Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
Основным методом стабилизации |
системы «упругий кор |
пус — двигатель» является изменение |
динамических свойств |
топливоподающего тракта. |
|
На рис. 1.42 приведены кривые располагаемого ар и потреб ного ап значений коэффициента демпфирования корпуса ракеты в зависимости от безразмерного времени ее полета t [61]. На рис. 1.42, а приведены кривые а п(г) при различных значениях относительной собственной частоты колебаний жидкости в топ
ливоподающем тракте /ж =ісож/ѵо, где_ѵо — собственная |
частота |
колебаний корпуса в начале полета (F= 0). На рис. 1.42, |
б пред- |
Рлс. 1.42. Результаты 'расчетов продольной устойчивости раке ты:
а — кривые потребных н располагаемых значений коэффициента демп фирования корпуса; б —кривая изменения собственной частоты кор пуса по времени полета
ставлена кривая изменения относительной собственной частоты
корпуса ракеты /к = сок/ѵо. Граница устойчивости системы |
опре |
деляется точками пересечения кривых ар(г) и ап(?). При |
ар> |
> а п система устойчива, при ар< а п— неустойчива. |
|
Сопоставление кривых / к(і) и ап(г) показывает, что ап при нимает максимальное значение при /к= /ж, т. е. при собственной частоте корпуса, совпадающей с резонансной частотой жидко сти в топливоподающем тракте. Вблизи этой частоты система теряет устойчивость, так как ап> а р.
На рис. 1.42, а приведены кривые потребных значений коэф фициента демпфирования ап для четырех значений собствен ной частоты жидкости в трубопроводе / ж = 0,9; 1,1; 1,4 и 2,0. Относительная частота колебаний корпуса / к изменяется за вре мя полета от 1 до 2. При достаточно низких или высоких значе ниях собственной частоты колебаний жидкости, лежащих вне диапазона изменения частоты корпуса, во время полета (т. е.
для рис. 1.42 / ж<1 или / ж>2) |
система устойчива. В частности, |
|
так обстоит дело в случае / ж = 0,9. |
||
Большое влияние |
собственной частоты колебаний жидкости |
|
в топливоподающем |
тракте на |
устойчивость системы исполь |
зуется для устранения автоколебаний.
64
Изменение динамических характеристик топливоподающего тракта, необходимое для стабилизации ракеты по отношению к продольным колебаниям корпуса, может быть осуществлено не сколькими способами [69]: путем снижения давления на входе в насос *, дросселированием топливоподающего тракта, вводом в
компонент газа для снижения скорости звука, установкой акку мулятора давления (демпфера) с сосредоточенной упругостью на выходе из топливоподающего тракта. Наиболее эффективным оказался способ стабилизации с помощью демпфера, подклю ченного к магистрали вблизи входа в ТНА.
/ / / / s s / Z tZL
Рис. |
1.43. |
Схема |
Рис. |
1.44. |
Схема |
поршневого |
демп |
газового |
демпфе |
||
|
фера: |
|
|
ра: |
|
1 — топлнпоподаю- |
1 — топлпвоподаю- |
||||
ідий |
тракт; |
2 — пор |
щнй |
тракт; |
2 —кор |
шень |
с уплотняющим |
пус |
демпфера; 3 — |
||
кольцом; 3 —корпус |
газовая полость |
||||
демпфера; |
4 — пру |
|
|
|
|
|
жина |
|
|
|
|
Рзт.с. 1.45. |
Схема силь |
||
фонного |
демпфера: |
||
I — топливоподающнй- |
|||
тракт; |
2 — сильфон; |
3'— |
|
корпус |
демпфера; |
4 — |
|
газовая |
|
полость; |
5 — |
упор;' |
|
6 — подвижная |
|
|
крышка |
|
Используются следующие варианты конструкции демпферов [69]: с поршнем (рис. 1.43), с газовой емкостью без разделителя («газовой ловушкой» — рис. 1.44) и с разделителями между газовой полостью и жидким компонентом в виде металлическо го сильфона (рис. 1.45) или упругих баллончиков из резины или пластика. ^
При всех вариантах конструкции демпфера основной его характерстикой является податливость — изменение объема при увеличении давления. Потребное значение податливости демп фера определяется из условия, что собственная частота гидрав лического тракта с демпфером должна быть меньшечастоты продольных колебаний корпуса ракеты (первый тон) в начале полета.
