Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Длина стрелы по центрам А, м ...............................................

 

1,95—2,25

Максимальная рабочая длина В рукояти, м ......................

2,82—3,12

Рабочий угол наклона стрелы,

г р а д у с ...................................

45, 50, 55

Максимальная высота разгрузки

Я ь

м ...................................

3,37—4,1

Радиус разгрузки Rx при максимальной высоте подъема, м

4,93—5,48

Максимальная высота черпания Но, м ...................................

5,27—6,06

Максимальный радиус черпания R.2, м ...................................

6,31—7,07

Высота разгрузки

Н3 при радиусе черпания Rn, м . . .

1,88—2,31

Максимальный радиус разгрузки Ra, м ...................................

5,05—5,81

Максимальная глубина

черпания, м

.......................................

1,17— 1,49

Максимальный радиус черпания Rtl на уровне стоянки, м

5,06—5,63

Высота Нц по головным блокам при положении блоков, м:

 

в е р х н е м ......................................................................................

 

 

 

 

 

 

4 ,8 1 - 5 ,2 5

среднем ......................................................................................

 

 

 

 

 

 

4,64—5,08

н и ж н е м ......................................................................................

 

 

 

 

 

 

4,46 —4,99

Высота # 5 по отклоняющим

блокам,

м ...................................

4 ,0 —4,4

 

 

 

 

 

 

 

4,45

Масса, т . . . ..................................................................................

32,9

Среднее удельное давление на грунт, кгс/'см- . . . . . .

1,15

Диаметр подъемного каната,

м м .............................................................

 

24

Ширина по кабине

ß 1( м ........................................................................

 

 

 

2,84

Высота по кабине С, м

.............................................................................

части D,м

3,06

Радиус вращения хвостовой

1,6

Расстояние от оси крепления стрелы до оси вращения F,

0,918

м ...................................................................................................................

 

 

оси вращения стрелы G, м . . .

Расстояние от почвы до

1,486

Общая высота Я, м

.....................................................................................

 

 

 

 

3,47

Расстояние между

контргрузом платформы и почвой К,

0,933

м .......................................................................................................

 

 

 

 

 

 

Расстояние между центрами ведущего и натяжного колес

 

гусеницы L, м .................................................................

 

 

 

 

 

 

2,

Длина гусеницы М, ................... .................................

м

 

 

 

 

3,4

Ширина по гусеницам ......................................................................N, м

 

 

 

2,9

Ширина гусеницы О, ..............................................................................

м

 

 

 

 

0,5

Высота гусеницы Р, ..............................................................................

м

 

 

 

 

0,8

Клиренс R, м ...................................................................................

 

 

 

 

 

 

0,34

Максимальная длина ....................................................экскаватора, м

 

8,67

Максимальное подъемное усилие

наблоке ковша, тс . .

40

Максимальная скорость

подъемаковша, м/сек . . . . .

0 ,5

Скорость передвижения,

км/ч:

 

 

 

на первой передаче ................................................

 

 

 

. . . .

1,65

на второй передаче.......................................................................

 

 

 

3,00

Наибольший подъем,

преодолеваемый

экскаватором при

 

движении, г р а д у ...................................................................................с

 

 

 

 

20

Скорость вращения поворотной платформы, об/мин . . .

6,2

В отличие от трансмиссии экскаватора L-85 трансмиссия экс­ каватора KL-260 оснащена гидротрансформатором с коэффициен-

51



том трансформации 2,5. На машине установлен асинхронный дви гатель с фазным ротором мощностью 80 квт и напряжением 380 в

Рис. 21. Схема к определению параметров экскаватора КО-260

§ 4. Перспективы развития конструкций и эксплуатация подземных экскаваторов

Подземные экскаваторы и в будущем останутся практически единственным средством погрузки в высоких забоях с большим объемом навала отбитой горной массы при значительной (более -300—400 м) длине доставки, особенно на погрузке крупнокусковой и абразивной руды. Новые модели подземных экскаваторов, кро­ ме основных предъявляемых к ним требований высокой производи­ тельности, технологичности, безопасности и легкости управления, должны удовлетворять также требованиям высокой надежности, долговечности и ремонтопригодности, приспособленности к авто­ матическому и программному управлению.

