Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 4

Производительность

Место работы

Шахта № 51, Восточно-Джезказган-

ский рудник ...........................................

Шахта № 55, Западно-Джезказганский

РУДНИК .............................................................

Соликамский калийный комбинат . . .

Шахта № 51, Восточно-Джезказган-

ский рудник ...........................................

Шахта № 2, Новомосковский гипсовый

комбинат ....................................................

Экскаватор

техниче­

эксплуа­

Коэффици­

ент исполь­

 

ская,

тационная ,

зования

 

т/мин

т/смену

 

L-67

2,95

294

0,30

ЭП-1

3,2

440

0,53

ЭП-1

3,3

204

____

 

Э-7515

2,1

150

0.2

ЭП-1

4,1

150

т/ч

____

Э-652 со спе-

3,3

120

т/ч

циальным

 

 

 

 

погрузочным

 

 

 

 

оборудова­

 

 

 

 

нием

 

 

 

 

Э-652

3,0

118

т/ч

 

Т а б л и ц а 5

 

Удельный рас­

Средняя

Коэффици­

Экскаватор

ход электро­

энергии,

мощность,

ент мощ­

 

квт-ч/т

К В Т

ности

Э П - 1 ..................................................................................

0,48

34

0,60

L - 6 7 ..................................................................................

0,40

32

0,65

Э-7515 ..............................................................................

0,50

30

0,61

эксплуатации и обслуживания экскаваторов необходимо строго соблюдать требования и рекомендации заводской инструкции. Большое значение для нормальной эксплуатации имеет подготовка самой машины и забоев, где она будет работать.

На шахту экскаватор обычно прибывает на железнодорожной платформе в собранном виде. Для сгона машины с платформы » необходимо соорудить специальную площадку. Далее по комплек­ товочной ведомости проверяют наличие всех запасных частей и инструмента. Прежде чем начать сгон, проверяют целостность машины и ее механизмов, правильность сборки, наличие смазки в узлах, регулировку тормозов, фрикционных муфт и т. п.

Перед подачей напряжения на распределительный щит экска­ ватора измеряют сопротивление изоляции обмоток и всей электро­ аппаратуры.

Подготовку машины и ее сгон поручают опытному машинисту. Сгон производят согласно требованиям заводской инструкции.

Если грузовой ствол и подземные выработки приспособлены для транспортирования по ним самоходного оборудования, то

56


экскаватор спускают в шахту целиком (без предварительно снято­ го рабочего оборудования, которое затем отдельно доставляют на подземную ремонтную площадку и монтируют на экскаваторе). Во всех остальных случаях экскаватор разбирают на отдельные узлы, размеры которых, как правило, не должны превышать 1,4Х1,9Х Х4,5 м. Минимальные размеры сечения ствола и откаточных вы­ работок при этом должны быть соответственно 3X1 ,5 м и 2,5Х Х2,5 м.

Экскаватор разбирают на специальной площадке с помощью автомобильных кранов грузоподъемностью 5—10 т. Разборку, спуск и сборку машины в подземных условиях следует произво­ дить, строго соблюдая все требования правил техники безопасно­ сти при ведении такелажных работ.

Крупногабаритные узлы экскаваторов (гусеницы, ходовую ра­ му, раму поворотной платформы, стрелу, рукоять, ковш и блоки кабины) спускают по стволу под клетью. Стропы, к которым под­ вешивают эти узлы, должны быть обязательно испытаны.

Сборку экскаваторов производят в последовательности, обрат­ ной разборке. При этом необходимо выполнять общие правила сборки.

1.Перед сборкой узлы и детали очистить и промыть, проверить их цельность.

2.Все забоины и задиры устранить.

3.Сопрягаемые поверхности деталей и узлов, резьбы крепеж­

ных деталей покрыть тонким слоем масла.

4.Крепежные детали затянуть до отказа и застопорить.

5.Рваные и смятые прокладки заменить новыми.

6.Перед подачей напряжения на магнитную станцию экскава­ тора проверить сопротивление изоляции и сопротивление заземле­ ния, которые должны быть соответственно не менее 1,5 Мом и не более 1 ом.

