Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 256
Скачиваний: 9
бающих лап защищена предохранительным клапаном, настроен ным на срабатывание при давлении 350 кгс/см2. Привод конвейера состоит из двух гидродвигателей и двух редукторов, расположен ных по обеим сторонам стрелы. Гидравлическая цепь привода конвейера имеет рабочее давление жидкости 196 кгс/см2.
Благодаря применению на машине МС-5 гидропривода рабочие органы не подвергаются резким перегрузкам; скребковая цепь имеет непрерывную и автоматическую регулировку величины на тяжения в зависимости от нагрузки; наличие контрольной и предо хранительной аппаратуры повышает надежность работы машины.
Погрузочная машина 36 СЕ снабжена главным двигателем постоянного тока мощностью 135 л. с., который приводит в дей ствие гусеничный ход и нагребающие лапы. На скребковом кон вейере установлены два двигателя мощностью по 25 л. с. Для питания цепей управления предусмотрен генератор, который при водится в движение двигателем мощностью 9,52 л. с. Двигатель вращает также два гидронасоса.
Главный двигатель и оба двигателя конвейера защищены гид ромуфтами. Натяжение цепи, как и у машины МС-5, производится посредством двух гидроцилиндров.
§ 4. Перспективы развития конструкций и эксплуатация погрузочных машин
В связи со все более широким внедрением в горнорудной промышленности самоходных комбинированных погрузочио-доста- вочных машин область применения специализированных погрузоч ных машин с парными нагребающими лапами будет сужаться. Однако они останутся незаменимыми при механизации проходки горизонтальных выработок, а также на погрузке горной массы в узких и низких очистных забоях шахт, имеющих большую про тяженность откаточных выработок (более 400 м), и на погрузке непосредственно в вагоны рельсового транспорта.
Повышение производительности машин может быть достиг нуто:
увеличением скоростей движения лап, цепи конвейера, гусе ничного хода, а также скоростей манипулирования механизмами машины;
широким регулированием скоростей движения каждого из ме ханизмов и комбинированием этих скоростей;
созданием конструкций нагребающих лап с возможностью изме нения кинематики движения лап, а также регулирования высоты зачерпывания в зависимости от свойств погружаемого материала.
Для повышения надежности и долговечности погрузочных ма шин в ближайшем будущем будут применяться те же методы и средства, что и для других горных машин; широкое внедрение гидропривода и саморегулирующих механизмов, программное управление работой отдельных механизмов, дистанционное и авто-
иг
мэтическое управление машиной в целом, использование для из готовления машин высоколегированных износостойких сталей, твердых сплавов и т. п.
Погрузочные машины с нагребающими лапами работают в различных горнотехнических условиях. В Советском Союзе они широко применяются на рудниках Джезказганского комбината,. Криворожского бассейна, на Северо-Уральском бокситовом руд нике, на шахтах Новомосковского гипсового, Соликамского калий ного комбинатов, треста Эстонсланец и т. д.
Ниже в качестве примера кратко описана технология добычи руды на рудниках комбината Ачполиметалл с помощью комплекса самоходных машин, в который входят погрузочная машина ПНБ-ЗК(Д), автотягачи о прицепами грузоподъемностью 20 т, буровые каретки СБУ-2м, каретки для осмотра кровли.
Пологопадающее рудное тело (0—15°) отрабатывают камерно столбовой системой с регулярным расположением опорных цели ков. Отработку камер ведут послойно с опережением верхней подсечки по отношению к нижнему уступу; кровлю верхней под сечки крепят железобетонными штангами.
.В зависимости от условий работы в комплекс входит различ ное количество машин: буровых кареток — от 3 до 7, погрузочных, машин — от 2 до 4, транспортных машин — от 2 до 4.
Годовая производительность комплексов составляет от 163 до 460 тыс. т.
Обычно комплексная бригада, состоящая из 10—30 человек,, работает в трех—шести камерах: в одних камерах бурят, в дру гих убирают взорванную руду, в третьих крепят кровлю. Бригада работает в три семичасовые смены с двумя выходными днями в неделю. Производительность труда рабочего забойной группы составляет 70—100 т/емену, в лучших бригадах она достигает 183—216 т/смену.
Максимальная производительность, достигнутая на машинах. ПНБ-ЗК и ПНБ-ЗД, составляет 500 т/смену. Месячная производи тельность для этих машин равна 7170 и 10 315 т соответственно.
