Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 9
задней консоли, под наклонными бортами расширенной части кузова.
Наиболее распространенные системы очистки отработанных га зов состоят из двух ступеней — каталитической и жидкостной. На первой ступени на поверхности катализатора при высокой темпе ратуре происходит более полное сгорание окиси углерода и пре вращение ее в безвредную двуокись углерода — углекислый газ. Катализатор представляет собой пористые керамические шарики,
Рис. 58. Кабина управления вагонов
на поверхность которых нанесен тончайший слой покрытия (чаще всего платино-палладиевого). Для сохранения более высокой тем пературы и улучшения процесса сгорания угарного газа каталити ческий газоочиститель располагают по возможности ближе к дви гателю и подогревают отработанными газами. На второй ступени происходит улавливание твердых частиц (сажи, масла), альдеги дов и окислов азота. Вторая ступень очистки представляет собой бак с химическим раствором (чаще всего соды и гидрохинона), предназначенный для поглощения вредных примесей. Отработан ный газ, проходя по сложному пути внутри бака, в значительной мере очищается и охлаждается. В лучших конструкциях очистите лей достигается 80—85%-ная очистка газов от вредных примесей.
Особую группу вагонов составляют дизель-электрические и дизель-гидравлические вагоны. Первичный дизельный двигатель соединен жестко с генератором или гидронасосом и устанавли вается на одной из боковых панелей или на заднем торце вагона. Остальное оборудование дизель-электрических вагонов такое же, как у электрических вагонов постоянного тока: электроприводы
1 4 7
ходовой части на левый и правый борт, ходовые и колесные ре дукторы, электродвигатель привода конвейера.
В последние годы электродвигатели стали размещать в ходо вом колесе (так называемые мотор-колеса). Специальные вы сокомоментные низкооборотные двигатели крепят корпусом в -ко лесе, а валом — в поворотном кулаке, при повороте вагона колесо вращается вместе с двигателем. Такую же схему применяют у ди- зель-гидравлических вагонов: высокомоментные гидродвигатели компонуют в колесе (давление в гидродвигатель поступает через его вал), а все трансмиссии «преобразуют» в шланги и трубо проводы.
Дизель-электрические и дпзель-гидравлические вагоны имеют довольно высокую плавность хода, большую широту регулировки крутящего момента и скорости ходовых колес, простую компоновку трансмиссии, но весьма усложнены наличием дизельной установки и всеми сопутствующими узлами: системой питания и охлаждения дизеля, системой очистки отработанных газов, управлением ди зельными двигателями, особенно их запуском.
В настоящее время в СССР наиболее распространен самоход ный вагон 4ВС-10, в конструкции которого использованы асинхрон ные двухскоростные двигатели с повышенным скольжением, впер вые разработанные специально для этого типа вагонов. Наличие двух скоростей движения позволяет плавно разгонять вагон до максимальной скорости, а повышенное скольжение двигателей способствует движению колес вагона на поворотах без проскаль зывания. Передаточное отношение привода конвейера набрано в двух редукторах, один из которых расположен на левом борту, другой — на правом (на последних моделях вагона). Высоту раз грузки регулируют путем подъема всего кузова относительно ходо вой рамы, которая объединяет два моста, рулевое управление и кабину.
Колесный редуктор выполнен по схеме, показанной на рис. 52, но с некоторыми отличиями: вместо шарового шарнира применен шарнир равных угловых скоростей с центральной шайбой; вместо червячного редуктора установлен конический. Карданные передачи от ходового редуктора идут раздельно на передние и задние колеса, а не через один редуктор во второй.
На базе той же схемы с использованием подобных конструк тивных решений и при большой унификации разработан самоход ный вагон 5ВС-15 грузоподъемностью 15 т. Предполагается, что это будет основная отечественная модель самоходного вагона для горно-химической промышленности. В конструкции вагона 5ВС-15 применен трехскоростной асинхронный двигатель с повышенным скольжением и планетарный двухступенчатый колесный редуктор.
Из дизельных отечественных самоходных вагонов перспектив ным является вагон ВС-15Д1, разработанный институтом Гипроуглегормаш по заказу комбината Ачполиметалл на базе серийно выпускавшегося вагона ЗВС-15 с использованием в качестве при
1 4 8
вода двух серийных дизельных двигателей типа СМД-14. Опытно промышленный образец вагона успешно прошел промышленные испытания.
