Файл: Диденко Н.Ф. Машины для уборки овощей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вых валиков и обмываются сверху струями воды. После мойки редис укладывают в ящики. Линию обслуживают 8 человек.

Аналогичные поточные линии, включающие моечную маши­ ну, могут найти применение и на доработке других корнеплодов (морковь, столовая свекла и др.), направляемых на консервные заводы и в торговую сеть.

МАШИНЫ ДЛЯ УБОРКИ КАПУСТЫ

Первая капустоуборочная машина была изготовлена по пред­ ложению И. Н. Болотова в 1931 г.

Основными рабочими органами машины (рис. 42) являлись левая и правая теребильные секции, дисковый пилообразный нож

и

поперечный

 

скребковый

 

 

 

транспортер

для

погрузки

ко­

 

 

 

чанов

в

рядом

идущую

те­

 

 

 

лежку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теребильная секция состоя­

 

 

 

ла из двух бесконечных цепей,

 

 

 

внутренние

ветви

 

 

которых

 

 

 

прижимались

друг

к

другу

 

 

 

пружинами.

Секции

 

устанав­

 

 

 

ливали под углом 25° к гори­

 

 

 

зонту;

при этом

горизонталь­

 

 

 

ная проекция скорости движе­

 

 

 

ния цепей равнялась 1,38 м/с,

 

 

 

т. е. была намного больше по­

 

 

 

ступательной

скорости

тракто­

 

 

 

ра

(1,33 м/с).

капусты,

 

захва­

 

 

 

 

Растения

 

 

 

 

ченные

теребильными

цепями

 

 

 

за

кочерыги,

извлекались

из

 

 

 

почвы

и подавались

 

к ножу.

 

 

 

Последний обрезал

 

кочерыги,

 

 

 

а кочаны при выходе из тере­

 

 

 

бильного

аппарата

падали

на

 

 

 

поперечный скребковый транс­

Рис. 42. С хем а капустоуборочн ой м а ­

портер

и подавались

им в ря­

шины, изготовленной

по

п р ед л о ж е ­

дом идущую тележку.

 

 

 

нию И . Н . Болотова:

 

 

 

I —- левая теребильная секция; 2 — пра­

 

Машина

была

выполнена

вая теребильная секция;

3

— дисковый

однорядной

и

агрегатирова-

нож; 4 — поперечный скребковый транс­

портер

 

 

лась с

трактором

СТЗ

15/30.

 

 

 

Скребковый

транспортер,

на

 

 

 

обоих концах которого закреплено по теребильному аппарату, был установлен на раме трактора шарнирно и мог поворачи­ ваться в левую или правую сторону, в зависимости от того, ка­ кой аппарат работал. Такое конструктивное решение позволяло убирать капусту челночным способом с одного края поля. В ра­


боте всегда находилась одна теребильная секция; вторая в это время была поднята вверх. На конце поля после поворота маши­ ны изменялось положение теребильных секций и направление движения скребкового транспортера.

Результаты испытаний оказались неудовлетворительными, так как теребление капусты производилось при помощи цепей, которые не могли подойти к кочерыге, не затронув листьев и ко­ чана. При малой высоте кочерыги кочаны попадали в цепь и затормаживали движение впереди стоящих кочанов, что в конеч­ ном счете приводило к их сгруживанию и нарушению технологи­ ческого процесса.

Широкие работы по механизации уборки капусты разверну­ лись начиная с 1951 г. В период с 1951 по 1954 гг. были созданы однорядные капустоуборочные машины СКМ-1 и ПКН-1, имею­ щие одинаковую технологическую схему и рабочие органы, но различающиеся способом агрегатирования: первая — прицепная к трактору ХТЗ-7 или «Универсал-2», вторая — навесная на трак­ торы КДП-35 и МТЗ-2.

Машины СКМ-1 и ПКН-1 предназначены для теребления ко­ чанов, обрезки кочерыги, сбора кочанов в автоприцеп и кочерыг в бункер.