Техническая производительность погрузочных машин с нагре бающими лапами в основном зависит от кусковатости горной массы и высоты развала. Для тяжелых машин кондиционными считают куски до 400 мм, а для особо тяжелых машин — до 600 мм. Наиболее высокая производительность машин получена при содержании крупных кусков от 5 до 10%. С увеличением их выхода до 15% производительность падает на 20—25%. Однако наличие в отбитой руде большого количества мелочи также сни жает техническую производительность погрузочных машин, осо бенно при погрузке мокрой горной массы.
Наиболее высокая производительность погрузочных машин с парными -лапами получена при высоте развала 2—3 м, которая обесценивает наиболее ■благоприятные условия работы машины.
113'
При высоте развала более 4 м производительность машин сни жается иа 30%, а при высоте развала 0,5—0,7 м —-на 50%.
Основные данные результатов применения погрузочных машин на некоторых рудниках приведены в табл. 14 и 15.
Т а б л и ц а 14
|
|
Производительность |
Коэффн- |
||
Рудник |
Машина |
техниче |
эксплуата |
цпент ис |
|
пользова |
|||||
|
|
ская, |
ционная, |
ния |
|
|
|
т/мнн |
т/смену |
|
|
Миргалимсайский |
ПНБ-ЗК |
2,30 |
269 |
_ |
|
|
18HR-2I-Iy |
1,95 |
240 |
— |
|
|
ПНБ-ЗД |
2,65 |
280 |
0,60 |
|
Западно-Джезказганский |
ПНБ-4 |
5,3 |
— |
0,55 |
|
|
19HR-2Hy |
4,3 |
291 |
— |
|
Южно-Джезказганский |
ПНБ-ЗК |
2,15 |
246 |
0,69 |
|
|
ПНБ-ЗМ |
1,12 |
— |
0,2 |
|
Восточно-Джезказга некий |
18HR-2Hy |
1,56 |
196 |
0,75 |
|
ПНБ-4 |
5,3 |
310 |
0,50 |
||
Шахта № 2 Новомосковского гипсового |
ПНБ-ЗД |
2,45 |
270 |
0,60 |
|
ПНБ-ЗК |
3,26 |
80 т/ч |
— |
||
комбината |
|
|
|
530 |
|
-«Кируна» (Швеция) |
18HR-2Hy |
|
— |
— |
|
|
. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
|||
|
Удельный |
|
Средняя мощ |
|
|
Машина |
расход элек |
|
|||
троэнергии, |
ность, КВТ |
|
|||
|
квт-ч/т |
|
|
|
|
18HR-2Hy |
0,53 |
|
|
42 |
|
ПНБ-ЗК |
0,48 |
|
|
56 |
|
ПНБ-4 |
0,235 |
|
|
104 |
|
ПНБ-ЗМ |
0,55 |
|
|
43 |
|
Погрузочные машины с парными лапами поступают на рудник в собранном виде. Порядок сгона машин с железнодорожной плат формы и спуск в шахту в основном такой же, как и для экскава торов. Если ствол и откаточные выработки не приспособлены для доставки машины целиком, ее разбирают на части: ходовую те-
.лежку, погрузочную головку, стрелу конвейера. Иногда ходовую тележку дополнительно разбирают на среднюю раму и две гусе ницы. Отдельно транспортируют маслостанцию и магнитную стан цию, системы орошения, магнитный пускатель и питающий кабель.
Под землей машину собирают на ремонтной площадке или в специальной камере с минимальными размерами (м): высота 3— 4,5; длина 10—11 м, ширина 3,5—4,5. Камеру оборудуют талью или тельфером грузоподъемностью более 5 т. Общие требования к сборке погрузочных машин те же, что и для экскаваторов.
Собирают машину в следующем порядке. На раму устанавли вают и крепят болтами погрузочную головку. Затем к головке при соединяют стрелу конвейера, монтируют магнитную станцию и
1 1 4
делают частичную разводку кабелей, устанавливают маслостаицню и систему орошения, после чего делают окончательную раз водку кабелей и маслопроводов гидросистемы. На собранную машину после проверки изоляции кабелей и сопротивления зазем ления подают напряжение и опробуют все механизмы и системы машины, проверяя правильность их работы.
