 43266 имеет стабильный коэффициент трения 0,38 при температурах до 200° С; в диапазоне температур 400—600° С он снижается, а затем медленно возрастает и при 700° С становится равным 0,46—0,48.

При выборе фрикционных материалов для пневматических муфт, применяемых в нефтяной промышленности, следует учитывать, что среднеобъемная температура фрикционных колодок оператив­ ных муфт во время работы доходит до 200—250° С.

Фрикционный материал асбобакелит, применяемый для колодок баллонов пшннопневматических муфт, представляет собой асбесто­ вую ленту, пропитанную бакелитовой смолой. Максимальный ко­ эффициент трения асбобакелита по стали составляет 0,325. Однако этот коэффициент имеет весьма низкую стабильность и уменьшается в процессе работы до 0,18.

При повышении температуры материала до 300° С коэффициент снижается почти в 2 раза. При расчетах шиннопневматических


муфт, оснащенных баллонами с колодками из асбобакелита, коэффи­ циент трения принимается равным 0,22. В процессе исследований работы муфт во ВНИИнефтемаше коэффициент трения асбобакелита колебался в пределах 0,18—0,29.

Для

всех перечисленных

фрикционных материалов, кроме ре-

тинакса,

допустимое

удельное

давление

может быть

8 кгс/см2 ,

а для ретинакса

оно

составляет

12 кгс/см2 .

 

М е т а л л и ч е с к и е

э л е м е н т ы

ф р и к ц и о н н о й

п а р ы .

Процесс

сцепления

фрикционной

пары нельзя

рассматри­

вать в отрыве от свойств обеих трущихся поверхностей. Произволь­ ное сочетание фрикционного материала с металлическим может привести к преждевременному выходу муфты из строя.

На основе опыта эксплуатации, расчета и конструирования пневматических фрикционных муфт металл фрикционной пары дол­ жен иметь:

высокую теплопроводность; низкий коэффициент теплового расширения, обеспечивающий

минимальные тепловые напряжения между внешними и внутренними слоями металла;

высокую удельную теплоемкость, позволяющую поглотить боль­ шие количества тепла при минимальном повышении температуры; высокий коэффициент теплоотдачи поверхности детали, обеспе­

чивающий наибольшую отдачу лучеиспусканием и конвекцией; высокий модуль упругости и высокую механическую прочность; высокую износоустойчивость металлического элемента при мини­

мальном изнашивании фрикционного материала; достаточно высокие значения коэффициента трения.

Металлические детали фрикционной пары — шкивы и диски муфт наиболее целесообразно изготовлять из марганцовистой горя­ чекатаной стали марки 60Г по ГОСТ 1050—60. В качестве замени­ телей могут быть использованы углеродистые стали 40 и 50. Детали должны быть термически обработаны и иметь твердость H R C 50-^-55. Поверхности трения должны быть отшлифованы.