В последние годы наряду с шахтными самоходными вагонами начинают успешно применять челночные самосвалы и погрузочнодоставочные машины. Однако для их применения необходимо устраивать ниши для разворота машин и подрывать кровлю для увеличения высоты камер в пунктах разгрузки. Кроме того, эти машины малопригодны для непосредственной разгрузки полезного ископаемого на конвейер или в рельсовые вагонетки, что затруд няет их работу в камерах, расположенных на уровне откаточного горизонта. Поэтому самоходные вагоны являются наиболее эффек тивным средством транспорта в узких и низких забоях, при прове дении подготовительных выработок машинным или буровзрывным способом. С помощью самоходных вагонов сравнительно просто механизировать доставку в подготовительные забои материалов и оборудования.
§ 3. Челночные самосвалы
Высокая производительность самоходного оборудования, при меняемого в карьерах, побудила использовать аналогичное обору дование и на подземных работах, где сначала применяли обычные самосвалы, с небольшими изменениями в конструкции, связанными со спецификой подземных условий (ограниченной видимостью, очисткой отработанных газов). Однако обычные автосамосвалы оказались неприспособленными для высокопроизводительной рабо ты, так как на их маневры в пунктах загрузки и разгрузки при ходилось затрачивать значительное количество времени.
На ряде современных крупных предприятий вполне успешно работают автосамосвалы. В первую очередь это относится к мощ ным горнодобывающим предприятиям типа Джезказганского горно-металлургического комбината, где имеются выработки с большой высотой, широкие подъездные пути с хорошими дорога ми, разминовками и тупиковыми заездами. В таких условиях ока залось возможным успешное использование обычных автосамо свалов Минского и Кременчугского заводов, оборудованных си стемами очистки отработанных газов, которые обеспечивают са нитарные нормы содержания вредных примесей в рудничной ат мосфере.
Схема выработок и направление движения транспорта прини мается таким, чтобы число разворотов в камерах, маневров и дви жений задним ходом было минимальным.
Для стесненных условий создаются специальные самосвалы с хорошим обзором из кабины водителя в обе стороны, что позво ляет безопасно эксплуатировать такие машины. Высота кузова при разгрузке значительно ниже, чем у обычных автосамосвалов. Эти изменения предъявляют новые требования к рулевому управ
і ,149
лению, тормозным системам, раме и другим узлам. Тем не менее общее устройство и принцип действия подземных самосвалов имеют много сходного с обычными автосамосвалами.
Подземные самосвалы работают в комплексе с погрузочными машинами, экскаваторами, бункерами. Они могут загружаться также из-под люков, течек, питателей и т. д. Разгрузка осуществ ляется в рудоспуски или приемные устройства типа шахтных бун керов (невозможность разгрузки непосредственно на конвейер или в рельсовые вагонетки является недостатком этих машин). К. ме-
Рис. 59. Самосвал типа 25DM фирмы «Джой» грузо подъемностью 25 т с разгрузкой кузова опрокидывани ем назад
стам разгрузки и погрузки самосвалы всегда подъезжают кузовом, поэтому на пути движения они должны осуществить разворот на 180°.
Разгружаться самосвалы могут либо опрокидыванием кузова назад (рис. 59) или вбок, либо выталкиванием груза через откид ной задний борт (рис. 60), что называется телескопической раз грузкой. На рис. 61 показана схема работы самосвала с телеско
пической разгрузкой. |
самосвалы можно |
классифицировать: |
|||
Современные шахтные |
|||||
по |
назначению — для |
мягких |
пород; |
для |
абразивных пород. |
по |
способу разгрузки — с опрокидным |
кузовом, с телескопиче |
|||
ским кузовом; |
|
дизель-электрические и дизель- |
|||
по |
типу привода — дизельные, |
гидравлические; троллейно-аккумуляторные; по типу рамы — со сплошной; с шарнирно-сочлененной (на базе
одноосных тягачей);
1 5 0
по типу ходовой части — со всеми ведущими колесами или с частью их; со всеми управляемыми или неуправляемыми колесами; со всеми тормозными колесами или с частью их.
