Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
Здесь * — показатель адиабаты |
для |
продуктов |
сгорания; |
сго |
|||
R T K— газовая |
постоянная и |
температура |
продуктов |
||||
|
рания. |
и (1.9) |
находим |
|
|
|
|
Из выражений (1.8) |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
( 1. 10) |
|
|
Ѵу' |
|
|
|
|
|
При х = 1,2 а = 0,711 ß. |
|
ß = 1700 |
м/с, то согласно формуле (1.10) скОт |
||||
Если для |
камеры сгорания |
||||||
рость звука |
равна а «1170 м/с. Аналогичмо, |
если генераторный газ |
имеет |
расходный комплекс ß=800 м/с, то а~550 м/с. При указанных параметрах и длине камеры Ік= 0,5 м частота.первого тона продольных колебаний в камере сгорания будет 1170 Гц, ® газогенераторе же такой же длины— 550 Гц.
Механизм обратной связи, обеспечивающий подвод энергии к колебательной системе, для высокочастотных колебаний такой же, как и для низкочастотных, т. е. это или воздействие давле ния на расход компонентов через форсуночную головку, или воз действие давления на процесс газообразования. В отличие от низкочастотных колебаний для высокочастотных колебаний ча стота целиком определяется акустическими свойствами газа в объеме камеры сгорания.
Методы борьбы с высокочастотными колебаниями сводятся в основном к изменению форсуночной головки с целью воздей ствия на протекание процесса горения. Стабилизация режима достигается с помощью растягивания процесса горения по дли не камеры или путем изменения акустических характеристик камеры при изменении ее длины (для продольных колебаний) и установкой на головке поперечных перегородок (для попереч ных колебаний).
Г Л А В А II
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. ПОНЯТИЕ О ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМАХ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Втехнике нашло применение огромное количество автомата-- веских систем, выполняющих разнообразные функции по управ лению или стабилизации различных физических процессов той или иной природы.
Вкачестве примеров можно привести следующие автомати ческие системы.
1.Система управления давлением в емкостях с компонента ми на стенде для испытания ЖРД.
2.Система автоматики на стенде или на ракете, вырабатыва ющая в определенной последовательности с заданными интерва лами команды на открытие или закрытие клапанов при запуске
иостанове двигателя.
3.Система поддержания (стабилизации) соотношения компо нентов в двигателе.
Объект, в котором происходит процесс, подлежащий регули
рованию, называется о б ъ е кт о м р е г у л и р о в а н и я . Автома тически действующее устройство, предназначенное для поддер жания в заданных пределах или изменения по заданной програм
ме одного из параметров объекта регулирования, называется |
ав |
||
т о м а т и ч е с к и м р е г у л я т о р о м . Параметр, который |
под |
||
держивается регулятором, носит |
название |
р е г у л и р у е м ы й |
|
п а р а м е т р . |
|
|
|
Объект регулирования вместе с автоматическим регулятором |
|||
образуют с и с т е м у а в т о м а т и ч е с к о г о |
р е г у л и р о в а |
||
ния. Как регулируемый объект, |
так и автоматический регуля |
тор в общем случае представляет из себя сложный комплекс вза имодействующих между собой агрегатов, которые обычно можно расчленить на 'ряд более простых элементов-звеньев.
Системы регулирования делятся на незамкнутые и замкну тые. Структурная схема незамкнутой системы представлена на
77
рис. 2.1. Источником управляющего воздействия может быть человек или автоматическое устройство, работающее по опреде ленной программе или под влиянием изменения внешних усло вий (давление, температура, напряжение в сети и т. д.). В не замкнутой системе изменение параметров объекта влияет на ра боту управляющей системы.
