Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

П р о д о л ж е н и е т а б л . 16

Неисправности, их причины и признаки

Способы устранения

Из-за заедания в центральной поворот­ ной цапфе конвейера

Обнаружив заедание, смазать под­ шипники скольжения цапфы. Если и после этого хвостовая часть не будет поворачиваться, то машину поставить на ремонт

 

В одну

сторону

 

 

Из-за неисправности гидроцнлнндров или

Проверить давление

в гидросистеме,

отсутствия в гидросистеме давления масла

а также

исправность

гидроцнлнндров

 

 

поворота

конвейера

 

 

IV. Э л е к т р о о б о р у д о в а н н е

 

Для

электрооборудования погрузочных

 

 

 

машин характерны те же неисправности,

 

 

 

что и для электрооборудования экскава­

 

 

 

торов

(см. табл. 10)

 

 

 

V. Г и д р а в л и ч е с к а я ч а с т ь

Насос не создает в системе номинально­ го давления: неправильное направление вращения, износ уплотнений, подсос воз­ духа через всасывающую магистраль или уплотнения вала

Во время работы насоса слышен силь­ ный шум: низкий уровень масла в баке, подсасывание воздуха насосом

В системе создается давление выше но­ минального рабочего: неправильно отрегу­ лирован предохранительный клапан

Медленный подъем стрелы и заборно­ погрузочной головки: ослабла пружина перепускного клапана, износ манжет ци­ линдров

Подъем или поворот стрелы, подъем за­ борно-погрузочной головки происходит рывками: в гидросистему попал воздух

Вспененное масло выбрасывается из мас­ лобака: насос засасывает воздух

Изменить направление вращения на­ соса, ликвидировать подсос воздуха, заменить уплотнения

Добавить масло в бак, ликвидировать подсос воздуха во всасывающем масло­ проводе

Клапан отрегулировать

Заменить пружины и манжеты

Выпустить воздух

Ликвидировать попадание в гидроси­ стему воздуха

слесарями осматривает все механизмы, производит профилактиче­ ский ремонт, смазку, регулировку узлов и механизмов. После окончания этих работ машинист делает запись в книге приемасдачи смены, указав техническое состояние погрузочной машины, а также все неисправности и неполадки, которые должны быть устранены слесарями в ремонтную смену.

О техническом состоянии, крупных неполадках и авариях ма­ шинист обязан сообщить дежурному механику или лицу, ответст­ венному за технический надзор.

Общие положения по смазке погрузочных машин те же, что

идля экскаваторов.

Втабл. 16 приведены наиболее характерные неисправности ме­ ханизмов отечественных погрузочных машин с парными нагре­ бающими лапами и способы их устранения.


Г л а в а IV

САМОХОДНОЕ ДОСТАВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

§1. Общие сведения

Взависимости от выполняемых операций при погрузке, до­ ставке и разгрузке полезного ископаемого, от условий применения

ипредъявляемых требований в нашей стране и за рубежом при­ меняют разнообразные конструкции самоходных транспортных пневмоколесных машин, которые могут быть разделены на две большие группы: шахтные самоходные вагоны и шахтные челноч­ ные самосвалы. Несмотря на весьма существенные конструктивные различия и различия принципов работы этих машин в их конструк­ циях имеется много общего.

Одним из основных преимуществ средств безрельсового транс­ порта является их высокая производительность, доходящая до 1000 т/смену на одну машину при расстоянии доставки 200—250 м. Средняя производительность составляет 400—600 т/смену, что в два-три раза превышает производительность скреперной доставки.

Высокая мобильность и маневренность самоходных безрельсо­ вых машин позволяет более полно вынимать полезное ископаемое, проводить выработки, сильно искривленные в плане и имеющие большие (до 15°) углы наклона и подъема, что невозможно при применении рельсового или конвейерного транспорта. Радиусы

поворота пневмоколесных машин по наиболее выступающим час­ тям не превышают 10 м. Это позволяет следовать за всеми измене­ ниями залегания пласта полезного ископаемого или рудного тела, без проведения капитальных выработок вынимать отдаленные части месторождений.

Применение средств безрельсового транспорта позволяет без дополнительных затрат решить вопрос механизации вспомогатель­ ных операций: доставки оборудования, материалов и ВВ в забой, производства монтажных, такелажных и ремонтных работ и т. д. Кроме того, безрельсовые машины используют как вспомогатель­ ное оборудование при основном конвейерном транспорте. .Это позволяет высвободить 20—30% подземного персонала, занятого на выполнении вспомогательных работ.

123

При применении самоходных безрельсовых транспортных ма­ шин весьма просто решаются вопросы селективной выемки полез­ ного ископаемого с усреднением содержания полезного ископае­ мого при отработке нескольких забоев. Это способствует работе обогатительного оборудования на более стабильных режимах, что широко используют за рубежом, повышая процент использования бедных руд.

К недостаткам средств безрельсового транспорта следует от­ нести высокую стоимость и сложность машин, трудность изготов­ ления и эксплуатации их по сравнению со скреперами, средствами рельсового или конвейерного транспорта. Значительный износ шин и питающего кабеля снижает надежность этих машин, а примене­ ние дизельного привода создает повышенную концентрацию вред­ ных примесей в рудничной атмосфере.

Однако ведущиеся в настоящее время работы по упрочнению конструкций шахтных пневмоколесных машин, совершенствованию технологии их изготовления и снижению стоимости позволяют еще более расширить область применения этих машин и повысить эф­ фективность их использования.

