ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
вых валиков и обмываются сверху струями воды. После мойки редис укладывают в ящики. Линию обслуживают 8 человек.
Аналогичные поточные линии, включающие моечную маши ну, могут найти применение и на доработке других корнеплодов (морковь, столовая свекла и др.), направляемых на консервные заводы и в торговую сеть.
МАШИНЫ ДЛЯ УБОРКИ КАПУСТЫ
Первая капустоуборочная машина была изготовлена по пред ложению И. Н. Болотова в 1931 г.
Основными рабочими органами машины (рис. 42) являлись левая и правая теребильные секции, дисковый пилообразный нож
и |
поперечный |
|
скребковый |
|
|
|
|||||||
транспортер |
для |
погрузки |
ко |
|
|
|
|||||||
чанов |
в |
рядом |
идущую |
те |
|
|
|
||||||
лежку. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теребильная секция состоя |
|
|
|
|||||||||
ла из двух бесконечных цепей, |
|
|
|
||||||||||
внутренние |
ветви |
|
|
которых |
|
|
|
||||||
прижимались |
друг |
к |
другу |
|
|
|
|||||||
пружинами. |
Секции |
|
устанав |
|
|
|
|||||||
ливали под углом 25° к гори |
|
|
|
||||||||||
зонту; |
при этом |
горизонталь |
|
|
|
||||||||
ная проекция скорости движе |
|
|
|
||||||||||
ния цепей равнялась 1,38 м/с, |
|
|
|
||||||||||
т. е. была намного больше по |
|
|
|
||||||||||
ступательной |
скорости |
тракто |
|
|
|
||||||||
ра |
(1,33 м/с). |
капусты, |
|
захва |
|
|
|
||||||
|
Растения |
|
|
|
|
||||||||
ченные |
теребильными |
цепями |
|
|
|
||||||||
за |
кочерыги, |
извлекались |
из |
|
|
|
|||||||
почвы |
и подавались |
|
к ножу. |
|
|
|
|||||||
Последний обрезал |
|
кочерыги, |
|
|
|
||||||||
а кочаны при выходе из тере |
|
|
|
||||||||||
бильного |
аппарата |
падали |
на |
|
|
|
|||||||
поперечный скребковый транс |
Рис. 42. С хем а капустоуборочн ой м а |
||||||||||||
портер |
и подавались |
им в ря |
шины, изготовленной |
по |
п р ед л о ж е |
||||||||
дом идущую тележку. |
|
|
|
нию И . Н . Болотова: |
|||||||||
|
|
|
I —- левая теребильная секция; 2 — пра |
||||||||||
|
Машина |
была |
выполнена |
вая теребильная секция; |
3 |
— дисковый |
|||||||
однорядной |
и |
агрегатирова- |
нож; 4 — поперечный скребковый транс |
||||||||||
портер |
|
|
|||||||||||
лась с |
трактором |
СТЗ |
15/30. |
|
|
|
|||||||
Скребковый |
транспортер, |
на |
|
|
|
обоих концах которого закреплено по теребильному аппарату, был установлен на раме трактора шарнирно и мог поворачи ваться в левую или правую сторону, в зависимости от того, ка кой аппарат работал. Такое конструктивное решение позволяло убирать капусту челночным способом с одного края поля. В ра
боте всегда находилась одна теребильная секция; вторая в это время была поднята вверх. На конце поля после поворота маши ны изменялось положение теребильных секций и направление движения скребкового транспортера.
Результаты испытаний оказались неудовлетворительными, так как теребление капусты производилось при помощи цепей, которые не могли подойти к кочерыге, не затронув листьев и ко чана. При малой высоте кочерыги кочаны попадали в цепь и затормаживали движение впереди стоящих кочанов, что в конеч ном счете приводило к их сгруживанию и нарушению технологи ческого процесса.
Широкие работы по механизации уборки капусты разверну лись начиная с 1951 г. В период с 1951 по 1954 гг. были созданы однорядные капустоуборочные машины СКМ-1 и ПКН-1, имею щие одинаковую технологическую схему и рабочие органы, но различающиеся способом агрегатирования: первая — прицепная к трактору ХТЗ-7 или «Универсал-2», вторая — навесная на трак торы КДП-35 и МТЗ-2.
