Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 9
Длина стрелы по центрам А, м ............................................... |
|
1,95—2,25 |
|||||
Максимальная рабочая длина В рукояти, м ...................... |
2,82—3,12 |
||||||
Рабочий угол наклона стрелы, |
г р а д у с ................................... |
45, 50, 55 |
|||||
Максимальная высота разгрузки |
Я ь |
м ................................... |
3,37—4,1 |
||||
Радиус разгрузки Rx при максимальной высоте подъема, м |
4,93—5,48 |
||||||
Максимальная высота черпания Но, м ................................... |
5,27—6,06 |
||||||
Максимальный радиус черпания R.2, м ................................... |
6,31—7,07 |
||||||
Высота разгрузки |
Н3 при радиусе черпания Rn, м . . . |
1,88—2,31 |
|||||
Максимальный радиус разгрузки Ra, м ................................... |
5,05—5,81 |
||||||
Максимальная глубина |
черпания, м |
....................................... |
1,17— 1,49 |
||||
Максимальный радиус черпания Rtl на уровне стоянки, м |
5,06—5,63 |
||||||
Высота Нц по головным блокам при положении блоков, м: |
|
||||||
в е р х н е м ...................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
4 ,8 1 - 5 ,2 5 |
среднем ...................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
4,64—5,08 |
н и ж н е м ...................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
4,46 —4,99 |
Высота # 5 по отклоняющим |
блокам, |
м ................................... |
4 ,0 —4,4 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
4,45 |
Масса, т . . . .................................................................................. |
32,9 |
||||||
Среднее удельное давление на грунт, кгс/'см- . . . . . . |
1,15 |
||||||
Диаметр подъемного каната, |
м м ............................................................. |
|
24 |
||||
Ширина по кабине |
ß 1( м ........................................................................ |
|
|
|
2,84 |
||
Высота по кабине С, м |
............................................................................. |
части D,м |
3,06 |
||||
Радиус вращения хвостовой |
1,6 |
||||||
Расстояние от оси крепления стрелы до оси вращения F, |
0,918 |
||||||
м ................................................................................................................... |
|
|
оси вращения стрелы G, м . . . |
||||
Расстояние от почвы до |
1,486 |
||||||
Общая высота Я, м |
..................................................................................... |
|
|
|
|
3,47 |
|
Расстояние между |
контргрузом платформы и почвой К, |
0,933 |
|||||
м ....................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние между центрами ведущего и натяжного колес |
|
||||||
гусеницы L, м ................................................................. |
|
|
|
|
|
|
2, |
Длина гусеницы М, ................... ................................. |
м |
|
|
|
|
3,4 |
|
Ширина по гусеницам ......................................................................N, м |
|
|
|
2,9 |
|||
Ширина гусеницы О, .............................................................................. |
м |
|
|
|
|
0,5 |
|
Высота гусеницы Р, .............................................................................. |
м |
|
|
|
|
0,8 |
|
Клиренс R, м ................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
0,34 |
Максимальная длина ....................................................экскаватора, м |
|
8,67 |
|||||
Максимальное подъемное усилие |
наблоке ковша, тс . . |
40 |
|||||
Максимальная скорость |
подъемаковша, м/сек . . . . . |
0 ,5 |
|||||
Скорость передвижения, |
км/ч: |
|
|
|
|||
на первой передаче ................................................ |
|
|
|
. . . . |
1,65 |
||
на второй передаче....................................................................... |
|
|
|
3,00 |
|||
Наибольший подъем, |
преодолеваемый |
экскаватором при |
|
||||
движении, г р а д у ...................................................................................с |
|
|
|
|
20 |
||
Скорость вращения поворотной платформы, об/мин . . . |
6,2 |
В отличие от трансмиссии экскаватора L-85 трансмиссия экс каватора KL-260 оснащена гидротрансформатором с коэффициен-
51
том трансформации 2,5. На машине установлен асинхронный дви гатель с фазным ротором мощностью 80 квт и напряжением 380 в
Рис. 21. Схема к определению параметров экскаватора КО-260
§ 4. Перспективы развития конструкций и эксплуатация подземных экскаваторов
Подземные экскаваторы и в будущем останутся практически единственным средством погрузки в высоких забоях с большим объемом навала отбитой горной массы при значительной (более -300—400 м) длине доставки, особенно на погрузке крупнокусковой и абразивной руды. Новые модели подземных экскаваторов, кро ме основных предъявляемых к ним требований высокой производи тельности, технологичности, безопасности и легкости управления, должны удовлетворять также требованиям высокой надежности, долговечности и ремонтопригодности, приспособленности к авто матическому и программному управлению.
