Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бающих лап защищена предохранительным клапаном, настроен­ ным на срабатывание при давлении 350 кгс/см2. Привод конвейера состоит из двух гидродвигателей и двух редукторов, расположен­ ных по обеим сторонам стрелы. Гидравлическая цепь привода конвейера имеет рабочее давление жидкости 196 кгс/см2.

Благодаря применению на машине МС-5 гидропривода рабочие органы не подвергаются резким перегрузкам; скребковая цепь имеет непрерывную и автоматическую регулировку величины на­ тяжения в зависимости от нагрузки; наличие контрольной и предо­ хранительной аппаратуры повышает надежность работы машины.

Погрузочная машина 36 СЕ снабжена главным двигателем постоянного тока мощностью 135 л. с., который приводит в дей­ ствие гусеничный ход и нагребающие лапы. На скребковом кон­ вейере установлены два двигателя мощностью по 25 л. с. Для питания цепей управления предусмотрен генератор, который при­ водится в движение двигателем мощностью 9,52 л. с. Двигатель вращает также два гидронасоса.

Главный двигатель и оба двигателя конвейера защищены гид­ ромуфтами. Натяжение цепи, как и у машины МС-5, производится посредством двух гидроцилиндров.

§ 4. Перспективы развития конструкций и эксплуатация погрузочных машин

В связи со все более широким внедрением в горнорудной промышленности самоходных комбинированных погрузочио-доста- вочных машин область применения специализированных погрузоч­ ных машин с парными нагребающими лапами будет сужаться. Однако они останутся незаменимыми при механизации проходки горизонтальных выработок, а также на погрузке горной массы в узких и низких очистных забоях шахт, имеющих большую про­ тяженность откаточных выработок (более 400 м), и на погрузке непосредственно в вагоны рельсового транспорта.

Повышение производительности машин может быть достиг­ нуто:

увеличением скоростей движения лап, цепи конвейера, гусе­ ничного хода, а также скоростей манипулирования механизмами машины;

широким регулированием скоростей движения каждого из ме­ ханизмов и комбинированием этих скоростей;

созданием конструкций нагребающих лап с возможностью изме­ нения кинематики движения лап, а также регулирования высоты зачерпывания в зависимости от свойств погружаемого материала.

Для повышения надежности и долговечности погрузочных ма­ шин в ближайшем будущем будут применяться те же методы и средства, что и для других горных машин; широкое внедрение гидропривода и саморегулирующих механизмов, программное управление работой отдельных механизмов, дистанционное и авто-

иг


мэтическое управление машиной в целом, использование для из­ готовления машин высоколегированных износостойких сталей, твердых сплавов и т. п.

Погрузочные машины с нагребающими лапами работают в различных горнотехнических условиях. В Советском Союзе они широко применяются на рудниках Джезказганского комбината,. Криворожского бассейна, на Северо-Уральском бокситовом руд­ нике, на шахтах Новомосковского гипсового, Соликамского калий­ ного комбинатов, треста Эстонсланец и т. д.

Ниже в качестве примера кратко описана технология добычи руды на рудниках комбината Ачполиметалл с помощью комплекса самоходных машин, в который входят погрузочная машина ПНБ-ЗК(Д), автотягачи о прицепами грузоподъемностью 20 т, буровые каретки СБУ-2м, каретки для осмотра кровли.

Пологопадающее рудное тело (0—15°) отрабатывают камерно­ столбовой системой с регулярным расположением опорных цели­ ков. Отработку камер ведут послойно с опережением верхней подсечки по отношению к нижнему уступу; кровлю верхней под­ сечки крепят железобетонными штангами.

.В зависимости от условий работы в комплекс входит различ­ ное количество машин: буровых кареток — от 3 до 7, погрузочных, машин — от 2 до 4, транспортных машин — от 2 до 4.

Годовая производительность комплексов составляет от 163 до 460 тыс. т.

Обычно комплексная бригада, состоящая из 10—30 человек,, работает в трех—шести камерах: в одних камерах бурят, в дру­ гих убирают взорванную руду, в третьих крепят кровлю. Бригада работает в три семичасовые смены с двумя выходными днями в неделю. Производительность труда рабочего забойной группы составляет 70—100 т/емену, в лучших бригадах она достигает 183—216 т/смену.

