ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отечественные детские музеи первой четверти XX века свидетельствуют, казалось бы, о перспективности этого направления в музейном строительстве молодого государства, но этот период длился недолго, на смену ему пришла демагогическая идеология и педагогика.
Современный этап в развитии детского музейного движения начинается со второй половины 1980-х гг. Одним из ярких явлений этого периода явилось создание детских картинных галерей и музеев детского изобразительного творчества. Наиболее известным из подобных центров и музеев стал Центр эстетического воспитания детей в Ереване, организаторами которого были педагог и искусствовед, супруги Г. Игитян и Ж. Агамирян. Рисунки детей создатели музея рассматривали как свидетельства процесса развития и становления личности. К началу 1990-х гг. относится организация детских музеев, получающих все большее развитие в последующие годы.
В основе всех детских музеев - сочетание предметного материала с программой, ориентированной на детскую активность, которая проявляется в создании экспозиций, разнообразном детском творчестве, игре. Главный принцип - интерактивность (от англ. - взаимодействие). Пространство этих музеев является и игровым полем, где детям позволяется (и даже поощряется) активно "взаимодействовать" с предметами. А вместо традиционного "руками не трогать" появляется новое правило - "пожалуйста, трогайте". Создается специально организованная музейная среда, в которой дети (да и взрослые, пришедшие с ними) получают возможность выбрать то занятие, тот предмет, который им интересен: работают на компьютере, мастерят африканские украшения, лепят из глины, прыгают на батуте и т.п.
Значительный рост детских музеев в США и Европе в последние десятилетия подтвордил заинтересованность их посетителей в развитии интерактивных, действующих экспозиций.
Сама идея детских музеев не сразу была воспринята в Европе, традиционно считающей, что основу любого музея составляет подлинный музейный предмет, поэтому название "музей" не может быть применимо к детским музеям, построенным на копийном материале. Но после дискуссий, иногда призывавших к закрытию этих музеев, возобладала более миролюбивая точка зрения (хотя и сегодня имеется немало противников такого типа детских музеев а, главное, выступающих против применения термина "музей" к таким учреждениям): в каждой стране может быть свой подход к интерпретации детского музея, а главное - он востребован обществом, имеет право на существование.
Разнообразны модели детских музеев, создаваемые в разных регионах России. Статус государственного имеет только Детский музей в г. Ноябрьске (Тюменская обл.). Трагическая судьба этого музея, практически все собрание которого погибло в результате пожара в 2000 г., заставила музейную общественность объединить усилия для его восстановления.
Существуют детские музеи в структуре "взрослых" музеев, например, детский исторический музей в Музее политической истории в С.-Петербурге.
Функционируют в ряде территорий России детские картинные галереи, разрабатывающие образовательные программы для разных возрастных детских групп. Интересно и перспективно работают такие галереи в городах Зеленограде и Волгограде.
Одной из интересных модификаций является детский музей "Дом сказок "Жили-были", появившийся в Москве в 1995 г. при Благотворительном фонде "Русская семья". В "Доме сказок" дети - активные участники театрализованной экскурсии, путешествия по сказке, а погружению в атмосферу сказки способствуют переодевания в костюмы сказочного действия, путешествие вместе со сказочным героем, интерьер музея, музыка, сопровождающая сказку.
В структуру ряда центров творчества детей и юношества (бывших домов и дворцов пионеров) входят детские музеи исторической, краеведческой и др. направленности, активно участвующие в разнообразной жизни этих центров. В свою очередь, участники многочисленных объединений и кружков деятельно помогают своим музеям - готовят экскурсоводов по залам своего музея и достопримечательностям района, участвуют в археологических, этнографических и др. экспедициях, собирают материал для фондов музея, создают всевозможные поделки для музея из глины, металла, дерева и других материалов.
