Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ц3а рубежом выпускают самосвалы с телескопической разгруз­ кой и опрокидным кузовом грузоподъемностью от 10 до 40 т и

а

j

Рис. 62. Челночный самосвал МоАЗ 6401—9585:

а в транспортном положении; Ö — в положении разгрузки

1 5 3

Машина

14D2

20D2

20Н1

МТТ 415 МТТ 420 МТТ 425 МТТ-435-20

А-2 А-4

DK-50

ИК-10

К-125

К-162

К-500

25DM 461 НВ 25 195 MS 15

 

S

Фирма 'Изготовитель

Емкості кузова.

 

«Джой»

(США)

7,2

То же

П ,2

 

»

10,8

«Вагнер»

(США)

3,5

То

же

12,5

 

»

14,0

 

»

17,0

«Цетельмайер» (ФРГ)

2,0

То

же

4,0

«Ормувер

Чейзайд

4 ,8 —

Инжиниринг»

5,8

«Красная звезда»

3,0

(Венгрия)

5,7

«Авелинг

Барфорд»

(Англия)

 

«Фраун» (ФРГ)

7,0

«Майнинг транспортейшн»

7— 14

(Швеция)

7— 14

То

же

 

»

18,0

«Джой»

(США)

14,0

«ANF» (Франция)

13,0

«Блау Нокс» (Франция)

13,0

 

 

о

л

 

 

, н

 

 

 

Л

 

ь

 

ч g

Грузопс емность

Мощное дизеля,

СОО.

Масса,

Максим пая ско км/ч

 

Самосвалы с телеско

15,0

14,0

145

20,0

22,0

20,5

195

19,0

20,0

20,5

190

25,0

15,0

15,6

145

35,0

20,0

17,0

195

38,5

25,0

25,0

290

46,5

35,0

26,7

290

46,5

 

 

Самосвалы с опро

3,8

30

3 ,3 — 19

7,2

8,0

80

5 ,3 — 19

7,9

 

75

1,1—9,1

6,0

5,4

60

34,0

10,0

150

36,6

12,0

11,9

78

25,0

21,0

14,0

125

36,0

21,0

14,0

162

36,0

40,0

500

36,0

25,0

25,0

180

25,0

25,0

17,2

190

41,0

25,0

20,8

195

42,0

с максимальной скоростью движения до 50 км/ч. Технические ха­ рактеристики некоторых типов зарубежных машин приведены в табл. 20.

Благодаря применению упругой подвески в конструкции само­ свалов, разрезной рамы, разделяющей колебания передней и задней частей самосвалов при их движении по неровным шахтным дорогам, а также установке мощных двигателей самосвалы по сравнению с шахтными самоходными вагонами имеют значительно более высокую скорость.

Мощность двигателей на зарубежных шахтных самосвалах достигает 350 и даже 500 л. с. Двигатели дизельные, хотя иногда по специальным заказам устанавливают и бензиновые. Двигатель­ ные установки оборудуют водяным охлаждением; воздушное охлаждение применяют крайне редко. Системы очистки отработан­ ных газов — те же, что и у самоходных вагонов.

Самосвал К-500 шведской фирмы «Кируна-Трак» оборудован двумя дизельными двигателями мощностью по 250 л. с. каждый.

154

 

 

 

 

 

 

Т а б

л и ц а 2 0

__

 

 

 

Основные размеры, м\

 

 

Радиус поворота,

мм

 

 

Преодолева­

 

 

 

 

 

 

 

емый

 

внешний

длина

ширина

высота

высота

градус

внутренній

разгрузке

 

пической разгрузкой

8720

2600

1760

1760

2100

 

6100

 

2200

 

3300

 

1750

8870

3200

2200

3130

 

7120

9 800

3200

2200

2200

11,0

 

2890

1830

1830

3300

 

6600

8430

2100

29,0

3350

 

7120

9 040

3070

2100

 

3650

1850

1850

28,0

3960

 

7800

10200

23,0

3650

 

8200

10 250

41000

2450

2450

 

 

кидным кузовом

 

 

2220

1830

_

 

 

 

3200

3 200

 

 

 

 

 

5850

4 470

2390

2800

 

 

6300

5 160

2280

2300

--

 

 

 

 

4 245

2260

2640

 

 

 

5 630

2630

 

 

 

5 630

2630

 

 

 

 

 

7 800

2500

2380

2900

 

6850

7 420

3025

2250

4650

14,5

 

 

2900

 

6850

7 420

3025

2250

4650

14,5

 

14,5

3650

 

8175

8785

3040

2490

5650

 

3000

 

6820

8610

3200

2420

 

3350

 

7350

8500

3200

2230

4820

3400

 

7700

8620

2920

2500

4800

 

При движении с грузом самосвал развивает скорость до 26 км/і на горизонтальном пути и 12 км/ч при движении вверх на подъем 6 5°. При движении без груза один двигатель отключается, что положительно влияет на работу системы газоочистки, долговеч­

ность двигателей и эксплуатационные расходы.