Максимальная производительность, достигнутая на машинах. ПНБ-ЗК и ПНБ-ЗД, составляет 500 т/смену. Месячная производи­ тельность для этих машин равна 7170 и 10 315 т соответственно.

Техническая производительность погрузочных машин с нагре­ бающими лапами в основном зависит от кусковатости горной массы и высоты развала. Для тяжелых машин кондиционными считают куски до 400 мм, а для особо тяжелых машин — до 600 мм. Наиболее высокая производительность машин получена при содержании крупных кусков от 5 до 10%. С увеличением их выхода до 15% производительность падает на 20—25%. Однако наличие в отбитой руде большого количества мелочи также сни­ жает техническую производительность погрузочных машин, осо­ бенно при погрузке мокрой горной массы.

Наиболее высокая производительность погрузочных машин с парными -лапами получена при высоте развала 2—3 м, которая обесценивает наиболее ■благоприятные условия работы машины.

113'


При высоте развала более 4 м производительность машин сни­ жается иа 30%, а при высоте развала 0,5—0,7 м —-на 50%.

Основные данные результатов применения погрузочных машин на некоторых рудниках приведены в табл. 14 и 15.

Т а б л и ц а 14

 

 

Производительность

Коэффн-

Рудник

Машина

техниче­

эксплуата­

цпент ис­

пользова­

 

 

ская,

ционная,

ния

 

 

т/мнн

т/смену

 

Миргалимсайский

ПНБ-ЗК

2,30

269

_

 

18HR-2I-Iy

1,95

240

 

ПНБ-ЗД

2,65

280

0,60

Западно-Джезказганский

ПНБ-4

5,3

0,55

 

19HR-2Hy

4,3

291

Южно-Джезказганский

ПНБ-ЗК

2,15

246

0,69

 

ПНБ-ЗМ

1,12

0,2

Восточно-Джезказга некий

18HR-2Hy

1,56

196

0,75

ПНБ-4

5,3

310

0,50

Шахта № 2 Новомосковского гипсового

ПНБ-ЗД

2,45

270

0,60

ПНБ-ЗК

3,26

80 т/ч

комбината

 

 

 

530

 

-«Кируна» (Швеция)

18HR-2Hy

 

 

.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15

 

 

Удельный

 

Средняя мощ­

 

Машина

расход элек­

 

троэнергии,

ность, КВТ

 

 

квт-ч/т

 

 

 

 

18HR-2Hy

0,53

 

 

42

 

ПНБ-ЗК

0,48

 

 

56

 

ПНБ-4

0,235

 

 

104

 

ПНБ-ЗМ

0,55

 

 

43

 

Погрузочные машины с парными лапами поступают на рудник в собранном виде. Порядок сгона машин с железнодорожной плат­ формы и спуск в шахту в основном такой же, как и для экскава­ торов. Если ствол и откаточные выработки не приспособлены для доставки машины целиком, ее разбирают на части: ходовую те-

.лежку, погрузочную головку, стрелу конвейера. Иногда ходовую тележку дополнительно разбирают на среднюю раму и две гусе­ ницы. Отдельно транспортируют маслостанцию и магнитную стан­ цию, системы орошения, магнитный пускатель и питающий кабель.

Под землей машину собирают на ремонтной площадке или в специальной камере с минимальными размерами (м): высота 3— 4,5; длина 10—11 м, ширина 3,5—4,5. Камеру оборудуют талью или тельфером грузоподъемностью более 5 т. Общие требования к сборке погрузочных машин те же, что и для экскаваторов.

Собирают машину в следующем порядке. На раму устанавли­ вают и крепят болтами погрузочную головку. Затем к головке при­ соединяют стрелу конвейера, монтируют магнитную станцию и

1 1 4


делают частичную разводку кабелей, устанавливают маслостаицню и систему орошения, после чего делают окончательную раз­ водку кабелей и маслопроводов гидросистемы. На собранную машину после проверки изоляции кабелей и сопротивления зазем­ ления подают напряжение и опробуют все механизмы и системы машины, проверяя правильность их работы.

Правила эксплуатации и техники безопасности

Общие правила эксплуатации и безопасной работы на экска­ ваторах распространяются и на погрузочные машины с нагребаю­ щими лапами. Ниже перечислены лишь некоторые специальные требования эксплуатации и безопасной работы на этих машинах.

