Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 9
Т а б л и ц а 4
Производительность
Место работы
Шахта № 51, Восточно-Джезказган-
ский рудник ...........................................
Шахта № 55, Западно-Джезказганский
РУДНИК .............................................................
Соликамский калийный комбинат . . .
Шахта № 51, Восточно-Джезказган-
ский рудник ...........................................
Шахта № 2, Новомосковский гипсовый
комбинат ....................................................
Экскаватор |
техниче |
эксплуа |
Коэффици |
ент исполь |
|||
|
ская, |
тационная , |
зования |
|
т/мин |
т/смену |
|
L-67 |
2,95 |
294 |
0,30 |
|
ЭП-1 |
3,2 |
440 |
0,53 |
|
ЭП-1 |
3,3 |
204 |
____ |
|
|
||||
Э-7515 |
2,1 |
150 |
0.2 |
|
ЭП-1 |
4,1 |
150 |
т/ч |
____ |
Э-652 со спе- |
3,3 |
120 |
т/ч |
— |
циальным |
|
|
|
|
погрузочным |
|
|
|
|
оборудова |
|
|
|
|
нием |
|
|
|
|
Э-652 |
3,0 |
118 |
т/ч |
|
Т а б л и ц а 5
|
Удельный рас |
Средняя |
Коэффици |
Экскаватор |
ход электро |
||
энергии, |
мощность, |
ент мощ |
|
|
квт-ч/т |
К В Т |
ности |
Э П - 1 .................................................................................. |
0,48 |
34 |
0,60 |
L - 6 7 .................................................................................. |
0,40 |
32 |
0,65 |
Э-7515 .............................................................................. |
0,50 |
30 |
0,61 |
эксплуатации и обслуживания экскаваторов необходимо строго соблюдать требования и рекомендации заводской инструкции. Большое значение для нормальной эксплуатации имеет подготовка самой машины и забоев, где она будет работать.
На шахту экскаватор обычно прибывает на железнодорожной платформе в собранном виде. Для сгона машины с платформы » необходимо соорудить специальную площадку. Далее по комплек товочной ведомости проверяют наличие всех запасных частей и инструмента. Прежде чем начать сгон, проверяют целостность машины и ее механизмов, правильность сборки, наличие смазки в узлах, регулировку тормозов, фрикционных муфт и т. п.
Перед подачей напряжения на распределительный щит экска ватора измеряют сопротивление изоляции обмоток и всей электро аппаратуры.
Подготовку машины и ее сгон поручают опытному машинисту. Сгон производят согласно требованиям заводской инструкции.
Если грузовой ствол и подземные выработки приспособлены для транспортирования по ним самоходного оборудования, то
56
экскаватор спускают в шахту целиком (без предварительно снято го рабочего оборудования, которое затем отдельно доставляют на подземную ремонтную площадку и монтируют на экскаваторе). Во всех остальных случаях экскаватор разбирают на отдельные узлы, размеры которых, как правило, не должны превышать 1,4Х1,9Х Х4,5 м. Минимальные размеры сечения ствола и откаточных вы работок при этом должны быть соответственно 3X1 ,5 м и 2,5Х Х2,5 м.
Экскаватор разбирают на специальной площадке с помощью автомобильных кранов грузоподъемностью 5—10 т. Разборку, спуск и сборку машины в подземных условиях следует произво дить, строго соблюдая все требования правил техники безопасно сти при ведении такелажных работ.
Крупногабаритные узлы экскаваторов (гусеницы, ходовую ра му, раму поворотной платформы, стрелу, рукоять, ковш и блоки кабины) спускают по стволу под клетью. Стропы, к которым под вешивают эти узлы, должны быть обязательно испытаны.
Сборку экскаваторов производят в последовательности, обрат ной разборке. При этом необходимо выполнять общие правила сборки.
1.Перед сборкой узлы и детали очистить и промыть, проверить их цельность.
2.Все забоины и задиры устранить.
3.Сопрягаемые поверхности деталей и узлов, резьбы крепеж
ных деталей покрыть тонким слоем масла.
4.Крепежные детали затянуть до отказа и застопорить.
5.Рваные и смятые прокладки заменить новыми.
