Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 16
колеса и Двухзвенной ступени (колесо + диффузор), полученные при осреднении параметров потока по расходу и по приближен
ной методике. Действительные характеристики £3_4, £3_4, г)н_2
и г|и_4 получены по результатам траверсирования потока перед и за диффузором при г3 = 1,081г2 и г4 = 1,377г2 по ширине диф фузора (измерения в 12 точках) и шагу диффузорных лопаток (три сечения по шагу) трехканальными цилиндрическими зондами.
Для построения характеристик |
£3_4, |
| 3_4, |
т]п_2 и т)н_4 |
исполь |
зованы результаты измерений |
давления |
на стенках |
каналов |
|
в тех же сечениях (по четыре точки |
на каждой стенке перед и |
а)
б)
1.3. Влияние метода определениясредних значений давления в контрольных сечениях на газодинамические характеристики: а — рабочего колеса; б — двухзвеннои ступени (колесо и лопаточный диффузор); в — лопаточного диффузора:
1 — осреднение |
по расходу |
распределений давлений и кинетических энергий по ширине |
и шагу лопаток диффузора; |
2 — осреднение по расходу распределений давлений и кине |
тических энергий по ширине сечения,, расположенного на средней линии межлопаточного канала диффузора; 3 — кинетические энергии определены по средней скорости потока — формула (1.49)
за диффузором, расположенные в пределах одного межлопаточного
шага). При определении qs и использованы суммарные газо динамические характеристики ступени; принято, что угол по
тока за диффузором <хі = а4л, а величина с„3 определена из усло
вия г2си2 = г3с„3.
Из приведенных на рис. 1.3 данных не следует делать вывод о недопустимости использования приближенной методики для получения средних значений напров в контрольных сечениях — в ряде случаев применение приближенной методики неизбежно. Выбор методики, определение объема1измерений зависит от тех конкретных задач, - которые ставятся при проведении исследова ния, сроков выполнения работы и располагаемой аппаратуры. Однако в каждом случае следует четко оговаривать методику получения и обработки экспериментальных данных.
Г л а в а 2 _____________________________
Ра б о ч и е к о л е с а
СТАЦИОНАРНЫХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН
Рабочее колесо является наиболее ответственным эле ментом центробежной ступени. В колесе осуществляется пере дача энергии привода газовому потоку — энергия потока возра стает только в рабочем колесе. Во всех остальных элементах сту пени может происходить лишь преобразование кинетической энергии потока в потенциальную или наоборот, но полный напор при этом не увеличивается.
Внутренняя мощность ступени и напор, который теоретически может быть сообщен газу в проточной части при течении без потерь, зависит прежде всего от конструкции и режима работы колеса. Элементы ступени, расположенные за колесом, слабо влияют на теоретический коэффициент напора сри2 и коэффициент мощности X. тогда как угол выхода потока из колеса определяет работу следующего за ним диффузора или спиральной камеры.
От величины коэффициента |
реакции колеса Q зависит влияние |
характеристик диффузора |
и следующего за ним элемента на |
к. п. д. ступени. |
|
Использование целого ряда упрощающих допущений позво ляет построить теоретическую картину течения, соответствующую принятой упрощенной расчетной схеме. Допустимость и право мерность исходных предпосылок и достоверность полученных теоретических решений могут быть проверены на базе экспери ментальных данных. Поэтому анализ течения в рабочих колесах ц. к. М-. необходимо производить на основе совместного рассмо трения опытных данных и теоретических постановок и резуль татов. Потери энергии в колесе и его к. п. д. можно вычислить только по экспериментальным данным.
При бесконечно большом числе лопаток колеса г2 основным геометрическим параметром, определяющим зависимость %2 (срг2), оказывается угол выхода лопаток колеса р,л [формула (1.20)]. Если средняя линия лопаток изогнута по дуге круга, влияние угла ß2jI и числа лопаток z2 на фк2 и Q приближенно можно оце нить с помощью формул (1.21) и (1.31). Но при более сложной форме, средней линии лопатки формула (1.21) может оказываться непригодной для практического использования. С учетом всех геометрических соотношений в колесе зависимость фи2 (фг2) формально можно установить в результате расчета потока в по мощью упрощенных уравнений (1.1)—(1.3), в которых отброшены
27
члены, обусловленные вязкостью и турбулентностью, и уравне ния (1.8). Современные быстродействующие ЭВМ сделали такие расчеты доступными для практического использования.
К сожалению, действительная картина движения вязкого газа во вращающемся колесе значительно сложнее, чем получаемая в рамках теории невязких течений. Результаты расчета сри2 (срг2)
для невязкого газа при малой относительной ширине колеса Ь2 <• < 0,03 плохо согласуются с опытом. Вязкость вызывает появле ние вторичных токов, искажающих картину течения, получаемую без ее учета. Турбулентное пространственное течение газа в колесе пока не поддается расчету и может быть проанализировано лишь качественно.