Рост производительности экскаваторов возможен за счет уве­ личения емкости ковша, повышения скоростей (подъема, напо­ р а — возврата рукояти, поворота, движения гусеничного хода), а также широкого и плавного регулирования этих скоростей в зави­ симости от горнотехнических условий.

На подземных экскаваторах будет широко использован гидро­ привод, а у экскаваторов с ковшом емкостью 2—3 м3 — даже ин­ дивидуальный гидропривод для каждого механизма.

В будущем расширится выпуск экскаваторов с индивидуаль­ ным электроприводом и использованием автоматических систем регулирования, а также с обеспечением комфортных условий ра­ боты обслуживающего персонала (защита от вредного воздейст­ вия шума и вибраций, полное пылеулавливание, кондиционирова­ ние воздуха в кабине, программное управление работой машины).

Подземные экскаваторы успешно применяют на таких горных предприятиях Советского Союза, как рудники Джезказганского горно-металлургического комбината, Новомосковского гипсового и Соликамского калийного комбинатов, а также на строительстве подземных гидротехнических сооружений.

Несмотря на различие условий применения, процесс погрузки экскаватором горной массы в откаточные сосуды остается прак­ тически тем же: транспортную машину ставят под погрузку сзади или сбоку экскаватора, в процессе погрузки негабаритные куски выбирают из навала и складируют в одном месте для вторичного дробления.

Так как подземные экскаваторы особенно широко эксплуати­ руют на рудниках Джезказганского комбината, рассмотрим тех­ нологию добычи руды экскаваторными комплексами на этом ком­ бинате. Наиболее эффективна работа экскаваторов при разработке залежей мощностью свыше 8 м, которые отрабатывают вариантом панельно-столбовой системы с проходкой верхнего передового забоя (подсечки) и уступной выемкой руды. Очистные забои (рис. 22) в этом случае представляют собой лаву с широким фрон­ том работ для мощных самоходных добычных машин. При мощно­ сти залежи 8—12 м верхнюю подсечку высотой 4—6 м отрабаты­

53


\

вают комплексом самоходных машин, состоящим из двух буровых кареток СБУ-2м или СБУ-2к, одной погрузочной машины ПНБ-ЗД или ПНБ-4, двух — трех автосамосвалов или дизельных вагонов, одного агрегата для крепления кровли СААК-3 или СП-8А. Брига­ да состоит из 8—10 забойщиков (водители самосвалов в бригаду не входят).

Доставку руды из забоев верхней подсечки осуществляют по наклонному панельному 3 и главному 1 откаточному штрекам к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К капит алму.'.у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рудоспуску

 

О

о

£ У р

а

О

 

 

 

 

Л =7« /

STj в

-

 

 

Х Я І

ф

О

 

 

Осг-5

 

 

О О Ö О D

 

О

Q^ -Оі О а СРО

о

0 о

0 о

 

.eSö -o -.a^ o

о ö О (? О

 

 

с Ң д

р' о

D

О

о> О О

О

 

 

 

 

 

è o o o o ö o o a ?

Ö ^ I рО-5

Q о о О О с?