6.Перед подачей напряжения на магнитную станцию экскава тора проверить сопротивление изоляции и сопротивление заземле ния, которые должны быть соответственно не менее 1,5 Мом и не более 1 ом.
7.По окончании сборки машину смазать, отрегулировать и на
ладить все узлы и механизмы, после чего экскаватор обкатать. От качества обкатки зависят надежность и долговечность работы машины, обкатка предупреждает преждевременный аварийный из нос узлов и деталей.
Соблюдение правильных режимов работы узлов и деталей в процессе обкатки способствует лучшей приработк'е сопрягаемых поверхностей, что впоследствии (при эксплуатации) намного сни зит степень износа этих деталей.
Эксплуатацию экскаваторов под землей следует производить в точном соответствии с «Правилами технической эксплуатации» и «Едиными правилами безопасности при разработке рудных, не рудных и россыпных месторождений подземным способом» и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей по эксплуа тации.
Для нормальной работы механизмов экскаватор следует уста навливать в горизонтальном положении. Во время работы экска
57
ватор должен находиться вне зоны обрушения навала руды в за бое и располагаться на таком расстоянии от забоя, чтобы при чер пании рукоять выдвигалась не более чем на 3/4 длины.
Грузить скальные породы разрешается только после предвари тельного их дробления взрывом до определенной кусковатости. По грузка крупнокусковой породы снижает производительность экска ватора, вызывает большие динамические нагрузки в рабочем обо рудовании и других механизмах экскаватора, что приводит к преждевременному выходу машины из строя.
Экскаваторы должны передвигаться только по хорошо сплани рованной почве. Перегон машины по неровной почве, наезды на куски породы или металлические предметы приводят к поломкам звеньев гусениц, рам, опорных катков.
Прежде чем приступить к погрузке в забое, машинист обязан ознакомиться с замечаниями в книге приема-сдачи смены, форма
которой приведена в |
табл. 6. На |
титульном |
листе |
книги указы- |
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6 |
|
|
Время |
Фамилии и инициалы |
|
|
Остановки |
||
Год, |
ме |
машинистов |
Погружено |
машины за |
|||
Номер |
|
смену, |
их |
||||
сяц, |
число |
смены |
|
(доставлено) |
продолжитель |
||
|
часы минуты |
сдал |
принял |
за смену, |
т |
ность н при |
|
|
|
|
чины |
|
Продолжение табл. 6
|
|
|
Время проведе |
Содержа |
Отметка о на |
|
Подписи сдаю |
|
Год, |
ме |
Отметки |
ния осмотров |
Состояние |
||||
|
|
ние ре |
личии мате |
щего 'Н при |
||||
сяц, |
число |
о неисправ |
|
|
монтных |
риалов и ин |
забоя |
нимающего |
|
|
ностях |
начало |
конец |
работ |
струмента |
|
смену |
|
|
|
|
|
|
|
т
вают: рудник, шахту, участок, марку машины, инвентарный но мер, дату ввода в эксплуатацию. Затем машинист должен прове рить техническую готовность машины и произвести ежесменное техническое обслуживание. Перед началом работы машинист дол жен убедиться в исправности звукового сигнала, освещения экска ватора и забоя, убедиться в наличии диэлектрических перчаток, резиновых ковриков, а также в наличии на машине инструмента, инвентаря и т. п.
После осмотра включают двигатель вхолостую, а затем опробуют все механизмы экскаватора. Выявленные неполадки и.
58
неисправности на машине устраняют машинист и ремонтные электрослесари участка. Для эффективной работы экскаватор дол жен быть обеспечен необходимыми транспортными средствами, достаточным количеством подготовленной горной массы, запас ными частями и смазочными материалами.
Во время погрузки машинист должен следить за движением ра бочего оборудования, чтобы избегать резких ударов ковша о по роду, транспортные средства, гусеницы.
Не рекомендуется работать на машине при пониженном напря жении в электрической сети, так как это может привести к по вреждениям обмоток двигателей и токопроводящих элементов электрической аппаратуры. Чтобы не допустить поломок и дефор мации откаточных сосудов, ковш следует разгружать с минималь но возможной высоты. Включать механизмы поворота разрешается только после полного выхода груженого ковша из навала.