В структуре многих музеев существуют детские экспозиции. Интересен замысел экспозиции "Кукольный дом" (Каргопольский музей-заповедник), предоставляющей широкие возможности для разных форм работы с детьми и семьями. Дети участвуют в театрализованных постановках, знакомящих с обрядами и бытом прошлых эпох, разнообразные творческие задания объединяют детей и родителей. Экспозиция включает ряд комплексов - интерьер крестьянского дома, зрительный зал, кукольный дом, в котором дети с удовольствием играют, выставку традиционных кукол, игровую площадку "Каргопольская глиняная игрушка". Выставочная площадка для посетителей представляет собою забор, на котором можно рисовать, размещать свои поделки.
Недалеко от Каргополя, в селе Лядины действует школа-музей. Эта интересная модель была подсказана жизнью, а воплощена благодаря инициативе школьных учителей. Само здание школы - памятник истории, образец сельских начальных образовательных учреждений середины XX века, в которых учились дедушки и бабушки, матери и отцы нынешних школьников. Учителям и детям удалось собрать предметы труда, быта, увлечений старших поколений жителей деревни и создать музей, в котором экспозиционно-тематические комплексы вписаны в интерьер школы, в качестве гидов выступают
сами дети, а сама школа, по существу, стала музеем, осуществляющим воспитание культурой и традицией.
Отечественный опыт создания детских музеев, экспозиций и выставок обогащается идеями и разработками зарубежных коллег. Так, заслуживает внимания модель передвижного детского музея, разработанная в г. Нюрнберг (Германия) и получившая название "Музей в чемодане". Не имея своего помещения, музей действует на базе школ, детских садов, библиотек. Разработано 20 программ, объединенных по темам, например, "Быт в 1900 году", "Один мир - различные культуры" и т.п. Каждая программа обеспечена наглядным материалом, в том числе подлинными предметами, которые можно брать в руки. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка, а за неделю до его проведения в класс доставляют небольшую выставку, книги, пособия, стимулирующие интерес к будущему уроку. Например, программа "В мастерской переписчика" знакомит детей с историей письменности. Они могут полистать и рассмотреть средневековые фолианты, приготовить чернила по старинным рецептам, взять в руки перо, написать текст готическим шрифтом.
В России Детским Открытым Музеем (ДОМ) по этой модели разработан проект "Возможно быть другим". В рамках проекта создана и распространяется настольная интерактивная экспозиция, состоящая из ряда планшетов с картинками, заданиями, играми, раскрывающими механизм формирования предрассудков и негативного отношения к другим культурам и национальным особенностям и традициям. Цель ее - воспитание терпимого и открытого отношения людей друг к другу. Этому проекту предшествовала детская интерактивная выставка "Я и другой", созданная ДОМом совместно с голландскими партнерами из фонда "Образование во имя мира" и объехавшая ряд городов России. Она адресована детям от 10 до 15 лет и пользуется большим успехом у детской аудитории, музейных педагогов и школьных учителей. Каждый ребенок перед началом "путешествия" по выставке получает путеводитель с подробными заданиями по каждому комплексу. Предваряет работу на экспозиции просмотр всеми участниками видеофильма, психологически подготавливающего ребенка к восприятию экспозиции. Авторами проекта разработаны специальные материалы для учителя, которому рекомендуется проведение в школе занятий, углубляющих понимание и осмысление проблем, поставленных на выставке. Проекты ДОМа способствуют введению и распространению интерактивного метода обучения, высоко оцениваемого специалистами школьного и музейного образования.
Развитие детских музеев, экспозиций и выставок - знамение времени, свидетельствующее о той большой роли, которую играет музей в воспитании и образовании детей, приобщении их к истокам национальной и мировой культуры. Детский музей - это и культурное пространство для семей, вовлекающее в образовательный процесс взрослую аудиторию, для которой разрабатываются специальные программы.