Крутящий момент от двигателя на колеса передается с по­ мощью механической, электрической или гидромеханической трансмиссии. Механическая трансмиссия является самой простои, надежной и удобной в эксплуатации. Однако цикличный режим работы большое количество переключений, совмещение несколь­ ких одновременно выполняемых операций требуют от водителя большой затраты энергии, вызывают резкое и быстрое утомление его и снижение производительности. Применение гидромуфты не дает значительного облегчения в работе водителя, не исключает фрикционного сцепления и всех операций по переключению ск - ростей хотя в значительной степени снижает динамические на­ грузки на двигатель и повышает его долговечность. Поэтому меха-

*


нические трансмиссии в подземных самосвалах получили ограни­ ченное применение.

Электрические трансмиссии, как и у самоходных вагонов, дают плавную тяговую характеристику. Генератор (обычно постоянного тока) устанавливается на валу двигателя внутреннего сгорания» а электродвигатели связаны механически с колесами. Применение мотор-колес позволяет сделать приводными также колеса, при­ крепленные к кузову. Однако высокая стоимость, большая масса, сложность аппаратуры, ухудшение плавности хода при применении мотор-колес у подрессоренных машин ограничивают применение электрических трансмиссий. В настоящее время они применяются лишь с двигателями мощностью 300 л. с. и более.

Наиболее широкое распространение получила гидромеханиче­ ская трансмиссия. Она предохраняет двигатель и механическую передачу от перегрузок, создает при малом числе ступеней пере­ дач хорошее согласование тяговой характеристики двигателя и сопротивления дороги. Труд водителя облегчается за счет умень­ шения числа передач и автоматического приспособления транс­ форматора на каждой ступени. Комбинирование гидротрансфор­ матора с механической трансмиссией позволяет получать ревер­ сирование движения машины и две—три ступени вперед и назад в малых коробках передач вального или планетарного типа.

Тормозные системы самосвалов аналогичны тормозам само­ ходных вагонов и представляют собой гидравлические колесные тормоза в барабанах ходовых колес и трансмиссионный стояноч­ ный тормоз. Для большей надежности работы тормозных систем используют двухпроводные (двухконтурные) системы привода, когда в случае отказа основной тормозной системы срабатывает аварийная.

У самосвалов со сплошной рамой рулевое управление анало­ гично рулевым управлениям самоходных вагонов; колеса повора­ чиваются на некоторый угол по отношению к раме с помощью

гидроцилиндров рулевого управления; иногда применяют борто­ вой поворот — подтормаживание колес одного борта или увели­ чение скорости другого. У самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой (рис. 63) поворот одной части рамы относительно другой производится с помощью гидроцилиндров, которые расположены на тягаче и, упираясь в кузов, поворачивают раму в горизонталь­ ной плоскости на угол до 45—60°. Этим обеспечивается небольшой

радиус поворота машин.

У самосвалов с разгрузкой опрокидыванием кузов имеет малые (по сравнению с автосамосвалами) размеры по длине за счет большой глубины. Отсутствие заднего моста позволяет доводить днище кузова вплоть до клиренса. Цилиндры для опрокидывания обычно делают телескопическими, двухили трехступенчатыми. В целях экономии места при компоновке их располагают либо вплотную к передней стенке кузова, для чего в ней и днище пре­ дусмотрены специальные пазы (см. рис. 59), либо в глубоких

156


нишах кузова вблизи колес. Днище при этом получается сложной формы. Задний борт у многих конструкций самосвалов при уста­ новке кузова в транспортное положение закрывается, что увеличи-

і

Рис. 63. Самосвал «Джой» 20D-2 с шарнирно-сочлененной рамой

Рис. 64. Челночный самосвал 461 НВ 25 французской фир­ мы «ANF» с опрокидным кузовом грузоподъемностью 25 т

вает емкость кузова (рис. 64). При опрокидывании кузова он откидывается таким образом, что служит направляющим лотком для ссыпания груза.

У самосвалов с телескопической разгрузкой кузов состоит из трех частей (см. рис. 61): наружной неподвижной части (собственно

1 5 7

кузов), внутренней подвижной (подвижный кузов), выдвижной передней стенки внутреннего кузова (выталкиватель). Подвижный кузов и выталкиватель имеют мощные гидроцилиндры и двигаются в процессе разгрузки в следующем порядке: в начале разгрузки подвижный кузов с выталкивателем двигаются вместе, пока зад­ ние кромки собственно кузова и подвижного кузова не совпадут. После этого в движение приходит выдвижная стенка (выталкива­ тель), которая завершает разгрузку. Процесс загрузки происходит в обратном порядке.