7.По окончании сборки машину смазать, отрегулировать и на­

ладить все узлы и механизмы, после чего экскаватор обкатать. От качества обкатки зависят надежность и долговечность работы машины, обкатка предупреждает преждевременный аварийный из­ нос узлов и деталей.

Соблюдение правильных режимов работы узлов и деталей в процессе обкатки способствует лучшей приработк'е сопрягаемых поверхностей, что впоследствии (при эксплуатации) намного сни­ зит степень износа этих деталей.

Эксплуатацию экскаваторов под землей следует производить в точном соответствии с «Правилами технической эксплуатации» и «Едиными правилами безопасности при разработке рудных, не­ рудных и россыпных месторождений подземным способом» и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей по эксплуа­ тации.

Для нормальной работы механизмов экскаватор следует уста­ навливать в горизонтальном положении. Во время работы экска­

57


ватор должен находиться вне зоны обрушения навала руды в за­ бое и располагаться на таком расстоянии от забоя, чтобы при чер­ пании рукоять выдвигалась не более чем на 3/4 длины.

Грузить скальные породы разрешается только после предвари­ тельного их дробления взрывом до определенной кусковатости. По­ грузка крупнокусковой породы снижает производительность экска­ ватора, вызывает большие динамические нагрузки в рабочем обо­ рудовании и других механизмах экскаватора, что приводит к преждевременному выходу машины из строя.

Экскаваторы должны передвигаться только по хорошо сплани­ рованной почве. Перегон машины по неровной почве, наезды на куски породы или металлические предметы приводят к поломкам звеньев гусениц, рам, опорных катков.

Прежде чем приступить к погрузке в забое, машинист обязан ознакомиться с замечаниями в книге приема-сдачи смены, форма

которой приведена в

табл. 6. На

титульном

листе

книги указы-

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6

 

Время

Фамилии и инициалы

 

 

Остановки

Год,

ме­

машинистов

Погружено

машины за

Номер

 

смену,

их

сяц,

число

смены

 

(доставлено)

продолжитель­

 

часы минуты

сдал

принял

за смену,

т

ность н при­

 

 

 

чины

 

Продолжение табл. 6

 

 

 

Время проведе­

Содержа­

Отметка о на­

 

Подписи сдаю­

Год,

ме­

Отметки

ния осмотров

Состояние

 

 

ние ре­

личии мате­

щего 'Н при­

сяц,

число

о неисправ­

 

 

монтных

риалов и ин­

забоя

нимающего

 

 

ностях

начало

конец

работ

струмента

 

смену

 

 

 

 

 

 

 

т

вают: рудник, шахту, участок, марку машины, инвентарный но­ мер, дату ввода в эксплуатацию. Затем машинист должен прове­ рить техническую готовность машины и произвести ежесменное техническое обслуживание. Перед началом работы машинист дол­ жен убедиться в исправности звукового сигнала, освещения экска­ ватора и забоя, убедиться в наличии диэлектрических перчаток, резиновых ковриков, а также в наличии на машине инструмента, инвентаря и т. п.

После осмотра включают двигатель вхолостую, а затем опробуют все механизмы экскаватора. Выявленные неполадки и.

58


неисправности на машине устраняют машинист и ремонтные электрослесари участка. Для эффективной работы экскаватор дол­ жен быть обеспечен необходимыми транспортными средствами, достаточным количеством подготовленной горной массы, запас­ ными частями и смазочными материалами.

Во время погрузки машинист должен следить за движением ра­ бочего оборудования, чтобы избегать резких ударов ковша о по­ роду, транспортные средства, гусеницы.

Не рекомендуется работать на машине при пониженном напря­ жении в электрической сети, так как это может привести к по­ вреждениям обмоток двигателей и токопроводящих элементов электрической аппаратуры. Чтобы не допустить поломок и дефор­ мации откаточных сосудов, ковш следует разгружать с минималь­ но возможной высоты. Включать механизмы поворота разрешается только после полного выхода груженого ковша из навала.

