Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 16
сечений, а по окружности оставались бы неизменными. При коэффи
циенте расхода фг2 == 0,307 (а7 = 14°), примерно в 1,5 раза пре вышающем расчетное значение ср*2, поток заполняет всю ширину
сечения. Радиальная и окружная составляющие скорости при этом сравнительно мало изменяются по ширине Ь, однако по углу разворота улитки скорости изменяются: по мере увеличения угла Ѳ составляющие сг и си возрастают.
При меньших коэффициентах расхода срг2 картина течения
более сложная. Перед языком улитки уменьшение срг2 и а7 при водит к существенному уменьшению радиальной составляющей скорости сг у задней стенки (расположенной со стороны рабочего диска колеса) и появлению обратного радиального тока. На пред-
помпажном режиме (фг2 = 0,08; а7 Ä*3°) область обратного тока занимает всю ширину канала перед языком при Ѳ= 21°, причем наиболее интенсивные обратные токи наблюдаются около стенок. При Ѳ= 120° распределения радиальных составляющих ско рости сг слабо зависят от режима работы ступени. При измене
нии фг2 в четыре раза среднее по ширине канала значение сг в этом сечении изменяется всего на 30%. Окружные составляю щие скорости при входе в улитку ни при каких условиях не ме няют знака. Распределения си по ширине сечений значительно более однородны, чем распределения сг-.
При фг2 < Фаз ( < * 7 < ссу) окружные составляющие скорости уменьшаются по мере удаления от языка и приближения к вы ходному сечению, т. е. по мере роста угла Ѳ. Осреднение радиаль ной составляющей скорости по ширине канала показало, что из
менение режима работы колеса почти не влияет на сг при 40°~ < < Ѳ< 140° (в первой трети улитки). Наименьшее изменение сг перед улиткой вдоль окружности наблюдается при углах а7, близких к а7. Увеличение а7 вызывает нарастание средней п.о ширине канала величины сг по мере увеличения угла разворота Ѳ, причем наибольшие значения сг достигаются около выходного сечения улитки, при Ѳ 360°. При уменьшении а7 происходит снижение сг по мере увеличения угла Ѳ, причем сг < 0 около
выходного сечения. Отметим, что зависимость сг (Ѳ), полученная на основании опытных данных, не монотонна — при Ѳ= -90° и
Ѳ= 270° кривая ст(Ѳ) имеет минимумы, связанные с изменениями кривизны наружного обвода улитки R (Ѳ), очерченного четырьмя отрезками круговых дуг (обвод улитки был построен с помощью «конструкторского квадрата» — расчетный контур аппроксими рован дугами круга, сопряженными при 0 = 90, 180 и 270°).
Появление обратного радиального тока при Фа2 <3 фг2 харак терно для улиток, расположенных после колеса. Во время испы таний одного из нагнетателей было даже обнаружено, что обрат
198
ный радиальный ток, появляющийся около выходного сечения такой улитки при малых производительностях, приводит к выносу горячего газа из нагнетания во всасывание через рабочее колесо. Машина при этом работала спокойно, и помпажные явления не наблюдались. Подобные явления известны также из практики вентиляторостроения.
Наименьшие изменения средней по ширине сечения окружной составляющей скорости си имеют место при расчетном режиме ра боты улитки ( « 7 сс7). При малых значениях а7 окружная состав ляющая скорости си максимальна около наименьших сечений
улитки и убывает при увеличении угла Ѳ. При а7 > а7 в первой половине входного сечения (Ѳя < 0 << 200°) происходит увели
чение сивдоль угла разворота Ѳ, затем сипостепенно уменьшается. Средние по ширине сечения углы а (Ѳ), определенные по зна чениям сг (0) и си (Ѳ),_ изменяются вдоль угла .разворота каче ственно так же, как с> (0). Только в области расчетных значе
ний а7 поток перед улиткой можно считать не зависящим от угла Ѳ. При нерасчетных режимах работы улитки круговая симметрия течения при входе в улитку отсутствует.
Результаты измерений распределений окружных составляю щих скоростей вдоль радиуса г, приведенные на рис. 7.4, показы
вают, что при а7 л* а7 в плоскости симметрии улитки условие гси — const достаточно хорошо выполняется при 90° <3 0 < 360°, т. е. везде за исключением окрестностей языка улитки. При а7 > а7 в области 0 t> 200° произведение гси несколько возрастает вдоль
радиуса, а при а7 <3 а7— уменьшается. За рабочими |
колесами |
с лопатками, загнутыми назад (ß2jl < 90°), уменьшение |
ц>г2 при |
водит к уменьшению угла а 2 и увеличению срц2; окружная со ставляющая скорости за колесом имеет наибольшую величину при наименьшем расходе через ступень. При малых срг2 поступ ления газа в улитку недостаточно для поддержания постоян ства гси вдоль радиуса во всех сечениях улитки. Уменьшение величины гси вдоль радиуса в этом случае происходит не только из-за уменьшения момента количества движения вследствие потерь, но и из-за недостаточного количества газа в улитке, тогда как
величина гси вблизи колеса определяется режимом его работы и при малых фг2 оказывается наибольшей.