Кабины самосвалов обычно открытые, двухпозиционные, с дуб­ лированным управлением для движения в обе стороны. • Иногда кнопочный пост управления разгрузкой выносится на стенку кузова пли на специальную панель у разгрузочного конца, так как из кабины обзорность разгрузки неудовлетворительна. Кабины обыч­ но откидные; при откидывании их открывается хороший доступ

кдвигателю и трансмиссии.

ВСоветском Союзе широко применяют подземный самосвал типа 461 НВ 25 акционерного общества «ANF» (рис. 64). Он со­ стоит из двух отдельных частей — кузова и тягача, соединенных между собой шарнирным сочленением. На раме тягача смонти­ рованы: дизельный двигатель с гидромеханической коробкой пе­ редач, имеющей четыре скорости вперед и две назад; карданная передача; дифференциальная передача; ведущий мост с колесными

редукторами; колеса и кабина водителя с рулевым и тормозным управлениями, управлением разгрузкой кузова и т. д. Колеса тя­ гача жестко прикреплены к раме, разность оборотов между коле­ сами внутренней и наружной стороны самосвала при прохожде­ нии закруглений обеспечивается за счет дифференциального меха­ низма. Поворот самосвала в ту или иную сторону осуществляется за счет изгиба его вокруг вертикальной оси в сочленении; с по­ мощью гидроцилиндров рулевого управления тягач подтягивается или отталкивается от кузова, как это показано на рис. 63.

Для торможения самосвала используют дисковые тормоза с гидравлическим приводом, установленные во всех четырех колесах. Кроме того, на одном из валов коробки передач имеется стояноч­ ный тормоз с ручным приводом. Для псдтормаживаиия при спу­ сках может быть использовано торможение двигателем.

Кузов опрокидывается назад двумя телескопическими цилинд­ рами, установленными по обеим сторонам кузова. Для большей емкости кузов имеет откидной задний борт, поднимающийся вверх при опрокидывании. Управление задним бортом осуществляется ■от двух гидроцилиндров, включающихся при подъеме кузова.

Система очистки газов двухступенчатая: каталитическая и жидкостная. Движению самосвала с большой скоростью способ­ ствует применение на всех колесах шин низкого давления.

В последние годы на горнодобывающих предприятиях СССР

стали применять самосвалы французской фирмы «Блау Нокс» ВК195 MS 15 (рис. 65). Эти машины весьма напоминают само-

158


свалы фирмы «ANF» (см. табл. 20). Отличие самосвала «БлауНокс» заключается в увеличении грузоподъемности до 25 т, установке четырех пневмогидравличееких подвесок у всех колес, применении пневматических ходовых колесных тормозов вместо гидравлических, установке одного цилиндра опрокидывания кузова вместо двух, установке съемного защитного козырька над кабиной.

Несмотря на большую грузоподъемность и большую скорость движения самосвалы применяют пока только на мощных место-

Рпс. 65. Самосвал BK19I5 MS 15 французской фирмы «Блау Нокс»

рождениях с устойчивыми боковыми породами и кровлей, позво­ ляющими делать широкие выработки и разминовки. Возможность разгрузки лишь в рудоспуски и большие приемные бункера не позволяет самосвалам работать в комплексе с рельсовыми ваго­ нетками и магистральными конвейерами, расположенными на од­ ном горизонте с добычными участками, или требует для такой работы сложных и громоздких дополнительных приспособлений.

Кроме того, применение двигателя внутреннего сгорания де­ лает затруднительным использование самосвалов в шахтах, опас­ ных по газу или пыли. Применение же электрических самосвалов, с кабельным питанием распространения де получило, так как на­ личие кабеля создает существенные трудности для маневров и разворотов у мест погрузки и разгрузки.

Таким образом, самосвалы целесообразно применять на руд­ никах большой мощности, не опасных по газу или пыли, при устойчивых боковых породах и кровле, на больших расстояниях доставки. Использование их в комплексе с высокопроизводитель­ ными погрузочными агрегатами весьма эффективно. Так, приме­

1 5 9

нение самосвалов грузоподъемностью 20—25 т при транспортиро­ вании на расстояние до 1000 м дает производительность 520— 550 т/смену и более.

§ 4. Эксплуатация доставочных машин

Доставочные машины обычно работают в комплексе самоход­ ных машин, состоящем из бурового млн добычного оборудования, погрузочных агрегатов, механизированных приемных устройств. Высокая производительность таких комплексов может быть достиг­ нута лишь при соблюдении обслуживающим персоналом правил технической эксплуатации машин, а также при соответствии па­ раметров комплекса в совокупности и всех машин в отдельности технологии добычи горной массы.