Машины СКМ-1 и ПКН-1 предназначены для теребления ко чанов, обрезки кочерыги, сбора кочанов в автоприцеп и кочерыг в бункер.
Технологический процесс уборки капусты выполняется следу ющим образом: во время движения агрегата лифтеры скользят по почве и подходят под листья кочанов. Кочаны вытеребливаются под давлением наклонной плоскости, образованной нижней частью желоба теребильного транспортера, захватываются за кочерыги бесконечными цепями и подаются вверх по желобу транспортера к элеватору. Под цепями расположены два диско вых ножа с принудительным вращением, которые обрезают при корневую часть кочерыги. Кочерыги собираются в бункер, распо ложенный на раме машины под ножами, и после наполнения его выгружаются путем открывания двухстворчатого днища. Кочаны поступают в приемную камеру поперечного элеватора и подают ся им в саморазгружающийся автоприцеп, присоединенный сзади
ктрактору.
В1954—1955 гг. заводом «Моссельмаш» было выпущено око ло 2000 машин ПКН-1, однако в 1956 г. они были сняты с произ водства из-за неустойчивой работы, особенно при значительном увлажнении почвы, отсутствия экономической эффективности и низких качественных показателей (значительные потери листьев и загрязнение их землей, повреждения кочанов из-за косого и рваного среза кочерыг и др.). Одним из основных недостатков машины, обусловивших отсутствие экономического эффекта от ее применения, являлось то, что она не обеспечивала доведение кочанов до товарной кондиции. Для доработки кочанов требова
лись значительные затраты ручного труда.
В 1963—1964 гг. проводились испытания разработанного ВИСХОМом комплекса машин для уборки и послеуборочной об-
68
работки капусты, включающего капустоуборочную машину МК-1 и пункт доработки капусты ПДК-Ю [17].
Капустоуборочная машина МК-1 — однорядная, навесная на колесный трактор класса 1,4 тс, имеет следующие рабочие орга ны: трубчатые лифтеры, два расположенных вертикально цепных стропных транспортера, каждый из которых представляет собой две бесконечные втулочно-роликовые цепи с лапками, соединен ные стропами из резиновых трубок, и скребковый выгрузной транспортер.
Технологический процесс работы машины выполняется сле дующим образом. При движении машины вдоль ряда лифтеры, копируя микрорельеф почвы, подходят под розеточные листья кочанов и частично выравнивают их. По мере движения маши ны. растения входят в зону двигающихся навстречу друг другу стропных транспортеров и кочерыги подходят к расположенным под цепями двум дисковым ножам. Кочерыги обрезаются, а ко чаны с розеточными листьями поступают на выгрузной транспор тер и подаются в транспортные средства, которые доставляют их на пункт ПДК-Ю доработки капусты.
Взависимости от состояния продукта и его назначения на пункте производится инспектирование и доведение кочанов до кондиций, соответствующих условиям длительного хранения, переработки на квашение или реализации в торговой сети.
Врезультате испытаний было установлено, что применение данного комплекса машин экономически убыточно из-за низкой производительности пункта, обусловленной тем, что капустоубо рочная машина МК-1 обрезала кочерыги ниже розеточных листьев. Поэтому каждый кочан, убранный этими машинами, требовал доработки.
Несколько лучшие качественные показатели получались при уборке капусты машиной КПН-1, разработанной ВИСХОМом совместно с ГКБО и НИИОХом [17].
Основное отличие этой машины от рассмотренных (МК-1, машины И. Н. Болотова и др.) заключается в том, что нож для обрезки кочерыги располагается не под нижними теребильными цепями, а над ними, что позволяет обрезать кочерыгу вместе с частью зеленых листьев.
Капустоуборочная машина КПН-1-— однорядная, навесная на тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-50ПЛ, предназначена для сплош ной уборки капусты, посаженной с междурядьями 60, 70 и 80 см, и одновременной погрузки продукта в рядом идущие транспорт ные средства.
Основными рабочими органами машины (рис. 43) являются: лифтеры 1, дисковые ножи 2 для обрезки кочерыги вместе с ча стью зеленых листьев, прутковый элеватор с расположенными над ним горизонтальным стропным транспортером 3 и скребко вым транспортером для погрузки продукции в транспортные средства.
