Файл: Культурнообразовательная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отечественные детские музеи первой четверти XX века свидетель­ствуют, казалось бы, о перспективности этого направления в музейном строительстве молодого государства, но этот период длился недолго, на смену ему пришла демагогическая идеология и педагогика.

Современный этап в развитии детского музейного движения начинается со второй половины 1980-х гг. Одним из ярких явлений этого периода явилось создание детских картинных галерей и музе­ев детского изобразительного творчества. Наиболее известным из подобных центров и музеев стал Центр эстетического воспитания детей в Ереване, организаторами которого были педагог и искусст­вовед, супруги Г. Игитян и Ж. Агамирян. Рисунки детей создатели музея рассматривали как свидетельства процесса развития и станов­ления личности. К началу 1990-х гг. относится организация детских музеев, получающих все большее развитие в последующие годы.

В основе всех детских музеев - сочетание предметного материа­ла с программой, ориентированной на детскую активность, которая проявляется в создании экспозиций, разнообразном детском творче­стве, игре. Главный принцип - интерактивность (от англ. - взаимо­действие). Пространство этих музеев является и игровым полем, где детям позволяется (и даже поощряется) активно "взаимодействовать" с предметами. А вместо традиционного "руками не трогать" появля­ется новое правило - "пожалуйста, трогайте". Создается специально организованная музейная среда, в которой дети (да и взрослые, при­шедшие с ними) получают возможность выбрать то занятие, тот пред­мет, который им интересен: работают на компьютере, мастерят афри­канские украшения, лепят из глины, прыгают на батуте и т.п.

Значительный рост детских музеев в США и Европе в после­дние десятилетия подтвордил заинтересованность их посетителей в развитии интерактивных, действующих экспозиций.

Сама идея детских музеев не сразу была воспринята в Европе, традиционно считающей, что основу любого музея составляет под­линный музейный предмет, поэтому название "музей" не может быть применимо к детским музеям, построенным на копийном материале. Но после дискуссий, иногда призывавших к закрытию этих музеев, возобладала более миролюбивая точка зрения (хотя и сегодня имеется немало противников такого типа детских музеев а, главное, выступаю­щих против применения термина "музей" к таким учреждениям): в каж­дой стране может быть свой подход к интерпретации детского музея, а главное - он востребован обществом, имеет право на существование.


Разнообразны модели детских музеев, создаваемые в разных регионах России. Статус государственного имеет только Детский музей в г. Ноябрьске (Тюменская обл.). Трагическая судьба этого музея, практически все собрание которого погибло в результате по­жара в 2000 г., заставила музейную общественность объединить уси­лия для его восстановления.

Существуют детские музеи в структуре "взрослых" музеев, на­пример, детский исторический музей в Музее политической исто­рии в С.-Петербурге.

Функционируют в ряде территорий России детские картинные галереи, разрабатывающие образовательные программы для разных возрастных детских групп. Интересно и перспективно работают та­кие галереи в городах Зеленограде и Волгограде.

Одной из интересных модификаций является детский музей "Дом сказок "Жили-были", появившийся в Москве в 1995 г. при Бла­готворительном фонде "Русская семья". В "Доме сказок" дети - ак­тивные участники театрализованной экскурсии, путешествия по сказ­ке, а погружению в атмосферу сказки способствуют переодевания в костюмы сказочного действия, путешествие вместе со сказочным героем, интерьер музея, музыка, сопровождающая сказку.

В структуру ряда центров творчества детей и юношества (быв­ших домов и дворцов пионеров) входят детские музеи историчес­кой, краеведческой и др. направленности, активно участвующие в разнообразной жизни этих центров. В свою очередь, участники мно­гочисленных объединений и кружков деятельно помогают своим музеям - готовят экскурсоводов по залам своего музея и достопри­мечательностям района, участвуют в археологических, этнографи­ческих и др. экспедициях, собирают материал для фондов музея, создают всевозможные поделки для музея из глины, металла, дерева и других материалов.