Принятые в СССР технологические схемы доставки полезного ископаемого с применением самоходного транспортного оборудо­ вания предполагают использование этого оборудования как про­ межуточного средства транспорта. За рубежом известны примеры, когда самоходный транспорт с пневмоколесной ходовой частью используется в качестве основного, т. е. доставка горной массы этими машинами происходит до дневной поверхности или даже до обогатительной фабрики.

Являясь средством промежуточного транспорта, самоходные машины работают между загрузочными и приемными устройства­ ми. Загрузочными средствами могут служить экскаваторы, по­ грузочные машины, бункер-перегружатели, питатели, люки, другие доставочные машины и т. д. Для полного использования емкости транспортной машины важно, чтобы загрузочное устройство воз­ вышалось над уровнем кузова не менее чем на 0,5—0,7 м. Ширина питателя загрузочного устройства должна быть на 1,2—1,5 м меньше ширины кузова доставочиой машины во избежание рассы­ пания груза; коэффициент наполнения кузова по этим же сооб­ ражениям не должен превышать 0,92—0,96.

При перегрузке в транспортные средства (конвейерные, рель­ совые, самоходные), расположенные на нижнем горизонте по от­ ношению к обслуживаемым поставочным машинам, применяют разгрузку в гезенки (рудоспуски, углеспуски), специально обору­ дованные для приемки полезного ископаемого. Перед гезенками устанавливают отбойный брус, предохраняющий транспортные машины от падения в гезенк. Над местом разгрузки устанавли­ вают мощные светильники, средства орошения и пылеподавления. Часто гезенк накрывают крупной решеткой из металлических ба­ лок во избежание попадания негабаритов и их заклинивания в затворах или питателях на нижнем горизонте.

При расположении магистральных транспортных средств на том же горизонте, что и доставочиое оборудование, самоходные машины либо оборудуют регулируемой по высоте разгрузочной частью, либо сооружают в местах разгрузки специальные стацио-

160


парные млн передвижные эстакады, а иногда — приемные акку­ мулирующие бункера. Размеры эстакад и приемных бункеров должны быть строго увязаны с размерами, массой и емкостью средств самоходного транспорта.

Высоких технико-экономических показателей использования самоходных доставочных машин достигают при условии четко раз­ работанной технологии добычи и транспортирования полезного ископаемого. Естественно, что при увеличении длины транспорти­ рования по мере подвигания очистного или подготовительного забоя производительность транспортной машины падает. Поэтому правильно разработанная технология для полного использования производительности погрузочного агрегата должна предусматри­ вать введение еще одной транспортной машины. При движении доставочных машин от пункта загрузки до разгрузочного пункта погрузочный агрегат не должен простаивать. Для этого за сред­ ством погрузки должен следовать аккумулирующий бункер, ем­ кость которого должна быть не ниже емкости достаточной ма­ шины.

Большое значение имеет квалификация водителя, его навыки и знание оборудования. К. управлению самоходными машинами допускают лиц, прошедших специальное обучение, получивших квалификацию водителя и имеющих свидетельство на право управления самоходными средствами транспорта. За каждой ма­ шиной закрепляют определенную бригаду, которая эксплуатирует машину, начиная со спуска машины в шахту, ее сборки и на­ ладки.

Если диаметр ствола и грузоподъемность подъемных механиз­ мов шахты не позволяют спустить доставочные машины целиком, то самоходные вагоны и самосвалы подлежат частичной разборке на поверхности на транспортабельные узлы.

Наиболее часто транспортабельными узлами самоходных ва­ гонов являются: магнитная станция, кабельный барабан или ди­ зельные группы, кабина, привод конвейера и маслостанции, под­ рамники, борт задний, борты левый и правый, мосты передний и задний (без колес), колеса, рама кузова с конвейером, рама хода, система очистки газов, топливные баки, маслобак.

Самосвалы с сочлененной рамой могут быть разобраны на

укрупненные

узлы:

кузов, раму

кузова,

гидроцилиндры

подъема

и поворота,

колеса,

дизельную

группу,

ведущий мост,

кабину,

раму тягача, систему очистки газов, топливный бак, маслобак. Сборку проводят в шахте на ремонтных площадках или в вы­

работках свободной площадью 10X3,5 м и высотой 3—3,5 м, оборудованных приспособлением грузоподъемностью до 3—5 т.

Сборку производят в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо тщательно следить за правильностью соеди­ нений элементов гидросистемы и электросхемы, для чего при раз­ борке делают дополнительную маркировку шлангов и кабелей.

После сборки проверяют и опробуют сначала двигатели и цепи

G З а к . 491

іш