Файл: Майзель В.С. Сварные конструкции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а

1.14. Характеристики прессованных профилей

 

 

 

 

из алюминиевых сплавов

 

 

 

 

 

 

Высота

Ширина

Т олщина

Толщина

гост

Наименование

полки

стенки

полки

 

 

 

 

 

 

 

мм

 

13737—68

Уголки равнобокие

12—100

12—100

1—10

1—10

13738—68

Уголки

неравнобо­

16—140

13—90

1,2—10

1,2—10

 

кие

 

 

 

 

 

 

13617—68

Бульбоугольник

13—90

13—35

1—4,5

1—4,5

13622—68

Тавр

равностенный

20—220

30—110

1,5—7

1,5—11

13621—68

Двутавр

 

30—86

30—95

1,5—9

2—8

13623—68

Швеллер

 

20—140

15—80

1,5—8

1,5—8

13624—68

Швеллер

отборто­

14—35

23—34

2—3

1,5—3

 

ванный

 

 

 

 

 

 

13620—68

Зетовые

 

20—50

15—25

1,5—4

1,5—5

П р и м е ч а н и е . Профили поставляются длиной до 6 м при площади по­ перечного сечения до 1,5 см2 и длиной до 9 м при площади поперечного сечения более 1,5 см2.

 

Т а б л и ц а 1.15.

Характеристики труб,

 

 

прессованных из алюминиевых сплавов

 

 

 

 

Диаметр

Меньшая

 

 

 

 

или

Толщина

Длина

ГОСТ

Наименование

большая

сторона

сторона

 

 

 

 

 

 

мм

 

м

 

Круглые

25—280

,—

5—32,5

2—5,5

1947—56*

Квадратные

10—90

1—5

2—5,5

 

Прямоугольные

14—120

10—60

1—5

2—5,5

гнутых и фасонных профилей, профилей высокой точности, про­ ката из высококачественной и легированной стали, труб и метизов.

При выборе различных профилей проката следует учитывать, что для сжатых элементов конструкций, а также для элементов конструкций, работающих на изгиб, более целесообразно приме­ нять профили с более тонкой стенкой. Профили с толстыми стен­ ками более целесообразно применять для элементов, работающих на растяжение.


Применение гнутых тонкостенных профилей во многих случаях позволяет достигать значительной экономии веса.

Трубчатые сечения целесообразно применять при работе эле­ ментов на кручение, а также и при работе их на продольный из­

гиб.

Двутавры широкополочные изготовляются трех видов с лите­ рами Б, Л, Т. Для элементов, работающих на изгиб, применяются двутавры широкополочные с литерами Б (балочные). Для эле­ ментов, работающих на продольный изгиб, применяются двутавры широкополочные с литерами Л (легкие) и Т (тяжелые), выбор ко­ торых определяется интенсивностью нагружения.

\

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СВАРНЫХ ШВОВ И СОЕДИНЕНИЙ

§ 5. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Наиболее распространенным методом сварки является сварка плавлением, поэтому многие понятия и определения были уста­ новлены главным образом для него.

Сварным швом при сварке плавлением принято называть затвердевший после расплавления металл, соединяющий сварен­ ные детали.

Сварное соединение представляет собой совокупность деталей, соединенных посредством сварного шва.

Основные типы и конструктивные элементы сварных швов и соединений для различных видов сварки установлены государ­ ственными стандартами.

Тип шва определяется формой поперечного сечения подго­ товки кромок свариваемых деталей.

Стандартами устанавливаются основные типы сварных швов в зависимости от вида соединения, в котором эти швы применены. Кроме того, устанавливаются конструктивные элементы подго­ товки кромок свариваемых деталей, а также форма и размеры полученного шва.

По виду соединения все основные типы сварных швов в стан­ дарте разделены на следующие четыре группы: швы стыковых соединений, угловых соединений, тавровых соединений и соеди­ нений внахлестку. По каждой из этих групп приводятся подроб­ ные данные о конструктивных элементах подготовки кромок свариваемых деталей, о форме выполненных швов и о допусках, установленных на их размеры.

Типы сварных соединений, принятые в стандарте для ручной электродуговой сварки, для автоматической и полуавтоматиче­ ской сварки под флюсом и др., могут сохраниться и для неко­ торых иных методов сварки, не указанных пока в стандарте, например, таких, как сварка лазерная или электронным лучом, но конструктивные элементы подготовки кромок, форма и раз­ меры сварных швов и допуски на размеры, определяемые с учетом технологических особенностей, могут иметь существенные разли­ чия. Поэтому швы сварных соединений, выполняемых методами, неучтенными в стандарте, должны определяться по чертежам или

32


Рис. 2.1. Конструктивные эле­

Рис. 2.2.