В структуре многих музеев существуют детские экспозиции. Ин­тересен замысел экспозиции "Кукольный дом" (Каргопольский му­зей-заповедник), предоставляющей широкие возможности для разных форм работы с детьми и семьями. Дети участвуют в театрализован­ных постановках, знакомящих с обрядами и бытом прошлых эпох, разнообразные творческие задания объединяют детей и родителей. Эк­спозиция включает ряд комплексов - интерьер крестьянского дома, зрительный зал, кукольный дом, в котором дети с удовольствием иг­рают, выставку традиционных кукол, игровую площадку "Каргопольская глиняная игрушка". Выставочная площадка для посетителей пред­ставляет собою забор, на котором можно рисовать, размещать свои поделки.


Недалеко от Каргополя, в селе Лядины действует школа-музей. Эта интересная модель была подсказана жизнью, а воплощена бла­годаря инициативе школьных учителей. Само здание школы - па­мятник истории, образец сельских начальных образовательных уч­реждений середины XX века, в которых учились дедушки и бабушки, матери и отцы ны­нешних школьников. Учителям и детям уда­лось собрать предме­ты труда, быта, увле­чений старших поко­лений жителей дерев­ни и создать музей, в котором экспозиционно-тематические ком­плексы вписаны в ин­терьер школы, в каче­стве гидов выступают

сами дети, а сама школа, по существу, стала музеем, осуществляю­щим воспитание культурой и традицией.

Отечественный опыт создания детских музеев, экспозиций и выставок обогащается идеями и разработками зарубежных коллег. Так, заслуживает внимания модель передвижного детского музея, разработанная в г. Нюрнберг (Германия) и получившая название "Музей в чемодане". Не имея своего помещения, музей действует на базе школ, детских садов, библиотек. Разработано 20 программ, объе­диненных по темам, например, "Быт в 1900 году", "Один мир - раз­личные культуры" и т.п. Каждая программа обеспечена наглядным материалом, в том числе подлинными предметами, которые можно брать в руки. Каждому занятию предшествует предварительная под­готовка, а за неделю до его проведения в класс доставляют неболь­шую выставку, книги, пособия, стимулирующие интерес к будуще­му уроку. Например, программа "В мастерской переписчика" знако­мит детей с историей письменности. Они могут полистать и рассмот­реть средневековые фолианты, приготовить чернила по старинным рецептам, взять в руки перо, написать текст готическим шрифтом.

В России Детским Открытым Музеем (ДОМ) по этой модели разработан проект "Возможно быть другим". В рамках проекта со­здана и распространяется настольная интерактивная экспозиция, состоящая из ряда планшетов с картинками, заданиями, играми, рас­крывающими механизм формирования предрассудков и негативно­го отношения к другим культурам и национальным особенностям и традициям. Цель ее - воспитание терпимого и открытого отноше­ния людей друг к другу. Этому проекту предшествовала детская ин­терактивная выставка "Я и другой", созданная ДОМом совместно с голландскими партнерами из фонда "Образование во имя мира" и объехавшая ряд городов России. Она адресована детям от 10 до 15 лет и пользуется большим успехом у детской аудитории, музейных пе­дагогов и школьных учителей. Каждый ребенок перед началом "пу­тешествия" по выставке получает путеводитель с подробными зада­ниями по каждому комплексу. Предваряет работу на экспозиции про­смотр всеми участниками видеофильма, психологически подготав­ливающего ребенка к восприятию экспозиции. Авторами проекта разработаны специальные материалы для учителя, которому реко­мендуется проведение в школе занятий, углубляющих понимание и осмысление проблем, поставленных на выставке. Проекты ДОМа способствуют введению и распространению интерактивного метода обучения, высоко оцениваемого специалистами школьного и музей­ного образования.


Развитие детских музеев, экспозиций и выставок - знамение времени, свидетельствующее о той большой роли, которую играет музей в воспитании и образовании детей, приобщении их к истокам национальной и мировой культуры. Детский музей - это и культур­ное пространство для семей, вовлекающее в образовательный про­цесс взрослую аудиторию, для которой разрабатываются специаль­ные программы.