Правила эксплуатации и техники безопасности
Общие правила эксплуатации и безопасной работы на экска ваторах распространяются и на погрузочные машины с нагребаю щими лапами. Ниже перечислены лишь некоторые специальные требования эксплуатации и безопасной работы на этих машинах.
На участке работы погрузочной машины должен быть оборудо ван противопожарный пункт с наличием в нем не менее двух пен ных огнетушителей, ящика с песком, двух ведер, лопат. Противо пожарный пункт должен отстоять не далее чем на 50 м от места работы погрузочной машины.
Машинисту категорически запрещается:
производить погрузку руды без включения системы орошения или когда в районе погрузки или в непосредственной близости (ближе 2 м) от грузчика находятся люди;
переезжать через кабели и шланги; работать в плохо освещенном забое;
производить осмотр и ремонт без принятия соответствующих, мер предосторожности, особенно при работе под хвостовой частью конвейера и погрузочной головкой;
работать при отсутствии заземления; самовольно производить регулирование фрикционных муфт,,
ремонтировать электроаппаратуру машины; производить погрузку негабаритов.
Прежде чем начать работу в забое машинист обязан:
1.Ознакомиться с замечаниями в книге приема-сдачи смены по техническому состоянию узлов машины о произведенных в предыдущую смену ремонтах и отмеченных неисправностях. Книга приема-сдачи смены хранится или в специальном ящике на ма шине или в нарядной участка.
2.Обеспечить хорошее освещение забоя, где будет работать погрузочная машина.
3.Проверить состояние забоя после взрыва; при обнаружении «отказов» немедленно доложить об этом лицу технического над зора и не приступать к работе, пока не будет ликвидирован «отказ».
Совместно с другими членами комплексной бригады, работаю щими в камере, машинист должен проверить состояние кровли, целиков и при необходимости обезопасить их от отслоившихся кусков руды. В случае обнаружения больших отслоений — заколов, которые невозможно убрать с помощью «обезопаски», машинист
115
должен об этом доложить горному мастеру, который обязан при нять меры по приведению забоя в безопасное состояние.
Принимая смену, машинист должен проверить наличие инстру мента и инвентаря, находящегося на рабочем месте', проверить наличие смазочного н обтирочного материала.
Перед началом работы на машине необходимо:
убедиться в исправности рубильника (пускателя), к которому подключен питающий кабель, а также в том, что питающий кабель не имеет поверхностных повреждений, правильно подсоединен и что заземление выполнено правильно;
проверить уровень масла в резервуаре гидросистемы (при вдвинутых гидроцилиндрах), картерах редукторов приводов на гребающих лап, гусеничного хода, конвейера; все обнаруженные утечки масла должны быть ликвидированы, а масло должно быть долито до контрольного уровня;
убедиться в исправности гидроцилиндров подъема головки, подъема и горизонтальной ориентировки конвейера,
проверить натяжение скребковой цепи; проверить затяжку и стопорение резьбовых соединений;
произвести смазку всех узлов согласно карте смазки.
После тщательного осмотра погрузочной машины машинист должен опробовать работу конвейера, нагребающих лап, гусенич ного хода вхолостую, а затем под нагрузкой.
Работа на погрузочной машине может производиться только в забоях, указанных в наряде начальником участка, и после осмот ра забоев горным мастером.
Выявленные в процессе приема смены все неполадки и неис правности на машине должен немедленно устранить сам машинист или ремонтный персонал участка, о чем отмечается в книге прие ма-сдачи смены. Перед пуском машины в работу машинист должен дать предупредительный сигнал и убедиться в отсутствии посто ронних лиц в забое или около машины.
Тщательный осмотр и проверка технического состояния погру зочной машины перед началом работ, а также подготовка забоя к погрузке руды являются необходимыми подготовительными операциями, обеспечивающими высокопроизводительную и надеж ную работу машины.
Работать на машине следует только в хорошо освещенном и очищенном от посторонних предметов (трубы, кабели, канат,
.штанги) забое.
Во время работы машинист должен: следить за положением питающего кабеля;
не допускать в зону работы машины посторонних лиц; следить за состоянием кровли забоя;
при обнаружении неисправностей сообщить об этом горному мастеру, механику, дежурному электрослесарю и участвовать са мому в устранении неисправностей;
116