Файл: Культурнообразовательная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- программы разных направлений создаются специалистами как музеев, так и разных образовательных учреждений;

- как правило, центры имеют специальные детские экспозиции, "учебные классы" - культурные пространства, которые могут созда­ваться как в музеях, так и в образовательных учреждениях под пат­ронажем центров;

- проблема организации фонда музейных предметов и их включе­ния в образовательный процесс решается по-разному в зависимости от особенностей структуры центров. Музейные предметы могут храниться в фонде музея, на базе которого создан центр, и по согласованию с фон-довиками включаться в занятия. Как правило, формируется специальный фонд музейных материалов для работы со школьниками. При создании музейных комплексов в образовательных учреждениях фонд материалов музея формируется уже на их базе; оформляется соответствующая доку­ментация, за сохранность отвечают конкретные специалисты. Жизнь под­сказывает оптимальные решения проблемы и варианты структур;

- спектр программ, разрабатываемых центрами, отвечает самым разным интересам и пожеланиям разновозрастной детской аудито­рии. Создание детских музейных центров стимулирует развитие музеев как дополнительных образовательных структур с разветвлен­ной системой клубов, кружков, студий и других форм культурно-об­разовательной деятельности;

- наблюдается тенденция создания музейных культурных цент­ров, работающих не только с детской, но и многообразной взрослой аудиторией. А это значит, что можно говорить об интеграции систе­мы образования, культуры, музеев, центров социальной защиты и других организаций и ведомств.

Взрослая аудитория

Взрослую музейную аудиторию составляют посетители разно­го возраста, профессии, образования, социального статуса, место­жительства, национальности, индивидуальных предпочтений.

В течение многих десятилетий традиционно считалось, что глав­ная аудитория музеев - школьники. Однако изменения в развитии об­щества (и, соответственно, музеев) в последние десятилетия XX века привели к разработке новой коммуникационной модели музея, пока­завшей, что музей может быть притягательным центром культуры, досуга, образовательным центром и для взрослых посетителей. Об этом свидетельствует и изучение международных тенденций. Иссле­дователи прогнозируют, что эти тенденции получат дальнейшее раз­витие, а музей будет культурным центром для самых разных групп взрослой аудитории. Изучение роли музеев в образовании взрослых является одним из направлений деятельности Европейской ассоциа­ции обучения взрослых, созданной в 1990-х годах. Ассоциацией под­готовлен сборник материалов, посвященный обучению взрослых в музеях Европы, включающий и опыт российских музеев.


В России складываются определенные направления взаимодей­ствия музеев со взрослой публикой, находящие отражение в куль­турно-образовательных проектах. Однако, хотя музеями накаплива­ется опыт работы со взрослой аудиторией, в целом эта работа еще не стала системой и носит спорадический характер. Исходя из обще­мировых тенденций и российского опыта, можно предположить, что в современной социокультурной ситуации эта проблема будет решаться в организационном, методическом и содержательном аспектах.

Какие же общие тенденции характерны для включения взрос­лых посетителей в жизнь музеев?

Прежде всего, развитие таких форм, как студии, клубные объе­динения, музейные праздники, программы семейных посещений, выходного дня и др.

На базе музеев как дополнительных образовательных институ­тов, являющихся хранителями уникальных памятников народного мастерства и традиций, создаются студии, школы народного искус­ства. В качестве примера можно назвать студию "Роспись по дере­ву", которая уже более 15 лет действует в Вологодском музее-запо­веднике и принимает без ограничений всех желающих. Программа рассчитана на 2 года, занятия проводят опытные профессионалы, разработавшие свою методику обучения. Студийцы уже в период учебы принимают участие в выставках, ярмарках, городских празд­никах. По окончании студии выдается диплом, выпускники могут поступать в мастерские по росписи, работать индивидуально. Та­ким образом, подобные студии помимо образовательных целей име­ют и сугубо практическое значение, предоставляя возможность сту­дийцам приобрести новую профессию.

В Калужской области, издавна известной изделиями из гли­ны, на базе частного музея ремесла, архитектуры и быта, создан­ного супругами Л.И. Федоровой и В.А. Ткаченко с детьми, откры­та школа народных мастеров, обучение в которой предусматрива­ет работу с семьями по долговременной программе. Целью про­екта является приобщение всех желающих к культурному насле­дию края, реабилитация лиц, имеющих отклонения в здоровье и физическом состоянии, подготовка народных мастеров. В школе изучают историю калужской глиняной игрушки, известной с кон­ца XVI века, учатся лепке, технологическим приемам создания игрушки. Занятия проходят в помещении музея по соседству с эк­спозиционным залом, интерьер которого воспроизводит обстанов­ку среды бытования игрушки.

