Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

использовать каждую паузу во время погрузки для очистки машины, регулировки, подтяжки, крепления узлов;

не заводить машину слишком глубоко в навал разрыхленной горной массы, так как это может привести к повреждению гусе­ ничного хода и гидроцилиндров подъема погрузочной головки; в случае заклинивания нагребающих лап немедленно подать

погрузочную машину назад.

Глыбы, превышающие по своим размерам ширину конвейера, погрузке не подлежат. Их следует раздробить, как только они будут погружены на стол погрузочной головки. На время дробле­ ния негабарита необходимо остановить работу всех механизмов машины.

После опробования вхолостую машину подают в забой и на­ чинают погрузку вдоль правой стенки забоя, подбирая по пути куски руды, разбросанные после взрыва. При этом для полной зачистки заходки машину ставят под углом 5—10° к правой стенке. Продвижение машины в забой приостанавливают как только ле­ вая гусеница достигнет развала горной массы. После очистки по­ грузочной головки от руды останавливают конвейер и нагребаю­ щие лапы и подают сигнал водителю транспортной машины, которая отводится им на безопасное расстояние. После этого, под­ няв погрузочную головку и включив задний ход, отводят погру­ зочную машину назад к исходной позиции для погрузки руды из новой заходки, параллельно первой. Погрузочную головку опус­

кают на почву,

включают нагребающие

лапы и передний ход.

После того как

транспортная машина

подошла под погрузку,

включают в работу конвейер. В основание навала вводят только 3/4 ширины носка; свободная ширина оставляется для захвата горной массы, осыпавшейся о навала.

Если в навале встретится большой кусок руды, который невоз­ можно раздробить, машинист обязан осторожно нагребающими лапами погрузить его на стол погрузочной головки и, после того как транспортная машина будет отведена, доставить его на место складирования для последующего вторичного дробления. Негаба­ ритные куски, которые конвейер может пропустить, также склади­ руют для вторичного дробления путем поворота хвостовой части конвейера.

Когда левая гусеница снова дойдет до основания навала гор­ ной массы, машина должна переехать на погрузку руды из новой полосы, повторяя все операции, описанные выше. Погрузка осу­ ществляется заходками до тех пор, пока не будет достигнута про­ тивоположная (левая) стенка. При погрузке горной массы вдоль этой стенки машина должна располагаться к ней под углом 5—10° для лучшей зачистки забоя.

При погрузке руды в последней заходке машину продвигают до тех пор, пока правая гусеница не достигнет навала. Затем машине дают задний ход, и она возвращается в исходную позицию, про­ должая, таким образом, погрузку до тех пор, пока не будет зачи­

117


щен весь забой. В процессе погрузки следует особенно следить за исправностью питающего кабеля. Во время погрузки машину не­ обходимо продвигать периодическими включениями ходовых дви­ гателей по мере захвата лапами горной массы, но не рекомен­ дуется слишком углублять носок в навал. Необходимо слегка сдавать машину назад каждый раз, когда происходит обвал гор­ ной массы из навала, не поднимая погрузочную головку, так как это может привести к заклиниванию лап или цепи конвейера.

Если уступ в почве забоя препятствует движению носка впе­ ред, то следует слегка поднять погрузочную головку, а миновав уступ, тотчас же опустить носок на почву. Если носок погрузочной головки глубоко внедряется в почву, надо так отрегулировать положение носка относительно почвы выработки, чтобы сохранялся нужный профиль почвы. Категорически запрещается носком или лапами разбивать оставшийся в почве или плохо взорванный уступ, так как это приводит к преждевременному выходу машины из строя.

После одно-двухчасовой погрузки необходимо остановить ма­ шину и проверить состояние ее узлов, обратив особое внимание на состояние питающего кабеля, ходовой части, цепи конвейера, крепления нагребающих лап на шипах дисков.

При погрузке может произойти заклинивание нагребающих лап и стопорение цепи конвейера. В случае заклинивания лап ма­ шину нужно немного сдать назад. Если при этом лапы не начнут работать, то следует выключить двигатель и попытаться повтор­ ным включением пустить лапы в ход. При необходимости эта опе­ рация повторяется несколько раз.