Рост производительности экскаваторов возможен за счет уве личения емкости ковша, повышения скоростей (подъема, напо р а — возврата рукояти, поворота, движения гусеничного хода), а также широкого и плавного регулирования этих скоростей в зави симости от горнотехнических условий.
На подземных экскаваторах будет широко использован гидро привод, а у экскаваторов с ковшом емкостью 2—3 м3 — даже ин дивидуальный гидропривод для каждого механизма.
В будущем расширится выпуск экскаваторов с индивидуаль ным электроприводом и использованием автоматических систем регулирования, а также с обеспечением комфортных условий ра боты обслуживающего персонала (защита от вредного воздейст вия шума и вибраций, полное пылеулавливание, кондиционирова ние воздуха в кабине, программное управление работой машины).
Подземные экскаваторы успешно применяют на таких горных предприятиях Советского Союза, как рудники Джезказганского горно-металлургического комбината, Новомосковского гипсового и Соликамского калийного комбинатов, а также на строительстве подземных гидротехнических сооружений.
Несмотря на различие условий применения, процесс погрузки экскаватором горной массы в откаточные сосуды остается прак тически тем же: транспортную машину ставят под погрузку сзади или сбоку экскаватора, в процессе погрузки негабаритные куски выбирают из навала и складируют в одном месте для вторичного дробления.
Так как подземные экскаваторы особенно широко эксплуати руют на рудниках Джезказганского комбината, рассмотрим тех нологию добычи руды экскаваторными комплексами на этом ком бинате. Наиболее эффективна работа экскаваторов при разработке залежей мощностью свыше 8 м, которые отрабатывают вариантом панельно-столбовой системы с проходкой верхнего передового забоя (подсечки) и уступной выемкой руды. Очистные забои (рис. 22) в этом случае представляют собой лаву с широким фрон том работ для мощных самоходных добычных машин. При мощно сти залежи 8—12 м верхнюю подсечку высотой 4—6 м отрабаты
53
\
вают комплексом самоходных машин, состоящим из двух буровых кареток СБУ-2м или СБУ-2к, одной погрузочной машины ПНБ-ЗД или ПНБ-4, двух — трех автосамосвалов или дизельных вагонов, одного агрегата для крепления кровли СААК-3 или СП-8А. Брига да состоит из 8—10 забойщиков (водители самосвалов в бригаду не входят).
Доставку руды из забоев верхней подсечки осуществляют по наклонному панельному 3 и главному 1 откаточному штрекам к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К капит алму.'.у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рудоспуску |
|
О |
о |
£ У р |
а |
О |
|
|
|
|
|
Л =7« / |
STj в |
- |
|
|
Х Я І |
ф |
||
О |
|
|
Осг-5 |
|
|
О О Ö О D |
|||
|
О |
Q^ -Оі О а СРО |
о |
0 о |
0 о |
||||
|
.eSö -o -.a^ o |
о ö О (? О |
|||||||
|
|
с Ң д |
р' о |
D |
О |
о> О О |
О |
||
|
|
|
|
|
è o o o o ö o o a ?