Примером незамкнутой системы может служить система под держания давления в стендовой 'Магистрали с помощью ручного дроссельного устройства, которым управляет оператор. Если в этой стендовой системе поддержания давления вместо дросселя,
Рис. 2.1. Структурная схема незамк |
Рис. 2.2. Структурная схема замкну |
||||||||||
нутой системы регулирования: |
|
той |
системы |
регулирования (с регу |
|||||||
1 —источник |
воздействия; |
2 — управляю |
лятором |
прямого действия): |
|
||||||
щее воздействие; 3 — система |
регулиро |
/ —источник |
воздействия; |
2 — управляю |
|||||||
вания; 4 — регулирующее воздействие; |
5 — |
щее |
воздействие; |
3 —чувствительный |
эле |
||||||
возмущающее |
воздействие; |
6 — объект |
ре |
мент; |
‘/ —сигнал |
рассогласования; |
5 — ре |
||||
гулирования; |
7 —регулируемый |
параметр |
гулирующий орган; 6 — регулирующее |
воз |
|||||||
|
|
|
|
|
действие; 7 — объект регулирования; |
8 — |
|||||
|
|
|
|
|
возмущающее |
воздействие; |
9 —регулируе |
||||
|
|
|
|
|
мый параметр; |
10 — обратная |
связь |
управляемого оператором, установить газовый редуктор а:, сис тема из незамкнутой превращается в замкнутую.
Замкнутая автоматическая система — система более совер шенная, так как автоматический регулятор реагирует не только на управляющее воздействие (рис. 2.2), но с помощью обратной связи контролирует режим работы объекта. Обратная связь обе спечивает точное выполнение системой управления команд, по ступающих в виде управляющих 'воздействий от оператора, зада ющего или программного устройства, и компенсацию отклонений в режиме работы объекта регулирования, возникающих из-за внешних возмущающих воздействий.
Принцип работы замкнутой системы регулирования с обрат ной связью сводится к следующему: в результате сравнения на чувствительном элементе регулятора заданной величины управ ляющего воздействия с действительной величиной регулируемо го параметра формируется сигнал рассогласования (ошибки регулирования). В регуляторе сигнал рассогласования приводит*
* Регулятор давления, поддерживающий давление за собой.
78
в движение регулирующий орган, который создает регулирую щее воздействие «а объект, направленное на уменьшение рассо гласования. В замкнутой системе регулируемый параметр нахо дится все время под контролем регулятора, который до тех пор воздействует на объект с целью изменения его параметров, пока не исчезнет сигнал рассогласования, т. е. пока регулируемая величина не совпадет с заданным значением. Рассогласование может появиться или в результате 'изменения параметров регу лируемого объекта из-за влияния возмущающих воздействий, или в результате изменения управляющего воздействия при рабо те программного устройства.
Источниками возмущений могут являться изменения как внут ренних параметров объекта (внутренние факторы), так и внеш них условий (внешние факторы). В двигателе внутренними воз мущающими факторами являются изменения таких его парамет ров, как: перепад давления в гидравлических трактах, к. п. д., напоры и наклоны характеристик насосов и турбины, темпера турная зависимость для газогенератора, геометрические разме ры сопла и т. д.
Внешними факторами для двигателя являются изменение параметров компонентов на входе в двигатель: давления, темпе ратуры, плотности и т. д.
Система автоматического регулирования, поддерживающая с заданной точностью постоянное значение регулируемой величи ны, называется с и с т е м о й с т а б и л и з а ц и и. Примером такой системы может служить регулятор соотношения компонентов (РСК), который в процессе работы поддерживает постоянным соотношение между расходами окислителя и-горючего, поступа ющих в двигатель.
Система автоматического регулирования, |
с определенной |
|
точностью |
следящая за произвольным во времени изменением |
|
поданного |
на вход управляющего воздействия, |
называется с л е |
д я щ е й с и с т е м е й. В качестве примера такой системы |
мож |
но привести регулятор давления в камере сгорания (т. е. |
регу |
лятор тяги двигателя), команды на изменение настройки кото рого поступают от системы управления ракетой, для которой двигатель является исполнительным органом.
В системах программного регулирования значение регулируе мого параметра изменяется во времени по заранее заданному закону. Примером такой системы может служить стендовая система автоматического управления двигателем, изменяющая его параметры (давление в камере и соотношение компонентов) по заранее заданному закону. ,
На объекте, в том числе и на двигателе, могут одновременно использоваться несколько регуляторов, каждый из которых под держивает какой-нибудь один параметр (например, регуляторы давления в камере сгорания и соотношения компонентов в двига теле) .
79