* Это увеличивает объем кавитационной каверны, что приводит к умень шению собственной частоты жидкости в тракте.
3— 3714 |
65 |
Проблема продольной устойчивости усугубляется по мере роста масштаба ракет. Для анализа продольной устойчивости важное значение имеют динамические характеристики двигате ля, методика расчета которых изложена ниже, в гл. VII.
1.7.3. Низкочастотные внутрикамерные колебания
Опыт доводки двигателей показывает, что одной из основных причин возникновения колебаний в Ж РД оказывается потеря устойчивости рабочего процесса в камере сгорания или в газо генераторе. По природе возникновения низкочастотные колеба ния в газовых емкостях можно разделить на внутрикамерные колебания и колебания, связанные с взаимодействием между собой ряда агрегатов, т. е. .колебания отдельных контуров дви гателя, включающих газовые емкости.
К внутрикамерным колебаниям будем относить все типы ко лебаний, которые могут возникнуть в отдельной камере сгорания или газогенераторе без существенного влияния других элемен тов двигателя: системы подачи, гидравлических трактов и т. д. В зависимости от характера распределения амплитуды давле ния вдоль оси газовой емкости внутрикамерные колебания де лятся на низкочастотные и высокочастотные (акустические). При низкочастотных колебаниях давление во всем объеме газо вой емкости в каждый момент времени практически одинаково, так как длина камеры сгорания /к (рис. 1.46) существенно мень ше длины акустической волны л0,
Ік<£К = — -
а
гд е / — частота колебаний, а а — скорость распространения звука в газе.
Благодаря этому газовую емкость можно рассматривать как систему с сосредоточенными параметрами.
При высокочастотных колебаниях Ік~Ка и уровень давления в различных точках вдоль оси камеры в каждый момент време ни различен. Колебания газа в камере в этом случае возникают на резонансной акустической частоте.
Низкочастотные внутрикамерные колебания возникают из-за взаимодействия процессов в системе смесеобразования (вклю чая форсуночную головку) и горения с колебаниями давления в газовой емкости. Реальный процесс горения жидких компонен
тов трудно описать аналитически, его |
основная характеристи |
||||
к а — зависимость доли |
выгоревшего |
топлива |
ср(О ^ср^І) от |
||
времени пребывания в |
камере |
сгорания т |
(кривая |
выгора |
|
ния) — может иметь достаточно сложный вид |
(рис. 1.47). |
||||
М. С. Натанзон [15] предложил для качественного рассмот |
|||||
рения задачи о низкочастотной |
устойчивости |
заменить |
реаль |
66
ную кривую выгорания ступенчатой функцией, т. е. чистым вре менным запаздыванием тг *■*
В автоколебательном контуре обычно присутствуют: коле бательное звено, источник энергии и обратная связь, обеспечи вающая подпитку энергией колебательного звена. Для возник новения колебаний необходимо, чтобы обратная связь подавала колебательной системе энергию в нужной фазе, обеспечивая компенсацию неизбежных потерь энергии колебаний при дисси пативных процессах.
9 к
1 -
Рис. 1.46. Распределение давления |
Рис. 1.47. Кривая выгорания топ- |
вдоль оси камеры сгорания при низ |
лива в камере сгорания: |
кочастотных колебаниях |
/ —реальная кривая выгорания: 2 — |
|
схематичное представление кривой вы |
|
горания чистым временным запазды |
|
ванием |
Энергия, необходимая для раскачки системы, выделяется в процессе горения, обратная же связь, управляющая потоком энергии, осуществляется в силу зависимости количества посту пающего жидкого компонента от давления в камере сгорания. Другой возможный механизм обратной связи («механизм Крокко» см. ниже) связан с зависимостью времени процесса газооб разования от давления в камере сгорания.
Схематично модель возникновения низкочастотных колеба ний можно представить следующим образом (рис. 1.48). При случайном повышении (флуктуации) давления на величину брк одновременно уменьшается расход поступающих в камеру жидких компонентов на öGs и увеличивается расход истекаю щего из сопла газа на б
* Так называется некоторое характерное время, в течение которого посту пившая порция жидкого топлива остается в камере сгорания в жидкой фазе,
азатем мгновенно превращается в газообразные продукты сгорания.
**Величины &рк, бGs , 6GC, бG — отклонение соответствующих парамет
ров от их среднего значения.