Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2 9

 

 

Наработка

Среднее

Коэффи­

Коэффи­

 

Узлы

время

циент

циент отно­

 

на отказ,

восстанов­

отказов,

сительных

 

 

ч

ления от­

%

простоев,

 

 

 

каза, ч

%

 

 

 

 

Рабочее оборудование ...................................

129

1,84

8

9

Механизмы:

 

66

1,50

18

14

подъема

(включая канат) ......................

н а п о р а

............................................

130

1,56

9

7

поворота

.....................................................

194

1,75

6

5

Гусеничный ................................................

х о д

39

2,00

30

30

Электрооборудование ...................................

97

2,25

12

14

Система управления (включая компрессор)

78

1,70

13

13

Металлоконструкции ...................................

380

2

4

8

Экскаватор в ........................................целом

11,4

1,95

 

 

стрым износом режущей кромки и пяты ковша; появлением тре­ щин в его стенках; выходом из строя ковшового блока, у которого наблюдается износ ролика и щек, что нередко является причиной заклинивания каната. При этом на стреле и корпусе рукояти по­ являются усталостные трещины, а из отверстий головки «выле­ тают» каленые втулки. Интенсивный износ направляющих ползу­ нов может привести к разрушению ползунов и ослаблению их бол­ тового крепления и крышек подшипников, которыми седло опи­ рается на напорный вал.

Цепи напорного механизма работают с перегрузкой и быстро изнашиваются, срок их службы составляет 3—4 месяца. Подъем­ ный канат требует смены через 3—4 недели. Интенсивно изнаши­ ваются реборды подъемных и стреловых блоков.

В механизмах главной лебедки наиболее слабыми звеньями являются крестовины фрикционных муфт, у части из которых воз­ никают изломы; тормозные диски, на которых иногда появляются трещины, а также крепление подъемного барабана к тормозному диску, у которого нарушается болтовое соединение, что вызывает «разбивку» отверстий с появлением трещин на барабане и диске.

В поворотном механизме из-за больших зазоров в подшипни­ ках центральной цапфы часто срезаются болты крепления торцо­ вой шайбы к шлицевому хвостовику вала, на котором насажена шестерня поворотного механизма, и шестерня спадает с хвостови­ ка. Кроме того, у поворотного механизма быстро срабатываются кулачки муфт механизма переключения с хода на поворот, а из-за недостаточной жесткости кронштейна иногда деформируется сто­ пор поворота.

Быстро изнашиваются также выступы стопора гусеничного хода и рабочие поверхности ведущего и направляющего колес гу­ сениц, опорные катки; тяговые цепи имеют срок службы всего 3— 4 месяца; часто лопаются звенья гусеничных цепей, ненадежно стопорение пальцев, соединяющих звенья.

10 З а к . 491

273

 


Характерными неисправностями электрической части экскава­ тора являются выход из строя токосъемного устройства, двигателя, прожекторов, кнопок включения и порывы питающего кабеля.

Наиболее слабым элементом пневматической системы экскава­ тора является компрессор, требующий постоянного ухода и ча­ стого ремонта.

Из погрузочных машин исследовались девять ПНБ-ЗК и четыре 18HR-2Hy, эксплуатирующиеся на Миргалимсайском руднике, и две ПНБ-ЗД, эксплуатирующиеся на Западном руднике комбина­ та Ачполиметалл.

Для каждого типа машин определялись коэффициенты готов­ ности и вынужденного простоя, наработка на отказ, коэффициенты отказов II относительных простоев, среднее время восстановления, вероятность безотказной работы; при этом учитывались отказы продолжительностью более 15 мни. Кроме того, определялся ха­ рактер потока отказов, устанавливались законы распределения плотности времени безотказной работы н времени восстановления отказов.

. Была исследована надежность машин в целом и их частей — механической, электрической и гидравлической. Показатели надеж­ ности исследованных погрузочных машин приведены в табл. 30. Лучшие показатели надежности имеют машины ПНБ-ЗД, у кото­ рых по сравнению с ПНБ-ЗК наработка на отказ возросла более чем в 1,5, коэффициент готовности — в 1,1 раза, а время на восста­ новление отказов значительно сократилось; почти на 8% уменьши­ лось число отказов механической части. Значительно надежнее работают нагребающие лапы, их привод и диски; у гусеничного хода повышена надежность привода, опорных катков.

Машины с меньшим сроком эксплуатации имеют лучшие пока­ затели надежности. Так, для машин ПНБ-ЗК в зависимости от длительности их эксплуатации наработка на отказ колеблется от 3,23 до 27,2 ч машинного времени, время восстановления — от 1,5

Погрузочная

машина

Коэффициент

Коэффициент

Наработка

вынужденного

готовности

простоя

па отказ, ч

* г

*г.м ^п, п *П.М *н,о *н. м

Т а б л и ц а 30

Среднее время восстановле­

 

ния,

ч

 

машины

механической части

электриче­ ской части

гидравличе­ ской части

 

1

 

 