Ö ^ I рО-5 |
Q о о О О с? |
|
Штрек 3 |
о о о - |
;
ft]
Ополоштрсмбый целик Штрек1
|
Рис. 22. Схема |
очистных |
работ |
в лаве с верхней подсечкой: |
|||
/ — буровая |
каретка СБУ-4; 2 — экскаватор |
ЭП-1; |
3 — автосамосвал МоАЗ; |
4 — буро |
|||
вая |
каретка |
СБУ-2к; |
5 — самоходный |
полок |
СП-12; 6 — бульдозер |
БПД-2Д: |
|
О-*-, |
#-*•— направление |
движения |
соответственно |
порожнего н груженого |
автосамо- |
||
|
|
|
|
свалов |
|
|
капитальному рудоспуску на расстоянии 600—800 м. Сменная про изводительность труда одного забойного рабочего составляет 22 м3, а погрузочной машины — 200—340 т при средней 240 т. На отработке уступа используют отдельный комплекс машин. Шпуры бурят буровыми установками СБУ-2к или СБУ-4. Для транспор тирования ВВ из подземного склада в забои и заряжания шпуров используют самоходный агрегат ПМЗШ-2. Взорванную руду гру зят экскаватором ЭП-1 в автосамосвалы МоАЗ 6401, которые до ставляют ее к капитальному рудоспуску по откаточным выработ кам. Осмотр, оборку кровли и установку штанговой крепи произ водят с помощью самоходных полков СП-12 или СП-18А.
Зачистку почвы камер после взрывных работ и устройство
54
призабойных дорог осуществляют подземными бульдозерами. Сменная производительность лавы составляет 1200—1300 т.
Производительность |
экскаваторов в смену |
составляет 265— |
490 т при средней 430 |
т, производительность |
труда рабочего — |
33 м3/смену. |
|
|
Залежи мощностью свыше 12 м отрабатывают тем же вариан том с верхней подсечкой и уступом. Однако подсечку проходят высотой 6—7 м; здесь применяется тот же комплекс оборудования, что и при отработке уступа. Только для обборки кровли на уступе применяют полок СП-25 (СП-18А), а на подсечке — полок СП-12 или СП-8А. Каждая бригада состоит из 8—11 человек.
Производительность экскаватора на подсечке составляет 302— 460 т/смену при средней 364 т/смену, а на уступе соответственно 335, 500 и 460 т/смену. Производительность труда одного забой щика на подсечке составляет 32, а на уступе — 37,4 м3/смену.
В лавах принята трехсменная работа. Организация работ на подсечке и в уступе строго согласована. Взрывные работы произ водят в третью смену. В первую смену два бурильщика после проведения профилактики буровых кареток начинают бурение в одной камере. После зачистки забоя приступают к погрузке руды в самосвалы в других смежных камерах. Во второй смене продол жают бурение и погрузку. В третью смену бурильщики добуривают забои и производят взрывные работы. В эту смену произво дят также погрузку. Перед погрузкой разбросанную взрывом руду сгребают бульдозером к навалу и очищают подземные пути. В за бое экскаватор располагают гусеницами по продольной оси каме ры. Для нормального разворота машины ее левый борт должен находиться на расстоянии 4,5—5,0 м от ближайшего целика. Авто самосвал подают под погрузку справа, при этом расстояние между погрузочной и транспортной машинами должно быть не менее 2,5—3,5 м. Угол поворота экскаватора равен 90—120°. Негабарит ные куски, извлеченные ковшом из навала, складируют для вто ричного дробления около левого целика. В зависимости от длины доставки один экскаватор обслуживают два или три автосамосвала.
Наиболее высокая техническая производительность экскавато ра ЭП-1 (200—220 т/ч) была получена при погрузке горной мас сы с размерами кусков до 500 мм и при содержании негабарит ных кусков 5—15%. При увеличении негабарита в руде до 20% производительность экскаватора падает на 20—25%.
Вместе с тем наибольшая техническая производительность экс каватора соответствовала работе при высоте навала 6—7 м. При превышении этой высоты производительность несколько падает изза увеличений продолжительности черпания [39].
Показатели производительности экскаваторов на некоторых рудниках Советского Союза приведены в табл. 4, а энергетические показатели в табл. 5.
Правильная эксплуатация экскаваторов обеспечивается созда нием нормальных условий для их работы и ремонта. Во время
55