Машинист должен следить за навивкой канатов на барабаны и за провисанием их, а также за правильным обхватом канатами головных и стреловых блоков. Перекрещивание витков на бара­ банах, выход канатов из ручьев блоков, защемление их приводят к авариям или поломкам.

После 1—2 ч работы машину необходимо остановить и прове­ рить состояние ее узлов и механизмов. При каждой остановке экс­ каватора ковш опускают на почву, а при длительности паузы свыше 30 мин выключают главный двигатель.

По окончании работы по погрузке машинист обязан сообщить об этом водителям транспортных машин и ремонтному персоналу

нзатем подготовить машину для ведения взрывных работ в забое.

Отехническом состоянии машины, а также обо всех случив­

шихся в течение смены неполадках и авариях машинист должен сообщить лицу, ответственному за технический надзор, и записать ' об этом в книге приема-сдачи смены.

При передвижении экскаватора необходимо соблюдать сле­ дующие правила. Стрелу следует располагать впереди по оси движения машины, а ковш поднять над почвой, но не более чем на 1 м. Если экскаватор движется по горизонтальному пути или на подъем, то его ведущее колесо должно находиться сзади, а при спуске по уклону — впереди. Запрещается производить развороты гусениц на подъеме.

К управлению экскаватором допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие курс обучения и имеющие удостове­ рение на право вождения экскаватора. Машинист должен: хорошо знать инструкцию по эксплуатации и технике безопасности при работе на экскаваторах; иметь твердые навыки по управлению машиной в забоях; хорошо знать устройство и принцип работы всех механизмов экскаватора; знать и уметь выполнять практи­ чески приемы по оказанию первой медицинской помощи при по­ ражении электрическим током и других травмах.

Перед началом работы в забое машинист обязан проверить

59


состояние кровли и целиков и в случае необходимости обезопа­ сить их от отслоившихся кусков руды. До пуска машины маши­ нист обязан дать звуковой сигнал (с кодовыми сигналами должны быть ознакомлены все рабочие и ИТР, занятые на участке). Экс­ каватор должен работать в хорошо освещенном и очищенном от посторонних предметов забое. Рабочим не разрешается находиться в радиусе действия экскаватора и посторонним лицам — на экска­ ваторе.

Кроме того, запрещается: производить погрузку негабаритных кусков руды и разбирать неразрушенные взрывом глыбы в забое; проносить ковш над кабиной транспортной машины; без ведома технического надзора оставлять место работы; хранить в кабине машины легковоспламеняющиеся и взрывчатые материалы; пере­ давать управление машиной другому лицу; направлять канаты на барабан руками; прикасаться к движущимся частям, снимать с них защитные кожухи и производить какие-либо работы с ними; сходить с поворотной платформы и подниматься на нее во время работы машины; продолжать работу на экскаваторе при обнару­ жении неисправностей, которые могут привести к травмированию людей или авариям; переносить кабель, находящийся под напря­ жением, включать или выключать электрические аппараты без испытанных диэлектрических перчаток; менять канаты при рас­ положении машины непосредственно у отвала руды; работать с изношенным канатом; перегонять экскаватор с полным ковшом.

Эксплуатация электрооборудования машины должна осущест­ вляться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий». Систематически и строго в установленные сроки специальный персонал должен измерять сопротивление изоляции электроаппаратуры и кабельной разводки и сопротивление зазем­ ления.

Питающий машину кабель растягивают по камере в безопас­ ных местах. Запрещается перетаскивание кабеля на плече.

С ма з к а э к с к а в а т о р о в

Одним из главных условий надежной и долговечной работы экскаватора является своевременная и достаточная смазка всех трущихся деталей. Экскаватор работает в тяжелых условиях при больших нагрузках на отдельные элементы механизмов, большой запыленности, загрязненности и повышенной влажности. Поэтому для нормальной и бесперебойной работы механизмов экскаватора их необходимо регулярно в строго установленные сроки смазы­ вать рекомендуемыми смазками. Заправку смазкой следует про­ изводить из чистой, специально предназначенной для этого посуды. Края заправочных отверстий должны быть очищены от грязи и пыли; необходимо исключить попадание в заправочную полость вместе с маслом песка, грязи, пыли и воды.

60