Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 9
|
П р о д о л ж е н и е т а б л . 16 |
Неисправности, их причины и признаки |
Способы устранения |
Из-за заедания в центральной поворот ной цапфе конвейера
Обнаружив заедание, смазать под шипники скольжения цапфы. Если и после этого хвостовая часть не будет поворачиваться, то машину поставить на ремонт
|
В одну |
сторону |
|
|
Из-за неисправности гидроцнлнндров или |
Проверить давление |
в гидросистеме, |
||
отсутствия в гидросистеме давления масла |
а также |
исправность |
гидроцнлнндров |
|
|
|
поворота |
конвейера |
|
|
IV. Э л е к т р о о б о р у д о в а н н е |
|
||
Для |
электрооборудования погрузочных |
|
|
|
машин характерны те же неисправности, |
|
|
|
|
что и для электрооборудования экскава |
|
|
|
|
торов |
(см. табл. 10) |
|
|
|
V. Г и д р а в л и ч е с к а я ч а с т ь
Насос не создает в системе номинально го давления: неправильное направление вращения, износ уплотнений, подсос воз духа через всасывающую магистраль или уплотнения вала
Во время работы насоса слышен силь ный шум: низкий уровень масла в баке, подсасывание воздуха насосом
В системе создается давление выше но минального рабочего: неправильно отрегу лирован предохранительный клапан
Медленный подъем стрелы и заборно погрузочной головки: ослабла пружина перепускного клапана, износ манжет ци линдров
Подъем или поворот стрелы, подъем за борно-погрузочной головки происходит рывками: в гидросистему попал воздух
Вспененное масло выбрасывается из мас лобака: насос засасывает воздух
Изменить направление вращения на соса, ликвидировать подсос воздуха, заменить уплотнения
Добавить масло в бак, ликвидировать подсос воздуха во всасывающем масло проводе
Клапан отрегулировать
Заменить пружины и манжеты
Выпустить воздух
Ликвидировать попадание в гидроси стему воздуха
слесарями осматривает все механизмы, производит профилактиче ский ремонт, смазку, регулировку узлов и механизмов. После окончания этих работ машинист делает запись в книге приемасдачи смены, указав техническое состояние погрузочной машины, а также все неисправности и неполадки, которые должны быть устранены слесарями в ремонтную смену.
О техническом состоянии, крупных неполадках и авариях ма шинист обязан сообщить дежурному механику или лицу, ответст венному за технический надзор.
Общие положения по смазке погрузочных машин те же, что
идля экскаваторов.
Втабл. 16 приведены наиболее характерные неисправности ме ханизмов отечественных погрузочных машин с парными нагре бающими лапами и способы их устранения.
Г л а в а IV
САМОХОДНОЕ ДОСТАВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
§1. Общие сведения
Взависимости от выполняемых операций при погрузке, до ставке и разгрузке полезного ископаемого, от условий применения
ипредъявляемых требований в нашей стране и за рубежом при меняют разнообразные конструкции самоходных транспортных пневмоколесных машин, которые могут быть разделены на две большие группы: шахтные самоходные вагоны и шахтные челноч ные самосвалы. Несмотря на весьма существенные конструктивные различия и различия принципов работы этих машин в их конструк циях имеется много общего.
Одним из основных преимуществ средств безрельсового транс порта является их высокая производительность, доходящая до 1000 т/смену на одну машину при расстоянии доставки 200—250 м. Средняя производительность составляет 400—600 т/смену, что в два-три раза превышает производительность скреперной доставки.
Высокая мобильность и маневренность самоходных безрельсо вых машин позволяет более полно вынимать полезное ископаемое, проводить выработки, сильно искривленные в плане и имеющие большие (до 15°) углы наклона и подъема, что невозможно при применении рельсового или конвейерного транспорта. Радиусы
поворота пневмоколесных машин по наиболее выступающим час тям не превышают 10 м. Это позволяет следовать за всеми измене ниями залегания пласта полезного ископаемого или рудного тела, без проведения капитальных выработок вынимать отдаленные части месторождений.
Применение средств безрельсового транспорта позволяет без дополнительных затрат решить вопрос механизации вспомогатель ных операций: доставки оборудования, материалов и ВВ в забой, производства монтажных, такелажных и ремонтных работ и т. д. Кроме того, безрельсовые машины используют как вспомогатель ное оборудование при основном конвейерном транспорте. .Это позволяет высвободить 20—30% подземного персонала, занятого на выполнении вспомогательных работ.
123
При применении самоходных безрельсовых транспортных ма шин весьма просто решаются вопросы селективной выемки полез ного ископаемого с усреднением содержания полезного ископае мого при отработке нескольких забоев. Это способствует работе обогатительного оборудования на более стабильных режимах, что широко используют за рубежом, повышая процент использования бедных руд.
К недостаткам средств безрельсового транспорта следует от нести высокую стоимость и сложность машин, трудность изготов ления и эксплуатации их по сравнению со скреперами, средствами рельсового или конвейерного транспорта. Значительный износ шин и питающего кабеля снижает надежность этих машин, а примене ние дизельного привода создает повышенную концентрацию вред ных примесей в рудничной атмосфере.
Однако ведущиеся в настоящее время работы по упрочнению конструкций шахтных пневмоколесных машин, совершенствованию технологии их изготовления и снижению стоимости позволяют еще более расширить область применения этих машин и повысить эф фективность их использования.
§ 2. Самоходные челночные вагоны
Основной особенностью шахтных самоходных вагонов (рис. 46) является наличие в бункер-кузове донного скребкового конвейера, с помощью которого происходит распределение груза в кузове при загрузке вагонов из-под бункеров, перегружателей, комбайнов, люков и т. д., а также разгрузка кузова на конечных пунктах.