Изучение потока в рабочих колесах ц. к. м. является значи тельно более трудной задачей, чем исследование потока в не подвижных элементах ступени или в лопаточных аппаратах осе вых турбомашин. Для отработки колес осевых тур.бомашин при использовании гипотезы цилиндрических сечений можно опи раться на результаты продувок плоских решеток. В силу обра тимости поступательного движения результаты статических про дувок переносимы на вращающийся венец. Однако в осевой ма шине для окончательного суждения о работе колеса необходимы испытания ступени, так как взаимное влияние отдельных сечений, пространственность потока и влияние центробежных сил на движение газа могут быть надежно установлены только при экспериментальном исследовании вращающегося венца.
Течение вязкого газа в центробежном колесе экспериментально можно исследовать только на вращающейся модели, так как в отличие от осевой ступени, где развертку цилиндрического сечения венца можно рассматривать как движущуюся поступа тельно и обратить движение, вращательное движение центро бежного колеса обратить нельзя. Статическая продувка колеса не дйет возможности имитировать действие центробежных и кориолисовых сил на поток, т. е. учесть основные факторы, определяющие течение газа в центробежном колесе. Измерения внутри вращающегося канала требуют применения более слож ного оборудования, чем при статических продувках [8].
Характерной особенностью рабочих колес стационарных нагне тателей и компрессоров, отличающей их от колес центробежных
вентиляторов, является малая относительная ширина (Ь2 =
=0,01 -э- 0,08). Обычно относительная ширина колес находится
впределах от 0,07 до 0,03. Колеса стационарных ц. к. м. выпол няются с покрывающим диском, тогда как в транспортных кон
струкциях часто применяются полуоткрытые колеса с враща ющимся осевым предкрылком. В стационарных машинах пред крылок отсутствует, и изменение направления потока из осевого в радиальное происходит в безлопаточном кольцевом конфузоре или колене, образованном стенками рабочего и покрывающего
28
дисков и предшествующем лопаткам колеса (участок между сечё-
ниями 0—0 и 1— 1 на рис. 1.2).
В отличие от колес транспортных нагнетателей или осерадиальиых гидротурбин в отечественных стационарных ц. к. м. пространственное профилирование лопаток пока не применяется. Лишь в последние годы в стационарных машинах начинают
внедряться колеса, типичные для |
транспортных конструкций. |
2.1. РАСЧЕТ ПОТОКА В КОЛЕСЕ |
|
МЕТОДАМИ ТЕОРИИ ЛОПАТОЧНЫХ |
РЕШЕТОК |
Решению задачи о турбулентном течении газа в центробежном колесе препятствует прежде всего отсутствие замкнутой системы уравнений, описывающих пространственные турбулентные по токи. Если, рассматривая движения газа через колесо, возможно выделить в нем область, где влияние вязкости невелико, и при нять, что учет сил вязкости в уравнениях (1.1)—(1.3) необхо дим только при расчете течения в тонких пристеночных погра ничных слоях, то поток в невязком «ядре» будет описываться замкнутой системой уравнений.
Теория течений, основанная на использовании уравнений (1.1)—(1.3), в которых отброшены члены, характеризующие вяз кость (вязкие члены), обычно называется теорией невязкого, или идеального, газа. Однако при решении газодинамических задач в рамках теории невязкого газа влияние вязкости на движе ние частично все же учитывается в граничных условиях задачи путем введения дополнительного условия о конечности скорости потока на задней острой кромке лопатки (постулат Жуковского— Чаплыгина) или о равенстве скоростей при подходе к скруглен ной задней кромке с одной и с другой сторон лопатки. Это допол нительное граничное условие, формально не вытекающее из теории невязких течений, позволяет приблизить картину течения, получаемую без учета вязких членов в уравнениях движения, к действительной.
Теория идеального газа не позволяет определить потери энер гии в потоке, но дает возможность получить распределения давле ний по лопатке и найти скорости на внешней границе погранич ных слоев. При рассмотрении потоков, движущихся с такими большими числами М, при которых.необходимо учитывать сжи маемость газа (плотность р не может приниматься постоянной), влияние вязкости косвенно учитывается при выборе показателя политропы процесса сжатия в уравнении, связывающем плотность и давление.
При решении задачи о течении невязкого газа через колесо обычно для упрощения принимается, что поток при входе в колесо осесимметричен, в результате чего все межлопаточные Каналы находятся в одинаковых условиях. В действительности только в одноступенчатых нагнетателях с осевым всасыванием поток при
29