Для ликвидации стопорения цепи следует несколько раз вклю­ чить электродвигатели привода конвейера. Если это не поможет, то необходимо реверсировать двигатели, чтобы цепь начала дви­ гаться назад. Как только цепь начнет двигаться, двигатели пере­ ключают на ход цепи вперед.

Прежде чем прекратить погрузку, выключают электродвига­ тели привода нагребающих лап, оставляя работать конвейер до тех пор, пока он не будет полностью разгружен от горной массы. Затем подают сигнал водителю транспортной машины об оконча­ нии погрузки. Об этом машинист должен уведомить также и всех других водителей транспортных машин, ремонтный персонал, а за­ тем, если в забое предстоят взрывные работы, отогнать машину в безопасное от взрыва и обвала место не ближе 50 м от забоя (если нет такой возможности, машину закрывают специальными щитами), опустить носок погрузочной головки и хвостовую часть конвейера на почву, все рукоятки управления и электропусковую аппаратуру установить в нейтральное положение, выключить авто­ мат главного ввода, обесточить кабель, питающий машину, убрать его во избежание наездов другими самоходными машинами, очистить машину с помощью сжатого воздуха, протереть пульт управления и фары. Затем машинист совместно с ремонтными

118


Неисправности, их причины н признаки

I . Г у с е н и ц

1. Машина плохо передвигается Заштыбовались рудной мелочью звенья

гусеничной цепи, натяжные и ведущие колеса

Слабо натянуты одна или обе гусенич­ ные цепи, вследствие чего ведущее колесо не зацепляется с ее звеньями, что приво­ дит к пробуксовке цепи

Т а б л и ц а 16

Способы устранения

н ы й х о д

Очистить от мокрой рудной мелочи звенья гусеничной цепи, ведущие и натяжные колеса

Отрегулировать натяжение гусенич­ ных цепей

fe. Вышли из строя один или несколько опорных катков, подшипники натяжного колеса

Проверить состояние опорных кат­ ков, негодные заменить. С помощью ломика проверить посадку натяжного колеса на оси. Обнаружив большой люфт, колесо заменить

Появились неисправности в редукторах хода

Не включается электромагнит тормоза и машина находится в заторможенном со­ стоянии

Ощупью проверить нагрев корпуса редуктора, посадочные гнезда подшип­ ников, состояние болтовых соединений. В случае выявления интенсивного ме­ стного нагрева и ненормального шума редуктор вскрыть и произвести осмотр зубчатых пар, подшипников, крепления зубчатых колес на валах, качества смазки. Ослабленные болты соединения подтянуть

Проверить работу тормоза. Неисправ­ ность устранить

Понижено

напряжение в сети

Проверить напряжение на клеммах

 

 

магнитной станции

2. Машина

не движется вперед,

а раз­

ворачивается

в ту или другую сторону:

не работает один из двигателей при­ вода гусениц; неправильно подклю­ чены двигатели (один—на ход впе­ ред, другой—назад)

3. Машина движется только вперед или назад:

неисправны контакторы, включающие двигатели в том или ином направ­ лении

Поочередным включением двигателей выявить неисправный и устранить де­ фект

Проверить правильность включения контакторов на панели магнитной стан­ ции

II. П о г р у з о ч

н а я ч а с т ь

 

1. Не соблюдается очередность черпа­

 

 

ния руды нагребающими лапами

 

 

Неправильно была произведена регули­

Произвести , регулировку

ровка во время монтажа

 

 

Вышел из строя уравнительный вал

Отремонтировать вал

и провести ре­

 

гулировку очередности

зачерпывания

119


П р о д о л ж е н и е т а б л . 1 6

Неисправности, их причины н признаки

2. Нагребающие лапы часто стопорятся

вмомент захвата горной массы Понижено напряжение в сети

Вышел из строя один из электродвига­

телей привода нагребающих лап

Вышел из строя редуктор или подшип­ ники, на которых крепится лапа на экс­ центриковом шипе дисков нагребающих лап

