Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ko

Oi= 01P

k l ~ -

_ 02=02p

Задаваясь требуемой вероятностью устойчивой работы САР, можно найти требуемое нормированное расстояние /етр, исполь-

Рігс. 9.19. Границы устойчивости системы с учетом разброса характеристик элементов:

]—поле рассеивания границ устойчивости системы; 2—э л л и п с рассеивания параметров регулятора; 3—распределение вероят­

ностен для 02р и 02г при Oi=ßjp; 4—распределение пероятнос-

тей для 01р и 01г при Ѳ£=^02р

зуя выражения (9.104) — (9.106). В качестве запаса устойчивости примем минимальную из разностей

Ako — ko — k rp, A k x — k x - k i p.

Отрицательное значение Ak{ указывает на то, что САР не обес­ печивает выполнения требований по устойчивости.

373

Формулы (9.104) — (9.106) дают возможность выбрать пара­ метры регулятора, обеспечивающие устойчивость САР при из­ вестных характеристиках объекта регулирования п дисперсии па­ раметров регулятора 02 и Ѳі. Соответствующим выбором парамет­ ров регулятора можно обеспечить любую наперед заданную вероятность устойчивой работы системы «двигатель — регуля­ тор».

9.7. МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОМИНАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ Ж РД (НАСТРОЙКА)

Разброс характеристик агрегатов Ж РД из-за допусков на из­ готовление приводит к отклонению параметров конкретного дви­ гателя от номинальных значений и соответственно к увеличению лоля рассеивания траекторий ракеты, снижению точности и даль­ ности полета. Увеличение разброса параметров приводит также к сужению области устойчивой работы системы «двигатель — ре­ гулятор» (уменьшению запаса устойчивости) и затрудняет уп­ равление ракетой вследствие появления дополнительных возму­ щающих факторов.

Для компенсации влияния допусков на параметры и повыше­ ния точности и дальности ракет двигатели настраиваются [56] на номинальный режим, т. е. путем подбора необходимых харак­ теристик регулирующих элементов обеспечиваются номинальные значения основных параметров двигателя: силы тяги пли суммар­ ного расхода компонентов топлива и соотношения расходов окис­ лителя и горючего.

Впроцессе настройки используются результаты гидравличе­ ских проливок и автономных испытаний узлов и агрегатов двига­ теля, а также результаты его огневых испытаний.

Вкачестве регулирующих элементов для настройки двигате­ ля используются регуляторы, дроссели, редукторы, расходные

шайбы, устанавливаемые на магистралях подвода компонентов топлива к камере сгорания и газогенератору. Конкретная схема настройки выбирается с учетом особенностей схемы ЖРД, его целевого назначения, условий экспулатации и принятой системы проверки двигателя.

Перед поставкой партии серийных Ж РД проводится конт­ рольно-выборочное испытание (КВИ) произвольно выбранного из партии, экземпляра двигателя, который и проверяется на ре­ сурс и соответствие основных характеристик двигателя требова­ ниям технических условий [44]. КВИ является официальным сда­ точным испытанием серийной партии ЖРД. Перед КВИ могут проводиться контрольно-технологические испытания (КТИ), т. е_ официальные проверочные испытания на стенде каждого экземп­ ляра двигателя для проверки его функционирования и соответ­ ствия основных характеристик двигателя требованиям техниче­ ских условий.

3 7 4


9.7.1. Методика настройки на КВИ при отсутствии КТИ

В качестве параметров, номинальные значения ікоторых необ­ ходимо обеспечить путем настройки, служат давление в камере сгорания рк и отношение расходов компонентов топлива через камеру сгорания k\. Для определенности будем считать, что на­ стройка производится с помощью расходных шайб, установлен­ ных на основных магистралях подвода компонентов топлива к камере сгорания, и регулятора на магистрали подвода горючего в газогенератор. Естественно, что для настройки могут применять­ ся и другие элементы, например, дроссель на одной из основных магистралей и расходные шайбы перед газогенератором, что практически не влияет на схему расчета.

Расчет настройки заключается в определении диасметра рас­ ходной шайбы на трубопроводе подвода окислителя (с?0.ш) или

горючего (гіг.ш)

и угла

установки

регулятора расхода горючего

в газогенератор

(ср), при которых

обеспечивается

номинальный

режим по параметрам

рк и k\. Из

соображения

минимальных

энергетических затрат диаметр одной из шайб принимается рав­ ным диаметру трубопровода, а потери на ней — равными нулю (проходная шайба). Указанные величины могут быть получены путем решения системы уравнений, описывающих работу двига­ теля на установившемся номинальном режиме.