На участке работы погрузочной машины должен быть оборудо­ ван противопожарный пункт с наличием в нем не менее двух пен­ ных огнетушителей, ящика с песком, двух ведер, лопат. Противо­ пожарный пункт должен отстоять не далее чем на 50 м от места работы погрузочной машины.

Машинисту категорически запрещается:

производить погрузку руды без включения системы орошения или когда в районе погрузки или в непосредственной близости (ближе 2 м) от грузчика находятся люди;

переезжать через кабели и шланги; работать в плохо освещенном забое;

производить осмотр и ремонт без принятия соответствующих, мер предосторожности, особенно при работе под хвостовой частью конвейера и погрузочной головкой;

работать при отсутствии заземления; самовольно производить регулирование фрикционных муфт,,

ремонтировать электроаппаратуру машины; производить погрузку негабаритов.

Прежде чем начать работу в забое машинист обязан:

1.Ознакомиться с замечаниями в книге приема-сдачи смены по техническому состоянию узлов машины о произведенных в предыдущую смену ремонтах и отмеченных неисправностях. Книга приема-сдачи смены хранится или в специальном ящике на ма­ шине или в нарядной участка.

2.Обеспечить хорошее освещение забоя, где будет работать погрузочная машина.

3.Проверить состояние забоя после взрыва; при обнаружении «отказов» немедленно доложить об этом лицу технического над­ зора и не приступать к работе, пока не будет ликвидирован «отказ».

Совместно с другими членами комплексной бригады, работаю­ щими в камере, машинист должен проверить состояние кровли, целиков и при необходимости обезопасить их от отслоившихся кусков руды. В случае обнаружения больших отслоений — заколов, которые невозможно убрать с помощью «обезопаски», машинист

115


должен об этом доложить горному мастеру, который обязан при­ нять меры по приведению забоя в безопасное состояние.

Принимая смену, машинист должен проверить наличие инстру­ мента и инвентаря, находящегося на рабочем месте', проверить наличие смазочного н обтирочного материала.

Перед началом работы на машине необходимо:

убедиться в исправности рубильника (пускателя), к которому подключен питающий кабель, а также в том, что питающий кабель не имеет поверхностных повреждений, правильно подсоединен и что заземление выполнено правильно;

проверить уровень масла в резервуаре гидросистемы (при вдвинутых гидроцилиндрах), картерах редукторов приводов на­ гребающих лап, гусеничного хода, конвейера; все обнаруженные утечки масла должны быть ликвидированы, а масло должно быть долито до контрольного уровня;

убедиться в исправности гидроцилиндров подъема головки, подъема и горизонтальной ориентировки конвейера,

проверить натяжение скребковой цепи; проверить затяжку и стопорение резьбовых соединений;

произвести смазку всех узлов согласно карте смазки.

После тщательного осмотра погрузочной машины машинист должен опробовать работу конвейера, нагребающих лап, гусенич­ ного хода вхолостую, а затем под нагрузкой.

Работа на погрузочной машине может производиться только в забоях, указанных в наряде начальником участка, и после осмот­ ра забоев горным мастером.

Выявленные в процессе приема смены все неполадки и неис­ правности на машине должен немедленно устранить сам машинист или ремонтный персонал участка, о чем отмечается в книге прие­ ма-сдачи смены. Перед пуском машины в работу машинист должен дать предупредительный сигнал и убедиться в отсутствии посто­ ронних лиц в забое или около машины.

Тщательный осмотр и проверка технического состояния погру­ зочной машины перед началом работ, а также подготовка забоя к погрузке руды являются необходимыми подготовительными операциями, обеспечивающими высокопроизводительную и надеж­ ную работу машины.

Работать на машине следует только в хорошо освещенном и очищенном от посторонних предметов (трубы, кабели, канат,

.штанги) забое.

Во время работы машинист должен: следить за положением питающего кабеля;

не допускать в зону работы машины посторонних лиц; следить за состоянием кровли забоя;

при обнаружении неисправностей сообщить об этом горному мастеру, механику, дежурному электрослесарю и участвовать са­ мому в устранении неисправностей;

116