§ 2. Самоходные челночные вагоны

Основной особенностью шахтных самоходных вагонов (рис. 46) является наличие в бункер-кузове донного скребкового конвейера, с помощью которого происходит распределение груза в кузове при загрузке вагонов из-под бункеров, перегружателей, комбайнов, люков и т. д., а также разгрузка кузова на конечных пунктах.

Вагоны называют челночными потому, что их конструкция пре­ дусматривает движение по горным выработкам без разворотов, челноком. Загрузочным концом самоходный вагон подается под погрузочный агрегат, полезное ископаемое поступает в расширен­ ную загрузочную часть кузова, по мере наполнения которой включают скребковый конвейер и равномерно протягивают груз по длине кузова. Загруженный вагон следует своим ходом к месту разгрузки, где вновь включают скребковый конвейер и производят разгрузку вагона. После этого включают задний ход, вагон вновь подают к месту погрузки и цикл повторяют.

В связи с разнообразием горно-геологических условий различ­ ных месторождений создано большое количество конструкций само­ ходных вагонов в нашей стране и за рубежом, которые можно классифицировать:

по назначению — для мягких пород (уголь, соли, сланцы, гипс и др.); для скальных абразивных пород (руды цветных и черных металлов, скальные породы и др.);

по высоте разгрузки — с постоянной высотой (рис. 46), с регу­ лируемой высотой разгрузки (рис. 47), корда разгрузочный кон­ вейер вагона может быть поднят и установлен на необходимой

124


высоте для разгрузки из кузова на конвейер, в рельсовые ваго­ нетки или в самоходные вагоны (рис. 48);

по типу привода — электрические (с питанием электроэнергией постоянного тока по кабелю, троллейным проводам или от акку­ муляторов, либо с питанием переменным током по кабелю);

Рис. 46. Шахтный самоходный вагон типа ЗВС-15

Рис. 47. Самоходный вагой с регулируемой высотой разгрузки

дизельные (с механической, гидромеханической, гидравлической: или электрической передачей момента к ведущим колесам);

по исполнению электрооборудования — с рудничным нормаль­ ным; с рудничным взрывобезопасным;

по типу ходовой части — четырех, шести- и восьмиколесные; со всеми колесами или с частью колес, используемых как веду­ щие; со всеми колесами или с частью колес, используемых как направляющие.

Такое разнообразие типов самоходных вагонов позволяет вы­ бирать из них соответствующие для транспортирования грузов лю­

125.

бой крупности, твердости и влажности. Наибольший размер куска груза может достигать 0,6—0,8 м. Максимальные углы подъема пути шахтных самоходных вагонов могут доходить до 12—15°, минимальная высота выработок 0,9—1,0 м, минимальная ширина 2,8—3,0 м. Длина рейса вагона с кабельным питанием не превы­ шает 350—400 м, при этом производительность одного вагона грузоподъемностью 20 т может доходить до 600—800 т/смену и более. Радиусы сочленения горных выработок могут не превы­ шать 9—10 м.

Рис. 48. Разгрузка самоходного вагона

В Советском Союзе шахтные самоходные вагоны выпускаются ■серийно Воронежским заводом горно-обогатительного оборудова­ ния. Основные параметры и размеры вагонов установлены ГОСТ 14772—69 (табл. 17). Из зарубежных фирм наиболее круп­ ными по производству вагонов являются «Джой», «Джеффри», «Торкар», «Гудмен» (США), «ANF» (Франция), «Зальцгиттер» и «Рурталлер» (ФРГ), «Хюгланд» (Англия). Технические харак­ теристики отечественных и некоторых зарубежных шахтных самоходных вагонов приведены в табл. 18 и 19. Несмотря на раз­ нообразие типов самоходных вагонов конструкции их в основном идентичны.

Основой вагона является стальной бункер-кузов, в днище кото­ рого расположен скребковый конвейер. Цепи скребкового кон­ вейера обычно прикрывают козырьками по всей длине или только в месте загрузки. Конвейеры чаще всего двухцепные, на широких вагонах — четырехцепные. Цепи в большинстве случаев пластинча­ тые; круглозвенные цепи применяют сравнительно редко. Шаг це-

426


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

 

 

Основные параметры и размеры

 

 

Нормы

 

Грузоподъемность,

т

 

 

5

10

15

20

Емкость

кузова (не

ме­

базовой модели

3,15

6,30

8,00

12,40

нее),

м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

модификации

первой

4,00

7,10

10,00

14,00

 

 

 

 

 

второй

5,00

10,00

Максимальная скорость

с грузом

 

4,00

7,00

8,00

8,00

движения по горизонталь­

 

 

 

 

 

 

ному пути

(не менее),

без груза

 

 

 

9,00

10,00

км /ч

 

 

 

 

6,00

9,00

Основные

размеры

длина

 

6700

7700

8200

8500

(не более), мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ширина

 

1900

2400

2500

2800

 

 

 

 

высота базовой модели

1100

1450

1650

2000

 

 

 

 

модифи­

первой

1250

1550

1750

2200

 

 

 

 

кации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

второй

1400

1750

Дорожный просвет (не менее), мм

 

220

270

300

350

Радиус поворота по наружному габариту при че­

6,5

8,0

8,0

8,5

тырех управляемых колесах (не более), м

 

 

 

 

 

Высота разгрузки

 

 

 

Посто­

Постоянная

Пос­

 

 

 

 

 

 

янная

и регулиру­

тоян­

 

 

 

 

 

 

 

емая

ная

Привод

 

 

 

 

 

Ди­

Дизель-электри­

 

 

 

 

 

 

зель­

ческий; электри­

 

 

 

 

 

 

ный

 

ческий

 

127