Нарушена цельность крепления эксцент­ рикового шипа к диску

Разрегулировалась муфта предельного момента одного из редукторов привода нагребающих лап

3. Недопустимый нагрев 'одного двига­ теля нагребающих лап

Муфта предельного момента второго двигателя пробуксовывает и не передает нужный крутящий момент, а муфта пер­ вого двигателя сильно затянута

4. Нагребающие лапы плохо подают горную массу из забоя на приемный стол заборной части

Сильно изношены гребки (наконечники) нагребающих лап

Сильно изношена режущая кромка (но­ сок) заборной части

В забое отбита крупнокусковая масса, погрузку которой нельзя производить без дополнительного дробления

5. Машина неполностью очищает почву выработки от отбитой массы, происходит «всплывание» носка заборной части

Износился носок (режущая кромка) за­ борной части

Способы устранения

Измерить величину напряжения на клеммах магнитной станции

Выявить неисправности [в электро­ двигателе II устранить их

Ломиком проверить посадку каждой лапы на шип диска; в случае обнару­ жения больших люфтов необходимо за­ менить подшипники. Ощупью прове­ рить нагрев редукторов. В случае вы­ явления местных нагревов, стука или недопустимого шума редуктор вскрыть и ликвидировать неисправность

При неисправности лапа «болтается» в^вертикальной плоскости; заменить диск

Произвести регулировку муфты

Отрегулировать обе муфты предель­ ного момента

Заменить гребки

Машину поставить на ремонт

Улучшить буровзрывные работы, что­ бы достичь требуемой кусковатости гор­ ной массы

Убирать забой путем повторной за­ чистки почвы. Желательно машину за­ менить на исправную резервную

III.К о н в е й е р

1.Скребковая цепь часто стопорится

Вышел из строя один из двигателей

Проверить исправность электродвига­

привода конвейера

телей

120


 

П р о д о л ж е н и е т а б л . 16

Неисправности, их причины и признаки

Способ устранения

Разрегулировалась муфта предельного

Отрегулировать муфту

момента привода конвейера

 

Понизилось напряжение в сети

Измерить величину напряжения на

 

клеммах магнитной станции

Цепь имеет большое провисание

Проверить и отрегулировать натяже­

 

ние скребковой цепи

Вышел из строя один из редукторов привода конвейера

Не вращается отклоняющий ролик цепи

Скребки цепи зацепляются ,за оторвав­ шиеся концы футеровки

Из-за увеличения шага цепи за счет из­ носа цепи или зубьев звездочки нарушается нормальное зацепление звездочки с цепью

2. Скребковая цепь часто слетает со звездочки

Цепь имеет большое провисание

Износились зубья приводной звездочки

3. Цепь часто рвется:

Ощупью проверить нагрев редукто­ ров, особенно посадочных мест подшип­ ников. В случае обнаружения интен­ сивного местного нагрева или стуков редуктор вскрыть и произвести техни­ ческий осмотр цельности узлов и дета­ лей, а также качества смазки

Пустить в работу конвейер и про­ верить вращение ролика. В случае вы­ явления неисправности машину поста­ вить на ремонт, заменив ее исправной резервной

Оторвавшуюся часть футеровки при­ варить или обрезать

Заменить цепь

Отрегулировать натяжение цепи

Машину поставить на ремонт

Из-за недопустимого износа цепи

Скребки цепи цепляются за металлокон­ струкции желоба конвейера, а муфты пре­ дельного момента не отрегулированы

4. Изменяется натяжение цепи в зави­ симости от поворота в обе стороны хво­ стовой части конвейера

Не работает корректирующее устройство

5. Не поворачивается хвостовая часть конвейера в горизонтальной плоскости

Машину поставить на ремонт

Отремонтировать желоб и провести регулировку муфт предельного момента привода конвейера

Проверить исправность корректирую­ щего устройства. При возможности устранить дефекты, в противном слу­ чае машину поставить, на ремонт

В обе стороны

 

Из-за неисправности гидроцилиндров или

Проверить давление

в гидросистеме,

отсутствия в гидросистеме давления масла

а также исправность

гидроцилиндров

 

поворота конвейера

 

121