Конструктивные эле­

менты швов стыковых соедине­

менты швов угловых

соедине­

ний

ний (а), тавровых (б) и соедине­

 

ний

внахлестку

(в)

6)

Рис. 2.3. Конструктивные элементы швов соединений внахле­ стку, выполненных контактной сваркой: а — рельефные; б — точечные; в — роликовые

2 В, С. Майзель

33

техническим условиям на изготовление изделия. При этом подобно тому, как это сделано в стандарте, должны быть даны подробные указания о конструктивных элементах подготовки кромок сва­ риваемых деталей, а также о форме и размерах выполненных швов с установлением соответствующих допусков.

Основными конструктивными элементами подготовки кромок являются: зазор, притупление и угол разделки. Они определяются технологическими условиями процесса сварки и должны обеспе­ чить возможность выполнения шва требуемого качества.

Размеры сечения выполненного шва в стыковых соединениях заданы толщиной свариваемой детали, а также шириной и высо­ той валика шва. Для угловых Щвов размеры шва заданы катетом. При определении катета углового шва принимается меньший катег вписанного в сечение шва треугольника. Некоторые наиболее характерные типы швов основных видов сварных соединений с при­ нятыми буквенными обозначениями отдельных элементов при­ водятся на рис. 2.1—2.3.

§ 6. КЛАССИФИКАЦИЯ СВАРНЫХ ШВОВ

Ввиду многообразия различных условий изготовления и экс­ плуатации сварных конструкций существует классификация свар­ ных швов по многим признакам.

П о в и д у с о е д и н е н и я имеющиеся различия между стыковыми, угловыми, тавровыми и нахлесточными соединениями являются весьма существенными, поэтому они положены в основу классификации, принятой в государственных стандартах.

Наиболее характерными для сварки являются соединения встык, угловые и впритык (или тавровые).

Соединение внахлестку, хотя и не является типичным для сварных конструкций (оно перешло от клепаных конструкций), имеет в них достаточно широкое распространение.

Соединение внахлестку при электродуговой сварке выпол­ няется угловыми швами. Оно часто применяется также и при кон­

тактной

сварке (рис. 2.3).

П о

с п о с о б у , в и д у и м е т о д у с в а р к и имеют

место некоторые различия в швах. Эти различия также нашли отражение в государственных стандартах.

Различия в швах, получающиеся при выполнении их ручным, автоматическим или полуавтоматическим способом, относятся главным образом к размерам их конструктивных элементов. При автоматическом и полуавтоматическом способах сварки при­ тупление кромок принимается несколько большим, чем при руч­ ной сварке.

Наиболее существенные различия в швах имеют место при выполнении их такими методами сварки, как электродуговая, электрошлаковая и электрическая контактная. О форме швов, выполненных электродуговым методом, можно судить по рис. 2.1


и 2.2 (а также по рис. 2.5—2.7, приведенным далее). Швы свар­ ных соединений, выполненные контактной электросваркой, по­ казаны на рис. 2.3. Швы сварных соединений, выполненные ме­ тодом электрошлаковой сварки, приведены на рис. 2.4, а—з. Они имеют существенные различия по толщине и по форме по

сравнению со швами, выполненными

электродуговой сваркой.

П о ф о р м е п о п е р е ч н о г о

с е ч е н и я швы, выпол­

няемые электродуговой сваркой, можно разделить на стыковые и угловые. Стыковые швы наиболее характерны для сварных кон­

струкций. Угловые швы являются наиболее распространенными. Они применяются в тавровых и угловых соединениях и в соеди­ нениях внахлестку (рис. 2.1 и 2.2).

П о ф о р м е п о д г о т о в л е н н ы х к р о м о к и х а ­ р а к т е р у в ы п о л н е н и я швы при электродуговой сварке также имеют различия.

При малых толщинах деталей сварные соединения могут быть осуществлены без скоса кромок. По мере увеличения толщины де­ талей для обеспечения полного провара применяется скос одной или двух кромок. При этом скос бывает прямолинейным, ломаным или криволинейным и может выполняться с одной или с двух сторон кромки.

Сварные швы по характеру выполнения бывают односторон­ ними или двусторонними. Для выполнения шва только с одной стороны часто принимают меры для полного провара по всей тол­ щине соединения. К числу таких мер относятся съемные или остаю­ щиеся прокладки, флюсовые подушки и некоторые другие.