В Советском Союзе для условий Джезказганского комбината изготовлен челночный самосвал МоАЗ 6401-9585, (рис. 62), кото-
Рис. 60. Самосвал типа МТТ с телескопической разгрузкой ку зова
рый успешно прошел промышленные испытания и поступил в се |
||
рийное производство. В его конструкции широко использованы |
||
узлы и детали машин, выпускаемых Могилевским автомобильным |
||
заводом им. С. М. Кирова для работ на поверхности, в частности |
||
одноосного тягача МоАЗ-546. |
|
|
|
Техническая характеристика самосвала МоАЗ 6401—9585 |
|
Грузоподъемность, т .......................................................................................... |
20 |
|
Емкость кузова, м3: |
|
|
геометрическая............................................................................................. |
11,0 |
|
с |
«ш апкой»................................................................................................. |
13,0 |
Масса, |
т ................................................................................................................ |
18 |
Максимальная скорость движения, к м /ч ....................................... |
до 40 |
|
Основные размеры, мм: |
|
|
|
д л и н а .......................................................................................................... |
8310 |
|
ш и р и н а ...................................................................................................... |
2850 |
|
высота: |
|
|
по к у з о в у ................................................................................ |
2250 |
|
по к а б и н е ......................................................................................... |
2675 |
|
кузова при разгрузке................................................................... |
4460 |
Радиус поворота, м: |
|
|
|
наружный.................................................................................................. |
7 ,3 |
|
внутренний.............................................................................................. |
3,3 |
151
Дизельный дви гател ь:............................................ |
|
|
|
|
|
|
|
ЯМЗ-238 |
|
|||
скорость вращения вала ротора, об/мин |
|
|
|
|
|
|
2100 |
|
|
|||
мощность, л. с ................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
Шины, размер ......................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
18,00—25 |
|
|||
Разгрузка кузова ..................................................... |
|
|
|
|
|
Опрокидыванием назад |
||||||
Самосвал МоАЗ 6401-9585 имеет шарнирно-сочлененную раму. |
||||||||||||
Передней частью самосвала |
является одноосный тягач, задней |
|||||||||||
|
|
частью — кузов |
ковшового |
ти |
||||||||
|
|
па. |
На |
тягаче |
установлены |
|||||||
|
|
двигатель с гидромеханической |
||||||||||
|
|
трансмиссией, |
ведущий |
мост, |
||||||||
|
|
подвеска |
передней |
части |
ра |
|||||||
|
|
мы, |
кабина |
и система газоочи |
||||||||
|
|
стки. |
|
Гидромеханическая |
||||||||
|
|
трансмиссия |
сглаживает |
рыв |
||||||||
|
|
ки двигателя при |
переключе |
|||||||||
|
|
ниях, |
способствует |
плавности |
||||||||
|
|
работы двигателя и стабилиза |
||||||||||
|
|
ции его оборотов, что особенно |
||||||||||
|
|
важно |
для |
найстройки |
газо- |
|||||||
|
|
очистительной аппаратуры. По- |
||||||||||
|
|
лурама |
опирается |
на |
веду |
|||||||
|
|
щий мост посредством по- |
||||||||||
|
|
луэллиптических |
рессор |
с гид |
||||||||
|
|
равлическими |
|
амортизатора |
||||||||
|
|
ми. |
Шарнир |
соединения |
ку |
|||||||
|
|
зова |
и |
тягача |
позволяет |
нм |
||||||
|
|
поворачиваться |
относительно |
|||||||||
|
|
друг |
друга |
с помощью |
ци |
|||||||
|
|
линдров |
гидравлического |
ру |
||||||||
|
|
левого |
управления на угол до |
|||||||||
|
|
45° вокруг вертикальной |
|
оси. |
||||||||
|
|
|
Колеса |
задней оси жестко |
||||||||
|
|
закреплены |
на |
кузовной |
раме |
|||||||
|
|
и являются |
ведомыми. |
Гид |
||||||||
|
|
равлические тормоза |
располо |
|||||||||
|
|
жены во всех четырех колесах. |
||||||||||
|
|
Стояночный |
тормоз |
воздейст |
||||||||
|
|
вует |
на трансмиссию |
тягача. |
||||||||
|
|
Кабина самосвала |
оборудова |
|||||||||
|
|
на |
постом управления, |
позво |
||||||||
|
|
ляющим |
двигаться |
в |
обоих |
|||||||
|
|
направлениях. |
|
кузов |
опро |
|||||||
Рис. 61. Схема работы самосвала с |
те |
|
Разгружается |
|||||||||
кидыванием |
|
назад, |
которое |
|||||||||
лескопической разгрузкой |
|
|
||||||||||
|
производится |
|
трехступенча- |
|||||||||
|
|
|
тыми гидроцилиндрами телескопического типа. Отсутствие задне го борта облегчает загрузку кузова погрузочными машинами.
1 5 2