*п

*л.м

<Л.Э

*л, г

ПНБ-ЗК

0,91

0,82

0,09

0,18

28,5

12

2

,55

2,47

2,00

2,6 6

ПНБ-ЗД

0,95

0,89

0,05

0,11

41,5

17,2

2,10

2,11

1,91

2 ,5 6

18HR-2Hy

0,82

0,75

0,18

.0,25

12,5

9 ,4

2

,6

2,99

2 ,2

1,5

2 7 4


Погрузочная мзшина

ПНБ-ЗК ПНБ-ЗД 18HR-2Hy

П р о д о л ж е н и е т а б л . 3 0

Коэффициент отказов

Коэффициент относи­

Вероятность безотказной

 

 

 

тельных простоев

 

работы

 

механической части

электриче­ частиской

гидравличе­ частиской

механической части

электриче­ частиской

гидравличе­ частиской

машины

электриче­ частиской

гидравличе­ частиской

«2

S э*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 а

* с м

*О.Э

* 0 . Г

*оп-м

^ОП, э

*оп. г

Р (0

Р (О э

Р(ПГ

р (‘>и

0,60

0,308

0,092

0,632

0,264

0,104

0 ,8 6

0,956

0,97

0,915

0,526

0,339

0,135

0,527

0,305

0,168

0,90

0,96

0,98

0,956

0,76

0,09

0,15

0,82

0,084

0,096

0,77

0,96

0,95

0,85

до 3,9 ч, коэффициенты готовности и вероятность безотказной работы соответственно изменяются в пределах от 0,57 до 0,93 и от 0,54 до 0,93. Простои в течение смены из-за отказа этих машин составляют 0,34—1,55 ч. Новые машины имеют продолжительность простоя 0,34—0,64 ч, старые — соответственно 0,84—1,55 ч.

Из сравнения по критериям надежности машины (табл. 30) сле­ дует, что машины ПНБ-ЗК и ПНД-ЗД работают надежнее машины 18HR-2Hy, значениякоэффициентов готовности и вероятности безотказной работы выше, а наработка на отказ больше в 1,8— 2,9 раза. Более низкая надежность машины 18HR-2Hy объясняется сложной кинематической.схемой и более длительной эксплуата­ цией.

Машины ПНБ-ЗК и 18HR-2Hy имеют почти одинаковое время, необходимое на восстановление одного отказа, а ПНБ-ЗД имеет лучшую ремонтопригодность — среднее время восстановления на 25% меньше, чем у сравниваемых машин.

Однако для дальнейшего улучшения ремонтопригодности ма­ шины ПНБ-ЗД (сокращения времени, затрачиваемого на восста­ новление отказов, профилактические осмотры и ремонты) отдель­ ные ее узлы требуют конструктивной переработки. Например, для проверки состояния электродвигателей хода и их крепления к ре­ дукторам необходимо снимать кожух буфера, что требует -значи­ тельной затраты времени. Для буксирования машины необходима частичная разборка тормоза.

Трудно менять опорные катки гусениц и снимать редукторы на­ гребающих лап. Редукторы хода и приводная головка конвейера как съемные неразборные узлы имеют большие размеры и массу, замена их является трудоемким процессом и требует много вре­ мени.

Для отдельных машин и для всех машин каждого типа изуче­ ны потоки отказов и распределение времени между отказами. Уста­ новлено, что поток отказов всех типов погрузочных машин незави-

10* 275


симо от их конструкции для интервала времени эксплуатации, охватывающего ремонтный цикл, близок к простейшему. В зави­ симости от числа капитальных ремонтов, пройденных машиной, характер потока отказов не меняется, изменяются только его па­ раметры. В связи с этим вероятность безотказной работы и рас­ пределение времени работы между отказами подчиняются экспо­ ненциальному закону.

Такая закономерность объясняется тем, что погрузочные ма­ шины являются сложными системами, у которых различные пото­ ки отказов узлов и механизмов создают общий простой поток отказов [8, 49]. Для погрузочных машин характерны мелкие вне­ запные отказы. Отказы, требующие длительного времени восста­ новления, в большинстве предупреждают техническими осмотра­ ми и планово-предупредительными ремонтами.

Ниже рассмотрены законы распределения потока отказов, плотности времени работы между отказами и времени восстанов­ ления для машин ПНБ-ЗК и 18HR-2Hy.

При исследовании потока отказов ПНБ-ЗК весь период наблю­ дений разбивали на равные интервалы At = 20 ч, в которых под­ считывали количество отказов. Интервалы с одинаковым количе­

ством отказов

группировали

в статистический ряд

(табл.

31), по

 

 

 

Т а б л и ц а

31

Хі

0

1

о

3

 

Щ

121

79

32

13

 

Рі

0-.495

0,322

0,133

0,053

которому строили полигон распределения количества отказов в течение рассматриваемого интервала At (рис. 106). Затем опреде­ ляли вид теоретического распределения и вычисляли границы ос­ новных его характеристик.

В таблице приняты следующие обозначения: Хі — число отка­ зов за 20 ч работы; ,іщ — число 20-часовых интервалов времени с

числом отказов X Рі = — — частость появления Хі

отказов за

п

 

20-часовой период; п —; число 20-часовых интервалов.

дисперсии

Близость значений математического ожидаңия и

позволяет предположить распределение потока отказов по закону Пуассона

 

Р

w f i e - a t

(41)

 

*|!

 

 

 

где а=

гау

 

час; t — текущее

-gg- — среднее число отказов за один

время (в данном случае ? = 20 ч).

2 7 6