Принципы обучения, работа с природным материалом - глиной, возможность общения с подлинными изделиями народных масте­ров и с единомышленниками - все это оказывает благотворное вли­яние на обучающихся. Знание философии ремесел, изучение и освоение местных традиций и обрядов благоприятствует гармоничному развитию личности, делая обучающихся вместе детей и взрослых более жизнестойкими, уравновешенными.


Возрождение ремесел и промыслов - сложный процесс, требу­ющий изучения и разумного подхода, благотворно влияющий на раз­витие духовности, нравственности, укрепляющий семейные отно­шения, связи взрослых и детей. Участие музеев в этом процессе - ответственная миссия.

Проблема семьи занимает одно из приоритетных мест в совре­менной культурно-образовательной деятельности музеев. Существу­ет спектр подходов в решении семейного посещения музеев, раз­рабатываются программы "Музей и семья", включающие разные формы и виды работы с семейными посетителями. Так, в Политех­ническом музее в Москве разработана программа "Семья в музее", а в городском музее города Тольятти - "В музей всей семьей", це­лью которой является объединение детей и родителей в залах му­зея, на выставках, музейных праздниках для проведения досуга и общения. Программа "Семейный лабиринт" разработана в Биоло­гическом музее им. К.А. Тимирязева (Москва) и осуществляется в выходные дни уже несколько лет. Гости музея - дети и взрослые - попадают в разные "биологические миры": ботанику, зоологию. Здесь они получают разные задания, которые выполняют сообща. Взрослые активно включаются в познавательный процесс, продол­жающийся и дома.

Перспективной тенденцией представляется создание для семей­ных посетителей специальных путеводителей, которые содержат краткий рассказ об экспозиции, помогающий родителям при посе­щении музея быть "гидами" для своих детей. Кроме того, путеводи­тели содержат задания для детей, они выполняются с участием ро­дителей в домашней обстановке. Такие путеводители созданы в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Каргопольском музее-заповед­нике, Музее-панораме "Бородинская битва" и др.

По статистике, примерно одну треть всех посетителей музеев составляют студенты. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что возможно создание многоуровневой системы взаи­модействия студенческой молодежи и музеев.

Если ставить вопрос об учебных задачах, то их в первую оче­редь решают студенты гуманитарных вузов, в программы которых по истории, археологии, этнографии, литературе, искусству и др. предметам включается работа на музейных экспозициях. Работают студенты и в фондах, материал которых является уникальным пер­воисточником, основой для работы над курсовыми и дипломами. В этой связи открываются перспективы взаимовыгодного сотрудни­чества вузов и музеев.

Интересен опыт сотрудничества Московского государственно­го университета им. М.В. Ломоносова и музеев. На кафедре отече­ственной истории в 1970-80-е гг. была разработана программа, ап­робированная многолетней практикой и дающая прекрасный при­мер обучения и воспитания студентов на лучших традициях русской истории, культуры и искусства. В программу, включающую теоре­тический курс, практические занятия, индивидуальную работу с ли­тературой входит работа на экспозициях музеев, изучение мемори­альных комплексов, памятников архитектуры. Специальный курс строится на исследовании экспозиций музеев и памятников в соот­ветствии с программой по отечественной истории. Кафедра вырабо­тала методический прием, стимулирующий творческую активность студентов. Каждый студент разрабатывает тему экскурсии по свое­му выбору и по согласованию с преподавателем и музейным специ­алистом, а затем проводит экскурсию для студентов своей группы. Обсуждение экскурсии проходит в форме дискуссии.


Целесообразна организация музейной практики на базе музеев. Например, студенты исторического факультета Казанского универ­ситета с первого курса включаются в музейную работу. В соответ­ствии с основными направлениями музейной деятельности музей­ная практика также состоит из трех направлений — фондового, экс­позиционного, культурно-образовательного. В процессе практичес­ких занятий изучаются особенности формирования, учета, изучения, хранения музейных коллекций, проектирования экспозиций и выставок. Студенты участвуют в историко-бытовых, археологических, этнографических экспедициях, в организации музейных праздников, учатся проводить экскурсии, разрабатывать другие формы взаимо­действия с аудиторией на базе Государственного объединенного му­зея Татарстана. В течение многих лет музей является учебной базой для прохождения курса "Основы исторического краеведения".