Технологический процесс уборки капусты выполняется следу­ ющим образом: во время движения агрегата лифтеры скользят по почве и подходят под листья кочанов. Кочаны вытеребливаются под давлением наклонной плоскости, образованной нижней частью желоба теребильного транспортера, захватываются за кочерыги бесконечными цепями и подаются вверх по желобу транспортера к элеватору. Под цепями расположены два диско­ вых ножа с принудительным вращением, которые обрезают при­ корневую часть кочерыги. Кочерыги собираются в бункер, распо­ ложенный на раме машины под ножами, и после наполнения его выгружаются путем открывания двухстворчатого днища. Кочаны поступают в приемную камеру поперечного элеватора и подают­ ся им в саморазгружающийся автоприцеп, присоединенный сзади

ктрактору.

В1954—1955 гг. заводом «Моссельмаш» было выпущено око­ ло 2000 машин ПКН-1, однако в 1956 г. они были сняты с произ­ водства из-за неустойчивой работы, особенно при значительном увлажнении почвы, отсутствия экономической эффективности и низких качественных показателей (значительные потери листьев и загрязнение их землей, повреждения кочанов из-за косого и рваного среза кочерыг и др.). Одним из основных недостатков машины, обусловивших отсутствие экономического эффекта от ее применения, являлось то, что она не обеспечивала доведение кочанов до товарной кондиции. Для доработки кочанов требова­

лись значительные затраты ручного труда.

В 1963—1964 гг. проводились испытания разработанного ВИСХОМом комплекса машин для уборки и послеуборочной об-

68



работки капусты, включающего капустоуборочную машину МК-1 и пункт доработки капусты ПДК-Ю [17].

Капустоуборочная машина МК-1 — однорядная, навесная на колесный трактор класса 1,4 тс, имеет следующие рабочие орга­ ны: трубчатые лифтеры, два расположенных вертикально цепных стропных транспортера, каждый из которых представляет собой две бесконечные втулочно-роликовые цепи с лапками, соединен­ ные стропами из резиновых трубок, и скребковый выгрузной транспортер.

Технологический процесс работы машины выполняется сле­ дующим образом. При движении машины вдоль ряда лифтеры, копируя микрорельеф почвы, подходят под розеточные листья кочанов и частично выравнивают их. По мере движения маши­ ны. растения входят в зону двигающихся навстречу друг другу стропных транспортеров и кочерыги подходят к расположенным под цепями двум дисковым ножам. Кочерыги обрезаются, а ко­ чаны с розеточными листьями поступают на выгрузной транспор­ тер и подаются в транспортные средства, которые доставляют их на пункт ПДК-Ю доработки капусты.

Взависимости от состояния продукта и его назначения на пункте производится инспектирование и доведение кочанов до кондиций, соответствующих условиям длительного хранения, переработки на квашение или реализации в торговой сети.

Врезультате испытаний было установлено, что применение данного комплекса машин экономически убыточно из-за низкой производительности пункта, обусловленной тем, что капустоубо­ рочная машина МК-1 обрезала кочерыги ниже розеточных листьев. Поэтому каждый кочан, убранный этими машинами, требовал доработки.

Несколько лучшие качественные показатели получались при уборке капусты машиной КПН-1, разработанной ВИСХОМом совместно с ГКБО и НИИОХом [17].

Основное отличие этой машины от рассмотренных (МК-1, машины И. Н. Болотова и др.) заключается в том, что нож для обрезки кочерыги располагается не под нижними теребильными цепями, а над ними, что позволяет обрезать кочерыгу вместе с частью зеленых листьев.

Капустоуборочная машина КПН-1-— однорядная, навесная на тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-50ПЛ, предназначена для сплош­ ной уборки капусты, посаженной с междурядьями 60, 70 и 80 см, и одновременной погрузки продукта в рядом идущие транспорт­ ные средства.

Основными рабочими органами машины (рис. 43) являются: лифтеры 1, дисковые ножи 2 для обрезки кочерыги вместе с ча­ стью зеленых листьев, прутковый элеватор с расположенными над ним горизонтальным стропным транспортером 3 и скребко­ вым транспортером для погрузки продукции в транспортные средства.


Машина КПН-1 обеспечивает несколько лучшее качество уборки по сравнению с машиной МК-1, однако и при ее работе выход товарной продукции получается невысоким, вследствие

чего убранная капуста требует доработки с применением ручно­ го труда.