Детские культурные музейные центры

Последние годы в России отмечены созданием на базе музеев специальных организационных структур, получивших название дет­ских музейных центров; каждый из них имеет особенности, опреде­ляемые спецификой музея, его кадровым составом, территорией. Появляются также центры, не ограниченные только детской аудито­рией (и семьей), но выходящие на весь срез музейной аудитории и получившие название "культурно-музейные центры". Условие их возникновения - наличие профессионалов-организаторов, заинтере­сованной аудитории и поддержка администрации. Их следует рас­сматривать как самостоятельную организационную структуру, хотя и близкую в ряде случаев детскому музею. Нередко они имеют свое название, например, "Культурно-образовательный центр", "Детский образовательный центр краеведения и музейной педагогики", "Школа искусств" и т.п. Все они имеют свою концепцию, структуру, но, глав­ное - их деятельность направлена на интеграцию образования и куль­туры, максимальное использование культурной среды музея в обра­зовательных и воспитательных целях. В центрах разрабатывается спектр программ для детей всех возрастов с разной целевой направ­ленностью, ориентированных как на основные экспозиции и выс­тавки музея, так и на специально созданные детские экспозиции. Большое место в программах уделяется региональным аспектам куль­туры, что находит воплощение в таких формах работы с аудиторией, как школы искусств и ремесел, клубы историков, археологов, крае­ведов и др. Как правило, программы разрабатывают специальные формы и интерактивные методики "погружения в прошлое". Боль­шинство детских центров имеет специализированные детские экс­позиции и выставки, но ими не исчерпываются программы, охваты­вающие все культурное музейное поле и часто включающие образо­вательные учреждения - детские сады, школы, колледжи и др. В ряде центров продумывается "выход" музея в школы, где создаются музейно-образовательные комплексы
, а программы занятий включены в учебный процесс. Практически все центры взаимодействуют с си­стемой образования района, области, края, республики.

С этой точки зрения большой интерес представляет опыт Рес­публиканского детского музейного центра (РДМЦ), созданного при музее-заповеднике "Кижи". Его создание позволило более рацио­нально использовать высокий образовательный потенциал культур­ного наследия Карелии. При разработке структуры РДМЦ был уч­тен широкий спектр участников, каждый из которых имеет четко определенные функции. Разработан правовой механизм, определен кадровый состав. Создана система музейно-образовательных баз и комплексов в ряде школ Карелии. На примере музейно-образовательного комплекса одной из школ г. Петрозаводска видно, как по­степенно музей входит в жизнь школы: в 1-ом классе реализуется программа "музейного всеобуча"; во 2-4-х классах - "Предметный мир культуры", курс которого основан на краеведческом материа­ле; для 5-6-х классов предназначен курс "Знакомство с вспомога­тельными историческими дисциплинами". А уже в 10-11-х клас­сах учащиеся осваивают "Основы материальной и духовной куль­туры народов Севера". Постепенно увеличивается количество ча­сов, посвященных музейным занятиям: если в 1-ом классе они со­ставляют 1час в месяц, то во 2-4-ом классе - 1 час в неделю. Пла­нируется введение системы непрерывного музейного образования с 1 по 11 класс.

Что особенно важно, все музейные программы РДМЦ входят в школьную систему художественно-эстетического и гуманитарного образования. Так, материалы декоративно-прикладного искусства и этнографии используются на уроках изобразительного искусства, а такая школьная тема, как "Музыка народов Карелии" иначе воспри­нимается в контексте музейно-образовательных программ.

Опыт работы карельских специалистов показывает, что созда­ваемые в школах музейно-образовательные комплексы способству­ют не только углублению проблематики ряда учебных дисциплин, но и созданию программ дополнительного образования, которые воплощаются в работе кружков, клубов, студий, фольклорных ан­самблей и др. Музейный комплекс в школе может органично вхо­дить в учебно-образовательный процесс и выступать организатором общешкольных праздников и культуротворческих акций.

Таким образом, детские музейные центры аккумулируют раз­ные направления образовательной деятельности музеев. При разно­образии структур и названий все они имеют ряд общих признаков:

- формируется коллектив, работающий на разных экспозициях по разным программам, объединенный общими взглядами на про­цессы образования и воспитания;