ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 6
Коэффициент z находится |
по формуле |
|
|
|
(9.27) |
где гх — внутренний |
радиус |
отверстия. |
Днища с укрепленными отверстиями рассчитываются без учета |
||
ослаблений. |
к расчетной толщине стенки штампован |
|
Величина прибавки |
ного днища принимается в соответствии со следующими данными:
(s — су) в мМ ........................... |
^ 1 0 |
10,5—20 |
20,5—30 |
^3 0 ,5 |
сх в м м ....................................... |
3 |
2 |
1 |
0 |
Допускаемое напряжение определяется так же, как и для ци линдров. При этом поправочный коэффициент <р принимается: для глухих днищ гі = 1 ,0 ; для днищ с неукрепленными отвер стиями г] = 0,95.
в)
Рис. 9.6. Схема усиления отверстий: а — патрубком; 6 — патрубком и накладкой; в — патрубком и двумя накладками
Компенсация ослабления, вызванного отверстием, сводится к общему или местному увеличению толщины стенки. Последнее является более рациональным и требует меньшего расхода ме талла.
Примеры усиления отверстий приведены на рис. 9.6.
В стыковых соединениях листов разной толщины в случаях, когда разница в толщине превышает 30%, необходимо обеспечи вать плавный переход на длине, равной не менее пятикратной разницы толщины.
§ 43. ГАЗГОЛЬДЕРЫ
Газгольдерами называются сосуды, предназначенные для хра нения газов.
Природный газ, выходящий из недр земли под большим дав лением, передается по трубопроводам на весьма большие расстоя ния. Вблизи мест потребления газ собирается на газгольдерных станциях, где он используется для покрытия пика расхода и для обеспечения равномерного давления в газопроводе. В условиях поступления газа под высоким давлением и при большом суточном
обороте наиболее рациональным типом газгольдеров являются газгольдеры постоянного объема, в которых увеличение коли чества хранимого газа происходит за счет возрастания давления при неизменном объеме. Газгольдеры постоянного объема исполь зуются при больших давлениях (более четырех атмосфер).
Теоретически наиболее выгодной формой газгольдера постоян ного объема является шар, так как он при заданном объеме обла дает минимальной поверхностью и, кроме того, напряжения в ша ровой оболочке, возникающие от внутреннего давления, в два раза меньше по величине, чем в цилиндрической оболочке. По этому применение шаровых газгольдеров дает возможность дости гать значительной экономии металла. Однако-цилиндрические газ гольдеры имеют то преимущество перед шаровыми, что они проще в изготовлении и обладают формой, которую легче приспособить к условиям провоза по железной дороге. Поэтому «габаритные газгольдеры», т. е. газгольдеры, размеры которых соответствуют габаритам железнодорожного транспорта, — также находят достаточно большое применение. Они выполняются в виде ци линдрических оболочек с шаровыми днищами.
Газгольдеры постоянного объема предназначаются для экс плуатации при высоком давлении, поэтому они должны проекти роваться и изготовляться с учетом специальных требований, уста новленных Госгортехнадзором СССР и обязательных для' всех министерств и ведомств.
Основной нагрузкой для газгольдеров, определяющих тол щину стенки, является внутреннее давление, величина которого зависит от назначения сосуда и в отдельных случаях может до стигать 1 0 0 атм.
Расчет оболочек газгольдеров постоянного давления в соответ ствии с правилами Госгортехнадзора производится по допускае мым напряжениям.
Шаровые газгольдеры. Толщина оболочки шарового газголь
дера |
(рис. 9.7) определяется по следующей формуле: |
|
|
|
‘ = |
Т № Г + С- |
(9'28) |
Здесь s — толщина шаровой |
оболочки; р — расчетное |
(избыточ |
|
ное) |
внутреннее давление; D — внутренний диаметр |
оболочки; |
[а] — допускаемое напряжение на растяжение; <р — коэффициент прочности сварных швов; с— прибавка к расчетной толщине стенки.
Прибавка к расчетной толщине, компенсирующая минусовый допуск листового проката, принимается только для оболочек толщиной до 20 мм. При этом с = 1 мм.
Кроме того, оболочка должна быть проверена на гидростати ческое давление при испытании газгольдера наливом воды.
Шаровые газгольдеры устанавливаются на стойках. По усло виям обеспечения статического равновесия число опорных стоек шарового газгольдера могло бы быть равно трем, однако с целью
уменьшения величины опорных реакций, передаваемых на обо лочку в виде сосредоточенных усилий, число стоек принимают значительно большим — обычно 6 ‘—1 2 .