Штрек 3

о о о -

;

ft]

Ополоштрсмбый целик Штрек1

 

Рис. 22. Схема

очистных

работ

в лаве с верхней подсечкой:

/ — буровая

каретка СБУ-4; 2 — экскаватор

ЭП-1;

3 — автосамосвал МоАЗ;

4 — буро­

вая

каретка

СБУ-2к;

5 — самоходный

полок

СП-12; 6 — бульдозер

БПД-2Д:

О-*-,

#-*•— направление

движения

соответственно

порожнего н груженого

автосамо-

 

 

 

 

свалов

 

 

капитальному рудоспуску на расстоянии 600—800 м. Сменная про­ изводительность труда одного забойного рабочего составляет 22 м3, а погрузочной машины — 200—340 т при средней 240 т. На отработке уступа используют отдельный комплекс машин. Шпуры бурят буровыми установками СБУ-2к или СБУ-4. Для транспор­ тирования ВВ из подземного склада в забои и заряжания шпуров используют самоходный агрегат ПМЗШ-2. Взорванную руду гру­ зят экскаватором ЭП-1 в автосамосвалы МоАЗ 6401, которые до­ ставляют ее к капитальному рудоспуску по откаточным выработ­ кам. Осмотр, оборку кровли и установку штанговой крепи произ­ водят с помощью самоходных полков СП-12 или СП-18А.

Зачистку почвы камер после взрывных работ и устройство

54


призабойных дорог осуществляют подземными бульдозерами. Сменная производительность лавы составляет 1200—1300 т.

Производительность

экскаваторов в смену

составляет 265—

490 т при средней 430

т, производительность

труда рабочего —

33 м3/смену.

 

 

Залежи мощностью свыше 12 м отрабатывают тем же вариан­ том с верхней подсечкой и уступом. Однако подсечку проходят высотой 6—7 м; здесь применяется тот же комплекс оборудования, что и при отработке уступа. Только для обборки кровли на уступе применяют полок СП-25 (СП-18А), а на подсечке — полок СП-12 или СП-8А. Каждая бригада состоит из 8—11 человек.

Производительность экскаватора на подсечке составляет 302— 460 т/смену при средней 364 т/смену, а на уступе соответственно 335, 500 и 460 т/смену. Производительность труда одного забой­ щика на подсечке составляет 32, а на уступе — 37,4 м3/смену.

В лавах принята трехсменная работа. Организация работ на подсечке и в уступе строго согласована. Взрывные работы произ­ водят в третью смену. В первую смену два бурильщика после проведения профилактики буровых кареток начинают бурение в одной камере. После зачистки забоя приступают к погрузке руды в самосвалы в других смежных камерах. Во второй смене продол­ жают бурение и погрузку. В третью смену бурильщики добуривают забои и производят взрывные работы. В эту смену произво­ дят также погрузку. Перед погрузкой разбросанную взрывом руду сгребают бульдозером к навалу и очищают подземные пути. В за­ бое экскаватор располагают гусеницами по продольной оси каме­ ры. Для нормального разворота машины ее левый борт должен находиться на расстоянии 4,5—5,0 м от ближайшего целика. Авто­ самосвал подают под погрузку справа, при этом расстояние между погрузочной и транспортной машинами должно быть не менее 2,5—3,5 м. Угол поворота экскаватора равен 90—120°. Негабарит­ ные куски, извлеченные ковшом из навала, складируют для вто­ ричного дробления около левого целика. В зависимости от длины доставки один экскаватор обслуживают два или три автосамосвала.

Наиболее высокая техническая производительность экскавато­ ра ЭП-1 (200—220 т/ч) была получена при погрузке горной мас­ сы с размерами кусков до 500 мм и при содержании негабарит­ ных кусков 5—15%. При увеличении негабарита в руде до 20% производительность экскаватора падает на 20—25%.

Вместе с тем наибольшая техническая производительность экс­ каватора соответствовала работе при высоте навала 6—7 м. При превышении этой высоты производительность несколько падает изза увеличений продолжительности черпания [39].

Показатели производительности экскаваторов на некоторых рудниках Советского Союза приведены в табл. 4, а энергетические показатели в табл. 5.

Правильная эксплуатация экскаваторов обеспечивается созда­ нием нормальных условий для их работы и ремонта. Во время

55