Начиная с 1960 г. проводятся работы по изысканию рабочих органов для механизированной уборки капусты с доведением кочанов до товарного вида. Один из апробированных рабочих органов, применявшихся на ка­ пустоуборочной машине КДН-1, предназначенный для захватыва­ ния кочана за кочерыгу, теребле­ ния его и обрезки корневой ча­ сти кочерыги, показан на рис. 44.

Рабочий орган представляет собой два установленных на об-

Рис. 43. Р абочи е органы кап ус­

Рис. 44. Рабочий орган к ап уст о ­

тоуборочной маш ины К П Н -1

уборочной маш ины К Д Н -1

щем валу трехлопастных диска, вращающихся с одинаковой уг­ ловой скоростью навстречу друг другу. Лопасти имеют спираль­ ную форму. При вращении пазы между лопастями верхнего и нижнего дисков периодически (трижды за один оборот) обра­ зуют ромбовидный замкнутый контур, перемещающийся вдоль убираемого ряда от периферии дисков к центру. Диски установ­ лены под углом к горизонтали таким образом, что передняя часть находится на уровне поверхности почвы, а задняя — при­ поднята. Из-за наклона дисков, а также вследствие того, что верхний диск представляет собой усеченный конус, высота рас­ положения над поверхностью почвы ромбовидного контура уве­ личивается при перемещении от передней части диска к центру. В центральной части пазов установлены серповидные лезвия для обрезки кочерыги. Диаметр дисков 810 мм, частота враще­ ния 48,5 об/мин.

Испытания данного рабочего органа показали, что как по агротехническим показателям, так и по эксплуатационной на­ дежности он не имеет преимуществ перед рабочими органами капустоуборочной машины КПН-1.

Одновременно с разработкой средств для механизированной сплошной уборки кочанной капусты велись работы по частичной механизации уборочных процессов, направленные на уменьше­ ние затрат рабочей силы и облегчение труда. Наибольшая эф­ фективность средств частичной механизации достигается при выборочной уборке капусты ранних и среднеспелых сортов за счет исключения затрат труда на вынос продукции к межквар­ тальным дорогам, погрузку в транспортные средства и другие операции. Для этой цели был разработан ряд уборочных плат­ форм.

При выборочной и частично сплошной уборке кочанной ка­ пусты наибольшее распространение получила овощная универ­ сальная платформа ПОУ-2 грузоподъемностью 2 т [17]. С исполь­ зованием этой платформы при выборочной уборке капусты ран­ них и среднеспелых сортов затраты труда сокращаются в 3 раза.

К средствам частичной механизации можно отнести также навесной транспортер ТН-12, предназначенный для сплошной уборки капусты среднеспелых и поздних сортов во всех зонах страны [17]. Транспортер состоит из трех секций (центральной, расположенной горизонтально, и двух боковых: правой и левой) общей длиной 12 м, лотков для схода кочанов, механизма при­ вода с реверсивным устройством и опорных колес. Крайние сек­ ции с помощью гидросистемы трактора могут устанавливаться как горизонтально, так и под различными углами к поверхности поля в зависимости от высоты бортов транспортных средств. Реверсивный механизм дает возможность грузить кочаны капус­ ты в транспортные средства как правой, так и левой секциями, что позволяет агрегату работать челночным способом. Транс­ портер можно применять также при укладке капусты в бурты или при погрузке из валков в транспортные средства.

Основные уборочные операции (рубка кочанов и очистка их до товарного вида) при использовании средств частичной меха­ низации выполняются вручную.

В последние годы ведутся работы по созданию комплекса машин для уборки капусты раздельным способом с доведением кочанов до товарного вида в полевых условиях. Сущность этого способа заключается в том, что срезанные и частично доведен­ ные до товарной кондиции уборочной машиной кочаны с шести рядов укладываются в один валок, откуда их вручную подают на полотно транспортера подборщика с одновременной инспек­ цией и (при необходимости) доработкой. Подборщик грузит их в транспортные средства.

Комплекс состоит из трехрядной уборочной установки МК-3 и позиционного погрузчика ПКП-2.