Машинист должен следить за навивкой канатов на барабаны и за провисанием их, а также за правильным обхватом канатами головных и стреловых блоков. Перекрещивание витков на бара банах, выход канатов из ручьев блоков, защемление их приводят к авариям или поломкам.
После 1—2 ч работы машину необходимо остановить и прове рить состояние ее узлов и механизмов. При каждой остановке экс каватора ковш опускают на почву, а при длительности паузы свыше 30 мин выключают главный двигатель.
По окончании работы по погрузке машинист обязан сообщить об этом водителям транспортных машин и ремонтному персоналу
нзатем подготовить машину для ведения взрывных работ в забое.
Отехническом состоянии машины, а также обо всех случив
шихся в течение смены неполадках и авариях машинист должен сообщить лицу, ответственному за технический надзор, и записать ' об этом в книге приема-сдачи смены.
При передвижении экскаватора необходимо соблюдать сле дующие правила. Стрелу следует располагать впереди по оси движения машины, а ковш поднять над почвой, но не более чем на 1 м. Если экскаватор движется по горизонтальному пути или на подъем, то его ведущее колесо должно находиться сзади, а при спуске по уклону — впереди. Запрещается производить развороты гусениц на подъеме.
К управлению экскаватором допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие курс обучения и имеющие удостове рение на право вождения экскаватора. Машинист должен: хорошо знать инструкцию по эксплуатации и технике безопасности при работе на экскаваторах; иметь твердые навыки по управлению машиной в забоях; хорошо знать устройство и принцип работы всех механизмов экскаватора; знать и уметь выполнять практи чески приемы по оказанию первой медицинской помощи при по ражении электрическим током и других травмах.
Перед началом работы в забое машинист обязан проверить
59
состояние кровли и целиков и в случае необходимости обезопа сить их от отслоившихся кусков руды. До пуска машины маши нист обязан дать звуковой сигнал (с кодовыми сигналами должны быть ознакомлены все рабочие и ИТР, занятые на участке). Экс каватор должен работать в хорошо освещенном и очищенном от посторонних предметов забое. Рабочим не разрешается находиться в радиусе действия экскаватора и посторонним лицам — на экска ваторе.
Кроме того, запрещается: производить погрузку негабаритных кусков руды и разбирать неразрушенные взрывом глыбы в забое; проносить ковш над кабиной транспортной машины; без ведома технического надзора оставлять место работы; хранить в кабине машины легковоспламеняющиеся и взрывчатые материалы; пере давать управление машиной другому лицу; направлять канаты на барабан руками; прикасаться к движущимся частям, снимать с них защитные кожухи и производить какие-либо работы с ними; сходить с поворотной платформы и подниматься на нее во время работы машины; продолжать работу на экскаваторе при обнару жении неисправностей, которые могут привести к травмированию людей или авариям; переносить кабель, находящийся под напря жением, включать или выключать электрические аппараты без испытанных диэлектрических перчаток; менять канаты при рас положении машины непосредственно у отвала руды; работать с изношенным канатом; перегонять экскаватор с полным ковшом.
Эксплуатация электрооборудования машины должна осущест вляться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий». Систематически и строго в установленные сроки специальный персонал должен измерять сопротивление изоляции электроаппаратуры и кабельной разводки и сопротивление зазем ления.
Питающий машину кабель растягивают по камере в безопас ных местах. Запрещается перетаскивание кабеля на плече.
С ма з к а э к с к а в а т о р о в
Одним из главных условий надежной и долговечной работы экскаватора является своевременная и достаточная смазка всех трущихся деталей. Экскаватор работает в тяжелых условиях при больших нагрузках на отдельные элементы механизмов, большой запыленности, загрязненности и повышенной влажности. Поэтому для нормальной и бесперебойной работы механизмов экскаватора их необходимо регулярно в строго установленные сроки смазы вать рекомендуемыми смазками. Заправку смазкой следует про изводить из чистой, специально предназначенной для этого посуды. Края заправочных отверстий должны быть очищены от грязи и пыли; необходимо исключить попадание в заправочную полость вместе с маслом песка, грязи, пыли и воды.
60