Различные формы подготовки кромок и соответствующие им выполненные швы стыковых соединений приведены на рис. 2.5.

Форма подготовки кромок и выполненные швы тавровых соеди­ нений приведены на рис. 2.6.

Швы угловых соединений в зависимости от угла расположе­ ния деталей по форме являются промежуточными между стыко­ выми швами и угловыми, что можно видеть по рис. 2.7.

Рис. 2.5. Основные типы швов стыко­ вых соединений: а — подготовленные кромки; б — выполненные швы;

1 — без скоса; 2 — с односторонним ско­ сом одной кромки; 3 — с односторонним скосом двух кромок; 4 — с двумя скосами одной кромки; 5 — с двумя несимметрич­ ными скосами одной кромки; 6 — с двумя симметричными скосами двух кромок; 7— с двумя несимметричными криволинейными

скосами двух

кромок; / — односторонние;

I I

— двусторонние

 

 

 

 

 

В )

!

 

 

 

 

 

/

ш т

Рис. 2.6. Основные типы швов соеди­

 

 

нений

впритык:

а — подготовленные

 

 

кромки; б — выполненные швы;

2

 

1 — без

скоса;

2 — с односторонним ско­

 

 

сом одной кромки:

3

— с двусторонним

 

 

скосом

одной

кромки;

I — односторонние;

 

 

 

/ /

— двусторонние

 

 

 

 

 

 

 

3

 

а]

б) I

/ Ш Ш

І Ш Ш Ц

Рис. 2.7. Основные типы швов угловых соединений: а — подготовленные кромки; б — выполненные швы;

 

1

— под прямым углом; 2 — под

 

тупым

углом;

/ — односторон­

2ШУ//Л.

ÏZZZ.

ние;

I I —

двусторонние


П о ф о р м е н а р у ж н о й п о в е р х н о с т и швы мо­ гут быть плоские или выпуклые. Угловые швы, кроме того, мо­ гут быть еще и вогнутые. Иногда выпуклые швы необоснованно называют усиленными, а вогнутые ослабленными.

Местное утолщение стыкового шва вызвано необходимостью иметь некоторый технологический допуск по толщине шва для учета неравномерности процесса переноса металла с электрода в шов. Технологический допуск обеспечивает необходимую тол­ щину сварного шва по всей его длине, которая не должна быть меньше толщины присоединяемого элемента.

Подобное можно сказать и о выпуклости углового шва, кото-ч рая тоже допускается в весьма ограниченных пределах.

П о п о л о ж е н и ю ш в о в в п р о с т р а н с т в е в мо­ мент их выполнения различают нижние, вертикальные, горизон­ тальные и потолочные швы. Такое деление вызвано различными технологическими особенностями выполнения швов, которые не­ обходимо учитывать при их выполнении. Наиболее просто выпол­ няются швы в нижнем положении, поэтому желательно по тех­ нологическим соображениям по возможности обеспечивать сварку большинства швов именно в нижнем положении. Наиболее трудно создать необходимые условия для выполнения сварки в потолоч­ ном положении. Так, например, в настоящее время автоматиче­

ская сварка под флюсом потолочных швов еще не

разработана,

поэтому потолочные швы выполняютя в основном

ручным

спо­

собом.

направления

дей­

П о р а с п о л о ж е н и ю относительно

ствующих усилий сварные швы разделяют

на боковые — про­

дольная ось которых расположена параллельно направлению действия усилий; лобовые — продольная ось которых располо­ жена перпендикулярно по отношению к направлению действия усилий; косые — продольная ось которых расположена под углом к направлению действия усилий.

Это деление имеет существенное значение для оценки условий работы сварных швов (рис. 2.8).

П о н а з н а ч е н и ю швы иногда разделяют на прочные — обеспечивающие только требуемую прочность соединения; плот­ ные — обеспечивающие только плотность соединения и прочно­ плотные, т. е. обеспечивающие одновременно и прочность и плот­ ность соединения. Такое деление швов существовало еще в кле­ паных конструкциях и имело для них существенное значение.

Для сварных конструкций такое деление имеет меньшее зна­ чение, так как в большинстве случаев требования обеспечения прочности и плотности сварных швов неотделимы друг от друга. Так, например, поры и другие пороки в швах недопустимы не только по условиям плотности, но и по условиям прочности.

Для сварных конструкций более существенным является раз­ личие по у с л о в и я м р а б о т ы . При этом различают: ра­ бочие швы, предназначенные для восприятия основных нагрузок,