Вагоны называют челночными потому, что их конструкция пре дусматривает движение по горным выработкам без разворотов, челноком. Загрузочным концом самоходный вагон подается под погрузочный агрегат, полезное ископаемое поступает в расширен ную загрузочную часть кузова, по мере наполнения которой включают скребковый конвейер и равномерно протягивают груз по длине кузова. Загруженный вагон следует своим ходом к месту разгрузки, где вновь включают скребковый конвейер и производят разгрузку вагона. После этого включают задний ход, вагон вновь подают к месту погрузки и цикл повторяют.
В связи с разнообразием горно-геологических условий различ ных месторождений создано большое количество конструкций само ходных вагонов в нашей стране и за рубежом, которые можно классифицировать:
по назначению — для мягких пород (уголь, соли, сланцы, гипс и др.); для скальных абразивных пород (руды цветных и черных металлов, скальные породы и др.);
по высоте разгрузки — с постоянной высотой (рис. 46), с регу лируемой высотой разгрузки (рис. 47), корда разгрузочный кон вейер вагона может быть поднят и установлен на необходимой
124
высоте для разгрузки из кузова на конвейер, в рельсовые ваго нетки или в самоходные вагоны (рис. 48);
по типу привода — электрические (с питанием электроэнергией постоянного тока по кабелю, троллейным проводам или от акку муляторов, либо с питанием переменным током по кабелю);
Рис. 46. Шахтный самоходный вагон типа ЗВС-15
Рис. 47. Самоходный вагой с регулируемой высотой разгрузки
дизельные (с механической, гидромеханической, гидравлической: или электрической передачей момента к ведущим колесам);
по исполнению электрооборудования — с рудничным нормаль ным; с рудничным взрывобезопасным;
по типу ходовой части — четырех, шести- и восьмиколесные; со всеми колесами или с частью колес, используемых как веду щие; со всеми колесами или с частью колес, используемых как направляющие.
Такое разнообразие типов самоходных вагонов позволяет вы бирать из них соответствующие для транспортирования грузов лю
125.
бой крупности, твердости и влажности. Наибольший размер куска груза может достигать 0,6—0,8 м. Максимальные углы подъема пути шахтных самоходных вагонов могут доходить до 12—15°, минимальная высота выработок 0,9—1,0 м, минимальная ширина 2,8—3,0 м. Длина рейса вагона с кабельным питанием не превы шает 350—400 м, при этом производительность одного вагона грузоподъемностью 20 т может доходить до 600—800 т/смену и более. Радиусы сочленения горных выработок могут не превы шать 9—10 м.
Рис. 48. Разгрузка самоходного вагона
В Советском Союзе шахтные самоходные вагоны выпускаются ■серийно Воронежским заводом горно-обогатительного оборудова ния. Основные параметры и размеры вагонов установлены ГОСТ 14772—69 (табл. 17). Из зарубежных фирм наиболее круп ными по производству вагонов являются «Джой», «Джеффри», «Торкар», «Гудмен» (США), «ANF» (Франция), «Зальцгиттер» и «Рурталлер» (ФРГ), «Хюгланд» (Англия). Технические харак теристики отечественных и некоторых зарубежных шахтных самоходных вагонов приведены в табл. 18 и 19. Несмотря на раз нообразие типов самоходных вагонов конструкции их в основном идентичны.
Основой вагона является стальной бункер-кузов, в днище кото рого расположен скребковый конвейер. Цепи скребкового кон вейера обычно прикрывают козырьками по всей длине или только в месте загрузки. Конвейеры чаще всего двухцепные, на широких вагонах — четырехцепные. Цепи в большинстве случаев пластинча тые; круглозвенные цепи применяют сравнительно редко. Шаг це-
426
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
17 |
|
|
|
Основные параметры и размеры |
|
|
Нормы |
|
|||
Грузоподъемность, |
т |
|
|
5 |
10 |
15 |
20 |
||
Емкость |
кузова (не |
ме |
базовой модели |
3,15 |
6,30 |
8,00 |
12,40 |
||
нее), |
м3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
модификации |
первой |
4,00 |
7,10 |
10,00 |
14,00 |
|
|
|
|
|
второй |
5,00 |
10,00 |
— |
— |
Максимальная скорость |
с грузом |
|
4,00 |
7,00 |
8,00 |
8,00 |
|||
движения по горизонталь |
|
|
|
|
|
|
|||
ному пути |
(не менее), |
без груза |
|
|
|
9,00 |
10,00 |
||
км /ч |
|
|
|
|
6,00 |
9,00 |
|||
Основные |
размеры |
длина |
|
6700 |
7700 |
8200 |
8500 |
||
(не более), мм |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
ширина |
|
1900 |
2400 |
2500 |
2800 |
|
|
|
|
высота базовой модели |
1100 |
1450 |
1650 |
2000 |
|
|
|
|
|
модифи |
первой |
1250 |
1550 |
1750 |
2200 |
|
|
|
|
кации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
второй |
1400 |
1750 |
— |
— |
Дорожный просвет (не менее), мм |
|
220 |
270 |
300 |
350 |
||||
Радиус поворота по наружному габариту при че |
6,5 |
8,0 |
8,0 |
8,5 |
|||||
тырех управляемых колесах (не более), м |
|
|
|
|
|
||||
Высота разгрузки |
|
|
|
Посто |
Постоянная |
Пос |
|||
|
|
|
|
|
|
янная |
и регулиру |
тоян |
|
|
|
|
|
|
|
|
емая |
ная |
|
Привод |
|
|
|
|
|
Ди |
Дизель-электри |
||
|
|
|
|
|
|
зель |
ческий; электри |
||
|
|
|
|
|
|
ный |
|
ческий |
|
127