Для того чтобы избежать местного изгиба в оболочке, оси опорных стоек целесообразно направлять по касательным к ней.
Для обеспечения этого при опирании по большому кругу оси стоек будут вертикальными, а при опирании по малому кругу они должны быть наклонными, в соответствии с направлением каса тельных к оболочке. В случае несовпадения осей стоек с касатель
ными к оболочке, для восприятия нормальных составляющих опорных реакций необходимо предусмотреть соответствующее подкрепление, которое, в зависимости от величины усилий, может быть принято в виде местного утолщения опорного пояса оболочки или в виде кольцевого ребра жесткости в плоскости опорного круга. Корпус резервуара опирается на верхние плиты стоек через специальные башмаки, приваренные к его наружной поверхности.
Для обеспечения жесткости опорного контура, необходимой при передаче горизонтальных ветровых нагрузок, отдельные опорные стойки должны быть соединены между собой в одно целое при помощи перекрестных связей.
Цилиндрические газгольдеры. Толщина цилиндрической части газгольдера постоянного давления (рис. 9.8) определяется по формуле
_ |
Р° |
с. |
(9.29) |
S ~ |
2 [а] <р |
|
|
Здесь D — внутренний диаметр оболочки. Остальные обозначе ния см. раньше.
Эта формула соответствует, в основном, формуле для кольце вых напряжений в цилиндрической оболочке (9.4).
Толщина сферического днища определяется по такой же фор муле, как и толщина шарового газгольдера (9.28), но прибавка
на толщину для штампованных днищ с учетом допуска на штам повку назначается несколько большей: е = с + 2 мм.
Цилиндрические газгольдеры можно располагать горизон тально и вертикально. Вертикальное расположение менее удобно при эксплуатации, так как создает сильные затруднения, свя-
Рис. 9.9. К расчету опорных колец жест кости: а — схема на грузки на опорное кольцо; б и в —эпюры изгибающих моментов
M/ T 0R 2 .
занные с необходимостью доступа для наблюдений на большой высоте. В связи с этим вертикальное расположение цилиндричес ких газгольдеров применяется редко.
Горизонтальные цилиндрические газгольдеры устанавливают на двух опорах и изготовляют с внутренними кольцами жесткости, расположенными против опор.
Расчет опорных колец жесткости горизонтальных резервуа ров производится по схеме, приведенной на рис. 9.9.
Опорное кольцо находится под действием касательных усилий и опорных реакций.
Касательные усилия распределены по периметру кольцевого сечения по закону
Гф = Т0sin ф, |
(9.30) |
где |
|
|
(9.31) |
Опорные реакции стоек равны А = |
|
Здесь Q — вес газгольдера, приходящийся |
на одну опору. |
При установке опорных стоек без эксцентриситета эпюра из гибающих моментов в различных сечениях опорного кольца будет иметь вид, указанный на рис. 9.9, б.
При этом абсолютные значения максимальных и минимальных значений не будут равны между собой:
Мшах = 0,0467У?2;
(9.32)
Мшп = -0.0367У?2.
Поэтому с целью выравнивания абсолютных значений изги бающих моментов, опорные стойки устанавливают с эксцентри ситетом, равным
е = 0,003 R. |
(9.33) |
Тогда абсолютные значения изгибающих моментов выравни ваются, как это показано на эпюре рис. 9.9, в. При этом они равны
|
Мтах = - |
Мт1п = 0.047У?*. |
(9.34) |
|
При определении напряжений в поперечное сечение кольца |
||||
включается площадь |
сечения пояса корпуса шириной, равной |
|||
30s. |
вес |
оболочки цилиндрического |
газгольдера |
|
Теоретический |
||||
с полушаровыми |
днищами |
составляет |
|
|
|
|
< 7 = 1 , 5 ^ . |
(9.35) |
Здесь у — удельный вес стали; с — коэффициент, зависящий от отношения длины корпуса к диаметру (при оптимальном отноше
нии = 6 с = 1,35 ^ .
Из формул (9.35) видно, что при всех прочих равных условиях повышение давления уменьшает расход стали.
Обычно давление газгольдеров составляет 4— 18 атм, но в от дельных случаях может быть принято и большим.
Диаметр шаровых газгольдеров обычно принимается равным 10—12 м. Диаметр горизонтальных газгольдеров по условиям провоза по железной дороге не превышает 3,25 м при длине около