Детские культурные музейные центры
Последние годы в России отмечены созданием на базе музеев специальных организационных структур, получивших название детских музейных центров; каждый из них имеет особенности, определяемые спецификой музея, его кадровым составом, территорией. Появляются также центры, не ограниченные только детской аудиторией (и семьей), но выходящие на весь срез музейной аудитории и получившие название "культурно-музейные центры". Условие их возникновения - наличие профессионалов-организаторов, заинтересованной аудитории и поддержка администрации. Их следует рассматривать как самостоятельную организационную структуру, хотя и близкую в ряде случаев детскому музею. Нередко они имеют свое название, например, "Культурно-образовательный центр", "Детский образовательный центр краеведения и музейной педагогики", "Школа искусств" и т.п. Все они имеют свою концепцию, структуру, но, главное - их деятельность направлена на интеграцию образования и культуры, максимальное использование культурной среды музея в образовательных и воспитательных целях. В центрах разрабатывается спектр программ для детей всех возрастов с разной целевой направленностью, ориентированных как на основные экспозиции и выставки музея, так и на специально созданные детские экспозиции. Большое место в программах уделяется региональным аспектам культуры, что находит воплощение в таких формах работы с аудиторией, как школы искусств и ремесел, клубы историков, археологов, краеведов и др. Как правило, программы разрабатывают специальные формы и интерактивные методики "погружения в прошлое". Большинство детских центров имеет специализированные детские экспозиции и выставки, но ими не исчерпываются программы, охватывающие все культурное музейное поле и часто включающие образовательные учреждения - детские сады, школы, колледжи и др. В ряде центров продумывается "выход" музея в школы, где создаются музейно-образовательные комплексы
, а программы занятий включены в учебный процесс. Практически все центры взаимодействуют с системой образования района, области, края, республики.
С этой точки зрения большой интерес представляет опыт Республиканского детского музейного центра (РДМЦ), созданного при музее-заповеднике "Кижи". Его создание позволило более рационально использовать высокий образовательный потенциал культурного наследия Карелии. При разработке структуры РДМЦ был учтен широкий спектр участников, каждый из которых имеет четко определенные функции. Разработан правовой механизм, определен кадровый состав. Создана система музейно-образовательных баз и комплексов в ряде школ Карелии. На примере музейно-образовательного комплекса одной из школ г. Петрозаводска видно, как постепенно музей входит в жизнь школы: в 1-ом классе реализуется программа "музейного всеобуча"; во 2-4-х классах - "Предметный мир культуры", курс которого основан на краеведческом материале; для 5-6-х классов предназначен курс "Знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами". А уже в 10-11-х классах учащиеся осваивают "Основы материальной и духовной культуры народов Севера". Постепенно увеличивается количество часов, посвященных музейным занятиям: если в 1-ом классе они составляют 1час в месяц, то во 2-4-ом классе - 1 час в неделю. Планируется введение системы непрерывного музейного образования с 1 по 11 класс.
Что особенно важно, все музейные программы РДМЦ входят в школьную систему художественно-эстетического и гуманитарного образования. Так, материалы декоративно-прикладного искусства и этнографии используются на уроках изобразительного искусства, а такая школьная тема, как "Музыка народов Карелии" иначе воспринимается в контексте музейно-образовательных программ.
Опыт работы карельских специалистов показывает, что создаваемые в школах музейно-образовательные комплексы способствуют не только углублению проблематики ряда учебных дисциплин, но и созданию программ дополнительного образования, которые воплощаются в работе кружков, клубов, студий, фольклорных ансамблей и др. Музейный комплекс в школе может органично входить в учебно-образовательный процесс и выступать организатором общешкольных праздников и культуротворческих акций.
Таким образом, детские музейные центры аккумулируют разные направления образовательной деятельности музеев. При разнообразии структур и названий все они имеют ряд общих признаков:
- формируется коллектив, работающий на разных экспозициях по разным программам, объединенный общими взглядами на процессы образования и воспитания;