Машина КПН-1 обеспечивает несколько лучшее качество уборки по сравнению с машиной МК-1, однако и при ее работе выход товарной продукции получается невысоким, вследствие
чего убранная капуста требует доработки с применением ручно го труда.
Начиная с 1960 г. проводятся работы по изысканию рабочих органов для механизированной уборки капусты с доведением кочанов до товарного вида. Один из апробированных рабочих органов, применявшихся на ка пустоуборочной машине КДН-1, предназначенный для захватыва ния кочана за кочерыгу, теребле ния его и обрезки корневой ча сти кочерыги, показан на рис. 44.
Рабочий орган представляет собой два установленных на об-
Рис. 43. Р абочи е органы кап ус |
Рис. 44. Рабочий орган к ап уст о |
тоуборочной маш ины К П Н -1 |
уборочной маш ины К Д Н -1 |
щем валу трехлопастных диска, вращающихся с одинаковой уг ловой скоростью навстречу друг другу. Лопасти имеют спираль ную форму. При вращении пазы между лопастями верхнего и нижнего дисков периодически (трижды за один оборот) обра зуют ромбовидный замкнутый контур, перемещающийся вдоль убираемого ряда от периферии дисков к центру. Диски установ лены под углом к горизонтали таким образом, что передняя часть находится на уровне поверхности почвы, а задняя — при поднята. Из-за наклона дисков, а также вследствие того, что верхний диск представляет собой усеченный конус, высота рас положения над поверхностью почвы ромбовидного контура уве личивается при перемещении от передней части диска к центру. В центральной части пазов установлены серповидные лезвия для обрезки кочерыги. Диаметр дисков 810 мм, частота враще ния 48,5 об/мин.
Испытания данного рабочего органа показали, что как по агротехническим показателям, так и по эксплуатационной на дежности он не имеет преимуществ перед рабочими органами капустоуборочной машины КПН-1.
Одновременно с разработкой средств для механизированной сплошной уборки кочанной капусты велись работы по частичной механизации уборочных процессов, направленные на уменьше ние затрат рабочей силы и облегчение труда. Наибольшая эф фективность средств частичной механизации достигается при выборочной уборке капусты ранних и среднеспелых сортов за счет исключения затрат труда на вынос продукции к межквар тальным дорогам, погрузку в транспортные средства и другие операции. Для этой цели был разработан ряд уборочных плат форм.
При выборочной и частично сплошной уборке кочанной ка пусты наибольшее распространение получила овощная универ сальная платформа ПОУ-2 грузоподъемностью 2 т [17]. С исполь зованием этой платформы при выборочной уборке капусты ран них и среднеспелых сортов затраты труда сокращаются в 3 раза.
К средствам частичной механизации можно отнести также навесной транспортер ТН-12, предназначенный для сплошной уборки капусты среднеспелых и поздних сортов во всех зонах страны [17]. Транспортер состоит из трех секций (центральной, расположенной горизонтально, и двух боковых: правой и левой) общей длиной 12 м, лотков для схода кочанов, механизма при вода с реверсивным устройством и опорных колес. Крайние сек ции с помощью гидросистемы трактора могут устанавливаться как горизонтально, так и под различными углами к поверхности поля в зависимости от высоты бортов транспортных средств. Реверсивный механизм дает возможность грузить кочаны капус ты в транспортные средства как правой, так и левой секциями, что позволяет агрегату работать челночным способом. Транс портер можно применять также при укладке капусты в бурты или при погрузке из валков в транспортные средства.
Основные уборочные операции (рубка кочанов и очистка их до товарного вида) при использовании средств частичной меха низации выполняются вручную.
В последние годы ведутся работы по созданию комплекса машин для уборки капусты раздельным способом с доведением кочанов до товарного вида в полевых условиях. Сущность этого способа заключается в том, что срезанные и частично доведен ные до товарной кондиции уборочной машиной кочаны с шести рядов укладываются в один валок, откуда их вручную подают на полотно транспортера подборщика с одновременной инспек цией и (при необходимости) доработкой. Подборщик грузит их в транспортные средства.
Комплекс состоит из трехрядной уборочной установки МК-3 и позиционного погрузчика ПКП-2.