Исходными данными для расчета настройки являются:

— номинальные значения основных параметров

(параметров

настройки) рк, k\\

 

топлива че­

— номинальные значения расходов компонентов

рез камеру сгорания, насосы

и газогенератор G03, Gr3, G0, Gr,

Gоі, On;

плотности компонентов топлива

— номинальные значения

ро, Ргі

 

 

номинальные давления на входе в насосы р0о, Рго‘>

суммарные потери давления* на магистралях подвода компонентов топлива в камеру сгорания и газогенератор (за ис­ ключением потерь на регулирующих элементах) Др0з. Дргз, Дроь Арп);

напорные характеристики насосов

(9.107)

* Потери давления определяются по результатам проливок на воде при

расходе GB= G/|/р/р», где G, р — расход компонента и его плотность; GBj р„ — расход воды и ее плотность.

375


зависимости для мощностей насосов

N H'0 = D0n3-\-E0n-00\ I

(9.108)

N a^ = Urn3-\-Ern-Gr. J

Система нелинейных алгебраических уравнений, описываю­ щих работу двигателя на установившемся режиме и применяе­ мых для расчетов настройки, в общем виде запишется следую­ щим образом:

уравнения баланса давлений в основных магистралях

ДЛ.о + Ло — Рк = ЬРоз+кроли\ I

(9.109)

^Лі.г~!_ РгО Рк Д/^гЗ- !""^Pr.un J

уравнения баланса расходов

°оѵ о г=О гз+ О п;

(9.110)

k — G°3 • b

Ool

.

— _

1

 

G.-3

 

 

 

уравнение баланса мощностей

N r —N H.o-f -WH-r; N T—(0ol-\-0Tl)f\TRTr

 

Pc_

* T — 1

P t

(9. Ill)

где для докритического режима

 

 

 

 

 

 

 

 

*,+і

0 0j +^1r l '

P tF t

 

/ 2 — ^

I Р » \

г

/ Ры

=7

r ^

 

 

 

 

V ятгг

r

 

— 1

Л Ргг )

 

\ Ргг

а для режима критического истечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Jr+j

 

 

 

Pr Ру

 

 

 

х„— I

' o l Т lJ rl ■

1

•Хг +

I

 

 

 

 

 

 

 

V

r t t

 

 

 

 

 

 

 

 

уравнения

баланса

давлений в

магистралях

газогенератора

и в газогенераторе

 

 

 

 

 

 

 

 

АРн.о ""I- РоО

Ргг

^Pol’

 

 

 

^ Р н . г ~ \ ~ PrO

P r г

^ P r l

Т Д/ ^рег’

 

( 9 . 1 1 2 )

 

j O T =

/ 7 Г Г +

E r r ^ r r ( O o l +

Ö r I ) 2 ,

 

 

где Дррег — перепад давления на регуляторе.

376


Уравнение связи между давлением в камере сгорания и сум­ марным расходом

P k F KP

(9.113)

Ос зт и ѵЗ~

ß

 

 

Используя данные о характеристиках элементов конкретного двигателя и номинальные значения основных параметров двига­ теля, в результате решения системы уравнений (9.109) — (9.113) с учетом зависимостей (9.107) — (9.108) получаем значения всех параметров двигателя. Для целей настройки требуется знать ве­ личины Дро.ш (или Дрг.ш), Gг], Дррег. Решение системы нелиней­ ных уравнений может быть проведено любым приближенным способом (метод Ньютона, метод наискорейшего спуска и т. п.).

Для определения диаметра расходной шайбы dim по вычис­ ленному значению потерь на ней (Др,-Ш) следует воспользовать­ ся формулой [10]:

d !v «V- (9.114) [' 2рДріи

Следует заметить, что формула (9.114) дает удовлетворитель­ ные результаты при установке расходных шайб на прямых участ­

ках трубопроводов,

причем

/ /

до и после

шайбы

на

рас-

стоянии ие менее 10—15 диа­

 

метров

трубопровода

не

 

должно быть местных сопро­

 

тивлений (клапанов, пово-

 

ротов и т. п.). Так как эти

 

условия

в Ж РД

не всегда

 

выполняются, то вычислен­

 

ные диаметры шайб не бу-

 

дут обеспечивать

потребные

Рис. 9.20. Зависимости потребных потерь

расходы.

В связи с этим диа­

метр расходной

шайбы

цен

давления на настроечных шайбах и рас­

хода Gr, от фактора Vj

лесообразно

определять

не

 

расчетным' путем, а с по­ мощью проливок на специально оборудованных стендах, где

конфигурация трубопроводов аналогична трубопроводам двига­ теля.

Характеристики регулятора определяются обычно экспери­ ментальным путем. По вычисленному значению Apper и по харак­ теристике регулятора определяем, находимся ли мы в диапазоне, работоспособности регулятора, и затем по зависимости регули­ руемого параметра от угла установки ср определяем значение ср.

Для решения системы (9.107) — (9.113) необходимо привле­ кать ЭВЦМ. Иногда с целью повышения оперативности расчетов прибегают к следующему способу расчета параметров Др0.ш, Дрг.ш, Дррег, Grl. По результатам предварительных расчетов по-

377