Анализ анкетирования студентов показал эффективность музей­ных занятий. В анкетах отмечалось, что практика в музее дала сту­дентам возможность не только прикоснуться к истокам культуры, искусства, но и познакомиться с людьми, влюбленными в свое дело а "этого не заменят никакие лекции, публикации или фильмы...". Половина состава работников музея сегодня состоит из выпускни­ков университета. Не все студенты станут сотрудниками музея, но именно благодаря музею студенты постигают историю и культуру не только глубоко, но и эмоционально, "пропуская через себя".

Для студентов гуманитарных вузов и факультетов "общение" с музеем, памятниками истории и культуры - все-таки необходимая учебная программа профессионального образования, хотя и выходя­щего за учебные рамки. Но сейчас остро стоит вопрос общей гуманитаризации человека, человеческого знания, науки. Личность мо­жет состояться только в сочетании интеллекта и души, духовности и нравственности. Д.С. Лихачев подчеркивал: "Гуманитарные науки, несомненно, приобретают все больший вес на форуме знаний. Об­наруживается основополагающая закономерность, показывающая, что точные науки не могут развиваться без динамического развития гуманитарных наук. Ибо гуманитарные науки обеспечивают долж­ный уровень интеллигентности ученых, занятых исследованиями в любых сферах знания. Ну а в целом, это еще объясняется и тем, что гуманитарные науки тесно связаны с исследованиями сложнейшего в мире механизма - человеческой души".

В аспекте вышесказанного особый интерес представляет опыт Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, разрабо­тавшего для студентов технических вузов программу эстетичес­кого воспитания, которая может рассматриваться как одна из модификаций при создании подобного рода проектов в музеях. Весь курс обучения рассчитан на 4 года и состоит из двух этапов. На первом этапе лекции, семинары, практические занятия проходят в музее. Изучается проблема "Развитие отечественного искусст­ва", представленная шестью темами. Каждая лекция, проходящая в зале музея, сопровождается фонограммой, концертом, что спо­собствует моделированию определенной культурно-исторической среды со специфическими взглядами на пластическое и музыкаль­ное искусство. На этом этапе студентов учат понимать и знать. Девиз второго этапа - уметь. Студенты под руководством опыт­ных специалистов превращаются в активных участников музей­ной работы - экскурсоводов, лекторов, участвуют в обсуждениях новых экскурсионных тем, лекций, в дискуссиях по разным воп­росам музейного дела.


Лучший опыт российских музеев убедительно показывает, что музеи самого разного профиля, национальные и областные, район­ные и общественные, государственные и появляющиеся частные разрабатывают программы, проекты с целью привлечения в музей студенчества и более активного его включения в жизнь музея. Но в целом следует подчеркнуть, что культурно-историческое поле музе­ев может быть более эффективно и системно предоставлено студен­ческой молодежи.

Начиная с конца XIX - начала XX веков российские музеи уде­ляли большое внимание школьному учителю, для которого разра­батывались специальные семинары, абонементы. Эта традиция не утратила своего значения сегодня. Учитывая систему взаимодействия культуры и образования можно предположить, что учительская аудитория для музеев станет одной из постоянных и перспектив­ных. В настоящее время в ряде музеев разрабатываются специаль­ные циклы для учителей-предметников, углубляющие преподавание по конкретным курсам школьной программы.

Одной из значительных категорий взрослой музейной аудитории (в том числе и потенциальной) являются лица пожилого возраста, пен­сионеры. Создание рассчитанных на них культурных программ и проектов в последние десятилетия занимает значительное место в жизни зарубежных и отечественных музеев. Представляется перспективной складывающаяся система взаимодействия музеев в ряде регионов Рос­сии с социальными центрами по поддержке пенсионеров, инвалидов. Для них создаются специальные программы, включающие посеще­ние музеев, экскурсии по достопримечательным местам района, ос­мотр исторических и культурных памятников. Традиционным стало проведение рядом музеев "дней пожилого человека".

В последние десятилетия во всем мире активизировалось вни­мание к инвалидам, стремление включить их в жизнь общества, со­здать условия, достойные человека. Задача сделать культурное на­следие, хранимое музеями, доступными для инвалидов, приобрета­ет все большую актуальность. Реализации ее способствует полити­ка, направленная на принятие специальных законов, обучение му­зейного персонала, а главное - осознание необходимости решения этой проблемы как обществом в целом, так и администрацией и спе­циалистами музеев.

С этой точки зрения интересен опыт Великобритании, где раз­работано "Руководство по работе с инвалидами для музеев и худо­жественных галерей". В преамбуле указывается, что каждый музей на основании этого документа может разработать собственную про­грамму работы с инвалидами.