При больших значениях срг2 величина гси при входе в улитку отчасти задается колесом и поэтому оказывается меньшей, чем при расчетном режиме работы ступени. Так как при этом через улитку должен пройти объем газа, превышающий расчетный, то происходит возрастание гси вдоль радиуса. Интенсивность возра
стания гси вдоль радиуса при а7 > а7 тем больше, чем больше угол 0. Следует подчеркнуть, что условие гси = idem вдоль
199
радиуса в области a q ^ a i практически выполняется и при отсут ствии круговой симметрии потока перед входом в улитку. Это же
|
|
|
условие близко к действи |
||||||||
|
|
|
тельности в первой |
поло |
|||||||
|
|
|
вине улитки и при нерас |
||||||||
|
|
|
четных режимах, т. е. при |
||||||||
|
|
|
0 С7 ф с*7 . |
Наибольшие |
от |
||||||
|
|
|
клонения от условия |
(7.4) |
|||||||
|
|
е? |
имеют |
место вблизи |
вы |
||||||
|
|
ходного |
сечения |
улитки. |
|||||||
|
|
сч |
При всех |
режимах ра |
|||||||
|
|
со. |
|||||||||
|
|
PC |
боты |
ступени |
|
течение в |
|||||
|
|
х |
|
||||||||
|
|
с |
первой |
половине |
улитки |
||||||
|
|
|
при |
Ѳя <3 0 < |
200° сравни |
||||||
|
|
|
тельно слабо |
зависит |
от |
||||||
|
|
Я |
угла потока ос7, определен |
||||||||
|
|
ного по средней расходной |
|||||||||
|
|
X |
величине сп |
и |
среднему |
||||||
|
|
н |
|||||||||
|
|
я |
по сечению значению си1. |
||||||||
|
|
ч |
|||||||||
|
|
|
Изменение |
угла |
а7 |
ска |
|||||
|
|
|
зывается только на потоке |
||||||||
|
|
IÖ |
в окрестностях |
выходного |
|||||||
|
|
сечения при 0 > 200°. При |
|||||||||
|
|
оо |
|||||||||
О |
/С |
|
всех режимах работы сту |
||||||||
|
пени |
наружный |
контур |
||||||||
|
|
о |
улитки |
оказывает |
такое |
||||||
_ Оэ |
/ |
ч |
обратное влияние на тече |
||||||||
с |
|||||||||||
|
|
|
ние передулиткой,что пер |
||||||||
|
|
5 |
вая половина улитки |
все |
|||||||
|
|
гда работает при условиях, |
|||||||||
|
|
га |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сх |
близких к расчетным. Об |
||||||||
|
|
л |
|||||||||
|
|
ч |
ратное влияние |
контура |
|||||||
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
et |
улитки |
оказывается |
наи |
||||||
|
|
£Й- |
|||||||||
|
|
|
меньшим около выходного |
||||||||
|
|
|
сечения, |
величина проти |
|||||||
|
|
|
водавления |
в котором за |
|||||||
|
|
Г=( |
висит отдавления во внеш |
||||||||
|
|
ней сети за компрессором. |
|||||||||
|
|
(У |
|||||||||
|
|
си |
Поэтому все изменения в |
||||||||
|
|
с |
|||||||||
|
|
а |
картине течения при изме |
||||||||
|
|
га |
|||||||||
|
|
Си |
нениях давления во внеш |
||||||||
|
|
t'-‘ |
ней |
сети, |
определяющих |
ярежим работы ступени,
апроисходят в окрестностях выходного сечения улитки.
Течение в улитке, спроектированной в соответствии с уравне нием (7.5), качественно не отличается от течения в улитке, рассчи-
200
тайной по уравнению (7.4). В области языка размеры сечений
улиток, рассчитанных на одинаковые углы а£ по уравнениям (7.4) и (7.5), оказываются близкими, а около выхода из улитки при использовании уравнения (7.5) получаются меньшие размеры. Как показано ниже, различия в размерах выходных сечений вли яют на потери при нерасчетных режимах и максимальную пропуск ную способность улитки, однако структура потока в обоих слу чаях качественно одинакова. В улитке, рассчитанной по условию
са = const, |
при 90° < |
Ѳ< 360° в зоне |
расчетных |
режимов |
||
(0 ,8 сс7 < |
< % 7 |
< |
\,Ъхі) в |
действительности |
величина гси |
сравни |
тельно |
мало |
изменяется вдоль радиуса. |
|
|
бРис. сг7.5.( |
Распределения скоростей по сечению улитки, |
располо |
|||||||
женной |
|
за безлопаточным |
гідиффузором,= |
при |
Ѳ = 249°: |
а |
— |
си\ |
|
— |
--------------фгг = |
0 ,3 1 1 ;----------------- фгг= |
0 ,1 9 8 ;----------------- |
||||||
|
|
|
ф |
0,125) |
|
|
|
|
|
Течение в улитках, |
расположенных за безлопаточным диффу |
||||||||
зором, по |
характеру и особенностям не отличается от течения |
||||||||
в улитках, |
расположенных сразу после колеса. |
|
|
|
Распределения скоростей по сечениям (рис* 7.5) показывают, что окружная составляющая си очень мало меняется по ширине сечений; по мере удаления от входа, т. е. при увеличении радиуса г распределения си по ширине сечений выравниваются. Радиальные составляющие скорости сг сильно изменяются по ширине улиток, причем во всех сечениях и при всех режимах работы у стенок имеются зоны обратных радиальных токов. Появление обратного радиального тока у той или иной стенки или же у обеих стенок одновременно определяется профилем скоростей при выходе из предшествующего элемента ступени— колеса или диффузора. Рас
пределения |
скоростей |
в поперечных сечениях свидетельствуют |
о том, что |
в улитках |
имеет место винтовое движение потока, |
201